Файл: Воронов, Н. В. Алмазная грань рассказ о невском хрустале.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

AAMA3HAJT ГРАНЬ

Эта книга рассказывает об ис кусстве художественного стекла, ко­

торое

еще в середине

X V III века

начали

изготовлять

в

Петербурге.

Здесь

талантливые

мастера-стекло­

делы создавали непревзойденные ху­ дожественные произведения из стек­ ла и хрусталя. И хотя трудились они в тяжелых условиях самодержавно­ крепостнического государства, их изделия отличались красотой и со­ вершенством, они до сих пор пора­ жают виртуозностью отделки, бле­ ском и законченностью формы.

После Великой Октябрьской со­ циалистической революции наступил новый качественный этап в развитии

искусства

художественного

стекла,

возрождение которого было

связано

с именами

крупнейшего

советского

скульптора

Веры Игнатьевны

М ухи­

ной и

замечательного

советского

ученого

Николая

Николаевича Ка­

чалова.

Созданные

В. И.

Мухиной

шедевры из стекла и хрусталя рас­ крывают огромные художественные возможности стекла. Традиции в стеклоделии, заложенные ею, в наше время развивает талантливый кол­ лектив Ленинградского завода худо­ жественного стекла, произведения которого достойно представляли наш город на всесоюзных и международ­ ных выставках.

Авторы книги, кандидат истори­ ческих наук Н. В. Воронов и работ­ ник завода художественного стекла искусствовед М. М. Дубова, на ос­ нове интересных документальных материалов рассказывают об истории возникновения и развития предпри­ ятия, говорят о его сегодняшнем дне, о его лучших людях, составля­ ющих славу и гордость завода.


Н.В.ВОРОНОВ, М.М.ДУБОВА

АЛ IL431L1JI ГРАНЬ

РАССКАЗ О НЕВСКОМ ХРУСТАЛЕ

Л ЕНИЗДАТ - 1974

 

At

Гос п бличнчн

В75

на но--, с.хнич: ская

 

б и б / 1Ио чк а

 

ЭКЗЕМПЛЯР

 

ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА

&£ ¥ £ ~ Р < -з ш / /

Научный редактор кандидат технических наук Ф. С. Э н т е л и с

В

80104-125

191-74

© Лениздат, 1974

Л\171(03)—74

ять тысяч лет отделяет нас от того времени, когда человек, Я не вооруженный знаниями химии и теплотехники, создал но­ вый, самый удивительный из всех известных нам синтетических

материалов — стекло.

Разнообразие и вместе с тем многообразие физических свойств, огромные технологические и колористические возможности позво­ лили стеклу занять важное место в материальной культуре современ­ ного общества.

Невозможно сегодня представить себе ни одной отрасли промыш­ ленности, где бы с успехом не использовалось стекло.

Но есть у стекла одна особая область применения —это искусство. Волшебные цветные витражи старинных зданий, смальтовая мо­

заика, звонкие искрящиеся кубки, вазы, графины из хрусталя...

Художественное стекло издавна ценилось очень высоко. Благопо­ лучие, международный престиж и богатство целых государств иногда зиждились на таланте и труде тех, кто из смеси простейших материа­ лов — золы, извести, песка — умел создавать красивейшие произведе­ ния искусства.

Так было в средневековой Венецианской республике, славу и богатство которой создали стекольщики острова Мурано. Так было и в Чехии, где алхимики короля Рудольфа открыли способ

окрашивания стекла соединениями золота и

создали

так

называемый

«золотой рубин» — стекло необыкновенно

красивого

пурпурного

цвета. Здесь же было положено начало знаменитой

чешской бижуте­

5


рии — производству драгоценностей и украшений из стекла, принес­ ших всемирную славу таким, например, городам, как Яблонец.

Громкую известность в начале прошлого столетия завоевали твер­ дый английский хрусталь и получившая в Англии первоначальное развитие техника алмазной грани.

Наша страна тоже вписала немало ярких страниц в историю художественного стекла.

М. В. Ломоносов поставил на научную основу синтезирование цветных стекол и смальт. Он проделал около четырех тысяч опытов по варке стекла, построил в селении Усть-Рудицы фабрику для «дела­ ния разноцветных стекол». Кроме того, Ломоносов возродил искус­

ство

древней мозаики, наладил производство

бисера и

стекляруса.

В

хрустале же, то есть в стекле, сваренном

на основе

соединений

свинца и поэтому особенно прозрачном и звонком, в России в на­ чале прошлого столетия была разработана собственная художествен­ ная система гранения — так называемый «русский камень». Изделия с «русским камнем» считались особенно драгоценными. Хрустальные фонтаны и целые хрустальные троны, окруженные чашами с дающей прохладу водой, устанавливались во дворцах персидских и турецких властелинов. Все это производилось на Петербургском Император­ ском стеклянном заводе.

Хрусталь этого завода наряду с произведениями Петергофской гранильной фабрики, изделиями шпалерной мануфактуры и ф арф о­ рового завода стал составлять славу северной столицы. Недаром среди барельефов и скульптурных украшений здания Адмиралтейства помещена фигура стеклодува с выдувальной трубкой у печки.

Кубки, графины, умывальные приборы, огромные канделябры для Зимнего дворца, граненые «слезки», «лиштва» и «стразы» для величе­ ственных люстр — все это были изделия, которыми по праву гордился стеклянный завод. Вырабатывалось здесь и цветное стекло, в частно­ сти для облицовки известной комнаты «Табакерка» Екатерининского дворца.

Над проектированием отдельных предметов из стекла и хрусталя для внутреннего убранства петербургских дворцов и правительствен­ ных зданий работали такие выдающиеся архитекторы, как Растрелли,

Камерон, Старов, Росси, Воронихин.

 

Стеклянный

завод был

типичной

дворцовой мануфактурой.

Его хрусталь

поставлялся

только в

царские дворцы и не шел

в продажу.

Менявшийся характер экономики страны, вставшей на путь капи­ талистического развития, привел стеклянный завод, как и ряд других дворцовых мануфактур (шпалерную, гранильную), к глубокому кри­ зису. В конце концов он был закрыт, а его оборудование передано Императорскому фарфоровому заводу.

6


Н а месте же бывшего стеклянного завода, на Деминской улице, была построена в начале XX века зеркальная фабрика, называвшаяся по имени улицы — Деминской. После Великой Октябрьской социали­ стической революции она была национализирована.

Небольшая Ленинградская зеркальная фабрика выпускала весьма разнообразную продукцию. Здесь осваивалось производство парфю ­ мерной посуды, елочных игрушек, стекол для часов, производились первые опыты по созданию «трубки-самодувки», которая позже ши­ роко распространилась по всем стекольным заводам страны.

Но художественное стекло в Ленинграде до конца 1930-х годов вообще не производили. Между тем именно в Ленинграде профессор В. В. Варгин разработал богатейшую гамму цветных стекол на основе отечественных красителей. Здесь же находились институт «Стеклопроект» и кафедра технологии стекла Ленинградского технологиче­ ского института. Кроме того, в ленинградских дворцах-музеях храни­ лись образцы петербургского хрусталя.

К концу 1930-х годов для налаживания производства художествен­ ного стекла сложились материальные предпосылки, которые пре­ красно почувствовала одна из ведущих советских художниц, скульп­ тор Вера Игнатьевна Мухина. Она, а также крупный ученый в области силикатов Николай Николаевич Качалов стали зачи­ нателями возрождения производства художественного стекла и хрусталя.

Инициатива выдающихся деятелей культуры была поддержана партией и правительством. В 1940 году на Ленинградской зеркальной фабрике был построен экспериментальный цех, который уже в пер­ вые месяцы 1941 года выдал несколько десятков новых художествен­ ных произведений из стекла, выполненных по эскизам художников В. И. Мухиной, Н. А. Тырсы и А. А. Успенского.

Уже в этих произведениях наметились основные линии развития советского художественного стекла. Это были первые успехи ленин­ градской школы художественного стеклоделия, основные принципы которой развиваются до сих пор последователями и продолжателями дела Мухиной.

Великая Отечественная война временно приостановила развитие этого процесса. Экспериментальный цех на зеркальной фабрике был законсервирован. Героическими усилиями рабочие сумели не только сохранить цех в суровые военные годы, но впоследствии и быстро восстановить его. Уже через два с небольшим года после окончания войны продукция этого цеха стала определять облик зеркальной фабрики.

В 1949 году фабрика была преобразована в Ленинградский завод художественного стекла, основой которого стал восстановленный и расширенный бывший экспериментальный цех.


На новый завод привлекли лучшие силы художников и инжене­ ров. Вера Игнатьевна Мухина до самой своей кончины в 1953 году оставалась художественным руководителем завода.

Сегодня Ленинградский завод художественного стекла — одно из лучших предприятий советского стеклоделия, обладатель Диплома почета и Золотой медали Всемирной выставки в Брюсселе, Золотой медали Лейпцигской ярмарки, десятков наград и медалей различных союзных и международных выставок, конкурсов и ярмарок. Здесь работают ведущие художники советского стеклоделия — Б. А. Смир­ нов, Е. В. Яновская, А. М. Остроумов, Л. О. Ю рген и другие. Про­ дукция Ленинградского завода пользуется большой популярностью не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Ленинград­ ский хрусталь экспортируется в Бельгию, Данию, Канаду, Финлян­ дию и другие страны. Даже Италия, родина венецианского стекла, закупает хрусталь Ленинградского завода.

Ленинградский завод художественного стекла сегодня — это не просто предприятие, выпускающее продукцию широкого потребле­ ния. Это — частица культуры Страны Советов, одна из художествен­ ных школ советского стеклоделия.

Пою перед тобой в восторге похвалу, Не камням дорогим, ни злату, но стеклу!

М. Ломоносов

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ХРУСТАЛЬ

начала XVIII века в связи с общим подъемом русской промыш­ Сленности в петровскую эпоху расширяется производство стекла.

Около Петербурга первые стекольные заводы появляются во втором десятилетии XVIII века. На правом берегу реки Луги, в Ям-

бургском уезде, строятся два завода. На этих заводах вырабатывалось оконное и зеркальное стекло, стекло для карет и для фонарей, раз­ личная посуда — рюмки, четырехгранные штофы, пивные кружки. Ямбургские заводы выпускали также стаканы и кубки из бесцветного стекла с изображением гербов, военных эмблем и с надписями, вы­ полненными матовой гравировкой. Это была новая для русских заво­ дов того времени техника, и подобная посуда представляла собой исторический и художественный интерес. Она положила начало одной из любопытных традиций русского стеклоделия — отмечать выдающиеся исторические события выпуском специальных стеклян­ ных вещей — стаканов, кубков, кружек.

Особый интерес вызывает применение стекла для своеобразных музыкальных инструментов. Поэтическая мечта мастера-алмазчика со­ здать хрустальный рояль с нежными, прозрачно звенящими звуками,

9