Файл: Дыдевич, В. М. Кемеровский коксохим очерк о первенце сибирской химии - Кемеровском орденов Ленина и Трудового Красного Знамени коксохимическом заводе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
ПО МАНДАТУ ЛЕНИНА
Пской войны народное хозяйство молодой Советской республики находилось в катастрофическом состояосле долгих лет иностранной интервенции и граждан
нии. Не работали многие фабрики и заводы, замерли на железнодорожных путях паровозы, бездействовали коп ры шахт.
Коммунистическая партия, Владимир Ильич Ленин подняли народ на борьбу с разрухой, на строительство
.новой жизни. Клич вождя мирового пролетариата был услышан трудящимися зарубежных стран. Многие из них в знак солидарности с Советской Россией изъявили же лание поехать на Урал, в Сибирь, чтобы личным трудом помочь русским рабочим восстановить промышленность.
Ярким примером братской солидарности явилось соз дание по инициативе Ильича Автономной индустриаль ной колонии «Кузбасс». Люди ■нашего края с большой теплотой вспоминают об иностранных рабочих, в труд ный час приехавших на помощь родине Октября. Имена ми деятелей автономной колонии в городах страны, в том числе и у нас в Кузбассе, названы улицы, им посвя щены книги, научные статьи, монографии.
Среди лучших людей колонии в первую очередь сле дует назвать Себальда Рутгерса. Он одним из первых высказал мысль об оказании помощи Советской России и предложил создать индустриальную колонию иност ранных рабочих на Урале и в Сибири.
Себальд Рутгере трижды встречался с В. И. Лениным, и каждый раз его поражала уверенность, с которой Вла димир Ильич говорил о неизбежной победе революцион ного рабочего класса России в борьбе с иностранной интервенцией.
В мае 1921 года в Москву съезжаются делегаты Третьего конгресса Ко'М1интер:на и Первого конгресса
Профинтерна. Среди них — С. Ю. Рутгере.
12 июня 1921 года группа Рутгерса-Кальверта напра вила письмо Владимиру Ильичу, в котором был изложен
41
нологический институт, который окончил .в 1936 году, ра ботал заместителем начальника химического цеха, имеет правительственные н аграды...
С берега Томи, с Красной Горки, 'присев на фундамент опор бывшей канатной воздушной дороги, они смотрят на родные корпуса цехов, на заводские трубы.
—Сколько лет мы тут не были, Максим? — спраши вает с грустью в голосе Федор Матвеевич Житков.
—Наверное, десятка полтора...
—Я ничего не узнаю, — разводит руками Франц
Францевич Групд. — Вот контора райугля, там должен быть дом, где жил управляющий... Целые улицы пролег ли. И деревья не те, и лестница (помнишь, Максим, на склад угля вела?) куда-то исчезла...
— А посмотри, Франц, на левый берег. Какой заводи ще вымахал! Ты не забыл, что было на этом месте в двадцать втором? В тот год, когда вы, рабочие-интерна ционалисты, приехали к нам на помощь из Америки?
Все помнится Грунду: революция в России. Забастов ки в Чикаго и Нью-Йорке. Митинги солидарности с рус скими рабочими. Полицейские дубинки. Разгон демонст раций. И призывы профсоюза «Индустриальные рабочие мира»: Снять блокаду! Поможем 'Со/ветакой России!
В руках Франца Францевича — снимок. В толпе отъезжающих в Россию он находит на фото человека,, поднявшего не то флаг, не то платок.
— В порту это было. На пароход грузились. Красной материи не нашлось. Тогда я отыскал свой большой крас ный платок и, держа его над головой, пошел к трапу.
Две недели пересекал пароход океан. Две недели кач ки, ожиданий, надежд. Там, в Москве, их товарищи В, Д. Хейвуд, С. Ю. Рутгере и Г. С. Кальверт договорились с В. И. Лениным об организации в Сибири и на Урале Автономной индустриальной колонии. Там, в столице России, уже был создан Организационный комитет. Со вет Труда и Обороны, а также Политбюро ЦК РКП (б) обсудили предложение прибывших на Третий конгресс Коминтерна и на Первый конгресс Профинтерна делега тов из Америки об оказании экономической помощи.
— Я собрал много книг, брошюр, газет, в которых на печатаны письма Ленина нам, представителям рабочего класса стран капитализма, — замечает Грунд. — Как про зорлив был Ильич, как далеко видел!
44
22 нюня 1921 года Совет Труда и Обороны под пред седательством В. И. Ленина принимает постановление «Об американской промышленной эмиграции». Это был ответ па предложение иностранных рабочих оказать про изводственную помощь Советской России.
В постановлении говорится:
«1. Признать желательным развитие отдельных про мышленных предприятий путем сдачи их группам амери канских рабочих...».
Ряд пунктов посвящен предложениям Рутгерса:
«4. Предоставить т. Рутгерсу и его сотрудникам в чис ле 12— 15 человек возможность немедленно выехать на Урал и в Кузнецкий бассейн для выяснения на месте предприятий и источников сырья, которые .могут быть предоставлены америкатакой .промышленной эмиграции,
инеобходимых для этого условий.
5.Поручить Президиуму ВСНХ немедленно выдать т. Рутгерсу -под отчет 2 миллиона рублей на р.асходы по поездке и исследованию...».
24июня группа Рутгерса получает мандаты. Рутгере
утвержден руководителем экспедиции, Корнблит — сек ретарем и переводчиком, Геллер и Школьник — замести телями Мартенса. Сюда же включены двое .рабочих из США.
В Кузбассе группа Рутгерса встречается с сибирской экспедицией, организованной Смирновым. Совместными усилиями они проводят обследование бездействующего Гурьевского металлургического завода, шахт и рудников. В Щегловске решили создать центр колонии. Место хоро шее: большая река, рядом железная дорога, строящийся химический завод, рудник. Здесь можно создать не толь ко промышленный комплекс, о котором мечтал Себальд, но и организовать сельскохозяйственную ферму-коммуну.
19 сентября 1921 года Ленин направляет письмо сек ретарю ЦК РКП (б) В. В. Куйбышеву:
«т. Куйбышев!
У меня сейчас были Рутгере, Кальверт и Хейвуд,
представители группы американской рабочей колонии, желающей взять Надеждинский завод и ряд предприятий
в Кузнецком бассейне.
Они просят, чтобы их представитель (с переводчиком)
45
лично был в СГО в пятницу. Я думаю, это надо разре шить.
Затем обращаю Вашевнимание и прошу сообщить всем членам комиссии и подкомиссий следующее:
(1)Надеждинский завод, по их мнению, и экономиче ски и технически связан с группой предприятий в Кузбас
се, ибо он даст тракторы для их земледельческих хо зяйств; тракторы и всякие другие сельскохозяйственные орудия для крестьян; починку машин для предприятий их группы в Кузбассе, оборудование водного транспорта, связывающего с Сибирью, и т. д.
(2)В Кузбассе они берут 12000 десятин земли и ряд' предприятий, желая создать большое н законченное эко
номическое целое.
(3)Просят они всего 300000 долларов деньгами.
Иное мнение ошибка.
(4)Хотят сверх того хлеба ,и одежды, чтобы быстрее двинуть необходимые строительные работы тотчас. На-
до-де начать этой же зимой, чтобы к весне 1922 успеть
сделать.
(5)Они подчеркивают, что создадут твердую админи страцию их рабочей группы; а всю группу (3000—6000" рабочих) подберут из лучш их рабочих, большей частью молодых и холостых, практически изучивших соответст
вующее производство, живших в климатических усло виях, похожих на русские (Канада пли север Соединен ных Штатов).
(6)Они хотят непосредственной зависимости от СТО. Нечто 1в роде автономного государоившиого треста из
рабочей ассоциации.
Между прочим. Они говорят, что здесь в «эмигрант ском доме» живут 200 американских лесорабочих. Боль шая часть без работы. Тоскуют по работе. Отиравьте-де 30 из них в Надеждинамий завод и 15 в Кузбасс тотчас,
дав им полное снаряжение и пищу, и юнн тотчас начнут
постройку деревянных бараков. (А потом и все 200 пое дут). Весьма просят поспешить с отправкой.
Говорят, что Гербек (?я не точно понял английское произношение) из Промбюро Урала дал им согласие на
их план устно, а сибиряки (Сибпромбюро) письменно. Говорящих по-русски рабочих возьмут 10— 15%. Мо
гут и больше.
Прошу учесть все это».
46
* ifc
— Мы взяли с собой консервы, сухари, мыло. Запас лись мукой, сахаром, сушеным луком, морковью, карто фелем, фруктами... А главное, инструментами, — расска зывает Франц Францевич Грунд. — В Роттердаме закупи ли митии, иглы и (пуговицы. Нам 'было известно, что в России голод не только продовольственный. 'Каждый из нас знал обязательства, составленные лично Лениным.. Вот их текст:
«1. Мы обязуемся |
провести это (восстановление и |
|
строительство ряда |
предприятий Урала |
и Сибири — |
прим, авт.) и коллективно отвечаем за то, |
чтобы ехали |
в Россию только люди, способные и готовые сознательно вынести ряд тяжелых лишений, неизбежно связанных с восстановлением промышленности в стране, весьма отста лой и неслыханно разоренной.
2.Едущие в Россию обязуются работать с максималь ным напряжением и с 'наибольшей производительно стью труда и дисциплиной, .превышающими капитали стическую норму, ибо иначе опередить капитализм и да же догнать его Россия не в состоянии.
3.Обязуемся все случаи конфликтов без изъятия, ка кого бы рода эти конфликты ни были, передавать на' окончательное решение высшей Сюввлаети России и доб росовестно выполнять все ее решения.
4.Обязуемся не забывать крайнюю нервность го лодных и измученных русских рабочих и крестьян во круг нашего дела и всячески помогать им, чтобы создать, дружные отношения, чтобы победить недоверие и за висть».
Группа Рутгерса и Хейвуда завершила переговоры осенью 1921 года. В. И. Ленин телеграфировал 21 октяб ря в Сибпромбюро и Сибревком:
«Соглашение с Рутгерсом достигнуто. Согласно дого вору мы обязуемся заготовить к весне 50000 бревен для работ в Кузбассе. Примите необходимые меры для без
условного исполнения. Доносите о принятых мерях теле графно».
Первая группа из 17 человек прибыла в Щегловск в январе 1922 года. Летом колонистов было уже примерно 175 человек. Себальд Рутгере приехал для руководства колонией первого августа.
Контора АИК «Кузбасс» разместилась на руднике.
47
были отосланы обратно. И все-таки был .построен боль шой двухэтажный дом-коммуна, рассчитанный на 200 жильцов, половина которого вместе с общественной сто ловой уже находится в эксплуатации. Затем построили несколько домов и один барак и провели ряд ремонтных работ. Была построена лесопилка и оборудованы служеб ные помещения...
Теперь перед нами стоит задача немедленно взять под наше попечение химический завод, так как иначе он придет в совершенную 'негодность. iB области мимми у нас работает один очень дельный и опытный инженер из Америки, доктор Малер, а также три молодых ассистента.
Отношения междуамериканскими и русскими рабо чими очень хорошие, несколько хуже с русскими техни ками... Нам будет нужна довольно большая свобода дей ствий в делах управления, так же как и твердая поддерж ка при преодолении большого и малого противодействия, которое Вам хорошо известно...
С сердечным приветом С. Ю. Р у т г е р с».
Не все было нормальным в колонии. Большие хлопоты доставила механическая мастерская Маленькое помеще ние, закопченные стены, открытый горн, у которого тру дились местные 1куэнецы. Их немного, производительность
труда очень низкая. Руководитель мастерских, бельгий ский металлист коммунист Ван Доорен отмечал, что труд кузнецов плохо организован, на одной поковке занято шесть человек, хотя при другой 'организации можно было сократить подручных и значительно поднять производи тельность.
Ближайшей задачей колонистов была сдача химиче ского завода и коксовых печей в эксплуатацию. Но для этого необходимо было провести ремонт существующих зданий, химического производства, переложить батареи, кладка которых была выполнена недоброкачественно, и поднять железнодорожное полотно для подачи угля на угольные ямы.
И здесь анконцы столкнулись с трудностями. Старые специалисты «Копикуза», не передали правлению коло нии необходимой документации. Уильяму Малеру приш лось создавать конструкторскую группу по восстановле нию документации.
Большие надежды руководство колонии возлагало на
50
химический завод. Рутгере считал, что завод будет основ ным потребителем угля и начнет снабжать коксом внут ренний рынок и заводы Урала. Он просил Малера уско рить пусковые работы.
Ветренной и морозной была зима 1923— 1924 годов. Январь. На заводе предпусковые дни. Батарея поставле на на просушку. Новая победа русских и иностранных рабочих. Но нет радости на лицах людей. 21 января 1924 года скончался Владимир Ильич Ленин.
27 января рабочие завода, все жители левобережья молча дважды прошли по улицам города. В домах не за жигали огней. Многотысячный митинг состоялся у На родного дома. Почетный караул дал несколько залпов из ружей.
В морозном воздухе звучали слова резолюции: «Собравшись на митинг в день 'похорон нашего люби
мого вождя Владимира Ильича Ленина, мы, рабочие, члены РКП (б) и беспартийные, взрослые и молодежь, мужчины и женщины, с болыо в сердце расстаемся с на шим дорогим руководителем, гениальный ум которого указывал нам путь к победе, а его железная энергия спаяла наши ряды и укрепила нашу волю к победе в са мые тяжелые моменты борьбы. Его больше нет среди нас, но память о нем и его заветы будут вечно жить в сердцах пролетариев. В этот печальный день мы даем клятву уде сятерить наши силы в строительстве пролетарского госу дарства, неуклонно, без колебаний, сомкнутыми рядами идти дальше к нашей цели — коммунизму...».
Через несколько дней коксохимики провели партийное собрание, где шла речь о призыве в Коммунистическую партию. В резолюции говорилось:
«В то время, как заграничный пролетариат ведет борь бу еще за первые политические и экономические завоева ния, русские рабочие достигли их целиком и полностью в Октябре 1917 года путем завоевания государственной власти.
Эти завоевания требуют дальнейшего их углубления путем экономического подъема Союза Советских Социа листических Республик. Вполне правильны хозяйствен ные мероприятия, намеченные Съездом Советов Союза. Тяжелый путь, пройденный рабочим 'классом России под руководством РКП, подтвердился жизнью и оказался единственно правильным.
Со смертью дорогого вождя Владимира Ильича рабо-
4* |
51 |