Файл: Рачевский, Б. С. Транспорт и хранение углеводородных сжиженных газов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
Перед началом работ по заполнению танкера ответственное лицо — диспетчер оформляет наряд на газоопасную работу.
Бригада операторов товарного цеха базы подсоединяет наливные шланги к танкеру. До подсоединения шлангов сбрасывается давление с трубопроводов жидкой и паровой фаз путем отсоса компрессорами через перемычку по паровому трубопроводу до нуля. Убедившись по манометру, что давление сброшено, приступают к снятию за глушки у фланца шланга или переходника для подсоединения
Рис. 46. Технологическая схема базы для приема изотермических танкеров, хранения и выдачи сжиженных углеводородных газов:
ТК-1 — низкотемпературный резервуар для хранения 10 800 т пропана; ГК-2 — то же, на 2400 т; ТК-3 — то же, для бутана на 10 800 т; ТК-4 — резервуар, работающий под высоким давлением, на 20 т; P-i, Р-2, Р-з — пропановые насосы по 30 т./ч; Р-4, Р-5, Р-б —• то же,
для бутана; Р-7 |
— конденсатный насос на 0,5 т/ч; Р-8, Р-9 — насосы для морской воды по |
|
75 кВт; С-1, С- 2 |
— компрессоры по 65 кВт; Е-1 |
— теплообменник для охлаждения бутана; |
Н-1 — теплообменник для нагревания пропана; |
Я -2 — то же, для бутана; 3-1, 3-2 — кон |
|
|
денсаторы |
шланга. Поднимают шланг лебедкой танкера и производят подсоеди нение к переходнику жидкой фазы танкера, аналогично подсоеди няют шланг паровой фазы. Одновременно с подсоединением шлангов производят их заземление.
После затяжки всех шпилек фланцевых соединений открывают байпас и опрессовывают их на плотность паровой фазой по паровому трубопроводу. Убедившись, что пропуска газа во фланцевых соеди нениях нет, приступают к заполнению танкера.
В процессе грузовых работ за количеством поступающего сжи женного газа устанавливается постоянный контроль, который осу ществляется как на базе, так и непосредственно на судне.
107
При наливе танкера диспетчер базы совместно с представителем танкера производит отбор арбитражных проб. Отбор проб произ водится в баллончики вместимостью не более 320 г из вентиля на жидкостной линии. Наполненные баллончики пломбируются плом бой базы и судна. Для каждого коносамента наполняется по четыре
баллончика, из которых два передаются |
на судно и два остаются |
||||
на базе. Арбитражные |
пробы |
хранятся |
на |
базе в |
течение двух |
месяцев. |
|
|
|
|
|
Количество погруженного |
продукта |
на |
танкер |
определяется |
|
согласно данным судна, |
после чего диспетчер оформляет соответству |
ющие документы (сертификат количества, паспорт качества и т. д.). После окончания грузовых работ снижают давление в заправоч ных шлангах до нуля. Убедившись по манометру в отсутствии давле ния в шлангах, бригада операторов товарного цеха базы, предвари тельно закрыв соответствующие задвияши, устанавливает за
глушки на фланцах и лебедкой опускает их на причал.
При перегрузке и перевозке сжиженных газов предъявляются жесткие меры предосторожности, определяемые «Требованиями тех ники безопасности и производственной санитарии при перевозке сжиженных газов». •.
Причал, на котором производятся грузовые операции со сжижен ными газами, должен отвечать следующим требованиям.
Расстояние |
от причала до ближайших зданий |
и сооружений — |
не менее 100 м. |
телефон общего пользования и |
взрывобезопасная |
Необходим |
система освещения (прожекторы) на расстоянии не менее 50 м от места стоянки танкера.
При производстве грузовых работ остальное электрическое освещение должно быть выключено.
Привальные бруски на причале должны быть деревянными, без металлических шин и выступающих металлических штырей, причалы должны иметь мягкие кранцы.
Причал должен быть укомплектован первичными средствами пожаротушения. Во время подсоединения и отсоединения шлангов устанавливается дежурство пожарной машины на причале.
Опасная зона должна быть огорожена временным ограждением с надписями: «Не курить!», «Посторонним вход воспрещен».
Во время стоянки газовоза у причала с морской стороны выста вляются временные буи с красными флагами или огнями на расстоя нии не менее 50 м от причала. Запрещается посещение всякими плав средствами зоны, огражденной буями.
Не занятая на грузовых работах часть судового экипажа должна находиться на берегу вне опасной зоны.
Суда, проходящие на расстоянии 500 м от стоящего под сливом-на ливом газовоза, должны иметь малый ход.
Дежурный диспетчер порта (береговой базы) обязан не позднее чем за 1 ч до прибытия танкера известить об этом пожарную охрану, указав название судна, род груза и номер причала.
108
Причал, на котором производятся грузовые операции, должен круглосуточно находиться под наблюдением пожарной охраны со всеми необходимыми средствами пожаротушения.
З а п р е щ а е т с я : работа портовых механизмов и агрегатов; разведение огня, производство сварочных работ; проезд автомобилей и других транспортных и перегрузочных средств; погрузка и выгрузка сжиженных газов во время грозы.
Руководитель работ по перегрузке сжиженных газов на берегу обязан:
обеспечить готовность оборудования, инструмента и береговой бригады к производству перегрузочных работ;
согласовать со вторым штурманом и механиком танкера поря док и схему грузовых работ;
обеспечить надежное заземление трубопроводов и шлангов; руководить работами по ликвидации аварий на берегу во время
перегрузки сжиженного газа.
При возникновении пожара на судне либо в опасной зоне во время грузовых работ необходимо:
объявить тревогу и действовать по расписанию «Пожарная тре вога»;
прекратить перегрузочные операции.
По окончании налива танкер-газовоз должен выйти на внешний рейд. Груженому судну стоянка у причала не разрешается.
ПЕРЕВОЗКА СЖИЖЕННЫХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ГАЗОВ РЕЧНЫМ ТРАНСПОРТОМ
В настоящее время для снабжения сжиженным газом некоторых северных районов нашей страны применяют речной транспорт. Сжиженный газ от места поставки к потребителю перевозят водным путем на баржах, груженных баллонами или резервуарами типа РС-1600. Для этой цели применяются сухогрузные баржи грузоподъ емностью 100, 200 и 300 т, которые транспортируются катерами типа Т-63 мощностью 150 л. с., а также самоходные баржи грузо подъемностью 60 т. По периметру площадки баржи под погрузку баллонов и резервуаров привариваются стойки из металлических труб диаметров 57 мм, толщиной не менее 5 мм на расстоянии 2 м друг от друга и 0,6—1 м от края баржи. К стойкам по периметру погрузочной площадки проволочными хомутами укрепляются доски толщиной 50 мм. На высоте 1,5—2 м от палубы до верха по периметру стойки соединяются стальными стяжками (полосовыми 4 X 200 мм или круглыми диаметром 12 мм) при помощи сварки. Из этой же стали привариваются диагональные и угловые связи.
Площадка палубдг, на которую грузят баллоны и резервуары, выстилается досками толщиной 15—50 мм, с просветом между доска ми 150 мм, без крепления. По бортам палубы для прохода обслужи вающего персонала делается досчатый настил.
109
Вместимость барж в зависимости от их грузоподъемности
Грузоподъемность |
Баллоны вмести- |
Резервуары |
баржи (т) |
мостью 27 л (шт.) |
PC-1600 (шт-) |
300 |
6000 |
128 |
200 |
4200 |
100 |
100 |
3000 |
68 |
На рис. 47 показано размещение резервуаров РС-1600 на барже грузоподъемностью 200 т.
Перевозка сжиженных газов производится в соответствии с «Вре менными правилами перевозки речным транспортом опасных гру зов», а также с инструкциями, учитывающими специфику доставки сжиженного газа речным транспортом.
- J 5 0 0 0
Рис. 47. Размещение резервуаров РС-1600 на барже грузоподъемностью 200 т
Разрешение на производство работ и все операции с грузом на барже дает только капитан катера. Все лица, допускаемые на баржу, доляшы пройти инструктаж и расписаться за точное выполнение установленного порядка погрузо-разгрузочных работ, технической и противопожарной безопасности. Перед погрузкой баллонов с внут ренней стороны ограждения баржи закидывается брезент с просве том от палубы 100—200 мм, края брезента крепятся к стойкам и дос кам ограждения. Погрузка баллонов производится от кормы баржи
110
|
Техническая характеристика подъемных кранов, |
Таблица 30 |
|||
|
|
||||
|
применяющихся для загрузки барж резервуарами |
|
|||
|
Наибольшая |
Длина стрелы, |
|
Расстояние |
Марка автомо |
Марка крана |
Масса, т |
от начала |
|||
грузоподъем |
м |
стрелы до |
биля |
||
|
ность, т |
|
|
баржи, м |
|
ЛАЗ-690 |
3 |
6,2 |
6,8 |
4 |
ЗИЛ-164, |
К-61 |
6 |
7,35-11,75 |
11,57 |
6 - 8 |
ЗИЛ-130 |
МАЗ-500 |
|||||
К-67 |
6,3 |
|
11,9 |
7—10 |
МАЗ-500 |
К-64 |
6,3 |
7,5 |
11,97 |
7 -1 0 |
МАЗ-500 |
К-75 |
7,5 |
9,2 |
6 |
ЗИЛ-164 |
|
МКА-10 |
10 |
10 |
14 |
8 |
МАЗ-200 |
К-162 |
16 |
10 и 22 |
22,8 |
8 и 20 |
КРАЗ-219 |
КЛЛ-5 |
|
30 |
— |
28 |
— |
Скорость буксировки барж с грузом зависит от скорости течения реки и фактически составляет: по течению 12—15 км/ч, против те чения 8—dO км/ч на реках Обь и Иртыш.
Для приема барж сооружаются специальные причалы. При от сутствии причала для разгрузки барж оборудуются естественные берега, и в этом случае при разгрузке резервуаров применяют пла вучие краны, которые за счет большого вылета стрелы (до 30 м) обес печивают одновременно погрузку резервуаров на автомобили. В ка честве причала используется также аппорель С Выгрузку баллонов и резервуаров производят с носовой части баржи в сторону кормы. Снятие брезента, отвязку баллонов и резервуаров производят пар тиями от стойки к стойке.
Доставка сжиженного газа водным путем является наиболее
экономичным видом транспорта. |
г. Тюмени |
В табл. 31 приведены стоимости доставки газа из |
|
на Север Тюменской области в баллонах и резервуарах |
в расчете |
на 1 т чистого газа (без учета возврата тары) по данным треста Союзтюменгаз.
В среднем стоимость доставки 1 т сжиженного газа на 1 км реч ного пути в баллонах составила 3,1 коп., в резервуарах — 2,7 коп. Общая стоимость перевозки сжиженного газа речным транспортом,
без учета возврата тары, определяется |
соотношением: |
Z = K (а+сп + в), |
(3.10) |
где Z —. общая стоимость доставки, руб.; К — количество доставляе мого газа, т; а — стоимость погрузки 1 т газа, руб/т; с — стоимость
доставки 1 т на 1 км пути, |
руб/т-км; п — расстояние доставки, км; |
в — стоимость разгрузки 1 |
т газа, руб/т. |
1 Аппорель — паром для переправы механизмов и транспортных средств, укомплектованный откидным трапом.
112