Файл: Голубев, А. И. Торцовые уплотнения вращающихся валов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

кольца из композиционного материала АМИП-ЗОМ (на основе фторопласта-4) при его трении в уплотнении по кольцу с наплав­ кой стеллита В-ЗК [20]. Теплопроводность АМИП-ЗОМ весьма низкая, приблизительно соответствует теплопроводности фто­ ропласта-4, поэтому при высоких скоростях скольжения в кольце наблюдаются большие градиенты температуры. Сами температуры вблизи поверхности трения достигают сотен градусов. Естественно, что при этом в зазоре пары трения режим трения близок к сухому.

На рис. 60 приведены экспериментальные данные, получен­ ные во ВНИИГидромаше для полужидкостного режима трения

Рис. 59. Зависимость температуры

Рис.

60. График изменения

тем­

в кольце

из

АМИП-30 М от рас­

пературы в кольце из углеграфита

стояния

от

поверхности

трения

на

глубине 1

мм от поверхно­

(среда—вода

при

35° С):

 

сти

трения (среда—вода,

р =

1

v=

40

м/с; руд =

3

кгс/см2;

= 40 кгс/см21,43 р уД = 6,9

кгс/см2,

2 —

v= 100

м/с; руд =

3

кгс/см2;

v =

5,68 м/сек,

п = 920

об/мин)

3

v= 40

м/с, руд =

6

кгс/см2;

 

 

 

 

 

4 —

v= 100

м/с,

руд =

6 кгс/см2

 

 

 

 

 

[ 2 0 ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в зазоре уплотнения. Уплотнение испытывали на воде с парой тре­ ния сталь 9X18 (HRC 51) — углеграфит 2П-1000, пропитанный фенолформальдегидной смолой. Температуру измеряли термо­ парами в неподвижном кольце из углеграфита на среднем диа­ метре 118 мм и глубине 1 мм от поверхности трения. Из графика видно, что разница между температурой воды, окружающей уплот­ нение, и температурой в кольце увеличивается с повышением тем­ пературы воды, так как при этом ее вязкость уменьшается и режим трения приближается к сухому.

Температуру кольца пары трения (рис. 61) измеряли на глу­ бине 1 мм от поверхности трения при различных скоростях сколь­ жения, давлении масла и двух значениях коэффициента гидрав­ лической разгрузки уплотнений (k = 0,75, k = 1).

В отличие от обыкновенных пар трения, в парах трения гидро­ динамических и термогидродинамических уплотнений часть тру­ щейся поверхности непосредственно омывается окружающей сре­ дой и охлаждается более интенсивно. Это следует учитывать при расчете их температуры.

74


р,кгс/см}

Приведенные выше данные позволяют с достаточной точностью оценить температуру в зазоре торцового уплотнения, если известны силы трения в зазоре. Последние определяют при силовом рас­ чете пары трения, когда задаются температурой (вязкостью) жид­ кости и принимают некоторую величину зазора. Затем при тепло­ вом расчете найденная температура жидкости в зазоре уплотне­ ния, как правило, будет отличаться от первоначально принятой. Тогда требуется повторный пере­ счет характеристик уплотнения.

Тепловой расчет может пока­ зать, что температура жидкости в зазоре уплотнения чрезмерно высока и жидкость будет вски-

Рис.

61.

График

изменения

темпера­

Рис. 62. Зависимость температуры

туры

в

кольце

из

инструментальной

кипения от давления для легких

стали торцового уплотнения (пара тре­

нефтепродуктов [58]:

 

 

ния

углеграфит — инструментальная

1 — этилен; 2 — ацетилен;

3

сталь; среда—масло при 30° С):

этан;

4 — пропилен; 5

— пропан;

1 — k =

0,75,

о =

5 м/с; 2 — k = 0,75,

6 — эфир; 7 — изобутан;

8

ft-бу­

о =

10

м/с;

3

k =

1,

о = 5 м/с;

тан;

9 — этилхлоран

 

 

4 k =

1,v =

10 м/с

[60]

 

 

 

 

 

пать, не обеспечивая достаточную смазку пары трения. Чтобы установить это, необходимо знать зависимость температуры кипе­ ния жидкости от ее давления. Критические условия особенно легко возникают при работе уплотнений на жидкостях с низкой температурой кипения (сжиженные газы, легкие нефтепродукты). В этом случае фирма Флексибокс (Англия), выпускающая уплотне­ ния для оборудования нефтяной и нефтехимической промышлен­ ности, в качестве основных параметров при выборе уплотнения на те или иные условия работы принимает:

а) количество тепла, выделяющегося при трении в уплот­ нении;

б) разность между температурой кипения жидкости и ее тем­ пературой в камере уплотнения при заданном давлении.

На рис. 62 приведены зависимости температуры кипения от давления для легкокипящих нефтепродуктов [58].

75


Если расчет показывает, что трение в зазоре уплотнения близко к сухому трению, необходимо либо снизить интенсивность выделе­ ния тепла в паре (увеличить гидравлическую разгрузку пары, применить для пары материалы с лучшими антифрикционными свойствами), либо повысить интенсивность отвода тепла от уплот­ нения (увеличить расход жидкости через камеру уплотнения, ввести дополнительное охлаждение, применить пару трения с более высокой теплопроводностью колец и т. д.).

РЕЖИМЫ ТРЕНИЯ И ТЕМПЕРАТУРНОЕ РАСТРЕСКИВАНИЕ

КОЛЕЦ ПАРЫ ТРЕНИЯ

Большинство пар трения работает в наиболее благоприятных ре­ жимах трения от полужидкостного до жидкостного, но достаточно много пар работают в режимах от граничного до сухого трения.

Для характеристики режима трения в уплотнении, наряду с температурой в зазоре его пары, можно использовать более удоб­ ный параметр — коэффициент трения.

При этом, как видно из рис. 28 и данных работ [54, 72], в об­ ласти полужидкостного трения разброс экспериментальных точек

значительный.

работы

Таким

образом, для торцового уплотнения параметр

в форме

или ~ ~ не может однозначно определять

коэффи­

циент трения. Это объясняется особенностями рабочего процесса уплотнения в режиме полужидкостного трения.

Если воспользоваться выражениями (18)—(22), полученными в теории термогидродинамического расклинивания трущихся поверхностей, то можно выразить коэффициент трения следующим образом:

/ 5

т

срЛ464р3Е3 \ 5

 

(59)

\~2

J

aiL3W* )

 

В эту зависимость входят параметры, характеризующие фи­

зические свойства жидкости (р,

р, с) и трущейся поверхности (аД,

форму поверхности (D, b, L), динамику трения (К, W). Коэффи­ циент трения убывает с увеличением нагрузки на пару трения и возрастает с увеличением скорости скольжения и вязкости. Это качественно согласуется с данными работ [54, 72 ] для полужид­

костного трения.

С уменьшением нагрузки, увеличением скорости скольжения и вязкости жидкости полужидкостный режим трения переходит в жидкостный. При этом зазор в уплотнении увеличивается и ко­ эффициент трения возрастает. Используя выражения (29)—(32),

для коэффициента жидкостного трения,

получим

/ =

(60)

76


Как и следовало ожидать, для жидкостного трения имеем однозначную зависимость коэффициента трения от параметра ра­ боты, аналогичную зависимости для подшипников скольжения. При этом ср является лишь функцией формы трущихся поверх­ ностей. Отсюда становится понятно, почему разброс эксперимен­ тальных значений коэффициента жидкостного трения значительно меньше, чем коэффициента полужидкостного трения (см. рис. 28).

С увеличением нагрузки на пару трения, уменьшением ско­ рости скольжения и вязкости жидкости зазор в паре трения умень­ шается и режим трения уплотнения переходит от полужидкост­ ного к граничному. Последний характеризуется практически пол­ ным отсутствием избыточного гидростатического и гидродинами­ ческого давления жидкости в зазоре пары и слабой зависимостью коэффициента трения от скорости и нагрузки [60].

На рис. 41 этому режиму соответствует горизонтальный уча­ сток кривой коэффициента трения. Такие закономерности изме­ нения коэффициента трения объясняются особыми свойствами слоев жидкостей при малых зазорах в парах трения (—0,1 мкм).

Режимы граничного трения могут быть устойчивыми лишь при работе на жидкостях со смазывающими свойствами (различ­ ные масла ит. п.). Таких свойств нет у газообразных сред. С пере­ ходом от граничного трения к полусухому и затем к сухому коэф­ фициент трения резко возрастает. При сухом трении наблю­ даются колебания коэффициента трения (см. рис. 41), что можно объяснить падающей формой зависимости коэффициента трения от скорости скольжения [19].

Если рассматривать поле режимов работы какого-либо торцо­ вого уплотнения на определенной жидкости при постоянной ско­ рости скольжения и в качестве рабочего параметра принять обрат­ ную величину удельной нагрузки в паре трения, то зависимость коэффициента трения от нагрузки можно представить рис. 63.

Граничные значения коэффициента трения на рис. 63 прибли­ зительно соответствуют парам трения углеграфит—металл.

Кривая на рис. 63 состоит из двух ветвей: левой — от сухого до граничного трения и правой — от граничного до жидкостного трения.

При режиме работы пары трения, соответствующем какому-либо из участков правой ветви кривой, случайное (или закономерное) увеличение нагрузки приводит к снижению коэффициента трения в паре. Если же режим работы соответствует участку левой ветви кривой, то с увеличением нагрузки коэффициент трения резко возрастает. Отсюда и более резкий рост температуры в зазоре пары, чем в первом случае. Устойчивость режима работы пары тре­ ния на левой ветви поэтому значительно меньше, чем на правой. Наблюдения показывают, что при переходе от граничного к полу­ сухому трению происходит дальнейший весьма быстрый (скач­ кообразный) переход к технически сухому трению, часто сопрс• вождающийся перегревом и выходом из строя уплотнения,

77


В то же время некоторые торцовые уплотнения нормально ра­ ботают в режиме сухого трения. К ним относятся уплотнения, работающие на газах, уплотнения с весьма высокими скоростями скольжения в парах трения, уплотнения для сжиженных газов (кислород, азот, гелий и т. д.) и др. Но и в уплотнениях для жид­ костей при эксплуатации возможны режимы полусухого и сухого трения, хотя такие режимы не допускаются или допускаются лишь кратковременно.

Режимы сухого трения в уплотнениях валов насосов наблю­ даются, например, при работе насосов, не залитых жидкостями, при срывах подачи насосов и т. д.

При исследовании этого во­ проса нас пока не будет интересо­ вать износ пары трения (если сухое трение не является нормальным

и

длительным

режимом работы),

а

только то,

не произойдет ли

Рис. 63. Зависимость коэффициента

Рис. 64. Профиль поверхности металл

трения от нагрузки для разных ре­

лического кольца с термическими тре*

жимов трения торцового уплотнения

щннамн

в результате повышенного трения и выделения тепла, с возможным последующим быстрым охлаждением жидкостью, растрескивание и разрушение колец пары трения?

Испытания и эксплуатация торцовых уплотнений показали, что терморастрескивание колец пары трения наблюдается часто. В некоторых случаях после появления трещин уплотнение про­ должает работать с повышенной утечкой жидкости и повышенным износом до последующей приработки его пары трения, что проис­ ходит из-за увеличения неплоскостности и снижения чистоты по­ верхности трения (рис. 64). В других случаях уплотнение после терморастрескивания выходит из строя из-за недопустимо боль­ шой утечки жидкости вследствие частичного или полного разруше­ ния колец пары трения. Как правило, терморастрескивание колец пары трения не сопровождающееся их разрушением, наблюдается у колец из упруго-пластических материалов, например, из различ­ ных металлов и сплавов (углеродистые, хромистые стали, стел­ литы и т. п.) с твердостью HRC 40—60. При тёрморастрескивании температура на их поверхностях достигает ~400°С, о чем сви­ детельствуют цвета побежалости (рис. 65). Трещины направлены ра­ диально и не настолько глубоки, чтобы вызвать разрушение кольца.

' В кольцах из более пластичных металлических материалов, например из аустенитных нержавеющих сталей, термические тре­ щины возникают редко,

78