Файл: Голубев, А. И. Торцовые уплотнения вращающихся валов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 1
в) тепловые явления, связанные с трением пары (температура жидкости, критическая температура, теплопроводность материалов пары, условия отвода тепла, температурные деформации поверх ностей и др.).
Остановимся на результатах некоторых экспериментальных исследований трения в зазорах обыкновенных уплотнений.
При испытаниях уплотнений в зазорах пар трения обнаружен слой жидкости (масло, керосин), причем воспринимаемая им на грузка обратно пропорциональна 3—6-й степени толщины слоя [44]. Приданной толщине слоя нагрузка возрастала с увеличением
скорости скольжения |
и вязкости жидкости. Существование слоя |
|||||||
жидкости |
с |
гидродинамическими |
|
|
||||
свойствами |
установлено |
экспе |
|
|
||||
риментально также в работах [27, |
|
|
||||||
55] и др. |
|
|
|
визуальное |
|
|
||
Непосредственное, |
|
|
||||||
изучение |
слоя |
жидкости |
(масла) |
|
|
|||
в парах трения при малых пере |
|
|
||||||
падах давления |
через прозрачную |
|
|
|||||
стенку одного из колец показало, |
|
|
||||||
что в слое |
наблюдаются |
кавита |
Рис. 27. Зависимость утечки q и коэф |
|||||
ционные |
разрывы, сходные с раз |
|||||||
фициента трения / уплотнения от пе |
||||||||
рывами в |
расширяющихся частях |
репада давления |
(пара трения сталь — |
|||||
зазоров подшипников скольжения. |
углеграфит, пропитанный металлом; |
|||||||
среда —масло, |
k = 0,8; v = 5 м/с) |
|||||||
Большое |
число |
эксперимен |
[60] |
|
||||
тальных |
зависимостей |
коэффи |
|
|
циента трения в торцовых уплотнениях от приложенной к их парам трения нагрузки приведено в работе [60]. Эти кривые имеют падающую форму, что свидетельствует о полужидкостном харак тере трения (рис. 27).
Аналогичные зависимости для коэффициента трения получены в работах [19, 27] и др.
Более общие данные, полученные в результате варьирования материалов, сред, скоростей скольжения и давлений торцовых уплотнений приведены в работах [54 и 72]. Оба автора предста вили зависимости коэффициентов трения от рабочего параметра уплотнений G = fiVblW, сходного с числом Зоммерфельда для подшипников. Это позволило определить области различных ре жимов работы пар трения уплотнений. Так, график на рис. 28 показывает, что при малых нагрузках, больших скоростях и вяз костях жидкостей торцовые уплотнения работают в режиме жид костного трения [54].
Следует отметить наблюдающуюся в экспериментах с узлами уплотнений закономерность: коэффициент трения резко падает при пусках в работу уплотнений (приблизительно в 2 раза) и, наоборот, повышается при остановке вала.
Это явление можно объяснить возникновением и исчезновением (выдавливанием) слоя жидкости в паре трения.
3* |
35 |
Форма трущихся поверхностей влияет весьма существенно на характер трения и величину утечки через уплотнение. Обычно норма отклонений от плоскостности составляет от 0,3 до 0,9 мкм. Однако в процессе работы или в результате плохой доводки могут возникать большие значения отклонений. Если отклонения имеют
f
0,2
0,1
0,05
0,03
0,02 |
0,1 0,2 0.3 0,5 |
1 2 3 |
5 W |
20 30 50-10'ь6 |
|
0,03 |
|||||
Рис. 28. |
Зависимость коэффициента |
трения |
/ от |
рабочего |
|
параметра G пары трения |
торцового уплотнения |
[54]: |
|||
1 — вода; |
2 — веретенное |
масло; 3 — машинное |
масло |
характер волнистости, то утечка через зазор уплотнений возра-
стает, а |
коэффициент трения |
падает (режим |
трения сдвигается |
в область жидкостного трения) [54, 62]. |
( |
||
Кроме |
макронеровностей |
поверхностей, на |
характер трения |
в зазоре уплотнения влияют их микронеровности (шероховатости).
|
|
Подтверждением этого служит сле |
|||||||||
|
|
дующий |
эксперимент, |
проведенный |
|||||||
|
|
во ВНИИГидромаше. |
|
|
|
|
|||||
|
|
Плоские |
поверхности металличе |
||||||||
|
|
ских колец пар трения торцовых |
|||||||||
|
|
уплотнений доводили алмазными па |
|||||||||
|
|
стами с |
размером |
частиц |
от |
1 |
до |
||||
|
|
40 мкм. В соответствии с этим уве |
|||||||||
|
|
личивалась |
шероховатость |
поверх |
|||||||
|
|
ностей колец. Затем пары трения |
|||||||||
Рис. 29. |
Зависимость давления от |
металл—углеграфит |
испытывали по |
||||||||
сле приработки |
на |
воде в |
уплотне |
||||||||
размера |
зерна алмазной пасты при |
||||||||||
доводке поверхностей колец из ста |
ниях (в |
идентичных условиях) |
при |
||||||||
ли 9X18 |
с HRC 51—53 (экспери |
постепенном повышении давления и, |
|||||||||
ментальные точки получены для |
|||||||||||
алмазных паст АП-1, АП-3, АП-7, |
следовательно, |
нагрузки |
на |
пары |
|||||||
АП-10, |
АП-14, АП-20, АП-40) |
||||||||||
|
|
трения (коэффициент разгрузки уп |
|||||||||
Во |
|
лотнений |
k — 1). |
|
уплотнений |
и |
|||||
время испытаний измеряли момент трения |
отмечали начало перегрева и задира поверхностей. Установлено, что существует оптимальная шероховатость поверхностей, при которой слой жидкости в паре трения выдерживает максимальную сжимающую нагрузку (рис. 29).
На рис. 30 показаны участки рабочей поверхности колец вблизи границы, разделяющей поверхности, подвергавшиеся и не под вергавшиеся трению после приработки в уплотнении. Из рисунка
36
видно, что при малой начальной шероховатости поверхность сгла живается в результате трения, зазор в паре уменьшается и ухуд шаются условия смазки поверхностей жидкостью. Наоборот, при грубой обработке поверхностей наблюдается микрорезание и пере нос более мягкого углеграфита на металлическую поверхность; приработки поверхностей не происходит.
В |
работах [39 |
и 55] также показано |
существенное |
влия |
ние |
микрорельефа |
трущихся поверхностей |
на работу |
пары |
трения.
Влиянием изменений микрорельефа трущихся поверхностей можно объяснить наблюдаемые нередко при длительных испыта ниях уплотнений нарушения их работы. В результате износа пары трения с течением времени шероховатости сглаживаются, зазор
впаре трения уменьшается, происходит перегрев и образуются задиры и термотрещины на трущихся поверхностях.
Рассмотрим некоторые экспериментальные данные о влиянии материалов трущихся поверхностей на работу пары трения.
Выбор материалов (подробнее об этом см. стр. 111) имеет решаю щее значение.
Например, пара трения бронза—сталь, удовлетворительно ра ботающая на маслах, малопригодна для работы на воде. При этом происходит перенос бронзы на сталь, наблюдается большой износ
итепловыделение, что в конечном счете приводит к чрезмерной утечке и выходу из строя уплотнения.
Создание различных синтетических материалов на основе угля
играфита способствовало широкому внедрению торцовых уплот нений. Дальнейшее повышение требований и усложнение услов-ий работы уплотнений привело к разработке специальных металло керамических и керамических материалов, пластмасс и углеграфитов. Так, например, использование материала на основе кар бида вольфрама позволило по сравнению с наплавкой стеллитом
ваналогичных условиях значительно повысить рабочие пара метры уплотнений. Это подтверждено опытом, проведенным во ВНИИИГидромаше.
Два уплотнения с коэффициентом разгрузки k = 1 испыты вали одновременно при п = 3000 об/мин на воде. В одном из них
было установлено вращающееся кольцо с наплавкой стеллита, в другом — из карбида вольфрама. Неподвижные кольца были изготовлены из углеграфита 2П-1000, пропитанного фенолформаль дегидной смолой. Давление при испытании постепенно повышали. При давлении около 20 кгс/см2 из уплотнения с вращающимся кольцом, выполненным с наплавкой стеллита, начал выделяться пар. Уплотнение с кольцом из карбида вольфрама продолжало нормально работать и при более высоком давлении.
При разборке на рабочей поверхности кольца с наплавкой стел литом были обнаружены следы перегрева и трещины, а на поверх ности кольца из карбида вольфрама никаких следов трения обна ружено не было.
38
стенки колец пары трения благодаря их теплопроводности. На поверхностях трения уплотнений возможны температуры, значи тельно более высокие, чем температура уплотняемой жидкости, поэтому температура кипения жидкости является одним из важных параметров, определяющих условия работы пары трения.
При вскипании жидкости в зазоре уплотнения наблюдается
Yвибрация трущихся поверхностей, сопровождающаяся соударе нием (характерный шум) и быстрым разрушением. Вибрация вы
Ро, |
кгс/см 2 |
|
|
звана |
периодичностью |
процесса |
запол |
||||
|
|
нения зазора и вскипания слоя. |
|||||||||
|
I—■—----- 1----- |
||||||||||
|
|
л=3000 о5/мин |
1 |
Применяя |
материалы трущихся по |
||||||
30 |
|
1500 |
1 |
верхностей большей теплопроводности, |
|||||||
|
1 |
1 |
|||||||||
|
|
|
|
|
/ |
можноснизитьтемпературу взазоре и со |
|||||
го |
|
|
|
1; |
/ |
здать условия нормальной работы уплот |
|||||
|
|
|
|
|
нения. |
Это |
подтверждено, |
например, |
|||
|
|
J000 |
|
|
|||||||
|
|
|
|
в работе [58]. Заменой пары |
трения |
||||||
ю п=4580о5/мин |
L-1Ь ' н |
стеллит— углеграфит на пару |
карбид |
||||||||
|
|
|
|
/ |
|
вольфрама, нанесенный на медь, — угле |
|||||
|
|
|
|
/ |
|
графит, имеющую большую |
теплопро |
||||
|
|
|
Л У > |
|
|||||||
|
|
|
|
водность, удалось значительно расши |
|||||||
0 |
, |
1 |
2 |
3 |
4 5 * 1 0 г |
||||||
|
, |
■ |
|
, 7 У |
рить область устойчивой работы уплот |
||||||
- Щ |
38 |
S3 |
143 204 Т, °С |
нения (рис. 32). |
|
|
|
||||
Рис. 32. График областей устой |
Интересны |
также |
эксперименты, |
||||||||
чивой |
работы |
уплотнения на |
в которых через прозрачное кольцо |
||||||||
воде с парой трения стеллит — |
|||||||||||
углеграфит |
(сплошные |
линии) |
пары трения наблюдали слой воды в ее |
||||||||
и карбид вольфрама, |
нанесен |
зазоре |
[67]. Вода из зазора испарялась |
||||||||
ный на медь (штриховая линия) |
|||||||||||
[58]; |
штрих-пунктирная ли |
очень интенсивно, хотя видимой утечки |
|||||||||
ния — кривая температуры ки |
|||||||||||
пения |
воды |
|
|
через уплотнение не было. При этом жид |
|||||||
|
|
|
|
|
|
кость |
лишь частично заполняла |
зазор. |
При кипении жидкости в зазоре уплотнения, когда темпера тура воды превысила 100° С, а температура спирта — 78° С, воз никла осевая вибрация пары трения и шум, воспринимавшийся микрофоном. С повышением давления жидкости граница зоны па рообразования сместилась к выходу из зазора пары.
Обратимся теперь к существующим теориям рабочего процесса торцового уплотнения.
Большинство теорий базируется на гидродинамических теориях возникновения силы в контакте пары трения работающего уплот нения. Часть этих теорий рассматривает отдельные шероховатости как микроподшипники жидкостного трения [39, 55]. При этом обычно предполагают, что в расширяющихся частях зазоров жид кость кавитирует и давление равно давлению ее паров. Согласно этим теориям, гидродинамическая сила, как и в подшипниках скольжения, обратно пропорциональна квадрату зазора, что не соответствует более сильной зависимости в упоминавшихся выше экспериментах. Кроме того, они не объясняют возникновение силы в зазорах уплотнений, где кавитация подавлена высоким давле нием жидкости перед уплотнением или повышенным давлением
40