Файл: Алексеев, А. П. Передвижные электростанции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

потока и тем самым устранить осевуюнагрузку на под­ шипники.

Выводы катушек полюсов ■(обмотки . ротора) присо­ единены к выводам двух контактных колец 7, располо­ женных между передним шариковым подшипником 6 и полюсами ротора. Контактные кольца, изготовленные из меди,* насажены в горячем состоянии на изолированную миканитом стальную втулку, которая напрессована не­ посредственно на шейку вала ротора- С помощью щеток к контактным кольцам подводится' ток возбуждения, который поступает в катушки 12 полюсов ротора. Ме­ жду задним роликовым подшипником 15 и полюсами ротора на валу укреплен центробежный вентилятор 16, предназначенный для охлаждения генератора и возбу­ дителя. Вентилятор состоит из ступицы и крыльчатки, которая в свою очередь состоит из диска, воронки и ло­ пастей коробчатой формы, прикрепленных к диску и воронке заклепками. Крыльчатка вентилятора в сборе

прикреплена к ступице.

Ступица вентилятора насаже­

на на конусную часть

вала ротора и закреплена гай­

кой, которая от самоотвинчивания удерживается замоч­ ной шайбой. Ротор балансируется динамически с по­ мощью грузов, прикрепленных к балансирЬвочному кольцу и к внутренней части воронки вентилятора. Вал ротора установлен на шариковом 6 и роликовом 15 под­ шипниках. Подшипники своими внутренними обоймами надеваются на шейки вала ротора в нагретом состоянии (до 80—90°С), а внешними обоймами входят в чугун­ ные капсюли. Торцовые поверхности подшипников за­ крываются наружными крышками, изготовленными из чугуна, и внутренними крышками, изготовленными из стали. Крышки входят буртами в кольцевые расточки капсюлей и закрепляются болтами. Кольцевые выступы в капсюлях и бурты в крышках являются упорами, огра­ ничивающими продольное перемещение подшипников вдоль шейки вала ротора-

Шариковый подшипник смазывается через трубку, ввинченную через щит в капсюль подшипника. Роли­ ковый подшипник смазывается через два отверстия в наружной крышке подшипника, закрытых пробками. Задний конец вала, выступающий из корпуса генерато­ ра, имеет шпоночный паз. На этот конец вала надевает­ ся соединительная муфта привода генератора. На дру­ гом конце вала ротора укреплен якорь возбудителя.

189



Подшипниковые щиты, передний и задний, отлиты из чугуна и крепятся к станине генератора болтами, Щиты предназначаются для установки и крепления на них подшипниковых узлов и для предохранения рабочих ча­ стей генератора от повреждения и загрязнения. Кроме того, задний подшипниковый щит имеет фланец для соединения генератора с двигателем. К переднему щиту генератора болтами прикреплен корпус возбудителя.

Для прохождения охлаждающего воздуха в щитах имеются окна, защищенные с боков щитками 17 с жа­ люзи, а снизу предохранительными сетками 18. Щитки и предохранительные сетки прикреплены к подшипни­ ковым щитам винтами-

Траверса контактных колец генератора в сборе со щеткодержателями крепится болтами, проходящими че­ рез отверстия в основании щеткодержателя. Основание щеткодержателя представляет собой фигурную сталь­ ную пластину, к которой прикреплены два пальца из пластмассы. На каждом пальце с помощью винтов и скоб укреплено по два щеткодержателя. Корпус щет­ кодержателя латунный, имеет коробчатую форму.

Щетка, вставленная в корпус щеткодержателя, удерживается в нем и прижимается к контактному коль­ цу 7 курком, установленным в корпусе щеткодержателя. Величина давления курка на щетку определяется на­ тяжением пружины. Натяжение пружины регулируется

так, чтобы

удельное

давление щетки на кольцо было

в пределах

ПО— 2 0 0

г/см2 (при положении нижнего

края щетки заподлицо с корпусом щеткодержателя и высоте щетки 30 мм).

В генераторе ДГС-81-4ШФ2 применяются щетки ЭГ-4 размером 8X10X35 мм. Возбудитель типа ВС-13/7 слу­ жит для питания обмотки возбудителя генератора по­ стоянным током.

О х л а ж д е н и е г е н е р а т о р а . Во время работы при протекании электрического тока по обмотке и про­ хождении магнитного потока по железу генератора вы­ деляется тепло, которое может создать недопустимые перегревы отдельных узлов или всего генератора. По­ этому в генераторе предусмотрена вентиляция — охла­ ждение воздушным потоком. Генератор имеет аксиаль­ ную систему вентиляции, при которой воздушный поток движется вдоль оси генератора. Поток охлаждающего воздуха засасывается центробежным вентилятором по

190


двум параллельным путям. Первый путь: окна перед­ него подшипникового щита, каналы между сердечни­ ком статора и станиной, пространство между лобовой частью обмотки статора и диском вентилятора. Второй путь: через возбудитель, окна капсюля шарикового под­ шипника, междуполюсные пространства ротора. Обте­ кая Нагретые элементы генератора и возбудителя, воз­ душный поток снимает с них часть тепла, охлаждая ге­ нератор и возбудитель в целом. Собственного вентилято­ ра возбудитель не имеет. Элементы автоматического регулирования напряжения, принцип действия электри­ ческой схемы и распределительное устройство приведе­ ны в гл. IV и V.

Г е н е р а т о р ДГС-82-4ШФ2 мощностью 20 кет тоже 8 -го габарита, но 2-й длины. По основным элементам

конструкции генератор не отличается от ДГС-81-4ЩФ2. Статорные обмотки генераторов напряжением 230 и 400 в отличаются друг от друга количеством витков и сечением провода. В статорной обмотке генератора на­ пряжением 230 в уложено меньшее количество витков, а сечение провода большее; в статорной обмотке гене­ ратора 400 в — число витков больше, но сечение провода меньше.

Г е н е р а т о р ДГС-91-4ЩФ2

мощностью 30 кет 9-го

габарита, т. е. основные его размеры (железо статора и

ротора, диаметр корпуса и др.)

имеют большие разме­

ры, по сравнению с генераторами ДГС 8 -го габарита.

Конструктивно этот генератор

не имеет принципиаль­

ных отличий от генераторов ДГС-81 и ДГС-82, на этом генераторе установлен возбудитель типа BC-13/1I.

Г е н е р а т о р ДГС-92-4ЩФ2 мощностью 50 кетпред­ ставляет собой четигрехполгасную синхронную машину с явно выраженными полюсами. Исполнение генератора защищенное, с самовентпляцней, с фланцем на заднем подшипниковом щите.

В о з б у д и т е л ь ВС-13/11 конструктивно составляет одно целое с генератором. Корпус возбудителя присо­ единен к переднему щиту генератора, а якорь посажен, на выступающий конец вала генератора. По остальным конструктивным данным генератор ДГС-92-4ЩФ2 ана­

логичен другим генераторам серии ДГС.

Г е н е р а т о р ПС-93-4 мощностью 75 кет (рис. 3.11) -также синхронная четырехполюсная машина с явновы­ раженными полюсами. Исполнение защищенное, с само-

191


вентиляцией, с фланцем на заднем подшипниковом щите. Обозначение расшифровывается: генератор для передвижных станций, 9-го габарита, 3-н длины, четы­ рехполюсный. В отличие от генераторов серии ДГС в генераторе ПС -93-4 с целью сокращения длины и более удобной компановки возбудитель размещен не на одной оси с ротором генератора, а сверху на корпусе. Привод его осуществляется с помощью клиновидных ремней. В качестве возбудителя применен четырехполюсный ге­ нератор постоянного тока с параллельным возбужде­ нием и четырьмя дополнительными полюсами.

5

Рис. З.П. Внешний вид генератора ПС-93-4 с возбудителем ВС-13/9:

I — задний

подшипниковый

шит;

2 — ко­

робка

выводов

генератора;

3 —коробка

выводов

возбудителя; •/ — корпус

возбу­

дителя;

5

—корпус генератора

Статор состоит из стальной станины, сердечника н статорной обмотки. Станина статора сварена без лап,на боковых плоскостях имеются отверстия для крепления генератора к раме агрегата. Сердечник набран из ли­ стов электротехнической стали ЭН толщиной 0,5 мм, по­ крытых с обеих сторон лаком печной сушки. Спрессо­ ванный пакет сердечника укрепляется в ребрах стани­ ны с торцов двумя нажимными шайбами и стопорным кольцом. Паз статора открытый, прямоугольной формы. Обмотка статора шаблонная, двухслойная, с укорочен­ ным шагом.

192

Катушки статора намотаны из голого провода пря­ моугольного сечения с изоляционными прокладками ме­ жду параллельными проводами. Провода изолированы несколькими слоями миканита и пропитаны в вакуумкомпаундных котлах. Готовые катушки вкладываются в открытые пазы статора в нагретом состоянии, закрепля­ ются гетинаксовыми клиньями, после чего статор по­

крывается изнутри эмалыо СВД. Статорные

обмотки

генераторов ПС-93-4 на напряжение 230 и

400

в

(как и

в других генераторах) отличаются одна от

другой

коли­

чеством витков и сечением провода. Станина генера­ тора на боковой стороне имеет окно, через которое фаз­ ные выводы обмотки статора выводятся к зажимам, расположенным в коробке выводов. Коробка выводов состоит из стального корпуса, крышки и гетинаксовон панели зажимов с четырьмя контактными болтами для выводов трех фаз и нуля обмоткиСверху в ребре ста­ нины имеется отверстие для крюка подъемного сред­ ства, вставляемого для перемещения генератора. Ротор генератора состоит из цельнокованого стального вала, полюсов п катушек. Вал ротора в средней части имеет

утолщение квадратного

сечения

со скошенными

у-глами.

с помощью

аксиального вен­

Охлаждение генератора

тилятора. Охлаждающий воздух входит в окна перед­ него подшипникового щита, проходит между полюсами ротора и над спинкой пакета сердечника статора, одно-'

временно охлаждая лобовые части статорной

обмотки,

и выбрасывается наружу вентилятором через

окна в

заднем подшипниковом

щите. .

генератор

Возбудитель ВС-13/9

представляет собой

постоянного тока защищенного исполнения, установлен­ ный на верхней плоскости переднего подшипникового щита генератора.

Г е н е р а т о р ы

с е р и и ГСФ. Из

конструкции рас­

смотренных выше

генераторов видно,,

что в качестве

возбудителей в них применяются генераторы постоян­ ного тока,- или, как их называют,— машинные возбуди­ тели. Это усложняет конструкцию генераторов, увеличи­ вает их размеры по оси и снижает надежность в работе. В генераторах с машинными возбудителями за послед^ нее время выявился еще ряд существенных недостат­ ков: недостаточная форсировочндя способность, т. е. спо­ собность быстро восстанавливать напряжение при пере-