ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
Синхронный однофазный генератор ГАБ-4 частотой
425.индукторного типа двухпакетного фланцевого ис
полнения. |
Генератор выполняется |
на напряжение 230 |
и 115 <з- |
Направление вращения |
ротора генератора — |
левое, если смотреть со стороны, противоположной при воду.
Корпус генератора представляет собой стальную трубу, является одновременно магнитопроводом.
Пакеты якоря (статора) набраны из листовой элек тротехнической стали толщиной 0,35 мм и стянуты стальными скобами. Пакеты запрессовываются в корпус и стопорятся в нем винтами. В пакетах имеется по 18 полузакрытых пазов. В пазы заложена обмотка пе ременного тока. Каждый пакет имеет отдельную обмот ку. Выводы обмоток каждого пакета заложены в рези новые трубки и выходят с двух сторон корпуса, прохо дят через окна в подшипниковых щитах и подсоединя ются к'клеммным зажимам блока регулятора напряже ния и блока аппаратуры.
Обмотка переменного тока выполнена проводом ПЭВ-2-Л. Крепится в пазах статора текстолитовыми клиньями. Между пакетами якоря расположена катуш ка обмотки возбуждения, которая крепится к корпусу тремя скобами.
Обмотка возбуждения выполнена проводом ПЭЛБО. Выводы обмотки возбуждения проложены через паке ты якоря (статора) и также выводятся с двух сторон корпуса через окна в подшипниковых щитах и присо единяются к зажимам блока аппаратуры. Обмотка воз буждения питается от выпрямленного напряжения гене ратора.
Ротор генератора имеет два пакета, напрессованных на массивную стальную втулку. Пакеты ротора набра ны из листовой электротехнической стали толщиной 0,35 мм и стянуты нажимными шайбами, приваренными к втулке. Втулка напрессована на вал генератора и за креплена двумя стопорными винтами. Втулка с сидя щими на ней пакетами ротора является частью магнитопровода генератора. Каждый пакет ротора имеет де вять зубцов и девять впадин, что соответствует 18 по люсам ротора.
Ротор установлен в подшипниковых щитах на двух шарикоподшипниках класса П, JVb 206. Подшипники за полнены смазкой ЦИАТИМ-201. Для предотвращения
180
вытекания смазки в крышках подшипников имеются фетровые уплотненияРотор балансируется динамиче ски. Балансировка производится путем высверливания отверстий на балансировочных кольцах ротора.
Подшипниковые щиты выполнены литыми из алюми ниевого сплава АЛ2. Щиты имеют окна для прохожде ния ' воздуха, охлаждающего генератор. Кроме того, в верхней части щита имеется прилив с окном, через ко торое проходит воздух, охлаждающий аппаратуру. В местах посадки подшипников в щитах имеются сталь ные втулки.
Принципиальная электрическая схема генераторов ГАБ-4 с блоками регулирования показана в главе IV.
Схема включает следующие основные цепи: силовую, возбуждения генератора, измерительного органа, выпря мительного устройства и цепь освещения.
Для контроля за работой электрической части агре гата в схеме имеются электроизмерительные приборы: вольтметр, измеряющий напряжение на выходных за жимах агрегата; амперметр, измеряющий ток нагрузки агрегата; частотомер, измеряющий частоту выходного напряжения агрегата.
Генератор ГАБ-4-Т/230/Ч-200 выполнен в виде нор мальной синхронной машины с явно выраженными по люсами.
Генератор восьмнполюснын, имеет внутренние вра щающиеся явно выраженные полюса, катушки которых через селеновые выпрямители питаются от специальной дополнительной обмотки генератора. Направление вра щения ротора генератора — левое, если смотреть со сто роны контактных колец. Число оборотов ротора генера тора 3000 в мин. Для охлаждения обмоток генератора и селеновых выпрямителей на валу генератора укреп лен вентилятор.
Статор (якорь) генератора состоит из корпуса и за прессованного в него пакета активной стали с обмот ками. Корпус отлит из алюминиевого сплава АЛ2.
На корпусе со стороны контактных колец имеются четыре прилива, к которым крепится блок аппаратуры. На нижней части корпуса имеются лапы, при помощи которых генератор крепится на опоре рамы агрегата. Верхняя часть корпуса генератора заканчивается ко робкой, в которой размещен блок селеновых выпрями телей.
181
Пакет активной стали статора набран из листовойэлектротехнической стали Э31 толщиной 0,35 мм и стя нут стальными скобами.
В пакете статора имеется 63 полузакрытых паза. В пазы заложены две обмотки: силовая и дополнитель ная. Ось дополнительной обмотки смещена относитель но оси силовой обмотки иа 96 электрических граду сов.
Начала и концы силовой и дополнительной обмоток выведены в статоре со стороны контактных колец и под водятся к блоку аппаратуры и в коробку с селеновыми выпрямителями. Обе обмотки выполнены проводом ПЭВ-2 и закреплены в пазах текстолитовыми клиньями. Пакет статора запрессовывается в корпус и стопорится двумя винтами. Через корпус статора проходят шпиль ки с тайками для крепления подшипниковых щитов и болты с гайками для крепления соединительного фланца.
На вал генератора насажены два одинаковых ших тованных пакета. Каждый пакет набран из листовой электротехнической стали Э11 толщиной 0,5 мм. Паке ты имеют по восемь зубцов, каждый из которых являет ся полюсом генератора. На зубцы-полюса надеваются катушки обмотки возбуждения. Катушки намотаны проводом ПЭВ-2. Выводы катушки подключены к двум контактным кольцам. Контактные кольца медные, опрессованные пластмассой. Кольца' насажены на вал гене ратора со стороны, противоположной приводу.
Для обеспечения самовозбуждения генератора ме жду пакетами ротора размещен постоянный магнит, на бранный из 10 листов закаленной стали 45, имеющих конфигурацию листов ротора.
Для динамической балансировки ротора предусмо трены два чугунных кольца, которые напрессованы на вал по обеим сторонам катушек. Динамическая балан сировка производится путем высверливания отверстий на наружной поверхности колец.
Ротор устанавливается в щиты на двух шарикопод шипниках N° 206 класса П со стороны привода и № 204 того же класса со стороны контактных колец. Подшип ники заполнены смазкой. Для предотвращения выте кания смазки в крышках предусмотрены специальные фетровые уплотнения.
В нижней части фланца расположены окна для вы
182
хода воздуха, охлаждающего генератор и аппаратуру агрегата.
Остальные элементы генератора ГАБ-4-Т/230/Ч-400 конструктивно не отличаются _от синхронных генерато ров мощностью 4 кет частотой 50 гц. Конструкция гене раторов ГАБ- 8 мало чем отличается от изложенной
выше.
Г е н е р а т о р ы с е р и и ЕСС — синхронные самовозбуждающиеся генераторы с питанием обмотки возбу ждения от компаундирующего трансформатора и полу проводниковых выпрямителей. Генераторы изготовляют ся в брызгозащищенном исполнении с горизонтальным расположении вала. Они обеспечивают точность регули рования напряжения в пределах ± 2 % при отклонении
числа оборотов вала дизелей не более 3% от номиналь ного значения.
Рис. 3.9. Общий вид генератора ЕСС-62-4СФ:
/ — подшипниковый щит; 2 — кольцо для подъемных средств: 3 — блок ком паундирования; 4 — резиновая прокладка; 5 — подшипниковый -щит; 6 — кол
пак; 7 — вентиляционная решетка
Генераторы ЕСС. используются как в передвижных, так и в стационарных электростанциях. В зависимости от способа сочленения с первичным двигателем они имеют соответствующие исполнения, обозначенные бук вами: Ф и Щ. Генераторы с обозначением буквой Ф имеют на одном из подшипниковых щитов фланец (рис.-3.9). При независимой установке генератора и дви гателя на раме агрегата их валы соединяются эластич
183
ной муфтой, а подшипниковый шит имеет обычное ис полнение.
Станина цилиндрической формы изготовлена из чу гуна. В верхней части ее имеется прямоугольная про резь, над которой устанавливается блок регулирования напряжения БРН.
Сердечник статора набран из листов электрической стали, которые с одной стороны покрыты электроизоля ционным лаком. Листы насаживаются на вал и стяги ваются скобками, которые затем привариваются к нему.
Обмотка статора насыпная, укладывается через щели полузакрытых пазов и соединяется по схеме «звезда» с выведенным нулем. Изоляция обмоток выполнена по классу В.
Подшипниковые листы литые, чугунные. В нижней части щитов расположены окна, закрытые сеткой. Через эти окна охлаждается генератор с помощью центробеж ного литого вентилятора, расположенного па конце вала генератора.
Сердечник ротора набран из листов электротехниче ской стали. Листы имеют форму многополюсной звезды, которая по длине сердечника образует чередующиеся высокие и низкие пакеты. Крайние — высокие — пакеты набраны из листов стали толщиной 2 мм.
При сборке ротора после установки катушек обмот-, ки возбуждения на низкие пакеты устанавливаются сег менты, имеющие форму полюсных башмаков. При этом наружные размеры сегментов и высоких пакетов совпа дают, образуя внешнюю поверхность ротора. Форма ро торных полюсов получается гребенчатой, а воздушный зазор генератора — однозначный под полюсами и края ми сегментов. Такая форма полюсов незначительно влияет на характеристику напряжения.
Обмотка ротора выполняется из медного рровода прямоугольного сечения, намотанного в виде отдельных катушек. Катушки закрепляются на полюсах двумя изо лированными шайбами. Выводные концы обмотки ро тора пропущены через палый конец вала и соединя ются с контактными кольцами. Кольца бронзовые, на сажены на изолированную втулку. Траверса и кольца закрыты штампованным металлическим кожухом. Щет- ' ки марки ЭГ-14 устанавливаются в гнезде обойм.
184
Генераторы дизель-электрических электростанций
Эти генераторы переменного гока разделяются на ге нераторы частотой тока 50 гц и генераторы частотой тока 400 гц.
По конструкции генераторы разделяются на генера торы с машинным возбуждением и генераторы со стати ческой системой возбуждения. Генераторы дизельных электростанций выполняются на 1500 об/мин, они так же применяются в энергетических установках с отбором мощности и в некоторых электростанциях с бензиновы ми двшателями.
По производственному признаку генераторы разде ляются в основном на три серии: ДГ'С, Г'СФ и ЕС'С.
Основные технические характеристики приведены в
табл. 3.2. |
серии ДГС — применяются |
в электро |
Генераторы |
||
станциях мощностью 10, 20, 30, 50 кет. |
мощностью |
|
Г е н е р а т о р |
ДГС-81-4ЩФ2 (рис. 3.10) |
1 2 кет применяется в передвижных дизельных электро
станциях мощностью 10 кет напряжением 230 пли 400 в.
Заводская |
марка этого генератора расшифровывается |
|
следующим |
образом: дизельный генератор синхронный, |
|
8 -го габарита, 1-й длины, четырехполюсный, |
с двумя |
|
щитами и фланцевым креплением к двигателю. |
(Анало |
гичным образом расшифровываются и другие генерато ры ДГС.)
Это синхронная четырехполюсная электрическая ма шина с явно выраженными полюсами, фланцевого ис полнения, с самовентиляцией и одним свободным кон цом вала.
|
Номинальная мощность генератора |
при cos 9 = 0,8 — |
|
12 |
кет, но в |
электростанции в условиях ее применения |
|
и |
с учетом |
обеспечения перегрузок он |
эксплуатируется |
с мощностью 10- кет. Однако при температуре окружаю щего воздуха менее 35°С генератор вполне можно на гружать до 1 2 кет.
Статор состоит из станины, сердечника и статорной обмотки. Станина генератора отлита из чугуна. Сердеч ник набран из листов электротехнической стали Э1А толщиной 0,5 мм- Спрессованный пакет стали статора укреплен в ребрах станины с торцов двумя нажимными шайбами и шпонками. Паз статора полузакрытый, тра-
/ 2 13 14
186
22 2 /
|
С П! Я 2 |
Г |
|||
|
50 |
6 - “ |
|||
|
g |
I |
|
ц |
в |
|
1 |
m X Ч >. |
|||
|
|
а: о\о |
|||
|
•О'•'Т - п |
||||
|
’ |
2 |
о |
i |
о |
|
fVйet |
I |
ю |
||
|
■ |
О |
л |
I |
я |
|
|
£ |
|
|
|
|
3 £ |
и"2 |
|||
|
. СОI |
•• я |
|||
|
, I 1SS |
||||
|
I |
|
|
2 |
ж |
|
Т |
_ |
|
(УГС |
|
|
|
•• и |
са |
||
|
§ § 0 3 0 |
||||
|
f c o o r i |
||||
|
Toa u 5 e. |
||||
|
n O O ^ O |
||||
|
an , |
■■' |
|||
|
|
о з |
|
|
|
|
|
|
gJ. I |
||
.. |
§■£ ' |
|
|
||
f i g **1 |
|||||
<D к |
_ |
S |
|
;• |
|
rt |
|
2 ОЭH |
|||
a; |
o 3 |
h |
|
5 |
|
CL |
id |
J |
|
3 |
|
8 |
О 3 |
8 |
* |
|
|
й | а I2 | |
|||||
m |
° |
|
|
|
o ti«о |
<м I |
|
|
|
i |
Sf «?«н| Tt« cr Cra= 5
- |
Ф * | |
||||
°? |
3 |
I |
а I f |
||
L |
>. 1j |
|
•- |
||
r> o « ir'i~ |
|||||
|
и |
|
я |
|
“j |
‘- ' l |
ш « |
- |
|
о |
|
Q. - |
Щ^ N. Hi |
||||
|
ч* U 1 |
||||
|
K g |
I |
. * 1 |
||
■4) |
|
sj. e.«*3 |
|||
|
н a5* о |
04 |
|||
|
я |
3 |
|
k* . |
|
|
* в * |
5 |
3 |
||
|
UlllNrO |
||||
|
й |
к |
|
5 |
е * |
|
ё[ |
Я к к |
|||
|
О |
к- |
|
~ |
«С |
|
* |
я ••• Йо. |
|||
|
(_о Я®'!У |
||||
|
<У!йй г |
||||
|
3| gsS |
||||
|
<Дг = = |
||||
|
и |
|
и 5.S |
||
|
3SSus |
||||
|
Й5 ? I 5 |
||||
|
а р о |
• |
х |
||
|
g I |
2 « |
я |
||
|
2 |
|
о |
|
|
|
з.|°.-.и |
||||
|
Н о |
I |
* |
|
|
|
sf |
с |
1 |
хя |
|
|
|
|
к |
* |
|
|
о |
|
|
СО |
|
|
=; а .. к о |
||||
|
« |
й |
0 |
з |
й |
|
T i l l s |
||||
|
dii- |
l*l*s: |
|||
|
|
|
|
J з |
|
|
&..8 SS |
||||
|
P « = o.k |
||||
|
£ 5 о I |
I |
|||
|
§3§ss |
||||
|
1 4 |
s- |
|
|
|
|
To з Ия |
||||
|
|
Я5 йп |
|||
|
1 о Я о о |
||||
|
|
« |
гс ь ь |
пецендальноп формы. Обмотка статора микционная, двухслойная, с укороченным шагом. Она состоит из мягких секций, намотанных на шаблоне из'.круглого обмоточного провода марки ПБД. Обмотка удерживается в пазах деревянными клиньями. В качестве изоляции обмоток от корпуса и между фазами приме нен гибкий миканит или стеклолакоткань. Статорные обмотки генераторов на напряже ние 230 и 400 в отличаются друг от друга ко личеством витков и сечением провода. В ста торной обмотке на напряжение 230 в уложено меньшее количество витков, а сечение провода большее; в статорной обмотке на напряже ние 400 в уложено большее количество вит ков, а сечение провода меньшее. Станина ге нератора имеет окно, через которое фазные выводы обмотки статора проходят к зажимам коробки выводов генератора. Коробка выво дов для предохранения от пыли и случайного прикосновения к токоведущим частям закры та крышкой, закрепляемой на двух шпильках. Сверху в-станину ввинчено подъемное кольцо. Вместе со станиной отлиты лапы, предназна ченные для крепления генератора к раме агрегата. ■
Ротор состоит из цельнокованого сталь ного вала, полюсов 19 и катушек 12 полюсов. Полюсы набраны из листовой стали толщи ной 1 мм и стянуты стальными заклепками.
Они прикреплены к средней утолщенной части вала ротора винтами с цилиндрической го ловкой. Катушки полюсов намотаны из мед ного провода прямоугольного сечения марки ПБД или ПДА. Обмотка наложена на полю сы и изолирована от них электрокартоном и миканитом. От осевых перемещений в собран ной машине ротор удерживается капсюлями подшипников 6 и 15. Капсюли прикреплены к подшипниковым щитам. Винты окончатель но закрепляются после предварительного пуска машины, с тем чтобы ротор мог самоустановиться. по отношению к оси магнитного
187
00 Т а б л и ц а 3.2
00
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕНЕРАТОРОВ ДИЗЕЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ
сч
$
Ef
• Характеристики
|
|
|
|
|
со |
|
|
|
|
|
и |
|
|
|
|
|
С- |
|
|
|
|
|
с* |
Номинальная |
|
мощность |
|||
в |
кет |
|
|
|
12 |
Линейное |
напряжение |
|
|||
В |
в ................................... |
|
|||
Коэффициент |
мощности |
|
|||
Число фаз |
|
|
|
|
|
Частота тока в гц |
|
||||
Коэффициент |
|
полезного |
|||
действия |
при |
100% на- |
|||
грузке |
|
|
|
0,83 |
|
Скорость |
вращения |
в |
|||
об/мин ....................... |
|
||||
Ток |
статора |
в |
а |
21,7/37,6 |
|
Вес |
генератора |
в кг |
300 |
Способ возбуждения
Частотой тока 50 гц
1-82-ДГСЩФ2 |
1 |
сч |
|
ё |
|||
& |
|||
3 |
3 |
||
|
-г |
сч |
|
|
D |
Си |
|
|
CJ |
||
|
|
и |
|
20 |
30 |
50 |
|
|
|
230 |
|
|
|
0,8 |
|
|
|
3 |
|
|
|
50 |
|
0,83 |
0,84 |
' 0,80 |
|
|
|
1500 |
|
36/63 |
54/94 |
91/156 |
|
350 |
475 |
600 |
от машинного возбудителя
ПС-93-1 |
ГСФ-IOJ |
ГСФ-209 |
75 |
100 |
200 |
0,88 0,91 0,92
135/235 181/314 362/628
900 1070 1800
статическая система возбуждения
Повышенной частоты
ГСФ-20 |
гск-зом |
20 |
30 |
230
0,8
и
400
0,82 0,81
1500
63 26,3
400 475
от машинного возбудителя