Файл: Элияшевский, И. В. Типовые задачи и расчеты в бурении учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 171

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

d — внутренний диаметр труб ЭБШ диаметром 140 мм с толщиной

стенки 9 мм. Согласно данным табл. 23 приложения,

d = 122 мм =

= 0,122 м;

dK — диаметр

кабеля,

равный 45 мм =

0,045 м; g

ускорение

силы тяжести,

равное 9,81 м/с2,

 

 

 

vтр

 

4 • и,иои

 

- = 2,92 м/с.

 

 

3 ,1 4 ( 0 ,1 2 2 2 - 0 ,0 4 5 2 )

 

 

 

 

 

 

Тогда

 

 

 

 

 

 

 

 

Re* = -

1 2 0 0 - 2 , 9 2 ( 0 , 1 2 2 — 0 ,0 4 5 )

:6200,

 

> ,8 1 ( 1 - Ю"3+ 0,816

0 ,1 2 2 — 0 ,0 4 5

 

 

 

 

 

 

 

 

6

•2 ,9 2

 

 

т. е. режим течения турбулентный.

Определим потери давления в трубах ЭБШ по формуле

 

 

Q 4 L - i y )

Ртр — 82,6Я,тругл- р ( d - d K) * ( d + d K)*

где Ятр — коэффициент

гидравлических

сопротивлений труб ЭБШ

с кабелем.

 

 

 

Для турбулентного режима

 

 

,

0,12

0,12

0,0345.

тр~

у ш

У 6 2 0 0

 

Тогда

рТр = 82,6.0,0345.1,2

Обозначив

3 0 2 ( 2 1 0 0 - 1 0 0 )

= 45,7 кгс/см2.

( 1 2 , 2 — 4 , 5 ) 3 ( 1 2 , 2 + 4 , 5 ) 2

 

____________ 8 2 ,6 Я Тр_______

Т Р _ ( d ~ d K) 3 ( d + d K)2 >

получим коэффициент потерь давления в трубах ЭБШ диаметром

140 мм

dTTt

8 2 ,6

•0 ,0 3 4

5

= 2120.10-*.

( 1 2 , 2 — 4 , 5 ) 3 ( 1 2 , 2

+ 4 ,5 ) 2

тр

 

Таким образом, коэффициент потерь давления в трубах ЭБШ диа­ метром 140 мм с кабелем примерно в 3 раза больше, чем в обычных трубах диаметром 140 мм без кабеля при прочих равных условиях.

П р и м е ч а н и е . В настоящее время для уменьшения гидравлических потерь в бурильных трубах типа ЭБШ применяют двухжильный кабельный токопровод.

Определение потерь давления в трубах УБТ

Определим режим течения глинистого раствора в трубах УБТ

Re* = Угл, р^тр. у (dy dK)

d y d K Ч

g (т] + То 6утр.у /

61


где

утр у — средняя

скорость

течения

жидкости

в трубах

УБТ

с кабелем.

 

 

D

= ____^ ___ .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТР-У

 

n ( d * - d * ) ?

 

 

 

dY — внутренний

диаметр труб

УБТ.

Согласно

данным табл. 10

приложения, dy =

100 мм.

 

 

 

 

 

 

 

и

 

= ________________

= 4,8 м/с.

 

 

тр- у

 

3,14(0,1002- 0,0452)

 

 

 

 

Тогда

 

 

1200-4,8(0,100 — 0,045)

 

 

 

 

Re*;

 

 

12 610,

 

 

 

 

 

 

0 ,1 0 0 -0 ,0 4 5

 

 

 

9,81

( 1 -1 0 -3+

 

 

 

 

 

 

0,81 б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 -4 ,8

 

 

 

т. е. режим течения турбулентный.

 

по

формуле •

 

 

Определим потери давления в трубах УБТ

 

 

 

 

 

 

 

Q 4 y

 

 

 

 

Ру

82,6А,тругл> р (d— dK)3 {d 4- dK)2

'

 

 

где

Ятр — коэффициент

гидравлических

сопротивлений труб

УБТ

с кабелем.

 

 

режима

 

 

 

 

 

 

Для турбулентного

 

 

 

 

 

 

 

Хтп“ р

0,12

 

0,12

= 0,0322.

 

 

 

 

У'По*

" Y 12 610

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тогда

Ру = 82,6-0,0322-1,2

Обозначив

302-100

=8,27 кгс/см2

(1 0 ,0 - 4 ,5 )3 (10,0+4,5)2

 

_________ 82,6ХТР

ЯУБТ ( d — dK)3 (d + dK)2

получим коэффициент потерь давления в трубах УБТ диаметром 203 мм с кабелем диаметром 45 мм.

82,6 • 0,0322

= 7,68-10-5.

УБТ (10,0 — 4,5)3 (1 0 ,0 + 4„5)2

Таким образом, коэффициент потерь давления в 203-мм трубах УБТ с кабелем примерно в 3,5 раза больше, чем в тех же УБТ без кабеля при прочих равных условиях.

Определение потерь давления в ведущей трубе

Потери давления в ведущей трубе определяются аналогично поте­ рям давления в трубах УБТ с кабелем.

Ведущая труба для электробурения изготовляется с увеличенным проходным сечением 100 мм независимо от диаметра применяемых труб ЭБШ. Поэтому в данном примере коэффициент потерь давления

62


в ведущей трубе будет равен коэффициенту потерь давления в трубах УБТ, т. е. ав т = 7,68-10"5.

Тогда потери давления в 168-мм ведущей трубе с кабелем равны

Рв, т “ ®в. т^в. тУгл. pQ I

где /в т — длина ведущей трубы принимается равной 15—17 м.

рв> т = 7,68 • 1(Г5• 15 • 1,2 • 302 = 1,25 кгс/см2.

Определение потерь давления в замках ЭБШ

Потери давления в замках ЭБШ диаметром 140 мм с достаточной точностью для практических расчетов можно определить по формуле

Рз. э 5 й зу гл pQ £тр t

где а3 — коэффициент потерь давления в замковом соединении. Согласно данным табл. 18 приложения, а3 = 2,2-10"5; L — общая длина бурильной колонны, равная 2000 м; ZTp — длина одной трубы ЭБШ-140. Согласно данным табл. 23 приложения, ZTp = 12,5 м. Тогда

Рз. з = 5 -2 ,2 -10~5 -1,2 - 302-у|^г = 19 кгс/см2.

Определение потерь давления в электробуре

Определим режим течения раствора в электробуре Э250/8

Re* =

Угл. р ^ эл ^эл

 

гДе иэл — средняя скорость течения жидкости в электробуре.

Уэл

4Q

лй|л ’

dsn — диаметр отверстия вала электробура. Согласно данным табл. 25 приложения, йэп — 58 мм.

 

4 • 0,03

=

11,4 м/с.

 

 

3,14 • 0,0582

 

Тогда

 

 

 

1200-11,4 -0,058

 

Re* =

: 51200,

 

 

 

т. е. режим течения турбулентный.

Определим потери давления в электробуре по формуле

р эл = 82 ,6 Х эл-^ р £ .У гл . р,

иЭЛ

63


где Яэл — коэффициент гидравлических сопротивлений в электробуре.

Я

0,08

 

0,0170;

V 51 200

 

 

1Эл — длина электробура. Согласно

данным табл. 25 приложения,

1ЭЛ 13 м.

 

 

 

 

Тогда

 

 

 

 

рэл = 8 2 ,6 .0 ,0 1 7 0 -^ ^ -1 ,2 = 2,33 кгс/см2.

Обозначив

5»о°

 

 

 

 

 

 

 

_

82,6А.Эл

 

 

“ э л

W6

 

 

 

аэл

 

 

получим коэффициент потерь давления в электробуре Э250/8.

аЭЛ -8— 5§f17° = 21,5 • 10~5

П р и м е ч а н и е . Потери и коэффициенты потерь давления в долоте, кольцевом пространстве, стояке, манифольде и буровом рукаве вертлюга при бурении электробуром определяются так же, как при турбинном или роторном способах бурения. Значения этих коэффициентов приведены в табл. 16 и 21 при­ ложения. Потери давления в циркуляционной системе равны сумме потерь давления на отдельных участках.

Г л а в а IV

ПРОДУВКА ЗАБОЯ СКВАЖИНЫ ГАЗООБРАЗНЫМ АГЕНТОМ

Бурение с применением газообразных агентов является новымг и одним из наиболее прогрессивных и высокоэффективных способов! бурения.

Практика бурения показывает, что для продувки скважин исполь­ зуют сжатый воздух, естественный газ и выхлопные газы двигателей внутреннего сгорания. При наличии водопритоков в скважинах в поток воздуха часто добавляют воду, глинистый раствор или рас­ творы поверхностноактивных веществ, создающих устойчивую пену..

Бурение с продувкой имеет несколько разновидностей. Так, на­ пример, когда в скважину нагнетают сжатый воздух (газ) и жидкость* такое бурение называется бурением с промывкой аэрированной жидкостью. Если при бурении скважин в проходимых породах имеются горючие газы, то бурить с продувкой воздухом надо осто­ рожно, во избежание возникновения в скважине взрывов и пожаров. В подобных случаях целесообразно применять продувку природ­ ным газом. При бурении с продувкой в районах, где возможно по­ ступление в скважину метана или другого газа, помимо природного применяют выхлопные газы от двигателей внутреннего сгорания, входящих в привод буровой установки. Поверхностная обвязка при использовании выхлопных газов усложняется по сравнению с обвяз­ кой при продувке сжатым воздухом. Выхлопные газы перед подачей в компрессоры необходимо пропускать через холодильники и влагомаслоотделители, а перед нагнетанием в скважины добавлять в них; ингибиторы для защиты бурильных труб от коррозии.

Положительным фактором продувки является то, что выбуренная порода благодаря огромным скоростям воздушного потока в затрубном пространстве выносится на поверхность весьма быстро, поэтому практически всегда известно, какую породу бурят в данный момент.

Газообразные агенты не создают гидростатического давления на стенки, однако практика бурения с продувкой показывает, что устой­ чивость стенок скважин достаточна. При продувке облегчаются гидрогеологические наблюдения в скважинах. В практике бурения часто бывает, что зоны поглощения при продувке оказываются

5 Заказ 484

65


водопроявляющими, при этом совершенно изменяется и интенсивность водопроявлений, легче обнаруживаются нефтеносные и газоносные горизонты.

При продувке воздухом пласт практически не засоряется, дебит скважины и коэффициент отдачи увеличиваются. Наибольшую эффек­ тивность бурение с продувкой дает в устойчивых, сцементированных породах при отсутствии водопритоков.

Вцелом замена промывочной жидкости газообразными агентами

вряде случаев позволяет не только устранить недостатки, наблюда­ ющиеся при бурении с промывкой, но и улучшить условия труда буровых бригад, облегчить организацию работ и самое главное снизить стоимость 1 м проходки.

Последнее достигается в результате увеличения механической скорости бурения в 10—12 раз; повышения стойкости долот (увеличе­ ния проходки за рейс и сокращения расхода долот в 10 раз и более); отсутствия затрат, связанных с приготовлением и подвозом промы­ вочной жидкости, и пр.

Для выполнения электрокаротажа при продувке в скважину необ­ ходимо заполнять жидкостью. Радиоактивные методы, индуктивный термокаротаж и другие виды геофизических работ (инклинометрия, кавернометрия, торпедирование и т. д.) могут проводиться без огра­ ничений.

Для бурения глубоких скважин на нефть и газ с применением газообразных агентов наиболее целесообразно (при роторном и тур­ бинном бурении, взрывобурении и электробурении) использовать прямую схему циркуляции, а в качестве рабочего агента — сжатый воздух, природный газ и аэрированную жидкость. При этом каждый из указанных рабочих агентов в данном конкретном случае выби­ рается особо в зависимости от гидрогеологических и технических условий. Решающим показателем при этом должен быть экономиче­ ский фактор, отнесенный к стоимости 1 м проходки.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТИЧЕСКОЙ И ПОЛНОЙ СКОРОСТИ ВОСХОДЯЩЕГО ПОТОКА ВОЗДУХА В ЗАТРУБНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Задача 31. Определить критическую и полную скорость восходя­ щего потока воздуха в затрубном пространстве при разбуривании песчаников плотностью уп = 2,6 г/см3 (2600 кг/м3) на глубине 2400 м.

Выносимые

частицы

имеют призматическую форму. Размер частиц

d4 = 8 мм.

Диаметр

скважины

ПскВ = 0,20 м.

Бурение

осуще­

ствляется бурильными трубами

D =

114 мм. Плотность

воздуха

уо = 0,00123 г/см3 (1,23 кг/м3).

 

 

 

 

Решение.

Критическая скорость

восходящего

потока

воздуха

в затрубном пространстве, приведенная к нормальным условиям, определяется по формуле

66