Файл: Голубев, А. И. Торцовые уплотнения вращающихся валов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 67. Схема к определению температурных на* пряжений в кольце пары трения

На рис. 67 показано кольцо пары трения. Начальную темпера­ туру кольца можно считать равной нулю. Принимаем, что все тепло источников отводится благодаря теплопроводности кольца в осевом направлении.

Поскольку трехразмерная задача о термических напряжениях в кольце представляет значительные математические трудности, рассмотрим плоскую за­ дачу. Это допущение не внесет большой ошибки,

так как ширина кольца b обычно невелика по срав­ нению с его диаметром. Отсюда деформации формы сечения из-за неравно­ мерного нагрева кольца (штриховая линия на рис. 67) невелики.

Поскольку температура при терморастрескивании колец сравнительно невы­ сока, считаем, что физи­ ческие свойства материала кольца не зависят от тем­ пературы. В этом случае распределение темпера­

туры в кольце можно найти независимо от распределения напря­ жений, поэтому имеем две системы дифференциальных уравнений с граничными условиями [10].

Для температуры в кольце получим уравнение теплопровод­ ности

д Т ____ X

_ д2Т .

dt

рс

ду2 ’

t

=

0 : Т = 0;

t > 0 : y

= 0,

(61)

где Q — удельный тепловой поток источников тепла. Интегрирование уравнения (61) проводим методом Фурье. Используя наши обозначения, для распределения температуры

в кольце можно записать

 

 

_

_

со

(-1 )"

 

 

 

т _ Q(* - у)

Ш V

 

 

 

 

X

п2Х Zj (2n + 1)2 х

 

 

 

 

 

л = 0

 

 

 

 

я2

 

xt

~п(2п + 1)

(

 

X ехр

т

(2/г + I)2

pci2

sin .

2

(62)

6 А. И. Голубев

81


При определении температурных напряжений кольцо заменяем полосой, как показано на рис. 67, и рассматриваем ее плоское на­ пряженное состояние. Соответствующая система дифференциаль­ ных уравнений будет

= ту К — vn<ry) + aLT ;

у

£

ipу

 

^пСг) ~Г

1

 

 

 

ху

=

0;

 

 

fox

_ и-

даУ

=

0;

бдг =

ди

(63)

дх

ду

дх

 

 

dv

 

 

 

 

£-у —'

 

 

 

 

 

ду

 

 

 

 

да

 

 

dv

 

 

Граничные условия

ду ~

 

 

дх

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t — 0 : ох = ау =

0;

 

t > 0, у = 0, у = / : (Ту = 0;

 

^ 0 : ^ = 0, W = j a x dy = 0.

 

Граничные условия для ау выражают то, что сжимающие кольцо силы, приложенные к поверхности трения, отсутствуют (в действительности они малы). Условие постоянства относитель­ ной деформации по высоте кольца получено на основании предпо­ ложения, что деформациями формы и поворота поперечного сече­

ния кольца можно

пренебречь.

Условие

W — 0

получено при

рассмотрении равновесия двух половин кольца.

 

 

После элементарного интегрирования системы уравнений для

тангенциальных

напряжений

получим

 

 

 

 

 

 

_____ EaLQl ( J ____ у_\

,

 

 

 

 

х ~

К

V 2

I

)

 

 

 

SSEcilQI

2

 

( - 1)"

exp

 

4 : ( 2 « + i )2

и -

 

п2к

(2 rt+ ])2

 

pci2 _ X

 

X

 

 

 

 

 

 

я

2n +

1j

(64)

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчеты по выражению (64) показывают, что тангенциальные напряжений в доли секунды могут достичь величины, близкой к предельной (при t —* оо). При этом максимальное напряжение получается на границе кольца, противоположной поверхности трения, т. е. при у = I.

82


Полагая в выражении (64) t —>оо и у = I и приравнивая полу­ ченное таким образом максимальное напряжение пределу проч­ ности материала сгв, найдем

(Руд^)шах = f a i E l ■

(65 )

Соотношение (65) выражает связь между свойствами материала

кольца и предельными по термопрочности условиями его работы.

Правую часть соотношения (65) можно рассматривать как кри­

терий термопрочности кольца, сходный с критериями, предложен­

ными Абаром и Майером. В отличие от этих критериев, в соотноше­

ние (65) входит высота кольца, т. е. основной параметр, характе­

ризующий его форму.

 

Как отмечено, второй возможной причиной образования

термотрещин является резкое охлаждение нагретых поверхностей

трения. Эта задача аналогична рассмотренной выше, если под Q

понимать удельный поток тепла, отводящийся от поверхности

трения кольца.

 

Изменяя знак перед Q в выражении (64) и полагая t —» оо,

найдем, что в этом случае максимальные тангенциальные напря­

жения возникают на поверхности трения (при у — 0).

Используя данные работы [60], можем подсчитать (рудК)шах

для некоторых материалов (в кгс/см2-м/с):

 

Углеграфит .........................................

388

Твердый сплав (93% WС,7% Со)

308

Стеллит ..............................................

50

Искусственный корунд (96%А120 3)

30

Стеатит ..............................................

4

Как видно, критерий (pyaV)max для различных материалов может отличаться в сотни раз. Наиболее высокие критерии имеют углеграфитовые материалы, что при хороших антифрикционных свойствах и коррозионной стойкости позволяет широко применять их в парах трения торцовых уплотнений.

ДЕФОРМАЦИИ КОЛЕЦ ПАРЫ ТРЕНИЯ

Под действием давления, пружины, сил затяжки при закрепле­ нии колец, инерции вращения и внутренних напряжений кольца пары трения деформируются и в результате форма зазора пары изменяется.

Деформации, вызванные перечисленными выше факторами, на­ зовем силовыми.

Кроме них на форму зазора существенно влияют температурные деформации колец, являющиеся следствием трения в зазоре уплот­ нения и неравномерного нагревания колец, действия высоких или низких температур на пару и влияния изменений температуры на силовые напряжения в кольцах.

6*

83


Оценка тех или иных деформаций в паре трения достаточно сложна. Остановимся лишь на основных наиболее часто встре­ чающихся видах деформаций, используя для их оценки простей­ шие методы. Рассмотрим деформации, нарушающие плоскостность рабочих поверхностей пары трения. Их можно разделить на сле­ дующие виды: 1) деформации, вызывающие волнистость трущихся поверхностей; они не симметричны относительно оси кольца; 2) деформации скручивания кольца, вызывающие поворот его се­ чений на один и тот же угол, и 3) деформации формы сечений кольца. Деформации второго и третьего вида имеют осевую симметрию.

Рис. 68. Схемы деформации и неравномерного износа непо* движного кольца пары трения с образованием диффузорного (а) и конфузорного (б) зазоров

На практике те или иные виды деформации в чистом виде не наблюдаются, но почти всегда можно установить, какие из них имеют определяющее значение. Деформации, вызывающие вол­ нистость трущихся поверхностей, уменьшают трение и увеличивают утечку жидкости через зазор пары, что объясняется увеличением зазора в паре и гидродинамическим расклиниванием ее поверх­ ностей (см. стр. 46).

Деформации скручивания колец превращают зазор пары тре­ ния в диффузорный или конфузорный (рис. 68).

При диффузорном зазоре жидкость может заполнять как весь зазор, так и его часть. Это зависит от угла диффузорности и числа Рейнольдса течения жидкости через зазор. Поскольку в торцовых уплотнениях с обыкновенными парами трения числа Рейнольдса течения и углы диффузорности весьма малы, то можно считать, что жидкость полностью заполняет зазор и режим течения ламинарный.

Для практических расчетов деформаций обыкновенных пар трения можно использовать приближенную зависимость распре­ деления давления в зазоре от угла поворота сечения, полученную в пренебрежении кривизной колец и силами инерции вращения жидкости. Исходное дифференциальное уравнение течения жидко­ сти

84

Граничные условия:

х = 0, р = ц 0;

х = Ь, р = 0.

При этом h = h0(^ l ±0-^-^, где знак плюс соответствует диф-

фузорному зазору, а минус — конфузорному. Интегрируя урав­ нение (66), получим

______рЛ ____

Ьg ± 0Ь

(67)

Р (А0 ± Qbf — h\ _

Л0 ± 0X

 

Отношение суммарной гидростатической силы при распределе­ нии давления по выражению (67) к силе при линейной зависимости

давления от х

Рв (

1

\

 

Щ

(68)

 

 

 

 

где De, D 0 — диаметры

окружностей

центров тяжести эпюр

давления.

 

 

 

 

В предельных случаях касания колец по наружному и внутрен­

нему диаметрам поверхности трения

имеем We = 0 и ~ 2 W 0,

т. е. минимальная гидростатическая сила равна нулю, а макси­ мальная — приблизительно удвоенной силе при параллельных стенках.

Силовые деформации

Силовые деформации существенно влияют на работу уплотнений при давлениях среды более 10—20 кгс/см2.

В первую очередь следует оценивать деформации колец из материалов с низкими модулями упругости, например, из угле-

графитов (Е & 105 кгс/см2) и пластмасс

104 кгс/см2).

Вид и величина силовых деформаций во многом зависят от

конструкции уплотнения.

 

Например, в одном из вариантов уплотнений, показанном на рис. 6 [28], при диаметре втулки более 80 мм и давлении около 20 кгс/см2 наружная утечка жидкости превосходила нормальную, несмотря на высокую плоскостность уплотнительных поверхностей. Утечка была вызвана волнистостью поверхности неподвижного углеграфитового кольца. Деформация кольца произошла под дей­ ствием сил давления из-за наличия в тыльной части кольца паза (для фиксации от проворота), значительно ослабляющего его се­ чение, и опирания кольца на резиновое уплотнительное кольцо.

85