Файл: Тюкина, Ю. П. Общая технология лесопильно-деревообрабатывающего производства учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

П л о т н ы е ш т а б е л я (рис. 22) укладывают без прокладок. Только концевые части штабеля для предохранения его от рассыпа­

ния кладут на прокладках.

укладыва­

П а ч к о в о - р я д о в ы е и л а й к о в ы е ш т а б е л я

ют на прокладках пачками. Различие этих штабелей,

в том, что в

Рис. 21. Затопляемый штабель бревен

Рис. 22. Плотный штабель

пачково-рядовом штабеле пачки бревен в ряду не разделяются, а в пачковом (рис. 23) отделяются одна от другой прокладками, кото­ рые позволяют легко освобождать трос из-под пачки при укладке, а также подводить его вновь под пачку при разборке штабеля.

Рис. 23. Пачковый штабель

Каждый штабель имеет подштабельное основание из бревенподкладок высотой около 15—20 см. Штабеля на складе распола­ гаются плотными группами. Расстояние между штабелями должно

40

быть не более 1 м при высоте штабелей до 6 м и не более 1,5 м при большей высоте штабелей. Для большей устойчивости штабелей бревна укладывают комлями и вершинами в разные стороны.

При сухом хранении до укладки в штабель бревна очищают от коры с сохранением лубяного покрова, уменьшающего растрес­ кивание бревен. Бревна укладывают в небольшие штабеля на про­ кладках. Высота подштабельного основания должна быть не менее 40—50 см. Нижний ряд укладывают с промежутками между бревнами 30—40 см.

Штабеля для сухого хранения бывают нормальные и разрежен­ ные. В н о р м а л ь н о м штабеле бревна в ряду укладывают вплот­ ную. Толщина прокладок должна быть не менее 7з диаметра укла­ дываемых бревен. В р а з р е ж е н н о м штабеле бревна в ряд кла­ дут с промежутками 5 см. Вместо прокладок .используют те же бревна.

Высота штабелей для сухого хранения должна быть не более 2 м (от верха подштабельного основания), разрыв между штабеля­ ми — не менее 2 м.

МЕХАНИЗАЦИЯ РАБОТ НА СКЛАДЕ СЫРЬЯ

При доставке сырья водным транспортом на складах произво­ дятся следующие основные виды работ:

выгрузка бревен из воды на берег; перемещение бревен в пределах склада до места укладки, сор­

тировка и укладка их в штабеля; разборка штабелей и подача бревен к лесопильному цеху.

Выбор средств механизации складских операций зависит от объема и способа доставки сырья к заводу, условий хранения сырья, размеров и особенностей склада.

К наиболее эффективным средствам механизации складских работ относятся лебедки, продольные и поперечные конвейеры, различные краны, гидравлические лотки и др.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ВЫГРУЗКИ СЫРЬЯ ИЗ ВОДЫ, ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗБОРКИ ШТАБЕЛЕЙ

Л е б е д к и применяются для пачковой выгрузки сырья из воды и его штабелирования, для разборки штабелей и перемещения бре­ вен к транспортным устройствам, доставляющим сырье к лесоцеху. Они применяются также для штабелирования бревен, если сырье из воды выгружается при помощи поперечных элеваторов или продольных конвейеров.

Для выгрузки сырья из воды используют различные лебедки. Наиболее эффективны двухбарабанные лебедки, позволяющие вы­ гружать сырье из воды с укладкой его одновременно в два штабе­ ля. Схема выгрузки бревен двухбарабанной лебедкой приведена на рис. 24.

На воде на плотах 1 закрепляют блоки 2. Двухбарабанную лебедку 7 и направляющие блоки 6 устанавливают на берегу. Че­

41


рез блоки перекинут тяговый трос 8, концы которого закреплены соответственно на двух барабанах лебедки. Подготовленную к выгрузке пачку бревен 10 подцепляют к тяговому тросу. Одновре­ менно на штабеле 4 отцепляют выгруженную пачку бревен 5. При

выполнении этих работ лебедка выключена. После

включения

ле­

бедки трос

получает движение в

направлении,

указанном

на

 

 

 

 

рис. 24 стрелкой, и переме­

 

 

 

 

щает пачку

бревен

10

на

 

 

 

 

штабель 9. После остановки

 

 

 

 

барабанов

к тросу

на

воде

 

 

 

 

подцепляют

пачку

бревен 3,

 

 

 

 

а на штабеле 9 отцепляют

 

 

 

 

пачку бревен 10. Затем сно­

 

 

 

 

ва включают лебедку на об­

 

 

 

 

ратное движение троса, при

 

 

 

 

котором

на

штабель 4

вы­

 

 

 

 

гружают

пачку

бревен

3,

 

 

 

 

и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При штабелировании пи­

 

 

 

 

ловочных

бревен

лебедками

Рис. 24. Схема выгрузки бревен двухба­

длина штабелей может быть

рабанной

лебедкой:

от 80 до 300 м,

а высота —■

/ — плоты, 2 * -блоки, 3, 5 и 10 — пачки бревен,

до 8 м. На укладке пачково-

4 и 9 — штабеля, 6 — направляющие блоки, 7 —

барабаны

лебедки,

8 — тяговый трос

рядового

штабеля

занята

 

 

 

 

бригада из 8—10 человек.

пильных заводов

 

 

На складах сырья лесо­

применяют большегрузные

лебедки

различных

марок (Л-43, Л-36,

Л-59, Л-71) с максимальным тяговым усилием

от 6 до 15 т.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р о д о л ь н ы е

к о н в е й е р ы

(рис. 25) используют для

поштучной выгрузки бревен из воды,

сортировки,

перемещения

их

 

Рис. 25. Продольный конвейер

a _

ВИд сбоку, б — вид сверху; / — тяговая цепь, 2 — траверса, 3 — брев­

но,

4 —‘приводная станция, 5 — горизонтальная часть конвейера, 6

 

наклонная часть конвейера

42


по складу к месту укладки или к лесопильному цеху. Они являются стационарными установками.

Тяговым органом служит сварная калиброванная цепь 1. К цепи на расстоянии 1,6—1,8 м одна от другой прикрепляются траверсы 2 — поперечины с шипами, на которые укладывают бревна 3. Цепь приводится в движение от приводной станции 4, устанавливаемой в конце транспортера. В качестве тягового органа конвейеров используют также тросы.

Продольные (береговые) конвейеры, применяемые для выгруз­ ки бревен из воды, состоят из наклонной 6 и горизонтальной 5 ча­ стей. Наклонная часть предназначена для выгрузки бревен из воды. Чтобы бревна не соскальзывали с цепи, она устанавливается под углом не более 22°. Для удержания бревен при подъеме тра­ версы наклонной части выполняются с заостренными шипами. Горизонтальная часть конвейера служит для перемещения бревен

по складу к месту укладки.

серийно

выпускает кон­

В настоящее время

промышленность

вейеры Б22-3

и Б22У-1

с максимальной

длиной

соответственно

140 и 120 м.

бревен укладывают вдоль

продольного конвейера

Штабеля

с одной или обеих сторон перпендикулярно его длине. Бревна на штабель подают лебедкой или краном.

С помощью продольного конвейера можно сортировать брев­ на, сбрасывая их у того или другого штабеля в зависимости от раз­ меров, качества и породы. Скорость движения цепей продольных конвейеров 0,65—1,1 м/сек.

Сбрасывание бревен с продольного транспортера вручную — трудоемкая операция, поэтому на продольных конвейерах уста­ навливают специальные сбрасыватели бревен, позволяющие меха­ низировать и автоматизировать эту операцию.

П о п е р е ч н ы е э л е в а т о р ы

предназначены для

поштучного

подъема бревен на определенную высоту и опускания

их на шта­

бель.

 

 

На складе сырья поперечные

элеваторы обычно

работают в

комплексе с лебедками, при помощи которых бревна раскатывают­ ся по штабелю (рис. 26).

Поперечный элеватор 1 имеет две подъемные 2 и две спускные 3 цепи с крюками. Цепи работают синхронно, обеспечивая переда­ чу бревен с крюков подъемных цепей непосредственно на крюки спускных цепей.

В головной и хвостовой частях штабеля 11 устанавливаются блоки 4, через которые перекидывается тяговый трос лебедки 10. Верхние блоки по мере укладки штабеля поднимаются. Тяговый трос после укладки очередного ряда разъединяется. Его концы вы­ таскивают из-под бревен и поднимают на штабель. Для формиро­ вания очередного ряда на штабель укладывают два ряда прокладок из бревен диаметром 10—12 см. Между прокладками укладывают концы тягового троса, которые затем соединяют специальным уст­ ройством 9. Каждая пачка бревен 6 формируется на головке шта­

43


беля при помощи формировочной рамки 5, в которую бревна пода­ ются поперечным элеватором 1. Под пачкой предварительно укла­ дывают стропы с крючками на концах. Сформированную пачку бревен обхватывают стропами и присоединяют к кольцу тягового троса. Затем откидывают стойку 7 формировочной рамки и лебед­ кой перемещают пачку бревен вдоль штабеля до места укладки. После этого стропы разъединяют, лебедкой выдергивают их из-под пачки и возвращают к головке штабеля, т. е. к месту формирования новой пачки.

Скорость движения цепей поперечного элеватора 0,25-4- 4-0,5 м/сек. Расстояние между крюками около 4 м. Высота попе­ речного элеватора до. 13 м.

Рис. 26. Схема комплексной работы поперечного элеватора и двух­ барабанной лебедки:

/ — поперечный элеватор, 2 — подъемные цепи, 3 — спускные цепи, 4 — бло­ ки, 5 — формировочная рамка, 6 — пачка бревен, 7 — откидная стойка фор­ мировочной рамки, 8 — тяговый трос, 9 — устройство для разъединения тро­ са, 10 — лебедка, // — штабель

Кр а н ы . На складах сырья широкое применение получили коз­ ловые, кабельные и мостокабельные краны. Их используют для вы­ грузки бревен из воды и железнодорожных вагонов, укладки бре­ вен в штабеля, разборки штабелей и подачи бревен к конвейерам, бассейну.

Консольные козловые краны используют для выгрузки сырья из воды (при помощи консоли) и укладки его в штабеля. При при­ менении бесюонсольных кранов сырье из воды выгружают продоль­ ными или поперечными конвейерами.

Для механизации складских работ применяют козловые краны, отличающиеся величиной пролета (расстояния между опорами кра­ на) и грузоподъемностью. При использовании большепролетных кранов штабеля размещают в пролете крана перпендикулярно подкрановым путям, а при использовании малопролетных кранов — параллельно. Большепролетные козловые краны более экономич­ ны и могут обслуживать большие участки складов. Малопролет­ ные козловые краны используют на небольших складах с ограни­ ченным числом штабелей, а также для разгрузки железнодорожных

44

вагонов на складах с сухопутной доставкой сырья. Используемые на складах сырья козловые краны ККУ-7,5, ККУ-10 и ККС-12,5 имеют грузоподъемность от 7,5 до 12,5 т, ширину пролета 32 м и максимальную высоту подъема крюка 10 м. С их помощью можно укладывать штабеля высотой 6—7 м.

Кабельные краны применяют на больших складах сырья. Они позволяют полностью механизировать выгрузку сырья из воды и укладку его в штабеля на хранение, а также разборку штабелей и подачу бревен на распиловку.

1

Рис. 27. Схемы укладки и разборки штабелей кра­ нами:

а — козловым, б — башенным; / —кран, 2 — продольный конвейер, 3 — пачка бревен, 4 — штабель, 5 — гидролоток

Кабельные краны со свисающей над водой башней позволяют выгружать бревна пачками непосредственно из воды при помощи грузовой тележки крана. Иногда в машинной башне кабельного крана устанавливают поперечный элеватор. Этот элеватор выгру­ жает бревна из воды и загружает их в специальные рамки, в кото­ рых формируются пачки бревен. Сформированные пачки захва­ тываются грузовой тележкой крана и укладываются в штабель. Штабель бревен укладывается между башнями кабельного крана. Длина штабеля определяется пролетом крана.

На складах сырья применяют передвижные кабельные краны грузоподъемностью до 25 г с шириной пролета до 500 м. С помощью кабельных кранов укладывают штабеля высотой до 14 м.

Мостокабельные краны, так же как и козловые, могут выгружать сырье из'воды, укладывать его в штабеля, разбирать и подавать

45