ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
потока и тем самым устранить осевуюнагрузку на под шипники.
Выводы катушек полюсов ■(обмотки . ротора) присо единены к выводам двух контактных колец 7, располо женных между передним шариковым подшипником 6 и полюсами ротора. Контактные кольца, изготовленные из меди,* насажены в горячем состоянии на изолированную миканитом стальную втулку, которая напрессована не посредственно на шейку вала ротора- С помощью щеток к контактным кольцам подводится' ток возбуждения, который поступает в катушки 12 полюсов ротора. Ме жду задним роликовым подшипником 15 и полюсами ротора на валу укреплен центробежный вентилятор 16, предназначенный для охлаждения генератора и возбу дителя. Вентилятор состоит из ступицы и крыльчатки, которая в свою очередь состоит из диска, воронки и ло пастей коробчатой формы, прикрепленных к диску и воронке заклепками. Крыльчатка вентилятора в сборе
прикреплена к ступице. |
Ступица вентилятора насаже |
на на конусную часть |
вала ротора и закреплена гай |
кой, которая от самоотвинчивания удерживается замоч ной шайбой. Ротор балансируется динамически с по мощью грузов, прикрепленных к балансирЬвочному кольцу и к внутренней части воронки вентилятора. Вал ротора установлен на шариковом 6 и роликовом 15 под шипниках. Подшипники своими внутренними обоймами надеваются на шейки вала ротора в нагретом состоянии (до 80—90°С), а внешними обоймами входят в чугун ные капсюли. Торцовые поверхности подшипников за крываются наружными крышками, изготовленными из чугуна, и внутренними крышками, изготовленными из стали. Крышки входят буртами в кольцевые расточки капсюлей и закрепляются болтами. Кольцевые выступы в капсюлях и бурты в крышках являются упорами, огра ничивающими продольное перемещение подшипников вдоль шейки вала ротора-
Шариковый подшипник смазывается через трубку, ввинченную через щит в капсюль подшипника. Роли ковый подшипник смазывается через два отверстия в наружной крышке подшипника, закрытых пробками. Задний конец вала, выступающий из корпуса генерато ра, имеет шпоночный паз. На этот конец вала надевает ся соединительная муфта привода генератора. На дру гом конце вала ротора укреплен якорь возбудителя.
189
Подшипниковые щиты, передний и задний, отлиты из чугуна и крепятся к станине генератора болтами, Щиты предназначаются для установки и крепления на них подшипниковых узлов и для предохранения рабочих ча стей генератора от повреждения и загрязнения. Кроме того, задний подшипниковый щит имеет фланец для соединения генератора с двигателем. К переднему щиту генератора болтами прикреплен корпус возбудителя.
Для прохождения охлаждающего воздуха в щитах имеются окна, защищенные с боков щитками 17 с жа люзи, а снизу предохранительными сетками 18. Щитки и предохранительные сетки прикреплены к подшипни ковым щитам винтами-
Траверса контактных колец генератора в сборе со щеткодержателями крепится болтами, проходящими че рез отверстия в основании щеткодержателя. Основание щеткодержателя представляет собой фигурную сталь ную пластину, к которой прикреплены два пальца из пластмассы. На каждом пальце с помощью винтов и скоб укреплено по два щеткодержателя. Корпус щет кодержателя латунный, имеет коробчатую форму.
Щетка, вставленная в корпус щеткодержателя, удерживается в нем и прижимается к контактному коль цу 7 курком, установленным в корпусе щеткодержателя. Величина давления курка на щетку определяется на тяжением пружины. Натяжение пружины регулируется
так, чтобы |
удельное |
давление щетки на кольцо было |
в пределах |
ПО— 2 0 0 |
г/см2 (при положении нижнего |
края щетки заподлицо с корпусом щеткодержателя и высоте щетки 30 мм).
В генераторе ДГС-81-4ШФ2 применяются щетки ЭГ-4 размером 8X10X35 мм. Возбудитель типа ВС-13/7 слу жит для питания обмотки возбудителя генератора по стоянным током.
О х л а ж д е н и е г е н е р а т о р а . Во время работы при протекании электрического тока по обмотке и про хождении магнитного потока по железу генератора вы деляется тепло, которое может создать недопустимые перегревы отдельных узлов или всего генератора. По этому в генераторе предусмотрена вентиляция — охла ждение воздушным потоком. Генератор имеет аксиаль ную систему вентиляции, при которой воздушный поток движется вдоль оси генератора. Поток охлаждающего воздуха засасывается центробежным вентилятором по
190
двум параллельным путям. Первый путь: окна перед него подшипникового щита, каналы между сердечни ком статора и станиной, пространство между лобовой частью обмотки статора и диском вентилятора. Второй путь: через возбудитель, окна капсюля шарикового под шипника, междуполюсные пространства ротора. Обте кая Нагретые элементы генератора и возбудителя, воз душный поток снимает с них часть тепла, охлаждая ге нератор и возбудитель в целом. Собственного вентилято ра возбудитель не имеет. Элементы автоматического регулирования напряжения, принцип действия электри ческой схемы и распределительное устройство приведе ны в гл. IV и V.
Г е н е р а т о р ДГС-82-4ШФ2 мощностью 20 кет тоже 8 -го габарита, но 2-й длины. По основным элементам
конструкции генератор не отличается от ДГС-81-4ЩФ2. Статорные обмотки генераторов напряжением 230 и 400 в отличаются друг от друга количеством витков и сечением провода. В статорной обмотке генератора на пряжением 230 в уложено меньшее количество витков, а сечение провода большее; в статорной обмотке гене ратора 400 в — число витков больше, но сечение провода меньше.
Г е н е р а т о р ДГС-91-4ЩФ2 |
мощностью 30 кет 9-го |
габарита, т. е. основные его размеры (железо статора и |
|
ротора, диаметр корпуса и др.) |
имеют большие разме |
ры, по сравнению с генераторами ДГС 8 -го габарита. |
|
Конструктивно этот генератор |
не имеет принципиаль |
ных отличий от генераторов ДГС-81 и ДГС-82, на этом генераторе установлен возбудитель типа BC-13/1I.
Г е н е р а т о р ДГС-92-4ЩФ2 мощностью 50 кетпред ставляет собой четигрехполгасную синхронную машину с явно выраженными полюсами. Исполнение генератора защищенное, с самовентпляцней, с фланцем на заднем подшипниковом щите.
В о з б у д и т е л ь ВС-13/11 конструктивно составляет одно целое с генератором. Корпус возбудителя присо единен к переднему щиту генератора, а якорь посажен, на выступающий конец вала генератора. По остальным конструктивным данным генератор ДГС-92-4ЩФ2 ана
логичен другим генераторам серии ДГС.
Г е н е р а т о р ПС-93-4 мощностью 75 кет (рис. 3.11) -также синхронная четырехполюсная машина с явновы раженными полюсами. Исполнение защищенное, с само-
191
вентиляцией, с фланцем на заднем подшипниковом щите. Обозначение расшифровывается: генератор для передвижных станций, 9-го габарита, 3-н длины, четы рехполюсный. В отличие от генераторов серии ДГС в генераторе ПС -93-4 с целью сокращения длины и более удобной компановки возбудитель размещен не на одной оси с ротором генератора, а сверху на корпусе. Привод его осуществляется с помощью клиновидных ремней. В качестве возбудителя применен четырехполюсный ге нератор постоянного тока с параллельным возбужде нием и четырьмя дополнительными полюсами.
5
Рис. З.П. Внешний вид генератора ПС-93-4 с возбудителем ВС-13/9:
I — задний |
подшипниковый |
шит; |
2 — ко |
||
робка |
выводов |
генератора; |
3 —коробка |
||
выводов |
возбудителя; •/ — корпус |
возбу |
|||
дителя; |
5 |
—корпус генератора |
Статор состоит из стальной станины, сердечника н статорной обмотки. Станина статора сварена без лап,на боковых плоскостях имеются отверстия для крепления генератора к раме агрегата. Сердечник набран из ли стов электротехнической стали ЭН толщиной 0,5 мм, по крытых с обеих сторон лаком печной сушки. Спрессо ванный пакет сердечника укрепляется в ребрах стани ны с торцов двумя нажимными шайбами и стопорным кольцом. Паз статора открытый, прямоугольной формы. Обмотка статора шаблонная, двухслойная, с укорочен ным шагом.
192
Катушки статора намотаны из голого провода пря моугольного сечения с изоляционными прокладками ме жду параллельными проводами. Провода изолированы несколькими слоями миканита и пропитаны в вакуумкомпаундных котлах. Готовые катушки вкладываются в открытые пазы статора в нагретом состоянии, закрепля ются гетинаксовыми клиньями, после чего статор по
крывается изнутри эмалыо СВД. Статорные |
обмотки |
||
генераторов ПС-93-4 на напряжение 230 и |
400 |
в |
(как и |
в других генераторах) отличаются одна от |
другой |
коли |
чеством витков и сечением провода. Станина генера тора на боковой стороне имеет окно, через которое фаз ные выводы обмотки статора выводятся к зажимам, расположенным в коробке выводов. Коробка выводов состоит из стального корпуса, крышки и гетинаксовон панели зажимов с четырьмя контактными болтами для выводов трех фаз и нуля обмоткиСверху в ребре ста нины имеется отверстие для крюка подъемного сред ства, вставляемого для перемещения генератора. Ротор генератора состоит из цельнокованого стального вала, полюсов п катушек. Вал ротора в средней части имеет
утолщение квадратного |
сечения |
со скошенными |
у-глами. |
с помощью |
аксиального вен |
Охлаждение генератора |
тилятора. Охлаждающий воздух входит в окна перед него подшипникового щита, проходит между полюсами ротора и над спинкой пакета сердечника статора, одно-'
временно охлаждая лобовые части статорной |
обмотки, |
|
и выбрасывается наружу вентилятором через |
окна в |
|
заднем подшипниковом |
щите. . |
генератор |
Возбудитель ВС-13/9 |
представляет собой |
постоянного тока защищенного исполнения, установлен ный на верхней плоскости переднего подшипникового щита генератора.
Г е н е р а т о р ы |
с е р и и ГСФ. Из |
конструкции рас |
смотренных выше |
генераторов видно,, |
что в качестве |
возбудителей в них применяются генераторы постоян ного тока,- или, как их называют,— машинные возбуди тели. Это усложняет конструкцию генераторов, увеличи вает их размеры по оси и снижает надежность в работе. В генераторах с машинными возбудителями за послед^ нее время выявился еще ряд существенных недостат ков: недостаточная форсировочндя способность, т. е. спо собность быстро восстанавливать напряжение при пере-