Файл: Голубев, А. И. Торцовые уплотнения вращающихся валов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в) тепловые явления, связанные с трением пары (температура жидкости, критическая температура, теплопроводность материалов пары, условия отвода тепла, температурные деформации поверх­ ностей и др.).

Остановимся на результатах некоторых экспериментальных исследований трения в зазорах обыкновенных уплотнений.

При испытаниях уплотнений в зазорах пар трения обнаружен слой жидкости (масло, керосин), причем воспринимаемая им на­ грузка обратно пропорциональна 3—6-й степени толщины слоя [44]. Приданной толщине слоя нагрузка возрастала с увеличением

скорости скольжения

и вязкости жидкости. Существование слоя

жидкости

с

гидродинамическими

 

 

свойствами

установлено

экспе­

 

 

риментально также в работах [27,

 

 

55] и др.

 

 

 

визуальное

 

 

Непосредственное,

 

 

изучение

слоя

жидкости

(масла)

 

 

в парах трения при малых пере­

 

 

падах давления

через прозрачную

 

 

стенку одного из колец показало,

 

 

что в слое

наблюдаются

кавита­

Рис. 27. Зависимость утечки q и коэф­

ционные

разрывы, сходные с раз­

фициента трения / уплотнения от пе­

рывами в

расширяющихся частях

репада давления

(пара трения сталь —

зазоров подшипников скольжения.

углеграфит, пропитанный металлом;

среда —масло,

k = 0,8; v = 5 м/с)

Большое

число

эксперимен­

[60]

 

тальных

зависимостей

коэффи­

 

 

циента трения в торцовых уплотнениях от приложенной к их парам трения нагрузки приведено в работе [60]. Эти кривые имеют падающую форму, что свидетельствует о полужидкостном харак­ тере трения (рис. 27).

Аналогичные зависимости для коэффициента трения получены в работах [19, 27] и др.

Более общие данные, полученные в результате варьирования материалов, сред, скоростей скольжения и давлений торцовых уплотнений приведены в работах [54 и 72]. Оба автора предста­ вили зависимости коэффициентов трения от рабочего параметра уплотнений G = fiVblW, сходного с числом Зоммерфельда для подшипников. Это позволило определить области различных ре­ жимов работы пар трения уплотнений. Так, график на рис. 28 показывает, что при малых нагрузках, больших скоростях и вяз­ костях жидкостей торцовые уплотнения работают в режиме жид­ костного трения [54].

Следует отметить наблюдающуюся в экспериментах с узлами уплотнений закономерность: коэффициент трения резко падает при пусках в работу уплотнений (приблизительно в 2 раза) и, наоборот, повышается при остановке вала.

Это явление можно объяснить возникновением и исчезновением (выдавливанием) слоя жидкости в паре трения.

3*

35


Форма трущихся поверхностей влияет весьма существенно на характер трения и величину утечки через уплотнение. Обычно норма отклонений от плоскостности составляет от 0,3 до 0,9 мкм. Однако в процессе работы или в результате плохой доводки могут возникать большие значения отклонений. Если отклонения имеют

f

0,2

0,1

0,05

0,03

0,02

0,1 0,2 0.3 0,5

1 2 3

5 W

20 30 50-10'ь6

0,03

Рис. 28.

Зависимость коэффициента

трения

/ от

рабочего

параметра G пары трения

торцового уплотнения

[54]:

1 — вода;

2 — веретенное

масло; 3 — машинное

масло

характер волнистости, то утечка через зазор уплотнений возра-

стает, а

коэффициент трения

падает (режим

трения сдвигается

в область жидкостного трения) [54, 62].

(

Кроме

макронеровностей

поверхностей, на

характер трения

в зазоре уплотнения влияют их микронеровности (шероховатости).

 

 

Подтверждением этого служит сле­

 

 

дующий

эксперимент,

проведенный

 

 

во ВНИИГидромаше.

 

 

 

 

 

 

Плоские

поверхности металличе­

 

 

ских колец пар трения торцовых

 

 

уплотнений доводили алмазными па­

 

 

стами с

размером

частиц

от

1

до

 

 

40 мкм. В соответствии с этим уве­

 

 

личивалась

шероховатость

поверх­

 

 

ностей колец. Затем пары трения

Рис. 29.

Зависимость давления от

металл—углеграфит

испытывали по­

сле приработки

на

воде в

уплотне­

размера

зерна алмазной пасты при

доводке поверхностей колец из ста­

ниях (в

идентичных условиях)

при

ли 9X18

с HRC 51—53 (экспери­

постепенном повышении давления и,

ментальные точки получены для

алмазных паст АП-1, АП-3, АП-7,

следовательно,

нагрузки

на

пары

АП-10,

АП-14, АП-20, АП-40)

 

 

трения (коэффициент разгрузки уп­

Во

 

лотнений

k — 1).

 

уплотнений

и

время испытаний измеряли момент трения

отмечали начало перегрева и задира поверхностей. Установлено, что существует оптимальная шероховатость поверхностей, при которой слой жидкости в паре трения выдерживает максимальную сжимающую нагрузку (рис. 29).

На рис. 30 показаны участки рабочей поверхности колец вблизи границы, разделяющей поверхности, подвергавшиеся и не под­ вергавшиеся трению после приработки в уплотнении. Из рисунка

36


видно, что при малой начальной шероховатости поверхность сгла­ живается в результате трения, зазор в паре уменьшается и ухуд­ шаются условия смазки поверхностей жидкостью. Наоборот, при грубой обработке поверхностей наблюдается микрорезание и пере­ нос более мягкого углеграфита на металлическую поверхность; приработки поверхностей не происходит.

В

работах [39

и 55] также показано

существенное

влия­

ние

микрорельефа

трущихся поверхностей

на работу

пары

трения.

Влиянием изменений микрорельефа трущихся поверхностей можно объяснить наблюдаемые нередко при длительных испыта­ ниях уплотнений нарушения их работы. В результате износа пары трения с течением времени шероховатости сглаживаются, зазор

впаре трения уменьшается, происходит перегрев и образуются задиры и термотрещины на трущихся поверхностях.

Рассмотрим некоторые экспериментальные данные о влиянии материалов трущихся поверхностей на работу пары трения.

Выбор материалов (подробнее об этом см. стр. 111) имеет решаю­ щее значение.

Например, пара трения бронза—сталь, удовлетворительно ра­ ботающая на маслах, малопригодна для работы на воде. При этом происходит перенос бронзы на сталь, наблюдается большой износ

итепловыделение, что в конечном счете приводит к чрезмерной утечке и выходу из строя уплотнения.

Создание различных синтетических материалов на основе угля

играфита способствовало широкому внедрению торцовых уплот­ нений. Дальнейшее повышение требований и усложнение услов-ий работы уплотнений привело к разработке специальных металло­ керамических и керамических материалов, пластмасс и углеграфитов. Так, например, использование материала на основе кар­ бида вольфрама позволило по сравнению с наплавкой стеллитом

ваналогичных условиях значительно повысить рабочие пара­ метры уплотнений. Это подтверждено опытом, проведенным во ВНИИИГидромаше.

Два уплотнения с коэффициентом разгрузки k = 1 испыты­ вали одновременно при п = 3000 об/мин на воде. В одном из них

было установлено вращающееся кольцо с наплавкой стеллита, в другом — из карбида вольфрама. Неподвижные кольца были изготовлены из углеграфита 2П-1000, пропитанного фенолформаль­ дегидной смолой. Давление при испытании постепенно повышали. При давлении около 20 кгс/см2 из уплотнения с вращающимся кольцом, выполненным с наплавкой стеллита, начал выделяться пар. Уплотнение с кольцом из карбида вольфрама продолжало нормально работать и при более высоком давлении.

При разборке на рабочей поверхности кольца с наплавкой стел­ литом были обнаружены следы перегрева и трещины, а на поверх­ ности кольца из карбида вольфрама никаких следов трения обна­ ружено не было.

38



стенки колец пары трения благодаря их теплопроводности. На поверхностях трения уплотнений возможны температуры, значи­ тельно более высокие, чем температура уплотняемой жидкости, поэтому температура кипения жидкости является одним из важных параметров, определяющих условия работы пары трения.

При вскипании жидкости в зазоре уплотнения наблюдается

Yвибрация трущихся поверхностей, сопровождающаяся соударе­ нием (характерный шум) и быстрым разрушением. Вибрация вы­

Ро,

кгс/см 2

 

 

звана

периодичностью

процесса

запол­

 

 

нения зазора и вскипания слоя.

 

I—■—----- 1-----

 

 

л=3000 о5/мин

1

Применяя

материалы трущихся по­

30

 

1500

1

верхностей большей теплопроводности,

 

1

1

 

 

 

 

 

/

можноснизитьтемпературу взазоре и со­

го

 

 

 

1;

/

здать условия нормальной работы уплот­

 

 

 

 

 

нения.

Это

подтверждено,

например,

 

 

J000

 

 

 

 

 

 

в работе [58]. Заменой пары

трения

ю п=4580о5/мин

L-1Ь ' н

стеллит— углеграфит на пару

карбид

 

 

 

 

/

 

вольфрама, нанесенный на медь, — угле­

 

 

 

 

/

 

графит, имеющую большую

теплопро­

 

 

 

Л У >

 

 

 

 

 

водность, удалось значительно расши­

0

,

1

2

3

4 5 * 1 0 г

 

,

 

, 7 У

рить область устойчивой работы уплот­

- Щ

38

S3

143 204 Т, °С

нения (рис. 32).

 

 

 

Рис. 32. График областей устой­

Интересны

также

эксперименты,

чивой

работы

уплотнения на

в которых через прозрачное кольцо

воде с парой трения стеллит —

углеграфит

(сплошные

линии)

пары трения наблюдали слой воды в ее

и карбид вольфрама,

нанесен­

зазоре

[67]. Вода из зазора испарялась

ный на медь (штриховая линия)

[58];

штрих-пунктирная ли­

очень интенсивно, хотя видимой утечки

ния — кривая температуры ки­

пения

воды

 

 

через уплотнение не было. При этом жид­

 

 

 

 

 

 

кость

лишь частично заполняла

зазор.

При кипении жидкости в зазоре уплотнения, когда темпера­ тура воды превысила 100° С, а температура спирта — 78° С, воз­ никла осевая вибрация пары трения и шум, воспринимавшийся микрофоном. С повышением давления жидкости граница зоны па­ рообразования сместилась к выходу из зазора пары.

Обратимся теперь к существующим теориям рабочего процесса торцового уплотнения.

Большинство теорий базируется на гидродинамических теориях возникновения силы в контакте пары трения работающего уплот­ нения. Часть этих теорий рассматривает отдельные шероховатости как микроподшипники жидкостного трения [39, 55]. При этом обычно предполагают, что в расширяющихся частях зазоров жид­ кость кавитирует и давление равно давлению ее паров. Согласно этим теориям, гидродинамическая сила, как и в подшипниках скольжения, обратно пропорциональна квадрату зазора, что не соответствует более сильной зависимости в упоминавшихся выше экспериментах. Кроме того, они не объясняют возникновение силы в зазорах уплотнений, где кавитация подавлена высоким давле­ нием жидкости перед уплотнением или повышенным давлением

40