Файл: Голубев, А. И. Торцовые уплотнения вращающихся валов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Граничные условия:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г = гг : р = 0; Т — Т г, р = р,;

 

 

 

 

Г ~

 

• Р ~ Р0) Т ~ Т 2, р “= Р2>

 

 

 

 

 

2 =

0 : v z =

у ф =

v r = 0 ;

 

 

 

 

 

Z = h : v r = v z =

 

 

= CO r 1

 

 

 

 

 

 

- 0 ,1 5 р о У

 

 

 

y.rl

г

(43)

Р

0 , 15 рсо2 ( г 2 — ' U

1 Р°~

 

r2 \

 

Ш

 

 

 

 

In ( W i — 1 .

 

 

 

 

 

 

 

V xr2— 1

4

)

 

 

 

 

 

 

 

 

CO

Pq-- 0 ,1 5 p o )2

 

'i)

 

 

 

 

<7 =

 

a s*

( j' 2 -

 

(44)

 

 

6 P l

{ХГХV

i n (* r i

1

 

 

 

 

 

)

 

 

 

 

 

 

 

\ w

2 —

1 4

 

 

где

Р 2

Pi

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

r2Pl

rllX2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из выражения (43) видно, что давление не зависит от величины

зазора,

а влияние инерции и переменности вязкости определяется

членами, содержащими угловую скорость со и параметр х. Если вязкость падает в направлении течения жидкости, то эпюра рас­ пределения давления становится более вогнутой, если возрастает ■— более выпуклой, чем эпюра для постоянной вязкости жидкости.

ПАРЫ ТРЕНИЯ С ГИДРОСТАТИЧЕСКИ-ГИДРОДИНАМИЧЕСКИМ УРАВНОВЕШИВАНИЕМ ТРУЩИХСЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ

Выше отмечено, что гидростатические уплотнения, у которых дросселирующим элементом является сам зазор пары трения, не имеют достаточно высокой гидростатической жесткости в отноше­ нии угловых перемещений. Существует опасность касания краев

П оверхност ь т рения

пары трения. При низких перепадах давления жидкости, например при работе на режимах низкого давления уплотнений валов глав­ ных циркуляционных насосов АЭС, гидростатические силы в за­ зоре пары могут стать соизмеримыми с динамическими силами, силами трения вспомогательных уплотнений и т. п. Чтобы избе­ жать задиров в паре трения в этих случаях, можно применять

5 А. И. Голубев

65


дополнительно гидродинамическое уравновешивание пары. Такие уплотнения называем гидростатически-гидродинамическими.

Представляет интерес одна из конструкций указанных уплот­ нений, разработка и исследование которой описано в работе [47]. Гидростатическое уравновешивание пары трения обеспечивается

сужающимся зазором (рис. 53).

Кроме того,

на поверхности не­

р0,кгс/смг

 

подвижного кольца

выполнены

 

спиральные канавки для на­

10

 

 

гнетания жидкости

или газа от

 

 

периферии к центру при отно­

8

 

 

сительном

скольжении

поверх­

В

 

 

ностей пары трения.

Гидроди­

 

 

намическое

расклинивание

по­

В

 

 

верхностей

осуществляется

так

2

 

 

же, как в

гидродинамических

 

 

упорных подшипниках со спи­

 

 

 

0

1 2

3 4 5 В‘Югп,о5/мин

ральными канавками, приме­

няемых наиболее

широко

при

Рис.

54. График областей работы гидро­

работе на газовой смазке.

статическо-гидродинамического уплотне­

ния

(среда—азот) [47]

Уплотнение, показанное на

рис. 53, может работать без кон­ такта трущихся поверхностей как при малых перепадах давле­ ния, так и при малых скоростях вращения вала (рис. 54). Для обеспечения такой работы уплотнения отклонение от плоскост­ ности поверхности кольца должно составлять около 1 мкм при глубине спиральных канавок около 3 мкм.

В работе [47] показано, что уплотнения такого типа работают устойчиво как на газах, так и на жидкостях (вода) при частоте

вращения вала 5000 об/мин (на воде)

и 20 000 об/мин (на азоте)

и больших перепадах давления (до 70

кгс/см2 на азоте).

ПРИНЦИП МИНИМАЛЬНОЙ МОЩНОСТИ ПРИ РАСЧЕТЕ ГИДРОДИНАМИЧЕСКИХ И ГИДРОСТАТИЧЕСКИХ ПАР ТРЕНИЯ

Гидродинамическое и гидростатическое уравновешивание пар трения преследует цель увеличить зазор между трущимися по­ верхностями, чтобы сократить потери на трение и уменьшить их износ. Однако при этом значительно увеличиваются утечки жидко­ сти. Теряемая с утечками жидкости мощность пропорциональна их расходу и перепаду давления в уплотнении.

Таким образом, суммарная мощность, теряемая в паре трения торцового уплотнения, приблизительно выражается следующим образом:

N = AX^

+ Aq^

,

(45)

где Ах, Aq — коэффициенты,

зависящие

от конструкции

уплот­

нения.

 

 

 

66


Первое слагаемое, определяющее мощность жидкостного тре­ ния, обратно пропорционально величине зазора, а второе — мощ­ ность утечки, пропорционально кубической степени зазора. От­ сюда минимальное значение N при

(46)

Вобычных торцовых уплотнениях мощность утечки значи­ тельно меньше мощности трения, а величина зазора в паре трения является переменной и практически нерегулируемой.

Вгидродинамических и особенно в гидростатических уплотне­ ниях величину зазора можно регулировать в широких пределах изменением некоторых элементов их конструкций.

Вряде случаев целесообразно проектировать уплотнения с оп­ тимальными зазорами аналогично гидростатическим подшипникам [68]. Это было сделано, например, при разработке гидродинами­ ческого уплотнения рабочего колеса центробежного насоса [22].

Такой же

расчет для гидростатического уплотнения приведен

и в работе

[26].

Найденный по выражению (46) зазор может оказаться слишком малым, чтобы избежать касания трущихся поверхностей колец пары трения. В этом случае приходится увеличивать зазор, что сопровождается повышением затрачиваемой на уплотнение мощности.

БАЛАНС ТЕПЛА И ТЕМПЕРАТУРЫ ПАРЫ ТРЕНИЯ

Выше для торцовых уплотнений различных типов были установ­ лены гидродинамические зависимости, связывающие их силовые и другие характеристики с физическими параметрами жидкости

взазоре пары трения. Чтобы получить замкнутую систему урав­ нений для полного определения указанных характеристик, необ­ ходимо к имеющимся уравнениям добавить уравнение баланса тепла в уплотнении. Оно позволяет найти температуру жидкости

взазоре уплотнения. Далее по эмпирической зависимости вяз­ кости жидкости от температуры определяют ее вязкость в зазоре

уплотнения. Обычно изменением плотности, теплопроводности и других параметров жидкости в зависимости от температуры можно пренебречь. Однако для газов приходится учитывать и эти зависимости, используя уравнение состояния газа.

Систему уравнений при совместном гидродинамическом и те­ пловом расчете торцового уплотнения необходимо решать методом последовательных приближений, как это делают при расчете под­ шипников.

Основными источниками тепла, выделяющегося в уплотнении, являются трение в паре и трение вращающихся частей уплотнения в уплотняемой среде. Выделением тепла в результате вибраций

5*

67


и трения вспомогательных элементов (резиновые кольца, ман­ жеты, сильфоны, мембраны, пружины, поводки и пр.) можно пренебречь ввиду его незначительности.

В большинстве конструкций торцовых уплотнений тепло, выделяющееся в паре трения, значительно превосходит тепло, выделяющееся в результате трения в среде. Однако при больших частотах вращения вала (10 000—30 000 об/мин) и сравнительно малых перепадах давления (до 10 кгс/см2) наблюдается обратная картина [20].

Для составления уравнения баланса тепла рассмотрим, как отводится тепло от пары трения уплотнения (рис. 55).

 

Рис. 56. Зависимость количества

 

выделяющегося

тепла

трения

 

уплотнения о жидкость (воду)

 

от угловой скорости (наиболь­

 

ший диаметр

вращающихся

 

элементов 117

мм,

наимень­

Рис. 55. Схема к определению баланса

ший — 50 мм);

точки — экспе­

риментальные данные [20], кри­

тепла в паре трения

вая — расчетные, данные

В торцовых уплотнениях с обыкновенными парами трения утечки жидкостей невелики (от долей до десятков кубических сан­ тиметров в час, и поэтому отводом тепла с утечками можно пре­ небречь. В уплотнениях с гидродинамическими и особенно гидро­ статическими парами трения отвод тепла с утечками до сотен лит­ ров в час существенно влияет на температуру пары трения.

Большая часть тепла, выделяющегося в паре трения, отводится

вжидкость, окружающую уплотнения, благодаря теплопровод­ ности колец пары. Значительно меньшая часть тепла отводится

ввоздух за уплотнением. Для уплотнений, работающих на газах, оба тепловых потока могут быть одного порядка по величине. Как правило, тепловой поток в результате теплопроводности деталей (вал, корпус, крышка и т. и.), находящихся в непосредственном контакте с деталями уплотнения, значительно уступает по вели­

чине тепловому потоку в жидкость.

Запишем выражения для отмеченных выше тепловых потоков. В соответствии с рис. 55 тепло Q, выделяющееся в единицу

68


времени в паре трения, составляет (в ккал/с)

Q = - w D W fPy*

(47)

Тепло, выделяющееся при трении деталей уплотнения в жидко­ сти, можно приближенно определить, если воспользоваться вы­ ражениями для коэффициентов сопротивления вращению диска и цилиндра в камере [14]. К дискам можно отнести вращающиеся кольца торцовых уплотнений с неподвижными упругими элемен­ тами (см. рис. 11), а к цилиндрам — детали уплотнений с вращаю­ щимися упругими элементами (см. рис. 8).

Тепло, выделяющееся в единицу времени при трении деталей

цилиндрической формы,

 

Qu — g54 £>ЛсцР® >

(48)

где Пц, /ц — осредненные диаметр и длина цилиндрической части уплотнения.

Аналогично тепло, выделяющееся при трении деталей, близ­ ких по форме к диску,

 

Qa= ^

0“(£ h- £

bK

pco3,

 

 

(49)

где DH и Db— наружный

и внутренний диаметры диска.

предло­

Для определения коэффициентов сц и сд в работе

[20]

жено использовать выражения, полученные при

обтекании пла-

 

 

лОц о

1,3-10®

для турбу­

стины жидкостью. При Re4ifl= ---- — >

лентного

режима

 

 

 

 

 

 

 

Сц = Сд = 0,0672Re^2.

 

 

(50)

При

этом расчетные

значения

QB=

S Q4i +

<2Д/

хорошо

 

 

 

 

i

 

 

 

совпадают с измеренными экспериментально (рис. 56). Выделение тепла резко возрастает при угловой скорости вращения более 400 1/с. Экспериментальных данных относительно трения уплот­ нений в жидкости весьма мало, так как его трудно отделить от трения в зазоре пары. На рис. 57, а и б показаны два уплотнения, мощность трения которых в воде и масле определяли экспери­ ментально (табл. 2 [60]). Уплотнение, показанное на рис. 57, а, потребляет мощность большую, чем уплотнение на рис. 57, б, из-за большего вихреобразования в камере. С ростом скорости вращения и вязкости жидкости потери на трение значительно уве­ личиваются. В частности поэтому для высоких скоростей вращения валов и особо вязких жидкостей применяют уплотнения с непод­ вижным упругим элементом.

69