Файл: Голубев, А. И. Торцовые уплотнения вращающихся валов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
Другим видом деформаций являются деформации формы сече ний кольца. Они происходят при любой форме колец и различной их установке в уплотнении. Деформации формы начинают суще ственно влиять на работу пары трения лишь при высоких давле ниях и больших размерах сечений колец.
На рис. 74 показаны деформации формы сечения кольца под влиянием сил давления. Зазор пары трения приобретает конфузорную форму, а эпюра распределен-ия давления становится выпуклой.
Чтобы определить величину деформаций формы сечений кольца, можно использовать уравнения теории упругости или моделиро вание. Обычно считают материал кольца подчиняющимся закону Гука. Тогда для относительной его деформации в направлении оси кольца в цилиндрических координатах имеем
62 = ~^ К —^(стг +<гф)]. |
(72) |
Напряжения аг и сгф можно приближенно определить по урав нениям Ламе для круглой трубы, нагруженной наружным давле нием:
рг\
(73)
г \ - г \
рг\
(74)
• + f ) .
Л - Л
Оценим величину возможных деформаций и напряжений кольца в уплотнении вала циркуляционного насоса при следующих усло
виях: |
давление воды р = |
200 кгс/см2, гг = 109 мм, г2 = 150 мм, |
|
D x = |
224 мм, D a = 248 |
мм, b = 12 |
мм, I = 29 мм, Н = 1 мм, |
радиус центра тяжести сечения гс = |
130 мм, равнодействующая |
гидростатической и гидродинамической сил на единицу длины W0 = 160 кгс/см, координата точки приложения равнодействую щей /0 = 4 мм, материал кольца — углеграфит с Е — 105 кгс/см2, vn = 0,2; ав (сжатия) = 1500 кгс/см2.
Предположим, что в результате изменений условий сила реак ции Fw переместилась в точку 1. Условно принимаем ф (0) = = 0/0т , где 0т — предельное значение 0, при котором W0 прохо дит через точку 3. Пусть Ь9т = 0,01 мм, тогда, используя урав нение (71), найдем
бг = 60 = 0,0095 |
мм. |
|
0 |
\ 2 |
ТО ПО ЛуЧИМ б г = Ь0 = |
( -д-- J |
, |
= 0,0076 мм.
Интересно отметить, что сокращение линейных размеров сече ния кольца в 2 раза, т. е. уменьшение его жесткости на скручи
93
щина возникала по наружной границе уплотняющего пояска в месте его перехода в опорную часть кольца (рис. 75).
Характер разрушения свидетельствовал о больших местных напряжениях, связанных с резким переходом одной поверхности кольца в другую и сравнительно большой высотой уплотнитель ного пояска (1,5—2 мм).
Значительные деформации трущейся поверхности колец могут возникать при их установке в металлические крышки или обоймы (см. рис. 7). Кольца пары трения обычно вклеиваются по всей поверхности контакта с обоймами. По наружному диаметру их можно устанавливать как с натягом, так и с небольшим зазором. Клеющее вещество обеспечивает герметичность и прочность соеди нения. Однако при этом деформации обоймы передаются на кольцо пары трения.
Особенно типична передача обоймой установочных деформаций при ее затяжке на валу или в корпусе машины. Как правило, это деформации волнистости, ухудшающие герметичность уплотне ния. Конструкция обойм и их установка в машине должны обес печивать минимальную деформацию обойм и локализовать ее та ким образом, чтобы она не передавалась на кольцо пары трения.
С этой точки зрения свободную установку колец в обойме или обоймы на вал следует считать оптимальной.
Температурные деформации
Температурные деформации колец пары трения возникают в ре зультате неравномерного их нагрева выделяющимся в зазоре уплотнения теплом. Неравномерность распределения температуры по сечению колец (см., например, рис. 58) и пространственный характер эпюры распределения температур сильно затрудняют определение температурных деформаций колец.
Однако здесь можно использовать приближенные методы, ана логичные используемым при оценке силовых деформаций.
На основе предположения, что сечения кольца остаются пло скими и не изменяют свою форму, в работе [66] получена фор мула для угла поворота сечений, идентичная формуле (69):
Q= |
^ - l \ j |
T - T0) y dxcly, |
(75) |
где Т о — минимальная |
температура кольца, а интеграл берется |
||
по площади |
сечения |
кольца Ф. |
|
Если сечение кольца имеет прямоугольную форму, его тем пература не зависит от радиальной координаты и уменьшается линейно от поверхности трения в направлении оси кольца, то на
основании формулы (75)^получим |
|
е== а//с (Г _ Тв)~ . |
(76) |
95
Как видно из формулы (76), угол поворота сечений кольца в 2 раза меньше угла при его свободном расширении. Это объяс няется действием тангенциальных напряжений.
Если задаться разностью температуры (Т — Т 0) = 50° С, то для кольца, показанного на рис. 74, считая коэффициент линей ного расширения равным 3 X 10“6 1/°С, по формуле (76) полу-
Рис. 76. Температурные де формации торцового уплот
нения с обыкновенной парой трения со сварным метал лическим сильфоном при ра боте на расплавленном нат рии [30]
чим ЬВ = 0)004 мм. При этом зазор в паре трения приобретает конфузорную форму.
Значительные температурные деформации наблюдались в паре трения торцового уплотнения с металлическим сварным сильфо
ном, |
работавшего |
на расплавленном натрии (рис. 76) [30]. Эти |
|||
деформации |
вызваны |
|
|||
высоким |
коэффициен |
|
|||
том трения в паре из-за |
|
||||
отсутствия у |
жидкого |
|
|||
натрия |
смазывающих |
|
|||
свойств. |
Только |
после |
|
||
замены |
обыкновенной |
|
|||
пары трения на гидро |
|
||||
динамическую |
со |
спи |
|
||
ральными |
канавками |
|
|||
(рис. 77) величина тем |
|
||||
пературных деформаций |
|
||||
была |
снижена и уплот |
|
|||
нение |
работало устой |
Рис. 77. Кольцо гидродинамической пары трения: |
|||
чиво |
без заметного из |
1 — канавка глубиной 0,038 мм и шириной 1,27 мм; |
|||
2 — площадка шириной 0,53 мм |
носа.
Температурные деформации, так же как и силовые, вызывают изменения формы сечений колец (вращающееся кольцо на рис. 76).
Они особенно велики в области зазора пары трения, так как здесь наибольшие градиенты температуры.
Полная температурная деформация пары трения, включающая деформацию поворота сечений и деформацию формы сечений колец, может создавать как конфузорный, так и диффузорный зазоры
впаре трения.
Впоследнем случае (см. рис. 76) удельные нагрузки в паре тре ния возрастают и режим трения смещается в сторону сухого трения.
96
Для большинства торцовых уплотнений утечки рабочих жидкостей направлены к оси вращения вала, так как это обеспе чивает лучшее охлаждение пары трения и сепарацию абразивных примесей.
Вэтих случаях осевые и радиальные градиенты температуры
вкольцах вызывают деформации одного и того же знака, которые способствуют образованию конфузорного зазора в паре трения. Благодаря этому обеспечивается стабильность работы пары тре ния уплотнения. Эффект образования конфузорного зазора уси ливается в термогидродинамических парах трения (по сравнению
собыкновенными) благодаря более интенсивному охлаждению одной части поверхности трения (см. рис. 40).
Сочетание высокого коэффициента температурного расшире ния с низкой теплопроводностью (например, у колец из материа лов на основе фторопласта-4) неблагоприятно, так как усиливает температурные деформации. При испытаниях во ВНИИГидромаше уплотнений с такими кольцами (см. рис. 11) наблюдались случаи неравномерного износа их поверхностей трения, сходного
сизносом при действии моментов на кольцо (см. рис. 68).
Остаточные напряжения и деформации
При доводке пар трения и их работе в торцовых уплотнениях на блюдались деформации уплотнительных поверхностей, которые проявлялись не сразу, а по истечении некоторого времени. Обычно это были деформации волнистости и их величина выражалась в отклонениях от плоскости в несколько микронов. Причины воз-, никновения таких деформаций различны. В качестве одной из них можно назвать небольшие остаточные напряжения в кольцах, возникающие при их изготовлении. Процессы, аналогичные ста рению чугуна, наблюдались в кольцах из силицированного гра фита марки ПГ-50С. Так, у колец с высокой степенью плоскост ности (отклонения не более 0,3 мкм) через 10—20 ч хранения пло скостность ухудшалась и отклонения составляли несколько ми кронов. При последующих доводках колец эти деформации по степенно прекращались.
Другой причиной возникновения деформаций является за прессовка и вклейка колец в обоймы. Напряжения, возникающие при таком закреплении колец, вызывают со временем деформации доведенных поверхностей. Для устранения деформаций рекомен дуется выдержка колец перед их доводкой в условиях смены тем ператур, например на подоконнике в течение от нескольких дней до двух недель. Другим способом устранения остаточных напря жений является выдержка колец в печи при определенной тем пературе [23].
Остаточные деформации появлялись после пуска уплотнений в работу в результате действия давления и температуры на кольца. Некоторую роль в этом процессе, по-видимому, играют реологи*
7 А. И. Голубев |
97 |
ческие свойства клея. Такие деформации наблюдались, например, у керамических колец (керамика марки ЦМ332 с 99% А120 3), вклеенных на лаке Ф-10 в крышки из стали Х17Н13М2Т, при испытаниях на воде в паре с углеграфитом 2П-1000, пропитанным фенолформальдегидной смолой. Частота вращения валов диа метрами 100 и 130 мм составляла до 3000 об/мин. Уплотнения по конструкции близки к показанным на рис. 8 и 10. Герметичные в неподвижном положении, они при вращении вала сразу начи нали пропускать большие утечки. При разборке обнаружены де формации притертых поверхностей керамических колец.
Применение металлических обойм с тонкими стенками (тол щиной ~ 1 мм), охватывавшими керамические кольца по наруж ному диаметру, значительно снизило указанные деформации.
Деформации волнистости возникают также при неоднородности материала самих колец. Так, например, при испытаниях во ВНИИГидромаше уплотнений высокого давления на воде с парой трения силицированный графит ПГ-50С по силицированному гра фиту УМС, последний имел неодинаковую степень силицирования по окружности кольца (это было обнаружено рентгеновским про свечиванием кольца). В результате под действием давления (100— 150 кгс/см2) кольцо деформировалось неодинаково в направлении окружности и его трущаяся поверхность становилась волнистой. Утечка через пару трения возрастала, момент трения падал и ре жим трения приближался к жидкостному.
Аналогичные деформации возникают при неоднородности мате риала кольца из-за переменности коэффициента температурного расширения или износостойкости кольца.
Рассмотренные силовые, температурные и остаточные дефор мации обычно малы, и поэтому можно считать, что они подчи няются закону Гука, хотя материалы колец не всегда имеют это свойство. Отсюда полную деформацию какого-либо кольца можно найти, суммируя отдельные его деформации.
Деформации, за исключением некоторых случаев, нежела тельное явление в парах трения, так как они приводят к неравно мерности и большей интенсивности износа и увеличивают утечку.
ВЛИЯНИЕ НЕТОЧНОСТЕЙ УСТАНОВКИ, ИЗГОТОВЛЕНИЯ, БИЕНИЙ ВАЛА И ДРУГИХ ФАКТОРОВ НА РАБОТУ ПАРЫ ТРЕНИЯ
Пару трения рассматривали выше изолированно от конструкции уплотнения в целом и его установки в машине, считая, что ника кие возмущающие силы не действуют на вращающееся и неподвиж ное кольца. Это идеальный случай. В действительности имеют место неточности установки уплотнения; неточности изготовления уплотнения; биения вала.
Все это влияет на силы и моменты, действующие в паре трения.
98