ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
ЛКЛДЬШШг НАУК СССР
Научно-популярная серия
Я. Е. ГЕГУЗИН
ОЧЕРКИ
О ДИФФУЗИИ
ВКРИСТАЛЛАХ
Издание второе, дополненное
ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА» Москва 1974
Mv «увличим
ч'йеЛ
f4 - З Л й S '
Вкниге около восьмидесяти глав-очерков, в каж дом из которых популярно рассказано о каком-нибудь диффузионном явлении, процессе или механизме. Те мы очерков выбраны так, что книга охватывает прак тически все те проявления диффузионного перемеще ния атомов, которые представляют научный интерес или важны для практики. Каждый из очерков — это
самостоятельный рассказ, связанный с другими очер ками только единством темы. Автор книги — доктор физико-математических наук, исследователь, непосред ственно изучающий диффузию, поэтому о многом в книге говорится на основании личного опыта.
В новом издании книга дополнена очерками об эффектах и явлениях, обнаруженных и изученных в последнее время. В частности, изложены представле ния по так называемой квантовой диффузии в кри сталлах.
Книга рассчитана на широкий круг читателей.
20403—012 |
3-74 |
© Издательство «Наука», 1974 |
Г 054(02)-74 |
|
|
Памяти
Якова' ftлъпча ФРЕНКЕЛЯ
человека, смотревшего на мир
глазами ученого и художника
ВВЕДЕНИЕ
Глазами ученого и художника
Для многих молодых читателей имя Я. И. Френкеля сто
ит в ряду имен «прочих физиков», и поэтому, видимо,
следует пояснить, почему «Очерки о диффузии в кри
сталлах» посвящены его памяти. Ведь это же не посвя
щение памяти близкого человека: я, к сожалению, слу
шал всего несколько лекций Якова Ильича да дважды разговаривал с ним перед войной, когда он приезжал в Харьков и читал в университете лекции о недавно предложенной им капельной модели атомного ядра.
О Якове Ильиче Френкеле говорят: «ученый-роман тик». В его научном творчестве удивительно гармонично
сочетались строгая логика ученого с фантазией и образ
ным мировосприятием художника. Ведь надо очень об
разно мыслить и очень красочно воспринимать мир, что
бы в набухшей капле, отрывающейся от водопроводного
крана, усмотреть образ ядра тяжелого атома, которое,
подобно капле, потеряв устойчивость, может разрушить
ся, самопроизвольно развалиться. На тех запомнившихся
мне лекциях |
Яков |
Ильич рассказывал об атомном ядре |
и рисовал на |
доске |
водопроводный кран с каплей на |
носике.
Пожалуй, одно из высших достижений френкелев-
ской фантазии и логики — это представление о механиз ме диффузионного блуждания атомов в кристаллической
3
решетке. Прошло более сорока лет после появления его
статьи «О тепловом движении в твердых и жидких те лах», где впервые было рассказано о диффундирующей
вакансии и межузельном атоме — понятиях, которые
с тех пор стали общепризнанными, почти само собой
разумеющимися. В этой статье и в ряде других, а затем
и в книге «Кинетическая теория жидкостей» Яков
Ильич так много и ярко рассказал о различных диффу
зионных процессах, что все изучающие диффузию не
изменно обращаются к его идеям и образам. И всякий
раз, когда удается выяснить о диффузии что-то новое, усмотреть в микроскопе такие детали дуффузионного
явления, о которых раньше не знали, возникает мысль, что Яков Ильич это явление предвидел, что в кругу его идей и образов было место и этому явлению, что он мог
об этом явлении написать, а не написал просто потому,
что «не дошли руки». Так думают и говорят многие фи
зики — и те, кто знал его лично, и те, кто читал его
статьи и книги. Еще в середине 30-х годов Яков Ильич
говорил харьковскому физику Борису Георгиевичу Лаза
реву о том, что следовало бы закалить проволочку чисто го металла от высокой температуры и таким образом «заморозить» в ней избыточные вакансии. Прошло не
многим более пятнадцати лет, и эффект «закалки вакан сий» был обнаружен — Яков Ильич предвидел точно. А в 1944 г. он написал статью о том, что кристалл может диффузионно течь, подобно жидкости, и что соприкасаю
щиеся кристаллические крупинки могут диффузионно
«сливаться», подобно двум каплям жидкости. Прошли
годы, и появились сотни экспериментов, в которых отра
жались разные грани этих идей Френкеля. |
|
|
|
||
Существует диффузионный «эффект |
Френкеля» (ему |
||||
далее посвящен специальный очерк); об |
этом |
эффекте |
|||
Яков Ильич, видимо, ничего не знал, |
во |
всяком |
случае |
||
не писал о нем ничего. |
Эффект был |
открыт |
и |
описан |
|
вскоре после его смерти |
учениками и |
последователями |
|||
и назван его именем. Эти физики поняли, что |
существо |
эффекта — прямое следствие вакансионного механизма
диффузии, представление о котором в физику ввел Яков
Ильич. Они поэтому и сочли справедливым присвоить
эффекту имя человека, который, видя лучше и дальше других, сделал все для того, чтобы эффект был открыт и правильно понят.
4
Диапазон творчества Френкеля, конечно же, много
шире проблемы диффузии. Яков Ильич в числе тех фи зиков XX в., которые творили «во всей физике», по-хо
зяйски уверенно входя в любой ее раздел. Френкель —
это и «экситоны по Френкелю», и «ядро по Френкелю»,
и многое другое «по Френкелю». И конечно же, еще не
мало |
книг — популярных |
и непопулярных — окажутся |
посвященными его памяти, |
даже если их авторы спе |
|
циально читателю не сообщат об этом. |
||
А |
эта книга — о диффузии: серия очерков о различ |
ных диффузионных явлениях и процессах. И в каждом
из них есть крупинка от френкелевских идей и образов.
Вот почему она и посвящена памяти Якова Ильича
Френкеля.
О чем рассказывается в книге
Бесформенный слиток металла и ограненный осколок
соли — это тела неживой природы. Они не дышат, не
размножаются, им чужды чувства и неизвестны запахи.
И все-таки в них есть нечто от жизни: им свойственно
движение, они изменяются. За кажущимся холодным
покоем кристаллов скрывается активное движение ато
мов, многообразное и непрекращающееся. Формы этого движения, конечно, гораздо проще тех, которые наблю даются в биологических объектах. В основном это раз личные механические движения — колебания, вращения, хаотические поступательные перемещения атомов, обра зующих кристалл.
В этой книге рассказывается об одном из видов теп
лового движения атомов в кристаллических телах — о
поступательном движении, о блуждании атомов по кри сталлу. Это неупорядоченное движение, интенсивность которого растет с температурой, определяет очень мно
гое в судьбе и свойствах кристалла. Неупорядоченно оно
происходит до тех пор, пока кристалл свободен от различ
ного рода неоднородностей. О таких кристаллах физики
говорят: «кристалл находится в равновесном состоя
нии» или «кристалл находится в состоянии с миниму
мом свободной энергии». При малейшем признаке нерав-
новесности (наличие царапины, неоднородности в распределении атомов разных сортов) потоки атомов ста
5
новятся направленными и подчиняются определенной
цели: избавить |
кристалл от неравновесности, залечить |
его раны, дать |
ему возможность выделить избыточную |
свободную энергию и перейти в состояние, когда во всем
объеме кристалла движение становится хаотическим.
Иной раз эта разумная направленность движения ато
мов в кристалле, не подсказанная ему, а избранная «но
собственному разумению», внушает смутное и нелепое ощущение разумности кристалла.
Об этой форме движения атомов в кристаллах и рас
сказывается в этой книге. |
Собственно |
диффузия |
и |
та |
||
форма теплового движения, |
о которой |
идет речь,— это |
||||
одно и то же. Эта книга в сущности |
рассказ о |
том, |
как |
|||
изменяется направленность |
движения |
атомов |
под влия |
|||
нием внешних воздействий, |
которые |
|
нарушают |
равно |
весность кристалла, и какие события сопутствуют стрем
лению к равновесию.
Возможность повлиять на направленность диффузии,
на пути, ведущие к равновесию, и на скорость прибли
жения к нему широко используется в современной тех нике. В этом одна из основных причин большого инте
реса к проблеме диффузии со стороны и ученых, и ин
женеров.
Я надеюсь, что мне удастся рассказать об очень ин тересных и важных для практики явлениях, происходя щих в процессе диффузии. Не знаю, хорошо это, плохо
ли, но рассказ, видимо, будет не бесстрастным, посколь
ку я убежден, что диффузия в кристаллических телах — это и интересно, и важно, и, безусловно, заслуживает
внимания.
И еще одно. Если бы автором этой книги был кто-
либо другой, названия глав, возможно, были бы такими
же, как у меня. Во всяком случае они могли быть похо
жи на мои, а вот содержание отдельных очерков, навер
няка, было бы иным. В области диффузии в кристаллах
так много интересного, «хорошего и разного», что физи
кам, занимающимся этой проблемой, близкими оказыва
ются совсем разные ее аспекты.
Я рассказал о диффузии в кристаллах в основном на
примерах, с которыми сталкивался в лаборатории, кото
рые близки моим личным интересам и вкусам, которые
произвели на меня впечатление |
при |
чтении |
статей и |
книг по диффузии. Это значит, |
что |
об очень |
многом, |
6
о чем, безусловно, стоило бы рассказать, я не рассказал.
Но ведь эта книга не учебник, не справочник, не моно
графия, а рассказ об одной из сторон жизни кристаллов, «неживой» природы. Рассказ, безусловно, не исчерпы вающий — я к этому и не стремился.
О камнях, скатывающихся к подножию горы
Всякий раз, когда я задумываюсь над различными диф
фузионными процессами и явлениями в реальных кри
сталлах, мне представляется гора, с вершины которой к
подножию скатываются камни. Камней много. Они раз ного размера и катятся, сталкиваясь друг с другом. При
этом некоторые камни догоняют те, что катятся впереди,
сталкиваются, после чего одни движутся к подножию
еще стремительнее, а другие начинают двигаться... вверх. В каскаде множества взаимных столкновений упасть каждого из камней может быть различной и перемен чивой. Однако все они в конечном итоге стремятся к
подножию горы.
Этот образ помогает не заблудиться в сложных пе
реплетениях различных диффузионных процессов и яв лений, которые происходят одновременно в реальном
кристалле. |
Рассказывая о них, я, |
видимо, |
не обойдусь |
||||
без |
этой |
аналогии: |
гора — и катящиеся |
с |
нее |
камни. |
|
А |
значит, |
следует эту аналогию |
оправдать, |
объяснить. |
|||
|
В строении реального кристаллического тела — в кус |
||||||
ке |
стали, |
сваренной |
сталеваром, |
в найденном |
в шахте |
естественном минерале и даже в кристалле, выращен ном в лаборатории с соблюдением всех предосторож ностей, есть много таких особенностей, которые делают это тело «неравновесным». Признаки неравновесности
могут быть весьма различны. Скажем, в кристалле имеются микроскопические трещины и поры — это не-
равновесность. В одной из частей кристалла, состоящего из атомов сорта А, число примесных атомов сорта В
больше, |
чем в |
соседней |
части,— неравновесность. К од |
|
ной из |
частей |
кристалла приложены сжимающие уси |
||
лия, а |
к другой нет — тоже |
неравновесность. Кристаллу |
||
искусственно |
придана |
не |
свойственная ему форма — |
|
опять неравновесность. |
|
|
7