Файл: Дыдевич, В. М. Кемеровский коксохим очерк о первенце сибирской химии - Кемеровском орденов Ленина и Трудового Красного Знамени коксохимическом заводе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сдавались. Если не обеспечивалось строительство ректи­ фикации и холодильников чертежами, то людей сосредо­ точивали на сульфатном, аммиачном и скрубберном отделениях.

О тревожном положении на стройке ведется боевой разговор на собрании заводского и коксостроевского актива, создаются ударные бригады и посылаются в мес­ та прорыва. Парторганизация завода в августе 1937 года создала «штаб социалистической мобилизации», сыграв­ ший важную роль на стройплощадке. Газета «Кузбасс» из номера в номер освещала ход строительства шестой батареи. На постановление Наркомата тяжелой промыш­ ленности коллективы завода и стройки ответили стаха­ новским трудом. Вопросы строительства шестой батареи неоднократно обсуждались на заседаниях партийного комитета.

Коммунисты завода решительно выступали против не­ обоснованных обвинений и исключений из партии своих товарищей-активистов. 29 января 1938 года партийный комитет вынужден был рассматривать вопросы об ошиб­ ках и формально-бюрократическом отношении к аппеляциям исключенных из ВКП(б).

Проверка показала, что на коммунистов поступали клеветнические доносы, исключались многие товарищи без анализа фактов, выдвинутых обвинений. Немного ра­ нее на городской партконференции смело выступил Ф. Н. Степачев:

— Я состою в партии с 1917 года, был делегатом де­ вятого съезда партии и теперь на меня поступили мате­ риалы, что я, мол, был земским начальником. А я всю жизнь рабочий, своими руками строил коксохим, участ­ вовал в создании парторганизации.

Пора положить конец клеветникам! Партия уже до­ статочно окрепла, чтобы разбираться правильно во всех делах!

Да, прав был старый большевик тов. Степачев. Боль­ шая группа оклеветанных коммунистов была восстанов­ лена в партии и в прежних должностях.

В 1939 году парторганизация завода представляла боевой отряд — 98 членов ВКЩ б), 46 кандидатов и 44 сочувствующих. 205 комсомольцев работали в цехах и управлении.

Подвиги рабочих, инженеров и техников, сумевших к

7*

99

 

ва, заведовала дверевым хозяйством в цехе. И сейчас не порывает она связи с коксохимиками, активно участвует в общественной жизни, помогает воспитывать молодежь.

На четвертой батарее начинал свою трудовую дея­ тельность и Сергей Матвеевич Кудрявцев.

Он родился в крестьянской семье, в деревне Пачинок Костромской области. Демобилизовавшись из армии в 1951 году, приехал в Кемерово и поступил на завод. Ве­ черами учился в техникуме, стал слесарем по ремонту печей, а затем газовщиком. Способного рабочего назна­ чили мастером по регулировке обогрева коксовых печей. Вступил в члены КПСС. При его участии разработан но­ вый метод ремонта печей (головки камер стали класть без остановки печей). Не одну «больную» печь вылечил мастер, не одну тысячу тонн кокса сверх плана отправил завод благодаря творчеству Сергея Матвеевича. Его бригада заслужила звание коллектива коммунистическо­ го труда, он лучший пропагандист и агитатор, избирался членом партийного бюро цеха и парткома завода.

За выдающиеся успехи, достигнутые в развитии чер­ ной металлургии, Президиум Верховного Совета СССР

Указом от 22 марта 1966 года присвоил Сергею Матвееви­ чу Кудрявцеву звание Героя Социалистического Труда.

Трудовой стаж начальника цеха А. Д. Маматша, на­ чальника смены В. Ф. Плющикова, в прошлом рабочих, почти такой же, как и батареи.

Коллективу коксового цеха в 1967 году присвоено имя 50-летия Октября.

Несмотря на некоторые проектные недочеты, три оте­ чественных батареи нового завода успевали обеспечивать

.коксом, химическими продуктами ведущие предприятия Урала, Кузбасса и Средней Азии.

Кемеровский коксохим становился научной базой, сюда приезжали для повышения своих знаний представи­ тели родственных заводов страны.

По генеральному плану на заводе намечалось соору­ дить еще три батареи. Но вероломное нападение гитле­ ровской Германии несколько отодвинуло сроки их пуска. Однако завод расширялся за счет других производств, остро необходимых народному хозяйству страны.


СТАХАНОВЦЫ

Зже 1935 году нашло своих последователей на Кеме­ ровском коксохимзаводе. К концу года здесь их на­ародившись в Донбассе, стахановское движение в том

считывалось семьдесят шесть. Первыми стахановцами были грузчик пека тов. Аникеев, коммунисты железнодо­ рожного цеха тт. Петров, Атанин, Суяров, Задоенко, Се­ ребряков, рабочие ректификации тт. Толкунов, Фоменков, Матвеев.

Душой стахановского движения стал комсомол. Борь­ ба за досрочное выполнение третьей пятилетки, за высо­ кие нормы выработки приняла массовый характер. В день стахановца, 31 декабря 1935 года, свыше 1300 чело­ век перевыполнили задание в два раза.

На коксовых печах стахановскую вахту несла смена комсомольца т. Очерета (43 человека), добившаяся на 45 печах высокого качества кокса.

Всульфатном цехе стахановская вахта комсомольца тов. Левковского перевыполняла задания по чистым про­ дуктам.

Вцехах были созданы сквозные комсомольско-моло­ дежные смены, в стенных газетах рассказывалось о ста­ хановцах, на «черные доски» заносились имена разгиль­ дяев и бракоделов. По материалам рейдов «легкой кава­ лерии» проводились специальные производственные со­ вещания. Партком умело направлял инициативу молоде­ жи, наказывал тех, кто пытался замазать недостатки, вскрытые молодыми контролерами.

Машинист железнодорожного депо тов. Свирков в первую пятилетку стахановской декады вместо 630 ваго­ нов обработал 720.

29 августа 1935 года аппаратчик комсомолец Петр Толкунов выдал 34 тонны 590 килограммов чистой про­ дукции при новой норме 8 тонн 800 килограммов.

Массовый характер приняло соревнование двухсотииков, то есть людей, выполняющих нормы не менее чем на 200 процентов. Кузнец тов. Лапшин, изготовляя кольца для коксовых печей, в пять раз перекрывал норму, зара-

103

батывая за смену по 35—40 рублей. Штукатур тов. Же­ лудков, недавний выпускник строительной школы, рабо­ тал за двоих и троих, бригада шамотчиков тов. Бузеева на кладке печей шестой батареи добилась высоких пока­ зателей— каждый член коллектива (в два с половиной раза перевыполнял нормы. Тов. Бузеев стал инициато­ ром соревнования за лучшие количественные и качествен­ ные результаты труда бригад шамотчиков.

В 1936 году небывалый подъем народной инициативы вызвала борьба за право поставить свои подписи под ра­ портом И. В. Сталину и Г. К. Орджоникидзе.

Малограмотная 'мотористка Е. А. Муратова сдавала

техминимум и одновременно посещала начальную школу. Раньше в смену на загрузку вагонов выходило четыре че­ ловека, теперь справлялись двое. Стахановка Мурасова и ее подруги содержали лебедки всегда исправными, быстро и полно загружали печи. Три годовых нормы вы­ полнила за одиннадцать месяцев моторист Т. П. Дерзи­ ла. Она закачивала ш силоса до двух тысяч тони угля при норме семьсот тонн. Почти вдвое поднялся ее заработок.

Коллектив сульфатного цеха достиг высоких показа­ телей на заводе и включился во Всесоюзное соревнование родственных цехов.

Сульфатчики хорошо освоили механизмы и аппараты. Все труженики, начиная с начальника цеха С. Ф. Кныша и кончая отвозчиком сульфата аммония, настойчиво боро­ лись за каждую тонну продукции, за каждый процент снижения влаги. Люди понимали: чем больше они дадут удобрений для совхозов и колхозов, тем лучше будет урожай хлеба. Машинно-сульфатный цех вышел победи­ телем в соревновании.

Поистине .массовым стахановское движение стало с первых дней 1936 года. К началу мая на заводе насчиты­ валось 425 стахановцев. Это движение внесло свежую струю, большие изменения в заводскую жизнь. Значи­ тельно возросла производительность труда.

В смоло-перерабатывающем цехе в два с половиной раза увеличилась разгонка смолы. Транспортники вместо 10—'20 начали грузить и отправлять более тридцати ва­ гонов в сутки. В цехе трудилось 164 стахановца.

Несколько хуже вначале обстояло дело со стаханов­ ским движением в коксовом цехе, но пример начальников смен тт. Комарова, Блузина, Рыкова воодушевил многих трудящихся и вскоре в коллективе работало около 60 ста­

104


хановцев, в два и более раза перевыполняющих сменныезадания.

Инициаторы соревнования пересмотрели производст­ венные возможности и пришли к выводу, что можно на несколько часов сократить .период 1ко.коаван1ия. Это дало-

возможность вместо 150 выдавать 168 печей в сутки! Одной из первых на заводе значком «Отличник социа­

листического соревнования Наркомчермета» была на­ граждена Ульяна Викторовна Калачикова.

Она начала свой трудовой путь уборщицей кокса (бы­ ла тогда такая профессия). Но молодую девушку интере­ совали сложные машины, обслуживающие коксовые печи. Интерес к технике заметил машинист тушильного вагона тов. Панферов.

—■Хочешь работать и а тушильном вагоне? — спросил как-то Панферов у молодой производственницы.

— Конечно! — сказала Ульяна.

Начались дни -упорной учебы. А через некоторое время она уже освоила коксовыталкиватель.

■Когда был построен новый завод, Ульяну Викторовну перевели на новые более сложные машины. А в дни ста­ хановского движения она обслуживала два рабочих места.

Путь от разнорабочего до аппаратчика высокого клас­ са в машинно-сульфатном цехе прошел Сергей Герасимо­ вич Карпухин.

В -цехе бездействовала аммиачная 'колонна. Сульфата аммония вырабатывалось не более восьми тонн в смену, хотя аммиачная вода спускалась в канализацию. Сергей Герасимович решил использовать неработающую колон­ ну. Предложение новатора вначале не нашло поддержки.

Взвесив все «за» я «против», Карпухин на свой страх л риск перевел колонну на новый режим работы. За одну смену в цехе начали получать до одиннадцати тонн мине­ ральных удобрений.

Первая удача окрылила аппаратчика. Он внес пред­ ложение по увеличению выработки сульфата. Испытания поданного предложения дали хороший результат. Выра­ ботка удобрений возросла в два раза.

Передовой опыт сибирского аппаратчика стали изу­ чать и внедрять на коксохимических заводах страны. За активное участие в рационализации и за высокие трудо­ вые показатели Сергею Герасимовичу было присвоено звание мастера первого класса; За трудовые успехи,

103-

достигнутые в годы первых пятилеток, аппаратчик Кар­

пухин был награжден орденом «Знак Почета». Стахановцы премировались ценными подарками, пу­

тевками в дома отдыха, санатории. Петю Толкунова пре­ мировали патефоном, велосипедом и тысячью рублями на предстоящую свадьбу. Интересен рассказ аппаратчика Толкунова на третьей Запсибкрайконференции ВЛКСМ 16 февраля 1936 года:

«Не буду много говорить, скажу, как я вырос и стал стахановцем. К восемнадцатой годовщине Октябрьской революции мы глубоко изучили стахановское движение, проработали у себя в смене, взяли обязательства. У нас были такие технические нормы, что говорили— выше никак нельзя двинуться, это три с половиной тонны. Я взял обязательство давать по пять тонн. Надо мной смея­ лись: «Выше трех не дашь, потому что никто не дает, две тонны только дают. Если до трех дойдут, это очень много». Ну ладно, я все же взял обязательство вы­ полнить и дал пять тонн. Потом я уже перестал давать по пять тонн, стал давать по семь и десять тонн. Когда я был избран делегатом на краевое совещание стаханов­ цев, то я прямо заявил руководителям края, что по при­ езде домой дам не десять тонн, а двенадцать. Я приехал, не заставил долго ждать, — сразу дал двенадцать с по­ ловиной тонн. Самое главное, как я сейчас работаю. Даю не три с половиной тонны, а двадцать три с половиной. Еще хочу сказать, как я лично воспринял стахановский метод и как обучаю этому же своих товарищей-рабочих. Вы, наверное, читали, в январе перекрыл мой рекорд Ко­ тов, который давал восемнадцать с половиной тонн. Меня несколько раз приглашали на углеперегонный завод, где выполнение было не больше 85—90 процентов, а сейчас они уже дают по стахановскому методу 300—400 про­ центов...».

Советский народ успешно выполнял пятилетние пла­ ны. Промышленность Кузбасса набирала высокие темпы. Коммунисты и комсомольцы поднимали соревнование на новую ступень. Как подчеркивается в отчете Кемеровско­ го горкома ВЛКСМ городскому комитету партии, в конце

тридцатых годов среди комсомольцев широко разверну­ лось социалистическое соревнование имени третьей пяти­ летки. Комсомольская организация города взяла шефст­ во над строительством коксохима. Более тысячи юношей

•и девушек прибыли на стройплощадку из других городов

106


тательство'М. Коллектив электриков тт. Гуревича, Ивано­ ва внес предложение, которое позволило экономить 372 тысячи рублей за год.

Ряд комсомольцев были выдвинуты на руководящие посты.

На коксохнме гремело имя стахановца Макара Мит­ рофановича Рытенкова. Трудовую жизнь он начал на старом Щегловок©м химзаводе еще в 1916 поду. 'В годы разгула контрреволюции в Сибири, Макар Митрофанович ушел в партизанский отряд, громил |белоба1ндитов. Вер­

нулся на завод в 1922 году. Работал учеником каменщи­ ка, шамотчиком, десятником на строительстве батарей.

В 1928 году Макар Митрофанович стал коммунистом. Ударник строительства тяжелой индустрии в Сибири1, он был в числе первых, награжденных орденом Ленина.

Опытного каменщика Макара Митрофановича назна­ чают мастером по горячему ремонту коксовых печей.

Шесть лет подряд он депутат Кемеровского горсо* вета, столько же лет — член горкома, в 1931— 1935 годы— член Западно-Сибирского крайкома партии.

На протяжении всей трудовой деятельности повышал свою квалификацию и занимался подготовкой молодых кадров, обучил более шестидесяти кладчиков коксовых печей.

Около сорока лет трудился на заводе Макар Митро­ фанович.

На 1КШСОХШМ пришли работать и его шестеро детей, а

теперь и внуки. Целая династия!

Рытенкошы— гордость завода.

Решили однажды ®

честь их провести вечер. В красном

уголке железнодо­

рожного цеха в этот день было тесно. Всем хотелось по­ бывать на торжестве.

Появление династии во главе с ее старейшиной Ма­ рией Ивановной Рытенковой собравшиеся встретили аплодисментами. Звучали фанфары.

Много теплых слов было сказано в адрес Рытенковых, рабочий стаж которых около 150 лет.

Участники художественной самодеятельности дали концерт. Одним из номеров программы был сказ:

«...Вроде жизнь начинается заново, Это видит Мария Ивановна —

Мать семьи Рытенковых прославленных, Счастьем, радостью не.оставленных.

108


Голова ее стала седой. Разменяла десяток восьмой. Было горе — не обойдешь его. Было в жизни и много хорошего. Но плохое уж плохо помнится,

Сердце гордостью нынче полнится, — За сынов, дочерей и за внуков толковых, За династию Рытенковых.

Хоть старость пришла, горевать не велит, Каждый сын и внук Сердце ей веселит.

Все-то статные, все-то славные, Не срамят седин Марии Ивановны. Пусть любому это запомнится.

Пусть любой ей в пояс поклонится...»

Стахановское движение на заводе получило высокую оценку партийных комитетов Кемерова и Западно-Сибир­ ского края. Подвиги ударников, стахановцев вошли золо­ тыми строками в летопись коксохима. Они и сейчас слу­ жат примером ударникам и коллективам коммунистиче­ ского труда.

ДЛЯ КРЫЛАТОГО МЕТАЛЛА

КЕще задолго до Великой Отечественной войны боевые самолеты строились из этого металла. Но производ­рылатый металл-— так принято наз.ывать алюминий.

ство его было дорогим из-за высокой стоимости электро­ дов, применяемых при его изготовлении. Долгим был поиск ученых, пока нашли более дешевое сырье для электродов. Нашли несколько вариантов, но одним из лучших оказался нефтяной кокс, имеющий большое со­ держание углерода.

Изготовление электродов из этого кокса имело и не­ достатки ■— в нем большое содержание золы.

Наконец, вопрос был решен и начали изготавливать электроды лз пекового макса, который выжигается из каменноугольной смолы. Этот кокс содержит до 99 про­ центов углерода, а зольность его не превышает 0,5 про­ цента.

Впервые такой кокс начали выжигать в Донбассе, Специально для выжига кокса были построены примитив­ ные коксовые стойловые батареи.

В 1938 году было принято решение о производстве пеiKOB'oro кокса на Кемеровоком 1ВДксох)им1ичеашм заводе.

Здесь кокс решили выжигать в камерных печах, что яви­ лось первым шагом в освоении нового производства. Для оказания технической помощи в Кемерово из Донбасса были направлены тт. Никольский и Печенкин. Николь­ ский в прошлом трудился на старом Кемеровском хими­ ческом заводе начальником химической лаборатории, хо­ рошо знал его и имел опыт работы в пековом производст­ ве Донбасса.

Как вспоминал Н. П. Токарев, — мы решили выжи­ гать пековый кокс'на третьей батарее. Для этого выдели­ ли группупечей, смонтировали пекоприемник, загрузоч­ ные бачки и другое оборудование и коммуникацию.

С каждым днем в стране нарастал спрос на пековый кокс -и поэтому были установлены очень сжатые сроки для монтажа оборудования и пуска в эксплуатацию но­ вого производства. Проектные работы завод должен был

ПО