Файл: Голубев, А. И. Торцовые уплотнения вращающихся валов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
При некотором перепаде давления, действующем на пару тре ния в направлении, противоположном действию описанного эффекта, от величины этого перепада будут зависеть направление и величина суммарной утечки (она может, в частности, быть рав ной нулю).
Оценка величины напряжений силы жидкостного трения т в зазоре уплотнения, вызывающих описанную утечку жидкости, показывает, что при работе на воде в нормальных условиях они могут соответствовать перепаду давления в несколько атмосфер. При работе уплотнений на маслах и других более вязких жидко стях величина напряжений силы трения будет значительно больше.
= |
Если принять, что в торцовом |
уплотнении е = |
0,2 |
мм, V = |
|
10 м/с, |
hmax— hmin = 1 мкм, |
то по формуле |
(34) |
получим |
|
q |
0,001 |
см3/с, т. е. величину того же порядка, что и в некоторых |
|||
экспериментах. |
|
|
|
||
|
Описанный эффект сопровождается появлением положительной |
или отрицательной гидродинамической силы в зазоре пары вслед ствие переменной скорости скольжения кольца в различных точ ках его поверхности. Однако из-за малой величины эксцентриси тетов в конструкциях уплотнений величина этих сил мала и их влияние на работу пары трения незначительно.
При работе пар трения с волнистой поверхностью на газах кавитация невозможна. В расширяющихся частях зазора плот ность газа будет ниже, чем в сужающихся. По аналогии с газо выми подшипниками можно заключить, что гидродинамическая сила в таких парах трения существует всегда , но она значительно меньше, чем при работе на жидкостях, из-за низкой плотности газов. Эту силу нужно учитывать при скоростях скольжения, исчисляемых десятками метров в секунду (например, в турбо компрессорах, газовых турбинах).
Используя аналогию с газовыми вибрационными подшипни ками, можно отметить, что осевые вибрации колец пары трения, работающей на газе, создают гидродинамическую силу и при от сутствии волнистости поверхностей.
Особенности работы пар трения на газах позволили некоторым исследователям объяснить возникновение гидродинамической силы в парах трения в условиях частичной кавитации слоя жид кости, свойством сжимаемости образующейся газожидкостной эмульсии.
Пары трения с рабочей поверхностью в форме гидродинамического подпятника
Эффективным средством создания условий гидродинамического трения в торцовых уплотнениях является использование в их парах поверхностей, аналогичных по формам несущим поверх ностям гидродинамических упорных подшипников. Такие гидро динамические торцовые уплотнения применяют, например, в круп
4* |
51 |
ных турбогенераторах с водородным охлаждением [2 ], |
а также |
в роторах газовых турбин [76]. |
|
На рис 37 показано уплотнение вала турбогенератора |
ТВС 30 |
[2 ]. Уплотнение работает на масле, подаваемом в зазор пары тре ния. Тем самым создаются усло вия уплотнения зазора для удержания водорода и обеспе чивается смазка и отвод тепла от пары трения. Рабочая по верхность пары трения состоит из уплотняющей и опорной ча стей (рис. 38).
На последней выполнены разделенные перемычками на клонные площадки, создающие гидродинамическую силу в за зоре. Смазка к уплотняющей и опорной поверхностям подво дится под давлением через от верстия и канавки. Уплотнение имеет достаточно большую гид родинамическую жесткость, яв ляющуюся производной зави симости сила—зазор. Наличие отдельных наклонных участков на опорной поверхности обеспе
чивает и достаточную гидродинамическую жесткость пары тре ния по угловому перемещению (на перекос). Такие уплотнения работают при давлении водорода до 2 кгс/см2, скорости скольже-
Рис. 38. Рабочая поверхность пары трения уплотнения турбо генератора ТВС 30 [2]
ния в паре трения до 90 м/с. При этом зазор в уплотнении до стигает нескольких сотых долей миллиметра, т. е. он того же порядка, что и в подшипниках скольжения.
52
Таким образом, и по форме, и по рабочему процессу подобные торцовые уплотнения весьма близки к подшипникам скольжения.
При высоких скоростях скольжения в парах трения с относи тельно большими зазорами, как и в подшипниках, возможен переход от ламинарного режима течения к турбулентному. Ре жимы турбулентного течения уже достигнуты в гидродинамичесских уплотнениях, применяемых для герметизации валов совре менных газовых турбин. Эти уплотнения работают на газовой смазке при скоростях скольжения до 150 м/с.
Н '---- -и
Рис. 39. Уплотнение газовой турбины [76]:
1 — поршневое кольцо (вторичное уплотнение); 2 — корпус; 3 — уплотняющая поверхность; 4 — ступенчатый подшипник; I — гидростатическая закрывающая сила; II — открывающая сила
Результаты расчета и экспериментального исследования одного из них (рис. 39) приведены в работе [76]. По конструкции пары трения уплотнение аналогично показанному на рис. 38. Поверх ность пары трения состоит из опорной (внутренней) и уплотни тельной (наружной). Опорная поверхность выполнена в виде сту пенчатого подпятника Рэлея.
При некоторых значениях перепада давления в этом уплотне нии наблюдали переход от дозвукового течения в зазоре к сверх звуковому. При дальнейшем увеличении перепада давления или зазора происходил переход от ламинарного режима течения к тур булентному.
Расчеты показали, что эти переходы сопровождаются отрица тельной гидродинамической жесткостью слоя газа и, как следствие, вибрацией поверхностей пары трения и неустойчивостью работы уплотнений с обыкновенными парами трения. Исключить это удалось применением гидродинамических пар трения описанной выше формы, благодаря чему создается положительная гидроди намическая жесткость слоя газа. Утечки газа близки к расчет ным, поэтому и величину зазора можно считать близкой к расчет ной (порядка сотых долей миллиметра).
53
Условия работы описанных выше уплотнений сходны с усло виями работы подшипников. Для их исследования и расчета можно поэтому использовать богатейший материал по исследованию под шипников скольжения (гидродинамических, газовых, на турбу лентной смазке).
При расчете подшипников применяют аналитические, числен ные методы и моделирование. Наиболее широко используют чи сленно-аналитические и численные методы, позволяющие рассчи тывать с большой точностью гидродинамические характеристики слоя жидкости.
Большое число таблиц и графических зависимостей, рассчи танных для подшипников указанными методами, можно исполь зовать для расчета гидродинамических уплотнений.
Расчет гидродинамических уплотнений преследует цель опре делить такие формы и соотношения размеров опорной и уплотняю щей поверхностней, при которых их ширина была бы минималь ной, а гидродинамическая жесткость для принятой величины за зора — максимальной. С увеличением гидродинамической жест кости величина зазора может быть уменьшена, если это допустимо по условиям охлаждения пары трения. Зависимость гидродина мической силы от величины зазора, по которой определяется гидро динамическая жесткость, для различных форм опорной поверх ности (наклонной, ступенчатой, параболической) близка к обрат ной квадратической зависимости. Помимо гидродинамической жесткости существенное значение имеет и абсолютная величина гидродинамической силы. Хотя уменьшение радиальных размеров рабочей поверхности и выгодно в отношении уменьшения габари тов уплотнения, снижения интенсивности тепловыделения, а, соответственно, и влияния температурных деформаций, но разви ваемая при этом гидродинамическая сила в паре быстро убывает (влияние уменьшения площади действия давления и увеличения утечек в радиальных направлениях.). Уменьшать величину гидро динамической силы ниже определенного предела нежелательно из-за увеличения влияния других сил (сил пружин, трения, инер ционных, гидростатических) на работу пары трения.
Пары трения с термогидродинамическим расклиниванием поверхностей
Эффект термогидродинамического расклинивания трущихся по верхностей можно в значительной степени усилить, если одну из поверхностей снабдить канавками, сообщающимися с областью повышенного давления рабочей жидкости, или придать ей спе циальную форму. Это явление было впервые обнаружено в упор ных подшипниках с плоскими опорными поверхностями и ради альными канавками. Торцовые уплотнения с парами трения, снаб женными канавками, которые можно назвать термогидродинами ческими, применяет фирма Бургман (ФРГ). Данные зарубеж
54
ных |
исследований в этой области приведены в работах |
[60, |
73] |
и др. |
по |
Аналогичные работы, проведенные во ВНИИГидромаше, |
казали, что работоспособность пары трения зависит в основном от соотношения между радиальной протяженностью канавок и всей шириной трущейся поверхности пары. Форма канавок (рис. 40) принципиального значения не имеет, но предпочтительна одна из форм на рис. 40, б и в, при которых попадание твердых частиц из канавки в зазор уплотнения менее вероятно. Зависимость коэф фициента трения уплотнения от отношения alb приведена на рис. 41 [60]. Из рисунка видно, что введение канавок резко снижает коэффициент трения, т. е. создает режим трения, близкий к жид костному на всем диапазоне изменения давления. Расчет коэффи циентов трения на рис. 41 сделан в предположении, что давление жидкости в зазоре уплотнения равно нулю [60].
Эксперименты, проведенные во ВНИИГидромаше с термоги дродинамическим уплотнением (рис. 42) на воде при давлении до 160 кгс/см2, 3000 об/мин вала диаметром 100 мм, также показали, что коэффициент трения уплотнения составляет несколько сотых долей единицы и износ пары трения практически отсутствует. Утечка через уплотнение при неподвижном вале не наблюдалась, а при вращении составляла до 1 л/ч.
Термические деформации трущихся поверхностей при наличии канавок удавалось наблюдать по цветам побежалости на поверх ности металлического кольца при испытаниях на воде термогидро динамического уплотнения с парой трения сталь—углеграфит.
Расположение поверхностей перегрева на рис. 43 относительно направления вращения кольца, показанного стрелкой, подтвер ждает, что наибольшее сближение трущихся поверхностей проис ходит на выходе из участков щели между соседними канавками
[60].
Косвенным подтверждением наличия термогидродинамичес кого эффекта в таких парах трения является также резкое возра стание утечек жидкости и уменьшение момента трения после пуска уплотнений в работу по сравнению со статическим состоянием.
Методов расчета термогидродинамических уплотнений нет, и их разрабатывают эмпирическим путем.
Для оценки характеристик таких уплотнений можно было бы использовать методику расчета термогидродинамического эффекта
вобыкновенных парах трения. В данном случае, однако, нельзя использовать приближенные зависимости (18)—(22), так как они были получены из условия малости отношения изменения зазора
втангенциальном направлении к среднему зазору. Ввиду больших расстояний между канавками для термогидродинамических
уплотнений это не справедливо.
Кроме того, для термогидродинамических пар трения необхо димо рассматривать пространственную задачу. Решение такой задачи методом последовательных решений даже с использованием
55
высокоскоростных вычислительных машин и методов моделирова ния весьма сложно.
В работе [49] рассмотрена более простая плоская задача о термогидродинамическом эффекте в упорном подшипнике с ра диальными канавками. Здесь применен метод последовательных
Рис. 44. Формы поверхности трения, обеспечивающие термогидродинамическое расклинивание:
а — эксцентричная; б, в — овальная
решении и использована высокоскоростная вычислительная машина. Доказано, что температурные деформации трущейся поверх ности играют основную роль в создании условий гидродинами ческого трения в зазоре подпятника.
Кроме описанных, к термогидродинамическим относятся уплотнения, пары трения которых имеют поверхность трения либо смещенную эксцентрично отно сительно оси вращения, либо овальной формы (рис. 44).
Можно также с достаточным основанием утверждать, что в парах трения с волнистыми или непараллельными поверхностя ми (при отсутствии эксцентрич ности или овальности) должен возникать термогидродинами ческий эффект. Для пояснения сказанного обратимся к рис. 45, на котором показано рас пределение давления в зазоре
пары трения с непараллельными поверхностями. Принимаем, что слой жидкости в зазоре пары непрерывен. Как было пока зано для пар трения с волнистой поверхностью, гидродинами ческая сила в такой паре отсутствует, так как избыточное давление в сужающейся части зазора компенсируется разреже нием в расширяющейся части зазора. При этом считают, что температура жидкости в зазоре пары постоянна.
Если теперь учесть, что в расширяющуся часть зазора втекает более холодная жидкость и, протекая по зазору, нагревается, на
57
воды 100 кгс/см2 и 3000 об/мин вала диаметром 70 мм поверхности трения были блестящими без следов износа (рис. 47). Утечки через уплотнения составляли до 60 см3/ч.
ПАРЫ ТРЕНИЯ С ГИДРОСТАТИЧЕСКИМ УРАВНОВЕШИВАНИЕМ ТРУЩИХСЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ
Принцип гидростатического уравновешивания пар трения торцо вых уплотнений взят из теории гидростатических подшипников, которые получают все более широкое распространение. Теория и расчет таких подшипников сравнительно просты и достаточно разработаны (см., например, работу [68]).
Область применения гидростатических уплотнений прибли зительно совпадает с областью применения гидродинамических
Рис. 48. Схемы гидростатического торцового уплотнения с дросселем (а) и с насосом (б)
торцовых уплотнений, однако является более узкой. Это в основ ном уплотнения циркуляционных и питательных насосов атомных, тепловых электростанций и уплотнения валов крупных турбоком прессоров, т. е. уплотнения, работающие при высоких давлениях и скоростях скольжения (группа IV, pV > 500 кгс/см2. м/с).
При гидростатическом уравновешивании колец пары трения гидростатическая сила в зазоре пары возрастает с уменьшением зазора и наоборот. В отличие от гидродинамического уравновеши вания пары трения гидростатическое уравновешивание не зависит или точнее мало зависит от скорости скольжения.
Зазор в гидростатических парах трения изменяется от 5 до 20 мкм и более.
На рис. 48 даны две принципиальные схемы гидростатических уплотнений. При гидростатическом регулировании зазора с по мощью дросселя уплотняемая жидкость из полости повышенного
59