Файл: Голубев, А. И. Торцовые уплотнения вращающихся валов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аналогично рассчитывают руд во внешнем торцовом уплотне­ нии с сильфоном (рис. 25, б):

л

+ ^2 ^ 1 + D\---2~ ( ^ 2 + ^l )]

" 12 А)

Руя

(3)

 

д е - л ? )

где F — сила упругости сильфона или сильфона с пружиной. В отличие от формул (1) и (2), в формуле (3) отсутствует сила

трения Тг и в числитель входит полусумма квадратов диаметров сильфона. Для гидравлической разгрузки пары трения изменяют соотношение диаметров dlt d2 и D lt D 2.

Для приближенной оценки величины гидравлической разгрузки того или иного уплотнения часто используют так называемый ко­ эффициент гидравлической разгрузки k, равный отношению пло­ щади действия прижимающего давления к площади контакта. Для внутренних торцовых уплотнений с вращающимся упругим элементом (см. рис. 24) и внешних с неподвижным (см. рис. 25) этот коэффициент

D l - d 2

(4)

k =

D \ - D \

Для внешних торцовых уплотнений с вращающимся упругим элементом и внутренних с неподвижным

d.2 —• D\

(5)

k =

D \ - D \

'

В гидравлически неразгруженном уплотнении (см. рис. 24, а) коэффициент k 5s 1, в то время как в разгруженном уплотнении (см. рис. 24, б) k <С 1. В торцовых уплотнениях различных кон­ струкций значения k изменяются от 0,5 до 1,2.

Линейный закон распределения давления в зазоре уплотнения принимали ранее независимо от характера сопротивления течению жидкости. Чтобы определить, насколько это предположение соот­ ветствует действительности, обратимся к экспериментам [15]. Было исследовано течение масла в плоской кольцевой щели с за­ зорами от 0,5 до 15 мкм при неподвижных стенках. Течение про­ исходило от центра к периферии. Установлено, что закономер­ ности течения жидкости в щели соответствуют вязкому ламинар ному течению несжимаемой жидкости. При этом, несмотря на тща­ тельную очистку масла, входной участок щели постепенно засо­ рялся твердыми частицами (облитерация щели). Это явление вы­ ражалось в изменении эпюры распределения давления в радиаль­ ном направлении. Падение давления на начальном участке по­ степенно возрастало.

На рис. 26 показано изменение эпюр распределения давления смазки при протекании масла через щель. С увеличением времени нахождения уплотнения в статическом состоянии удельные дав-

30


ления в контакте возрастают, а утечка через пару трения умень­ шается.

Результаты этих экспериментов подтверждены на практике. После остановки вала утечка через уплотнение сначала быстро,

а затем медленно уменьшается.

Сравнительно быстрое изменение утечки можно объяснить изменением величины зазора в результате перехода от динамиче­

ского состояния уплотнения к статиче­

 

 

 

скому и

выдавливания

части

жидкости

 

 

 

из зазора. Последующее достаточно мед­

 

 

 

ленное уменьшение

утечки объясняется

 

 

 

облитерацией щели.

величинах

зазоров

 

 

 

При

малых

 

 

 

(—0,1 мкм) явление их зарастания в зна­

 

 

 

чительной

степени

интенсифицируется

 

 

 

влиянием

молекулярных

сил

взаимного

 

 

 

притяжения между стенками и прилегаю­

 

 

 

щими слоями жидкости.

 

 

 

 

 

Основываясь на результатах экспери­

 

 

 

ментов и принимая, что в начальный пе­

о

JO

мм

риод после остановки эпюра распределе­

Рис. 26. Зависимость рас­

ния давления в зазоре уплотнения близка

пределения давления от вре­

к линейной, для приближенной оценки

мени протекания масла и

ширины

уплотняющей

по­

величины утечки жидкости через пару

верхности

в

 

трения уплотнения можно воспользоваться

 

 

 

формулой объемного расхода вязкой жидкости через щель с па­

раллельными стенками

 

nhWrf о

6

где h — осредненный зазор щели.

Вопрос о величине зазора h, которую нужно подставлять в фор­ мулу (6), наиболее труден. Возможны два пути его исследования.

Первый, чисто экспериментальный основан на испытаниях ще­ лей с различной величиной и формой шероховатости для опреде­ ления коэффициентов сопротивления течению жидкостей. Далее, по аналогии с теорией фильтрации жидкостей и газов через по­ ристую среду, могут быть использованы уравнения этой теории.

Второй путь исследований — экспериментально-теоретический, заключается в экспериментальном исследовании шероховатости поверхностей, построении их математических моделей и, на ос­ нове статистической теории и теории контактирования поверх­ ностей, использовании этих данных для определения величины утечек жидкостей. Теория контактирования получила значитель­ ное развитие в трудах советских ученых [19]. Используя ее, можно подсчитать среднестатистический объем, площадь и зазор в кон­ такте пары трения. При 370м следует исключить площадь, заня­ тую граничными слоями жидкости, свойства которых отличаются от объемных свойств жидкости. Далее, по аналогии с

31


расчетом подшипников скольжения в работе [42], могут быть использованы уравнения движения вязкой жидкости, в ко­ торые вводятся статистические характеристики величины зазора.

Если при этом пренебречь локальными изменениями давления и считать, что в среднем по площади щели давление распределено как в щели с равномерным зазором, то формула для расчета утеч­ ки q будет аналогична формуле (6), где h — некоторый статисти­ чески осредненный зазор. Этот путь исследований представляется нам наиболее перспективным.

Взаключение коротко остановимся на некоторых особенностях течения газа в неподвижных уплотнительных щелях.

Вотличие от несжимаемой жидкости распределение давления газа даже в идеализированном случае — в щели с параллельными стенками — является нелинейным. Состояние газа в щели можно принять изотермическим, что при малых зазорах и скоростях течения, значительно меньших скорости звука, достаточно близка

кдействительности [41].

Известно также, что коэффициент динамической вязкости га­ зов сравнительно мало зависит от давления. Тогда для распреде­ ления давления вязкого газа при плоском изотермическом течении в щели с параллельными стенками получим

где г — текущая радиальная координата; р 2, р х и р — абсолютные давления газа соответственно на входе в щель, выходе и в произ­ вольном ее сечении.

Эпюра распределения давления имеет параболическую выпук­ лую форму и не зависит от величины зазора в пределах справед­ ливости принятых допущений.

Если воспользоваться этой формулой, то отношение разности гидростатической силы, действующей в зазоре пары трения при течении газа, и гидростатической силы при течении жидкости

(принимая линейную зависимость

для

распределения давления

в этом случае) к гидростатической силе жидкости будет

т^

1 — Р12

(8)

При p j p 2 —>0, £ —* -д-,

3(1 +

Pl/p2)

т. е.

максимальное превышение ги­

дростатической силы давления газа над силой давления жидкости составляет около 33%. Выражение (8) получено для уплотнений, в которых давление падает от D 2 и Dj. Значения £ для случая падения давления от D x к D 2 мало отличаются от рассчитанных по формуле (8).

Весовой расход газа через щель с параллельными стенками при изотермическом течении выразится зависимостью

Чг~

nh3D t (р \ - р \)

(9)

6Я Г ц ф ,- ^ )

 

32


В отличие от расхода, определяемого по выражению (6) для жидкости, весовой расход газа пропорционален разности квадра­ тов давлений. Все сказанное относительно величины зазора h для течения жидкости можно отнести и к течению газа.

Следует отметить существенную разницу в течениях газа и жидкости при очень малых зазорах и сравнительно больших зазорах и перепадах давления. В первом случае, когда зазоры ста­ новятся соизмеримыми с величиной молекул газа, его уже нельзя рассматривать как сплошную среду. В этих случаях понятия ла­ минарного, турбулентного течений и соответствующие уравнения неприменимы к закономерностям течения газа, которые могут быть определены с позиций кинетической теории газов.

При сравнительно больших зазорах и перепадах давления ско­ рости течения газа становятся значительными и может наступить переход дозвукового течения к сверхзвуковому, ламинарного — к турбулентному. Оба эти перехода, как показали, например, экс­ перименты с уплотнениями газовых турбин [76], вызывают осевые вибрации контактирующих поверхностей.

Другая отличительная особенность течения жидкостей по сравнению с течением газов состоит в проявлении действия сил поверхностного натяжения (капиллярных сил); в случае течения газов эти силы отсутствуют. По-видимому, влияние этих сил на' распределение давления в зазоре уплотнения мало. Таково мне­ ние большинства исследователей.

Однако на заполнение зазора пары трения, который является плоским капилляром, силы поверхностного натяжения влияют значительно. Здесь следует отметить существенную разницу между жидкостями, смачивающими твердые стенки (керосин, масла) и несмачивающими (например, ртуть).

Рассматривая процессы, происходящие в уплотнении после остановки вала, можно отметить, что как в случае смачивающих, так и несмачивающих жидкостей давление и гидростатическая сила, действующая в зазоре пары трения, со временем умень­ шаются. При достаточно длительном пребывании торцового уплот­ нения в неподвижном состоянии давление жидкости в его зазоре становится равным нулю, а удельное давление в паре трения возра­ стает до максимальной величины. Отсюда при пусках торцовых -уплотнений в работу возникают большие (сравнительно с уста­ новившимся режимом работы) моменты трения, вызванные сухим или полусухим трением в парах трения уплотнений.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИЛОВЫХ И ГИДРОДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПАРЫ ТРЕНИЯ ПРИ ВРАЩАЮЩЕМСЯ ВАЛЕ

Определение гидродинамических и силовых характеристик пары трения торцового уплотнения в динамике (при вращении вала) является значительно более сложным, чем определение ее стати­ ческих характеристик. И здесь имеет место следующий парадокс:

3 А. И. Голубев

33


наиболее простые по конструкции пары трения обыкновенных тор­ цовых уплотнений представляют наибольшие трудности как для теоретического, так и экспериментального исследований.

Немного менее трудными объектами исследования являются пары трения гидродинамических уплотнений.

Более простую задачу для теории и эксперимента представляет исследование жидкостного трения гидростатических уплотнений, в зазоры которых через специальные отверстия и каналы подается рабочая или другая жидкость.

Причина описанного парадокса заключается, как отмечалось ранее, в различной величине зазоров обыкновенных, гидродинами­ ческих и гидростатических пар трения.

Аналогичное явление наблюдается у подшипников скольжения: практически нет теории подшипников, работающих в режиме полужидкостного трения; достаточно хорошо развита теория подшип­ ников на гидродинамической смазке; теория подшипников на гидро­ статической смазке отличается наибольшей простотой и соответ­ ствием эксперименту.

ОБЫКНОВЕННЫЕ ПАРЫ ТРЕНИЯ

Единой точки зрения относительно закономерностей трения в за­ зорах обыкновенных торцовых уплотнений нет, а эксперименталь­ ные данные по этому вопросу немногочисленный противоречивы.

Основным в исследовании рабочего процесса торцовых уплот­ нений (аналогично подшипникам скольжения) является определе­ ние зависимости толщины слоя жидкости (или зазора) в паре тре­ ния от действующих на нее сил. Остановимся кратко на эксперимен­ тальных и теоретических исследованиях в этой области. Доста­ точно полный обзор зарубежных работ по данному вопросу содер­ жится в работе [65].

Обобщая результаты отечественных и зарубежных исследова­ ний, можно прийти к следующему выводу: в зазоре пары трения торцового уплотнения имеется слой жидкости, почти полностью разделяющий трущиеся поверхности и способный выдерживать сжимающие нагрузки. Одновременно с этим всегда имеет место износ трущихся поверхностей; как правило, он происходит с не­ большой интенсивностью и определяется контактами шерохова­ тостей поверхностей и попаданием твердых частиц в зазор пары. Отсюда следует, что трение в большинстве торцовых уплотнений, работающих на жидкостях, является полужидкостным. Поэтому в рабочем процессе пар трения играют существенную роль следую­ щие факторы:

а) гидродинамические и связанные с ними (давление, скорость скольжения, вязкость и другие свойства жидкости, форма и обра­ ботка рабочих поверхностей);

б) материалы пары трения (твердость, антизадирные свойства, прирабатываемость, коррозионная стойкость и др.);

34