Файл: Голубев, А. И. Торцовые уплотнения вращающихся валов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 1
кольца из композиционного материала АМИП-ЗОМ (на основе фторопласта-4) при его трении в уплотнении по кольцу с наплав кой стеллита В-ЗК [20]. Теплопроводность АМИП-ЗОМ весьма низкая, приблизительно соответствует теплопроводности фто ропласта-4, поэтому при высоких скоростях скольжения в кольце наблюдаются большие градиенты температуры. Сами температуры вблизи поверхности трения достигают сотен градусов. Естественно, что при этом в зазоре пары трения режим трения близок к сухому.
На рис. 60 приведены экспериментальные данные, получен ные во ВНИИГидромаше для полужидкостного режима трения
Рис. 59. Зависимость температуры |
Рис. |
60. График изменения |
тем |
||||||||
в кольце |
из |
АМИП-30 М от рас |
пературы в кольце из углеграфита |
||||||||
стояния |
от |
поверхности |
трения |
на |
глубине 1 |
мм от поверхно |
|||||
(среда—вода |
при |
35° С): |
|
сти |
трения (среда—вода, |
р = |
|||||
1 — |
v= |
40 |
м/с; руд = |
3 |
кгс/см2; |
= 40 кгс/см21,43 р уД = 6,9 |
кгс/см2, |
||||
2 — |
v= 100 |
м/с; руд = |
3 |
кгс/см2; |
v = |
5,68 м/сек, |
п = 920 |
об/мин) |
|||
3 — |
v= 40 |
м/с, руд = |
6 |
кгс/см2; |
|
|
|
|
|
||
4 — |
v= 100 |
м/с, |
руд = |
6 кгс/см2 |
|
|
|
|
|
||
[ 2 0 ] |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в зазоре уплотнения. Уплотнение испытывали на воде с парой тре ния сталь 9X18 (HRC 51) — углеграфит 2П-1000, пропитанный фенолформальдегидной смолой. Температуру измеряли термо парами в неподвижном кольце из углеграфита на среднем диа метре 118 мм и глубине 1 мм от поверхности трения. Из графика видно, что разница между температурой воды, окружающей уплот нение, и температурой в кольце увеличивается с повышением тем пературы воды, так как при этом ее вязкость уменьшается и режим трения приближается к сухому.
Температуру кольца пары трения (рис. 61) измеряли на глу бине 1 мм от поверхности трения при различных скоростях сколь жения, давлении масла и двух значениях коэффициента гидрав лической разгрузки уплотнений (k = 0,75, k = 1).
В отличие от обыкновенных пар трения, в парах трения гидро динамических и термогидродинамических уплотнений часть тру щейся поверхности непосредственно омывается окружающей сре дой и охлаждается более интенсивно. Это следует учитывать при расчете их температуры.
74
Приведенные выше данные позволяют с достаточной точностью оценить температуру в зазоре торцового уплотнения, если известны силы трения в зазоре. Последние определяют при силовом рас чете пары трения, когда задаются температурой (вязкостью) жид кости и принимают некоторую величину зазора. Затем при тепло вом расчете найденная температура жидкости в зазоре уплотне ния, как правило, будет отличаться от первоначально принятой. Тогда требуется повторный пере счет характеристик уплотнения.
Тепловой расчет может пока зать, что температура жидкости в зазоре уплотнения чрезмерно высока и жидкость будет вски-
Рис. |
61. |
График |
изменения |
темпера |
Рис. 62. Зависимость температуры |
||||||
туры |
в |
кольце |
из |
инструментальной |
кипения от давления для легких |
||||||
стали торцового уплотнения (пара тре |
нефтепродуктов [58]: |
|
|
||||||||
ния |
углеграфит — инструментальная |
1 — этилен; 2 — ацетилен; |
3 — |
||||||||
сталь; среда—масло при 30° С): |
этан; |
4 — пропилен; 5 |
— пропан; |
||||||||
1 — k = |
0,75, |
о = |
5 м/с; 2 — k = 0,75, |
6 — эфир; 7 — изобутан; |
8 — |
ft-бу |
|||||
о = |
10 |
м/с; |
3 — |
k = |
1, |
о = 5 м/с; |
тан; |
9 — этилхлоран |
|
|
|
4 — k = |
1,v = |
10 м/с |
[60] |
|
|
|
|
|
пать, не обеспечивая достаточную смазку пары трения. Чтобы установить это, необходимо знать зависимость температуры кипе ния жидкости от ее давления. Критические условия особенно легко возникают при работе уплотнений на жидкостях с низкой температурой кипения (сжиженные газы, легкие нефтепродукты). В этом случае фирма Флексибокс (Англия), выпускающая уплотне ния для оборудования нефтяной и нефтехимической промышлен ности, в качестве основных параметров при выборе уплотнения на те или иные условия работы принимает:
а) количество тепла, выделяющегося при трении в уплот нении;
б) разность между температурой кипения жидкости и ее тем пературой в камере уплотнения при заданном давлении.
На рис. 62 приведены зависимости температуры кипения от давления для легкокипящих нефтепродуктов [58].
75
Если расчет показывает, что трение в зазоре уплотнения близко к сухому трению, необходимо либо снизить интенсивность выделе ния тепла в паре (увеличить гидравлическую разгрузку пары, применить для пары материалы с лучшими антифрикционными свойствами), либо повысить интенсивность отвода тепла от уплот нения (увеличить расход жидкости через камеру уплотнения, ввести дополнительное охлаждение, применить пару трения с более высокой теплопроводностью колец и т. д.).
РЕЖИМЫ ТРЕНИЯ И ТЕМПЕРАТУРНОЕ РАСТРЕСКИВАНИЕ
КОЛЕЦ ПАРЫ ТРЕНИЯ
Большинство пар трения работает в наиболее благоприятных ре жимах трения от полужидкостного до жидкостного, но достаточно много пар работают в режимах от граничного до сухого трения.
Для характеристики режима трения в уплотнении, наряду с температурой в зазоре его пары, можно использовать более удоб ный параметр — коэффициент трения.
При этом, как видно из рис. 28 и данных работ [54, 72], в об ласти полужидкостного трения разброс экспериментальных точек
значительный. |
работы |
|
Таким |
образом, для торцового уплотнения параметр |
|
в форме |
или ~ ~ не может однозначно определять |
коэффи |
циент трения. Это объясняется особенностями рабочего процесса уплотнения в режиме полужидкостного трения.
Если воспользоваться выражениями (18)—(22), полученными в теории термогидродинамического расклинивания трущихся поверхностей, то можно выразить коэффициент трения следующим образом:
/ 5 |
т |
срЛ464р3Е3 \ 5 |
|
(59) |
|
\~2 |
J |
aiL3W* ) |
• |
||
|
|||||
В эту зависимость входят параметры, характеризующие фи |
|||||
зические свойства жидкости (р, |
р, с) и трущейся поверхности (аД, |
форму поверхности (D, b, L), динамику трения (К, W). Коэффи циент трения убывает с увеличением нагрузки на пару трения и возрастает с увеличением скорости скольжения и вязкости. Это качественно согласуется с данными работ [54, 72 ] для полужид
костного трения.
С уменьшением нагрузки, увеличением скорости скольжения и вязкости жидкости полужидкостный режим трения переходит в жидкостный. При этом зазор в уплотнении увеличивается и ко эффициент трения возрастает. Используя выражения (29)—(32),
для коэффициента жидкостного трения, |
получим |
/ = |
(60) |
76
Как и следовало ожидать, для жидкостного трения имеем однозначную зависимость коэффициента трения от параметра ра боты, аналогичную зависимости для подшипников скольжения. При этом ср является лишь функцией формы трущихся поверх ностей. Отсюда становится понятно, почему разброс эксперимен тальных значений коэффициента жидкостного трения значительно меньше, чем коэффициента полужидкостного трения (см. рис. 28).
С увеличением нагрузки на пару трения, уменьшением ско рости скольжения и вязкости жидкости зазор в паре трения умень шается и режим трения уплотнения переходит от полужидкост ного к граничному. Последний характеризуется практически пол ным отсутствием избыточного гидростатического и гидродинами ческого давления жидкости в зазоре пары и слабой зависимостью коэффициента трения от скорости и нагрузки [60].
На рис. 41 этому режиму соответствует горизонтальный уча сток кривой коэффициента трения. Такие закономерности изме нения коэффициента трения объясняются особыми свойствами слоев жидкостей при малых зазорах в парах трения (—0,1 мкм).
Режимы граничного трения могут быть устойчивыми лишь при работе на жидкостях со смазывающими свойствами (различ ные масла ит. п.). Таких свойств нет у газообразных сред. С пере ходом от граничного трения к полусухому и затем к сухому коэф фициент трения резко возрастает. При сухом трении наблю даются колебания коэффициента трения (см. рис. 41), что можно объяснить падающей формой зависимости коэффициента трения от скорости скольжения [19].
Если рассматривать поле режимов работы какого-либо торцо вого уплотнения на определенной жидкости при постоянной ско рости скольжения и в качестве рабочего параметра принять обрат ную величину удельной нагрузки в паре трения, то зависимость коэффициента трения от нагрузки можно представить рис. 63.
Граничные значения коэффициента трения на рис. 63 прибли зительно соответствуют парам трения углеграфит—металл.
Кривая на рис. 63 состоит из двух ветвей: левой — от сухого до граничного трения и правой — от граничного до жидкостного трения.
При режиме работы пары трения, соответствующем какому-либо из участков правой ветви кривой, случайное (или закономерное) увеличение нагрузки приводит к снижению коэффициента трения в паре. Если же режим работы соответствует участку левой ветви кривой, то с увеличением нагрузки коэффициент трения резко возрастает. Отсюда и более резкий рост температуры в зазоре пары, чем в первом случае. Устойчивость режима работы пары тре ния на левой ветви поэтому значительно меньше, чем на правой. Наблюдения показывают, что при переходе от граничного к полу сухому трению происходит дальнейший весьма быстрый (скач кообразный) переход к технически сухому трению, часто сопрс• вождающийся перегревом и выходом из строя уплотнения,
77
В то же время некоторые торцовые уплотнения нормально ра ботают в режиме сухого трения. К ним относятся уплотнения, работающие на газах, уплотнения с весьма высокими скоростями скольжения в парах трения, уплотнения для сжиженных газов (кислород, азот, гелий и т. д.) и др. Но и в уплотнениях для жид костей при эксплуатации возможны режимы полусухого и сухого трения, хотя такие режимы не допускаются или допускаются лишь кратковременно.
Режимы сухого трения в уплотнениях валов насосов наблю даются, например, при работе насосов, не залитых жидкостями, при срывах подачи насосов и т. д.
При исследовании этого во проса нас пока не будет интересо вать износ пары трения (если сухое трение не является нормальным
и |
длительным |
режимом работы), |
а |
только то, |
не произойдет ли |
Рис. 63. Зависимость коэффициента |
Рис. 64. Профиль поверхности металл |
трения от нагрузки для разных ре |
лического кольца с термическими тре* |
жимов трения торцового уплотнения |
щннамн |
в результате повышенного трения и выделения тепла, с возможным последующим быстрым охлаждением жидкостью, растрескивание и разрушение колец пары трения?
Испытания и эксплуатация торцовых уплотнений показали, что терморастрескивание колец пары трения наблюдается часто. В некоторых случаях после появления трещин уплотнение про должает работать с повышенной утечкой жидкости и повышенным износом до последующей приработки его пары трения, что проис ходит из-за увеличения неплоскостности и снижения чистоты по верхности трения (рис. 64). В других случаях уплотнение после терморастрескивания выходит из строя из-за недопустимо боль шой утечки жидкости вследствие частичного или полного разруше ния колец пары трения. Как правило, терморастрескивание колец пары трения не сопровождающееся их разрушением, наблюдается у колец из упруго-пластических материалов, например, из различ ных металлов и сплавов (углеродистые, хромистые стали, стел литы и т. п.) с твердостью HRC 40—60. При тёрморастрескивании температура на их поверхностях достигает ~400°С, о чем сви детельствуют цвета побежалости (рис. 65). Трещины направлены ра диально и не настолько глубоки, чтобы вызвать разрушение кольца.
' В кольцах из более пластичных металлических материалов, например из аустенитных нержавеющих сталей, термические тре щины возникают редко,
78