Файл: Антикайн, П. А. Надежность металла паровых котлов и трубопроводов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
щпна |
стенки |
уменьшаться. |
Как следствие этих дпу.х про |
|
цессов |
напряжение от внутреннего давления |
еще боль |
||
ше возрастет, |
пластическая |
деформация пойдет |
все уско |
ряющимся темпом и произойдет разрушение трубы. Если
ж е |
температура понизится до наступления |
разрушения, |
||
то |
на трубе останется раздутие — так называемая |
«отду- |
||
лнна» . |
|
|
|
|
|
При разрушении от кратковременного перегрева око |
|||
ло |
места разрыва (рис. 30,а) сильно увеличивается пе |
|||
риметр трубы и утоняется стенка. |
Часто |
кромки |
быва |
|
ют |
скошены под углом 45°, так как |
металл |
пластичен к |
|
разрушение наступает за счет среза |
по плоскости |
макси |
мальных касательных напряжений . Трещина всегда про дольная, так как тангенциальные напряжения от внут реннего давления в 2 раза превышают осевые. Труба обычно имеет большое раскрытие. Часто силой реакции струи, вытекающей из места разрыва, труба оказывает ся сильно погнутой. Внутренняя поверхность чистая, так как струя среды смывает отложения.
Если перегрев так высок, что |
превышена |
температу |
||
ра начала |
превращения |
перлита |
в аустенит |
(723 °С дл я |
углеродистой стали), то |
в микроструктуре металла раз |
|||
рушенных |
труб из углеродистой |
и низколегированных |
гперлитных сталей около места разрушения можно на
блюдать участки образования |
мартенсита (рис. 30,6). |
|||
Это происходит потому, что аустенит при очень |
резком |
|||
охлаждении |
струей |
воды или |
пара, вырывающихся |
|
с большой |
скоростью |
из разрыва, з а к а л и в а е т с я |
на мар |
тенсит; в этом случае твердость металла около места
разрыва |
существенно |
выше, чем |
на |
тыльной стороне |
||||
трубы в том ж е |
сечении. |
|
|
|
|
|||
Если |
температура |
перегрева трубы |
из углеродистой |
|||||
или |
перлитной |
стали |
п р и б л и ж а л а с ь к |
температуре |
на |
|||
чала |
перекристаллизации перлита, |
но |
не |
превышала |
ее, |
|||
то перлит сильно сфероидизирован |
(рис. |
30,г). |
|
При длительном перегреве выше расчетной темпера туры разрушение сопровождается в месте разрыва не значительным увеличением диаметра и очень неболь шим утонением кромок, а на лобовой образующей на ружной поверхности образуется сетка продольных тре щин (рис. 30,в). При исследовании микроструктуры око ло места разрушения наблюдается растрескивание ме талла по границам зерен, аналогичным тем, которые представлены на рис. 17,ß. В микроструктуре труб из
73
изготовлении труб. Дефекты, которые возникают на гильзах, как правило, не устраняются при последующих операциях и остаются в готовых трубах. При прошивке на станах косой прокатки основными видами брака гиль зы являются н а р у ж н ы е и внутренние плены, трещины и рванины, которые могут выходить на поверхность или оставаться внутри стенки гильзы.
H а р у ж н ы е |
п л е н ы могут |
возникнуть из-за износа |
||
поверхности |
валков, а т а к ж е |
из-за сильного |
скольже |
|
ния заготовки относительно поверхности валков. |
Н а р у ж |
|||
ные плены |
могут |
образовываться т а к ж е из-за |
наличия |
заливов на поверхности литой заготовки или закатов на
поверхности катаной заготовки. |
|
|
|
Н а рис. 34,а представлена |
труба диаметром 32X4 мм |
||
из стали 20, имеющая з а к а т |
на |
наружной |
поверхности |
и разрушиваяся при эксплуатации . |
|
||
В н у т р е н н и е п л е н ы могут |
возникать |
из-за обра |
зования внутренней полости с рваными краями, которые
окисляются и з а г л а ж и в а ю т с я |
при прохождении |
через |
оправку (рис. 34,е). |
|
|
Труба с расслоением, не выходящим на поверхность, |
||
показана на рис. 34,е. |
|
|
Р а з н о с т е н н о с т ь может |
возникнуть из-за |
неодно |
родности свойств заготовки, вызванной ликвацией или неравномерным нагревом. В результате неоднородности свойств полость образуется не точно по центру и вслед ствие этого возникает разностенность, которая изменя
ется по длине гильзы и |
не может быть полностью |
устра |
||
нена |
при последующих |
операциях |
изготовления |
трубы. |
В |
процессе холодного волочения |
труб из-за |
попада |
ния между трубой и волочильным кольцом окалины или из-за неравномерного износа кольца на наружной по верхности трубы могут образовываться продольные рис ки. Если волочение производилось на оправке или проб ке, то риски и задиры могут быть и на внутренней по верхности (рис. 34,г).
В процессе з а к а л к и труб из стали 12Х2МФСР на их внутренней поверхности могут возникать радиальные тре щины (рис. 34,ö). Если трещины образовались в про цессе производства труб, то металл, прилегающий к ним,
часто бывает |
обезуглерожен, |
а сами трещины заполне |
|
н ы |
окислами |
(рис. 34,6). |
|
|
В эксплуатации могут наблюдаться повреждения из- |
||
за |
технологических дефектов |
изготовления поверхностей |
77
В этом |
случае |
увеличена глубина разделки |
под |
сварку. |
||
Д л я повышения надежности |
сварку производят |
в |
не |
|||
сколько |
слоев |
электродами |
диаметром не |
более |
3 |
мм. |
|
|
Фзг |
Фзв |
|
|
|
Рис. 36. Узел приварки змеевика к камере кон вективного пароперегревателя.
а - - первоначальны!'! вариант; б — усовершенствованная конструкция.
Ж е л а т е л ь н о производить кантовку блока для того, что бы обеспечить сварку всех узлов в наиболее удобном нижнем положении.
4-2. КОРРОЗИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ НАГРЕВА
При эксплуатации поверхностей нагрева паровых котлов приходится сталкиваться с высокотемпературной газовой коррозией в окислительной и восстановительной атмосфере топочных газов, с низкотемпературной элек трохимической коррозией хвостовых поверхностей нагре ва и с пароводяной коррозией на внутренних поверхно стях труб.
Высокотемпературная газовая коррозия в окисли тельной атмосфере топочных газов п о р а ж а е т трубы ширмовых и конвективных пароперегревателей, металл дистанционирующих проставок между трубами и стой ками.
При окислении стали горячими топочными газами на поверхно сти образуется сначала тонкая пленка окислов, которая может при определенных условиях затормаживать дальнейшее развитие корро зии. Атомы газа путем диффузии через пленку проникают к металлу. Одновременно с диффузией атомов или ионов газа от поверхности пленки окисла к металлу наблюдается встречная диффузия металла
80
к поверхности окнсноіі пленки. Чем толще пленка, тем большее рас стояние нужно пройти атомам кислорода и металла и тем медленнее нарастает ее толщина. Так, пленка окисла защищает металл, тормозя развитие коррозии. Когда пленка окисла рыхлая пли имеет много
трещин и она не может служить защитным |
слоем, |
коррозия |
со |
||
временем не замедляется. |
|
|
|
|
|
Для надежной защиты металла от развития процесса коррозии |
|||||
объем пленки должен быть больше объема металла, |
пошедшего |
;іа |
|||
ее образование. В противном случае пленки па покрытие |
металла |
||||
не хватит. Это условие необходимо для создания |
защитного |
действия |
|||
пленки, но далеко |
не достаточно. |
|
|
|
|
Так, окислы |
некоторых металлов, например |
молибдена, |
при вы |
сокой температуре удаляются с поверхности в виде паров. В этом случае защитная пленка не образуется, хотя объем окислов больше объема окислившегося металла.
Пленка должна не только обладать хорошими защитными свой ствами, по и плотно прилегать к металлу. Образование пленки про исходит с увеличением объема, поэтому в ней возникают внутренние напряжения. Чем толще пленка, тем больше напряжения на границе между ней и металлом. Если напряжения превысят предел прочности пленки, то в ней возникнут трещины.
Пленка прочнее держится на поверхности металла в том случае, когда между ней и металлом нет резкой границы; она должна обла дать возможно большей прочностью и пластичностью и иметь по отношению к металлу близкий коэффициент линейного расширения. Тогда при резких теплосмеиах на границе между пленкой и метал лом не будут возникать дополнительные напряжения.
О к а л и на на углеродистой стали имеет сложное стро ение, зависящее от температуры, времени коррозии и
состава |
газовой среды. С н а р у ж и находится слой |
|
окиси |
||||
железа |
Fe203 — окисла |
с наибольшим |
содержанием |
кис |
|||
лорода |
(рис. 37); к |
металлу |
прилегает |
слой |
закиси |
||
ж е л е з а |
FeO — окисла |
с наименьшим |
содержанием |
кис |
|||
лорода . |
При переходе от одного слоя к другому |
содер |
|||||
ж а н и е |
кислорода изменяется скачкообразно. |
|
|
||||
Наиболее эффективное средство защиты стали от га |
|||||||
зовой |
коррозии — легирование |
хромом |
(стали |
15ХМ, |
12Х1МФ), кремнием (сталь 12Х2МФСР) и алюминием,
окисляющимися легче ж е л е з а . Совместно |
с окислами |
ж е л е з а они образуют на поверхности стали |
пленку, пре |
пятствующую интенсивному окислению (рис. 38). В це лях сохранения защитного действия пленки к поверхно стному слою для поглощения кислорода необходима по стоянная диффузия легирующих элементов. Д и ф ф у з и я легирующего элемента протекает тем быстрее, чем мень ше размеры его атомов, легче перемещающихся между атомами основного металла . Этим объясняются хорошие защитные свойства хрома, алюминия и кремния, атомы которых меньше атомов железа .
6—89 |
81 |
действие пятнокиси ванадия с железом начинается при 515—525 °С, а при 550 °С — взаимодействие между трехокисыо железа и пятиокисью ванадия с образованием ванадата железа . Процесс окисления резко ускоряется при температуре выше 600°С. Соприкасаясь с окисной пленкой, пятиокись ванадия химически реагирует с окис лами железа, а продукты химического взаимодействия вместе с окислами ж е л е з а и легирующих элементов мо гут образовать жидкие эвтектики. Пятиокись ванадия является разрушителем защитной окисной пленки и ка тализатором в процессе окисления железа кислородом топочных газов. Продукты ванадиевой коррозии на по верхности металла образуют пористый слой, через кото
рый |
относительно легко проникают |
кислород газовой |
|||||
фазы |
и ж и д к а я эвтектика. |
|
|
|
|
||
На ускорение процесса коррозии может оказывать |
|||||||
существенное |
влияние |
концентрация |
S0 2 , |
S0 3 , |
H2 S |
||
и других агрессивных |
газов в продуктах сгорания |
топ |
|||||
лива. |
|
|
|
|
|
|
|
Сжигание |
топлива |
при |
избытках |
воздуха, |
близких |
||
к стехнометрпческим (при |
и = 1,0-И,01 % ) , и отсутствии |
присосов по тракту приводит к резкому снижению кор розионных потерь. Н о при недостатке кислорода и вос становительной атмосфере коррозионные потери опять резко увеличиваются.
Механические напряжения от внутреннего давления или изгиба практически не влияют на скорость ванадие вой коррозии, но пластическая деформация при разру шении от исчерпания длительной прочности может су щественно уменьшаться .
Продукты сгорания твердого топлива более агрессив
ны, чем воздух, |
хотя и содержат меньше кислорода, |
но |
|
в них имеются |
SO2, SO3, Н 2 О и другие газы, |
ускоряю |
|
щие коррозию. |
|
|
|
Утонения стенок труб в продуктах сгорания |
углей |
и |
торфа при наличии твердых отложений на поверхности труб протекает менее интенсивно, чем на мазутных кот лах.
При наличии агрессивных компонентов в составе эо ловых отложений твердых топлнв коррозия существенно ускоряется. Весьма агрессивны, в частности, продукты сгорания эстонских сланцев.
Часто присутствующие в золе твердого топлива ще лочные сульфаты и хлориды интенсифицируют корро-
6* |
83 |