Файл: Антикайн, П. А. Надежность металла паровых котлов и трубопроводов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

щпна

стенки

уменьшаться.

Как следствие этих дпу.х про­

цессов

напряжение от внутреннего давления

еще боль

ше возрастет,

пластическая

деформация пойдет

все уско­

ряющимся темпом и произойдет разрушение трубы. Если

ж е

температура понизится до наступления

разрушения,

то

на трубе останется раздутие — так называемая

«отду-

лнна» .

 

 

 

 

При разрушении от кратковременного перегрева око­

ло

места разрыва (рис. 30,а) сильно увеличивается пе­

риметр трубы и утоняется стенка.

Часто

кромки

быва­

ют

скошены под углом 45°, так как

металл

пластичен к

разрушение наступает за счет среза

по плоскости

макси­

мальных касательных напряжений . Трещина всегда про­ дольная, так как тангенциальные напряжения от внут­ реннего давления в 2 раза превышают осевые. Труба обычно имеет большое раскрытие. Часто силой реакции струи, вытекающей из места разрыва, труба оказывает­ ся сильно погнутой. Внутренняя поверхность чистая, так как струя среды смывает отложения.

Если перегрев так высок, что

превышена

температу­

ра начала

превращения

перлита

в аустенит

(723 °С дл я

углеродистой стали), то

в микроструктуре металла раз­

рушенных

труб из углеродистой

и низколегированных

гперлитных сталей около места разрушения можно на­

блюдать участки образования

мартенсита (рис. 30,6).

Это происходит потому, что аустенит при очень

резком

охлаждении

струей

воды или

пара, вырывающихся

с большой

скоростью

из разрыва, з а к а л и в а е т с я

на мар ­

тенсит; в этом случае твердость металла около места

разрыва

существенно

выше, чем

на

тыльной стороне

трубы в том ж е

сечении.

 

 

 

 

Если

температура

перегрева трубы

из углеродистой

или

перлитной

стали

п р и б л и ж а л а с ь к

температуре

на­

чала

перекристаллизации перлита,

но

не

превышала

ее,

то перлит сильно сфероидизирован

(рис.

30,г).

 

При длительном перегреве выше расчетной темпера­ туры разрушение сопровождается в месте разрыва не­ значительным увеличением диаметра и очень неболь­ шим утонением кромок, а на лобовой образующей на­ ружной поверхности образуется сетка продольных тре­ щин (рис. 30,в). При исследовании микроструктуры око­ ло места разрушения наблюдается растрескивание ме­ талла по границам зерен, аналогичным тем, которые представлены на рис. 17,ß. В микроструктуре труб из

73


изготовлении труб. Дефекты, которые возникают на гильзах, как правило, не устраняются при последующих операциях и остаются в готовых трубах. При прошивке на станах косой прокатки основными видами брака гиль­ зы являются н а р у ж н ы е и внутренние плены, трещины и рванины, которые могут выходить на поверхность или оставаться внутри стенки гильзы.

H а р у ж н ы е

п л е н ы могут

возникнуть из-за износа

поверхности

валков, а т а к ж е

из-за сильного

скольже­

ния заготовки относительно поверхности валков.

Н а р у ж ­

ные плены

могут

образовываться т а к ж е из-за

наличия

заливов на поверхности литой заготовки или закатов на

поверхности катаной заготовки.

 

 

Н а рис. 34,а представлена

труба диаметром 32X4 мм

из стали 20, имеющая з а к а т

на

наружной

поверхности

и разрушиваяся при эксплуатации .

 

В н у т р е н н и е п л е н ы могут

возникать

из-за обра­

зования внутренней полости с рваными краями, которые

окисляются и з а г л а ж и в а ю т с я

при прохождении

через

оправку (рис. 34,е).

 

 

Труба с расслоением, не выходящим на поверхность,

показана на рис. 34,е.

 

 

Р а з н о с т е н н о с т ь может

возникнуть из-за

неодно­

родности свойств заготовки, вызванной ликвацией или неравномерным нагревом. В результате неоднородности свойств полость образуется не точно по центру и вслед­ ствие этого возникает разностенность, которая изменя­

ется по длине гильзы и

не может быть полностью

устра­

нена

при последующих

операциях

изготовления

трубы.

В

процессе холодного волочения

труб из-за

попада­

ния между трубой и волочильным кольцом окалины или из-за неравномерного износа кольца на наружной по­ верхности трубы могут образовываться продольные рис­ ки. Если волочение производилось на оправке или проб­ ке, то риски и задиры могут быть и на внутренней по­ верхности (рис. 34,г).

В процессе з а к а л к и труб из стали 12Х2МФСР на их внутренней поверхности могут возникать радиальные тре­ щины (рис. 34,ö). Если трещины образовались в про­ цессе производства труб, то металл, прилегающий к ним,

часто бывает

обезуглерожен,

а сами трещины заполне­

н ы

окислами

(рис. 34,6).

 

 

В эксплуатации могут наблюдаться повреждения из-

за

технологических дефектов

изготовления поверхностей

77


В этом

случае

увеличена глубина разделки

под

сварку.

Д л я повышения надежности

сварку производят

в

не­

сколько

слоев

электродами

диаметром не

более

3

мм.

 

 

Фзг

Фзв

 

 

 

Рис. 36. Узел приварки змеевика к камере кон­ вективного пароперегревателя.

а - - первоначальны!'! вариант; б — усовершенствованная конструкция.

Ж е л а т е л ь н о производить кантовку блока для того, что­ бы обеспечить сварку всех узлов в наиболее удобном нижнем положении.

4-2. КОРРОЗИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ НАГРЕВА

При эксплуатации поверхностей нагрева паровых котлов приходится сталкиваться с высокотемпературной газовой коррозией в окислительной и восстановительной атмосфере топочных газов, с низкотемпературной элек­ трохимической коррозией хвостовых поверхностей нагре­ ва и с пароводяной коррозией на внутренних поверхно­ стях труб.

Высокотемпературная газовая коррозия в окисли­ тельной атмосфере топочных газов п о р а ж а е т трубы ширмовых и конвективных пароперегревателей, металл дистанционирующих проставок между трубами и стой­ ками.

При окислении стали горячими топочными газами на поверхно­ сти образуется сначала тонкая пленка окислов, которая может при определенных условиях затормаживать дальнейшее развитие корро­ зии. Атомы газа путем диффузии через пленку проникают к металлу. Одновременно с диффузией атомов или ионов газа от поверхности пленки окисла к металлу наблюдается встречная диффузия металла

80


к поверхности окнсноіі пленки. Чем толще пленка, тем большее рас­ стояние нужно пройти атомам кислорода и металла и тем медленнее нарастает ее толщина. Так, пленка окисла защищает металл, тормозя развитие коррозии. Когда пленка окисла рыхлая пли имеет много

трещин и она не может служить защитным

слоем,

коррозия

со

временем не замедляется.

 

 

 

 

Для надежной защиты металла от развития процесса коррозии

объем пленки должен быть больше объема металла,

пошедшего

;іа

ее образование. В противном случае пленки па покрытие

металла

не хватит. Это условие необходимо для создания

защитного

действия

пленки, но далеко

не достаточно.

 

 

 

 

Так, окислы

некоторых металлов, например

молибдена,

при вы­

сокой температуре удаляются с поверхности в виде паров. В этом случае защитная пленка не образуется, хотя объем окислов больше объема окислившегося металла.

Пленка должна не только обладать хорошими защитными свой­ ствами, по и плотно прилегать к металлу. Образование пленки про­ исходит с увеличением объема, поэтому в ней возникают внутренние напряжения. Чем толще пленка, тем больше напряжения на границе между ней и металлом. Если напряжения превысят предел прочности пленки, то в ней возникнут трещины.

Пленка прочнее держится на поверхности металла в том случае, когда между ней и металлом нет резкой границы; она должна обла­ дать возможно большей прочностью и пластичностью и иметь по отношению к металлу близкий коэффициент линейного расширения. Тогда при резких теплосмеиах на границе между пленкой и метал­ лом не будут возникать дополнительные напряжения.

О к а л и на на углеродистой стали имеет сложное стро­ ение, зависящее от температуры, времени коррозии и

состава

газовой среды. С н а р у ж и находится слой

 

окиси

железа

Fe203 — окисла

с наибольшим

содержанием

кис­

лорода

(рис. 37); к

металлу

прилегает

слой

закиси

ж е л е з а

FeO — окисла

с наименьшим

содержанием

кис­

лорода .

При переходе от одного слоя к другому

содер­

ж а н и е

кислорода изменяется скачкообразно.

 

 

Наиболее эффективное средство защиты стали от га­

зовой

коррозии — легирование

хромом

(стали

15ХМ,

12Х1МФ), кремнием (сталь 12Х2МФСР) и алюминием,

окисляющимися легче ж е л е з а . Совместно

с окислами

ж е л е з а они образуют на поверхности стали

пленку, пре­

пятствующую интенсивному окислению (рис. 38). В це­ лях сохранения защитного действия пленки к поверхно­ стному слою для поглощения кислорода необходима по­ стоянная диффузия легирующих элементов. Д и ф ф у з и я легирующего элемента протекает тем быстрее, чем мень­ ше размеры его атомов, легче перемещающихся между атомами основного металла . Этим объясняются хорошие защитные свойства хрома, алюминия и кремния, атомы которых меньше атомов железа .

6—89

81


действие пятнокиси ванадия с железом начинается при 515—525 °С, а при 550 °С — взаимодействие между трехокисыо железа и пятиокисью ванадия с образованием ванадата железа . Процесс окисления резко ускоряется при температуре выше 600°С. Соприкасаясь с окисной пленкой, пятиокись ванадия химически реагирует с окис­ лами железа, а продукты химического взаимодействия вместе с окислами ж е л е з а и легирующих элементов мо­ гут образовать жидкие эвтектики. Пятиокись ванадия является разрушителем защитной окисной пленки и ка­ тализатором в процессе окисления железа кислородом топочных газов. Продукты ванадиевой коррозии на по­ верхности металла образуют пористый слой, через кото­

рый

относительно легко проникают

кислород газовой

фазы

и ж и д к а я эвтектика.

 

 

 

 

На ускорение процесса коррозии может оказывать

существенное

влияние

концентрация

S0 2 ,

S0 3 ,

H2 S

и других агрессивных

газов в продуктах сгорания

топ­

лива.

 

 

 

 

 

 

 

Сжигание

топлива

при

избытках

воздуха,

близких

к стехнометрпческим (при

и = 1,0-И,01 % ) , и отсутствии

присосов по тракту приводит к резкому снижению кор­ розионных потерь. Н о при недостатке кислорода и вос­ становительной атмосфере коррозионные потери опять резко увеличиваются.

Механические напряжения от внутреннего давления или изгиба практически не влияют на скорость ванадие­ вой коррозии, но пластическая деформация при разру­ шении от исчерпания длительной прочности может су­ щественно уменьшаться .

Продукты сгорания твердого топлива более агрессив­

ны, чем воздух,

хотя и содержат меньше кислорода,

но

в них имеются

SO2, SO3, Н 2 О и другие газы,

ускоряю­

щие коррозию.

 

 

 

Утонения стенок труб в продуктах сгорания

углей

и

торфа при наличии твердых отложений на поверхности труб протекает менее интенсивно, чем на мазутных кот­ лах.

При наличии агрессивных компонентов в составе эо­ ловых отложений твердых топлнв коррозия существенно ускоряется. Весьма агрессивны, в частности, продукты сгорания эстонских сланцев.

Часто присутствующие в золе твердого топлива ще­ лочные сульфаты и хлориды интенсифицируют корро-

6*

83