Файл: Дыдевич, В. М. Кемеровский коксохим очерк о первенце сибирской химии - Кемеровском орденов Ленина и Трудового Красного Знамени коксохимическом заводе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Положение на строительной площадке завода в 1919' году было катастрофическим. Монтажные работы про­ должались, но их темпы были низкими, так как количест­ во рабочих сократилось до 200, влачивших жалкое суще­ ствование. Зато руководящий состав пользовался рядом привилегий, вплоть до бесплатных квартир, отопления и освещения. Рабочие испытали на себе все «прелести» колчаковской диктатуры, ее .«правый и скорый» суд. Арестованных расстреливали без суда и следствия, гуля­ ли по крестьянским спинам шомпола и нагайки, прикла­ дами и пуля.ми усмирял щегловоких рабочих фельдфебель Кузаванов.

Каратели напали на след подпольной парторганиза­ ции коксохима. Рабочим не удалось выступить против белогвардейцев.

Тяжело переживали рабочие завода разгром подполь­ ной партийной организации, но освободить арестованных товарищей не могли. Они понимали, что среди подполь­ щиков оказался провокатор и выдал их. Допросы и пыт­ ки рабочих участились.,Колчаковцы грабили и .истязали население.

Но режим кровавой диктатуры доживал последниедни. Под ударами Красной Армии и налетами партизан­ ских отрядов таяла армия «омского правителя», паниче­ ски отступая на восток.

-Всю осень и зиму 1919 года по железной дороге и трактам бежали остатки колчаковской армии. Вместе с ней удирали и представители местных контрреволюцион­ ных властей.

23 декабря 1919 года -части 35-й дивизии пятой армии освободили Щегловок. Над заводом взвился красный флаг. Партийная организация собирала своих членов, уцелевших после реакции, и бросила клич:

Даешь завод!

ВЩегловске возобновили работу советские органы власти. В ревком, созданный 25 декабря, вошли предста­ вители завода И. Ковалев и В. Хомутников. 23—27 мая 1920 года состоялся горуездный съезд Советов. От хими­

ческого завода его членами

были избраны М. Корнев,

Н. Ефремов, С. Ковалев,

С. Поляков, Р. Галывер,

М. Смирнов, А. Ведяискин,

М. Федунов, Я- Мельников,

Н. Родин, Ф. Степачев, Шерстобитов. Кандидатами ста­ ли: С. Кузякин, А. Баранов, А. Ломаченко, И. Лозгачев, А. Щербаков.

УДАРНАЯ СТРОЙКА СИБИРИ

нварь 1920 года. Реввоенсовет пятой арами доклады­ Явал Владимиру Ильичу Ленину: Кузбасс полностью

освобожден от колчаковщины.

Началось претворение в жизнь ленинской идеи УралоКузбасса. Сотни рабочих были взяты на армейское до­ вольствие. На предприятия возвратились опытные рабо­ чие, оставившие по разным причинам производство при диктатуре Колчака. Большевики объявили войну разру­ хе, голоду, болезням.

Партийная организация коксохима мобилизовала все силы на завершение строительства завода. Работали r тяжелых 'условиях. Нужны были деньги, материалы, не хватало специалистов. Акционеры сделали все, чтобы сорвать строительство завода.

Ленинская идея о второй угольно-металлургической базе на Урале и в Кузбассе, как едином организме, объе­ диняющем в процессе производства десятки предприятий металлургической, угольной, химической, машинострои­ тельной, цветной промышленности и железнодорожного транспорта, была понятна и близка простому народу. Партийцы широко пропагандировали идею УКК, разъяс­ няли массам его значение для исторических судеб миро­ вого пролетариата.

Надо было поставить несметные богатства Кузнецкого края на службу социалистического государства, в крат­ чайшие сроки восстановить разрушенное войной народ­ ное хозяйство.

Делом чести партийной организации тажсохима была разработка четкой программы окончания строительства и пуска завода. С этой задачей коммунисты справились.

Весной 1920 пода в Москве открылся Всероссийский учредительный съезд горнорабочих. Своим делегатом коксохимики послали в столицу большевика Филиппа Степанев-а. Впоследствии Филипп Николаевич вкшоминал:

«Мы выехали из [Кузбасса 23 февраля, >всамый разгар ■сибирских метелей... Тяжелым был тридцатитрехдневный

32


путь. Но нас воодушевляла мечта увидеть своего вождя и учителя Владимира Ильича Ленина и передать ему на­ каз кузнецких шахтеров, что сибиряки дадут уголь и тра,напорту, .и промышленности. Помню, часов так в один­ надцать дня вдруг зал всколыхнулся, ожил, раздались возгласы: «Ура», «Да здравствует Ильич!».

Я сидел во втором ряду, как раз напротив трибуны. И вот передо мной совсем близ,ко — Ильич, одетый в паль­ то, с кепкой в руке, чуть склонив голову, ждет пока стих­ нут приветствия. Затем он положил на стол кепку, под­ винулся к трибуне и начал речь:

— Товарищи! ...Вы, конечно, все знаете, что без уголь­ ной промышленности никакая современная промышлен­ ность, никакие фабрики и заводы немыслимы. Уголь — это настоящий хлеб промышленности, без этого хлеба промышленность бездействует, без этого хлеба железно­ дорожный транспорт осужден на самое жалкое положе­ ние и никоим образом не может быть восстановлен...».

С большим волнением рассказывал Степачев товари­ щам о встречах с вождем революции.

Филиппу Николаевичу довелось еще раз видеть Ильи­ ча на IX съезде партии, куда он был делегирован щегловскими коммунистами. Через всю свою жизнь Степачев пронес верность ленинским заветам.

Смоленский крестьянин, он нашел свое счастье в Си­ бири. Полвека жизни отдал коксохимическому производ­ ству, партийной и общественной работе.

Не менее интересна судьба Ивана Германовича Кова­ лева, рабочего, одного из первых коммунистов завода, которому тоже посчастливилось видеть Ильича.

...Товарный поезд шел из Сибири в Москву. В вагонетеплушке вокруг «буржуйки» (сидели мужики — о чем-то горячо спорили, курили. Рядом стояли винтовки, пулеме­ ты. Трудно было угадать в них делегатов десятого пар­ тийного съезда. Они только что вернулись из глубоких уездов, где подавляли эсеровско-меньшевистский и ку­ лацкий мятеж и теперь вот, последним днем февраля 1921 года, тронулись из Омска в столицу. Среди этих подуграждански одетых людей, 'охранявших в эшелоне про­ довольствие для участников съезда, ехал и Иван Кова­ лев, делегат с правом решающего голоса от парторгани­ зации Томской губернии.

Долгим и трудным был путь в столицу, и все же сиби­ ряки прибыли к открытию съезда. Вместе с другими за-

3 Кемеровский коксохим

33


недель его направили учиться в Сибирскую краевую сов­ партшколу в Омск. Через полгоца окончил ее и стал за­ ведующим орготделом Щегловского укома партии, а с августа 1920 по июль 1921 года— председателем уездно­ го комитета и членом бюро Томского губкома партии.

Такой жизненный путь прошел делегат X съезда Иван Ковалев.

«Съезд в силу некоторых обстоятельств открылся не шестого, а восьмого .марта 1921 года, — вспоминал позже Иван Германович. — Мы встретили Ильича тепло и ра­ достно. Ленин выступил с политическим 'отчетом ю работе ЦК и дальнейших задачах партии, делал доклад о един­ стве партии, по которому было принято знаменитое реше­ ние, запрещающее фракционность внутри партии и дис­ куссии, ибо это вело к подрыву партийных рядов. Еще открывая съезд, Лешин говорил, что дискуссия была не­ позволительной роскошью, что враги делали ставку на внутреннюю борьбу и раскол Коммунистической партии.

Молодым коммунистам трудно представить себе, ка­ кая острая борьба шла ;на десятом съезде и как Ильичу приходилось громить оппортунистов, троцкистов, цент­ ристов, рабочую оппозицию, «левых». Съезд в своем по­ давляющем большинстве пошел за Лениным и оказался на высоте стоящих перед ним исторических задач.

В работе съезда я участвовал всего два с половиной дня, так как 10 марта В., И. Ленин предложил послать четверть делегатов съезда на подавление Кронштадтско­ го мятежа. Мы, выделенные своими делегациями от гу­ берний, выехали иод командой К. Е. Ворошилова в Пет­ роград, оттуда двинулись на штурм крепости.

Наступали по льду Финского залива. Делегаты шли впереди полков Красной Армии. И несмотря на то, что крепость считалась неприступной, мы устремились впе­ ред с верой в победу. Мятеж был ликвидирован. 30 деле­ гатов пали в бою. Оставшиеся в живых возвратились в Кремль. Но так как съезд уже закончил свою работу и делегаты разъехались, В. И. Ленин выступил перед нами и сообщил о принятых съездом решениях. Ильич поздра­ вил нас с победой и потребовал проведения в жизнь ре­ шений съезда».

Партия направляла И. Г. Ковалева на разные рабо­ ты. В 1921—;1922 годах он работал секретарем подрайко­ ма ВКП(б) койсохимзанода, избирался секретарем пар­ тийного комитета Прокопьевском рудника, был уполно-

36

фереиций, награжден орденом Ленина и медалями...

...На партийной конференции Щегловского уезда 29 февраля 1920 года шла речь о строительстве завода. Де­ легат коксохимиков Степан Кузякнн сообщил конферен­ ции, что работа на 'стройплощадке идет успешно, что ячейка пополняет о б о и ряды н, после больших потерь iKOMiMyiHBCTOiB в годы колчаковщины, насчитывает уже 25 членов партии. Открыт партийный «луб и создана ячейка Союза Коммунистической молодежи.

Конференция направила приветственную телеграмму Владимиру Ильичу Лепину и 35-й дивизии Красной Армии, освободившей Щегловск.

Коммунисты обсуждали не только вопросы производ­ ственной деятельности п трудовой дисциплины. В повест­ ках дня были и такие проблемы, как постановка спектак­ лей, работа женсоветов, ликвидация неграмотности, про­ ведение «недели сухаря» и помощи голодающим. Не обходили стороной коммунисты и таких вопросов, как медицинское обслуживание. На заводе появилась своя амбулатория. Коксохимики первыми открыли детский сад. Вот название повесток дня некоторых партсобраний только 1920 года: «Об отзыве с общественных работ спе­ циалистов», «Подготовка к выборам в Советы», «О поли­ тически пострадавших от Колчака», «Выборы информа- тора-корреопондента», «Борьба с дезертирством», «О суб­ ботнике», «Военное обучение партийцев».

Несмотря на принятые меры партийной организацией и руководством завода, во главе которого стоял инженер И. И. Лоханский, положение на стройплощадке остава­ лось напряженным.

Доклад представителя рабочих завода Михаила Кор­ нева на Щегловском уездном съезде Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов 26 мая 4920 года рисует следующую картину.

«При заводе имеется профсоюз и комячейка, работа которых идет нормально. Работу за;вод производит толь­ ко ту, .на которую имеются материалы, что же касается производства чисто химического, то к таковому за отсут­ ствием материалов завод приступить не может. В настоя­ щее время имеется две коксовые печи. Открыта школа. ■Культурно-просветительная работа ведется, 'организован культурно-просветительный кружок, который ставит спектакли».

Дополняя докладчика, М. Е. Федунов сообщил:

38



«Такой завод, как химический, — первый в Сибири, он слишком важен для населения, так как в будущем бу­ дет вырабатывать, кроме кокса, масла, бензол, краски. В краске, как вы знаете, мы очень нуждаемся. И кресть­ яне в этом также заинтересованы, и они должны помочь рабочему, чтобы рабочий мот выработать те предметы, в которых мы так нуждаемся. Хотя в настоящее время за­ вод и приносит убытки, но нужно принять во внимание и то обстоятельство, что завод обслуживает рудники, исправляя их машины и станки».

В заключение тов. Федунов обращается к депутатамкрестьянам, указывая им, что «рабочий без крестьянина, как крестьянин без рабочего, жить не сможет, как не мо­ жет быть душ без хомута, или же хомута без дуги», и просит сообщить на местах, что рабочие работают не только для себя, но они заинтересованы и в том, чтобы общими усилиями рабочих и крестьян выковать себе об­ щее счастье...

Большой популярностью у рабочих пользовались кур­ сы ликвидации технической неграмотности. Двухгодич­ ную заводскую профтехшколу посещали и мужчины, и женщины.

В мае 1920 года заводской гудок созвал коксохимиков на первый коммунистический субботник. С лопатами и кайлами собрались они у барака, где жили каменщики. 'С песнями около ста каменщиков и металлистов напра­ вились туда, где в скором времени должны были всту­ пить в строй заводские корпуса и принять первых жиль­ цов дома.

Потом часто звучал заводской гудок, и люди после трудового дня шли <на разгрузку угля, огнеупорного кир­ пича, оборудования. Они не требовали за этот труд опла­ ты, они работали для себя, для своего рабоче-крестьян­ ского государства. Коммунисты уходили на субботники прямо с партийных собраний.

Коксохимики помнят авой первый клуб. Он был по­ строен в дни субботников и воскресников 1920 года. А сколько раз заводчане становились шахтерами! Когда не хватало угля, коммунисты и комсомольцы шли на рудник н спускались в забой, дважды они выезжали в Кольчугино кайлить уголь.

В дни коммунистических субботников проводили в дома щеглавцев электричество, очищали строительную площадку завода от мусора и хлама.

39

Накануне празднования третьей годовщины Великого Октября электрический двигатель дал первый ток для квартир горожан.

20 мая 1921 года В. И. Ленин подписал Постановление Совета Труда и Обороны об объявлении ударными объектами Киселево-Прокопьевских копей, Кольчугинской новостройки, Кемеровского химического и Гурьев­ ского литейного заводов. В этом важном документе го­ ворилось о скорейшем окончании постройки и оборудова­ ния Кемеровского химического завода с пуском первой батареи в 50 коксовых печей.

Ответственность за работы по Кемеровскому и Гурь­ евскому заводам возлагалась на Сиббюро, ВСНХ.

СТО вменил в обязанность наркоматам, учреждениям, всем хозяйственным органам республики, в том числе и военно-хозяйственным, проявить особое внимание к нуж­ дам предприятий, удовлетворяя их запросы в меру мак­ симальных возможностей и в срочном порядке.

Президиум ВСНХ должен был принять все меры к срочному предоставлению Кемеровскому химзаводу не­ обходимого оборудования согласно заявке, утвержденной председателем ВСНХ 14 апреля 1920 года.

Президиуму ВЦСПС, председателю ВСНХ и Наркомпроду предлагалось срочно отпустить в распоряжение Сибревкома для натурфонда ударной группы 300 тысяч аршин мануфактуры, пять тысяч пудов керосина.

Главполитпросвету было поручено срочно направить в Кузбасс военного типа агитпоезд с небольшой походной типографией, кинематографом, библиотекой, снабдив его необходимыми техническими ресурсами и командировав для временной работы в Кузбассе 10 квалифицированных политклубработников.

Ноябрьским днем 1921 года с ульевых печей химики впервые отправили поездом до станции Белово по новой железной дороге кокс для гурьевских металлургов.

Вмае 1922 года гурьевские металлурги подарили Ильичу колонку чугуна первого выпуска из восстанов­ ленной доменной печи. Чугун был выплавлен на кемеров­ ском коксе.

Втом же 1922 году кемеровские шахтеры назвали Ильича почетным членом президиума горнорабочих, по­ слав ему членский билет. За избрание В, И. Ленина чле­

ном президиума голосовали и рабочие коксохима.