Файл: Воронов, Н. В. Алмазная грань рассказ о невском хрустале.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
AAMA3HAJT ГРАНЬ
Эта книга рассказывает об ис кусстве художественного стекла, ко
торое |
еще в середине |
X V III века |
|
начали |
изготовлять |
в |
Петербурге. |
Здесь |
талантливые |
мастера-стекло |
делы создавали непревзойденные ху дожественные произведения из стек ла и хрусталя. И хотя трудились они в тяжелых условиях самодержавно крепостнического государства, их изделия отличались красотой и со вершенством, они до сих пор пора жают виртуозностью отделки, бле ском и законченностью формы.
После Великой Октябрьской со циалистической революции наступил новый качественный этап в развитии
искусства |
художественного |
стекла, |
|||
возрождение которого было |
связано |
||||
с именами |
крупнейшего |
советского |
|||
скульптора |
Веры Игнатьевны |
М ухи |
|||
ной и |
замечательного |
советского |
|||
ученого |
Николая |
Николаевича Ка |
|||
чалова. |
Созданные |
В. И. |
Мухиной |
шедевры из стекла и хрусталя рас крывают огромные художественные возможности стекла. Традиции в стеклоделии, заложенные ею, в наше время развивает талантливый кол лектив Ленинградского завода худо жественного стекла, произведения которого достойно представляли наш город на всесоюзных и международ ных выставках.
Авторы книги, кандидат истори ческих наук Н. В. Воронов и работ ник завода художественного стекла искусствовед М. М. Дубова, на ос нове интересных документальных материалов рассказывают об истории возникновения и развития предпри ятия, говорят о его сегодняшнем дне, о его лучших людях, составля ющих славу и гордость завода.
Н.В.ВОРОНОВ, М.М.ДУБОВА
АЛ IL431L1JI ГРАНЬ
РАССКАЗ О НЕВСКОМ ХРУСТАЛЕ
Л ЕНИЗДАТ - 1974
|
At |
Гос п бличнчн |
В75 |
на но--, с.хнич: ская |
|
|
б и б / 1Ио чк а |
|
|
ЭКЗЕМПЛЯР |
|
|
ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА |
&£ ¥ £ ~ Р < -з ш / /
Научный редактор кандидат технических наук Ф. С. Э н т е л и с
В |
80104-125 |
191-74 |
© Лениздат, 1974 |
Л\171(03)—74 |
ять тысяч лет отделяет нас от того времени, когда человек, Я не вооруженный знаниями химии и теплотехники, создал но вый, самый удивительный из всех известных нам синтетических
материалов — стекло.
Разнообразие и вместе с тем многообразие физических свойств, огромные технологические и колористические возможности позво лили стеклу занять важное место в материальной культуре современ ного общества.
Невозможно сегодня представить себе ни одной отрасли промыш ленности, где бы с успехом не использовалось стекло.
Но есть у стекла одна особая область применения —это искусство. Волшебные цветные витражи старинных зданий, смальтовая мо
заика, звонкие искрящиеся кубки, вазы, графины из хрусталя...
Художественное стекло издавна ценилось очень высоко. Благопо лучие, международный престиж и богатство целых государств иногда зиждились на таланте и труде тех, кто из смеси простейших материа лов — золы, извести, песка — умел создавать красивейшие произведе ния искусства.
Так было в средневековой Венецианской республике, славу и богатство которой создали стекольщики острова Мурано. Так было и в Чехии, где алхимики короля Рудольфа открыли способ
окрашивания стекла соединениями золота и |
создали |
так |
называемый |
«золотой рубин» — стекло необыкновенно |
красивого |
пурпурного |
|
цвета. Здесь же было положено начало знаменитой |
чешской бижуте |
5
рии — производству драгоценностей и украшений из стекла, принес ших всемирную славу таким, например, городам, как Яблонец.
Громкую известность в начале прошлого столетия завоевали твер дый английский хрусталь и получившая в Англии первоначальное развитие техника алмазной грани.
Наша страна тоже вписала немало ярких страниц в историю художественного стекла.
М. В. Ломоносов поставил на научную основу синтезирование цветных стекол и смальт. Он проделал около четырех тысяч опытов по варке стекла, построил в селении Усть-Рудицы фабрику для «дела ния разноцветных стекол». Кроме того, Ломоносов возродил искус
ство |
древней мозаики, наладил производство |
бисера и |
стекляруса. |
В |
хрустале же, то есть в стекле, сваренном |
на основе |
соединений |
свинца и поэтому особенно прозрачном и звонком, в России в на чале прошлого столетия была разработана собственная художествен ная система гранения — так называемый «русский камень». Изделия с «русским камнем» считались особенно драгоценными. Хрустальные фонтаны и целые хрустальные троны, окруженные чашами с дающей прохладу водой, устанавливались во дворцах персидских и турецких властелинов. Все это производилось на Петербургском Император ском стеклянном заводе.
Хрусталь этого завода наряду с произведениями Петергофской гранильной фабрики, изделиями шпалерной мануфактуры и ф арф о рового завода стал составлять славу северной столицы. Недаром среди барельефов и скульптурных украшений здания Адмиралтейства помещена фигура стеклодува с выдувальной трубкой у печки.
Кубки, графины, умывальные приборы, огромные канделябры для Зимнего дворца, граненые «слезки», «лиштва» и «стразы» для величе ственных люстр — все это были изделия, которыми по праву гордился стеклянный завод. Вырабатывалось здесь и цветное стекло, в частно сти для облицовки известной комнаты «Табакерка» Екатерининского дворца.
Над проектированием отдельных предметов из стекла и хрусталя для внутреннего убранства петербургских дворцов и правительствен ных зданий работали такие выдающиеся архитекторы, как Растрелли,
Камерон, Старов, Росси, Воронихин. |
|
||
Стеклянный |
завод был |
типичной |
дворцовой мануфактурой. |
Его хрусталь |
поставлялся |
только в |
царские дворцы и не шел |
в продажу.
Менявшийся характер экономики страны, вставшей на путь капи талистического развития, привел стеклянный завод, как и ряд других дворцовых мануфактур (шпалерную, гранильную), к глубокому кри зису. В конце концов он был закрыт, а его оборудование передано Императорскому фарфоровому заводу.
6
Н а месте же бывшего стеклянного завода, на Деминской улице, была построена в начале XX века зеркальная фабрика, называвшаяся по имени улицы — Деминской. После Великой Октябрьской социали стической революции она была национализирована.
Небольшая Ленинградская зеркальная фабрика выпускала весьма разнообразную продукцию. Здесь осваивалось производство парфю мерной посуды, елочных игрушек, стекол для часов, производились первые опыты по созданию «трубки-самодувки», которая позже ши роко распространилась по всем стекольным заводам страны.
Но художественное стекло в Ленинграде до конца 1930-х годов вообще не производили. Между тем именно в Ленинграде профессор В. В. Варгин разработал богатейшую гамму цветных стекол на основе отечественных красителей. Здесь же находились институт «Стеклопроект» и кафедра технологии стекла Ленинградского технологиче ского института. Кроме того, в ленинградских дворцах-музеях храни лись образцы петербургского хрусталя.
К концу 1930-х годов для налаживания производства художествен ного стекла сложились материальные предпосылки, которые пре красно почувствовала одна из ведущих советских художниц, скульп тор Вера Игнатьевна Мухина. Она, а также крупный ученый в области силикатов Николай Николаевич Качалов стали зачи нателями возрождения производства художественного стекла и хрусталя.
Инициатива выдающихся деятелей культуры была поддержана партией и правительством. В 1940 году на Ленинградской зеркальной фабрике был построен экспериментальный цех, который уже в пер вые месяцы 1941 года выдал несколько десятков новых художествен ных произведений из стекла, выполненных по эскизам художников В. И. Мухиной, Н. А. Тырсы и А. А. Успенского.
Уже в этих произведениях наметились основные линии развития советского художественного стекла. Это были первые успехи ленин градской школы художественного стеклоделия, основные принципы которой развиваются до сих пор последователями и продолжателями дела Мухиной.
Великая Отечественная война временно приостановила развитие этого процесса. Экспериментальный цех на зеркальной фабрике был законсервирован. Героическими усилиями рабочие сумели не только сохранить цех в суровые военные годы, но впоследствии и быстро восстановить его. Уже через два с небольшим года после окончания войны продукция этого цеха стала определять облик зеркальной фабрики.
В 1949 году фабрика была преобразована в Ленинградский завод художественного стекла, основой которого стал восстановленный и расширенный бывший экспериментальный цех.
На новый завод привлекли лучшие силы художников и инжене ров. Вера Игнатьевна Мухина до самой своей кончины в 1953 году оставалась художественным руководителем завода.
Сегодня Ленинградский завод художественного стекла — одно из лучших предприятий советского стеклоделия, обладатель Диплома почета и Золотой медали Всемирной выставки в Брюсселе, Золотой медали Лейпцигской ярмарки, десятков наград и медалей различных союзных и международных выставок, конкурсов и ярмарок. Здесь работают ведущие художники советского стеклоделия — Б. А. Смир нов, Е. В. Яновская, А. М. Остроумов, Л. О. Ю рген и другие. Про дукция Ленинградского завода пользуется большой популярностью не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Ленинград ский хрусталь экспортируется в Бельгию, Данию, Канаду, Финлян дию и другие страны. Даже Италия, родина венецианского стекла, закупает хрусталь Ленинградского завода.
Ленинградский завод художественного стекла сегодня — это не просто предприятие, выпускающее продукцию широкого потребле ния. Это — частица культуры Страны Советов, одна из художествен ных школ советского стеклоделия.
Пою перед тобой в восторге похвалу, Не камням дорогим, ни злату, но стеклу!
М. Ломоносов
ПЕТЕРБУРГСКИЙ ХРУСТАЛЬ
начала XVIII века в связи с общим подъемом русской промыш Сленности в петровскую эпоху расширяется производство стекла.
Около Петербурга первые стекольные заводы появляются во втором десятилетии XVIII века. На правом берегу реки Луги, в Ям-
бургском уезде, строятся два завода. На этих заводах вырабатывалось оконное и зеркальное стекло, стекло для карет и для фонарей, раз личная посуда — рюмки, четырехгранные штофы, пивные кружки. Ямбургские заводы выпускали также стаканы и кубки из бесцветного стекла с изображением гербов, военных эмблем и с надписями, вы полненными матовой гравировкой. Это была новая для русских заво дов того времени техника, и подобная посуда представляла собой исторический и художественный интерес. Она положила начало одной из любопытных традиций русского стеклоделия — отмечать выдающиеся исторические события выпуском специальных стеклян ных вещей — стаканов, кубков, кружек.
Особый интерес вызывает применение стекла для своеобразных музыкальных инструментов. Поэтическая мечта мастера-алмазчика со здать хрустальный рояль с нежными, прозрачно звенящими звуками,
9