Файл: Рачевский, Б. С. Транспорт и хранение углеводородных сжиженных газов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перед началом работ по заполнению танкера ответственное лицо — диспетчер оформляет наряд на газоопасную работу.

Бригада операторов товарного цеха базы подсоединяет наливные шланги к танкеру. До подсоединения шлангов сбрасывается давление с трубопроводов жидкой и паровой фаз путем отсоса компрессорами через перемычку по паровому трубопроводу до нуля. Убедившись по манометру, что давление сброшено, приступают к снятию за­ глушки у фланца шланга или переходника для подсоединения

Рис. 46. Технологическая схема базы для приема изотермических танкеров, хранения и выдачи сжиженных углеводородных газов:

ТК-1 — низкотемпературный резервуар для хранения 10 800 т пропана; ГК-2 — то же, на 2400 т; ТК-3 — то же, для бутана на 10 800 т; ТК-4 — резервуар, работающий под высоким давлением, на 20 т; P-i, Р-2, Р-з — пропановые насосы по 30 т./ч; Р-4, Р-5, Р-б —• то же,

для бутана; Р-7

— конденсатный насос на 0,5 т/ч; Р-8, Р-9 — насосы для морской воды по

75 кВт; С-1, С- 2

— компрессоры по 65 кВт; Е-1

— теплообменник для охлаждения бутана;

Н-1 — теплообменник для нагревания пропана;

Я -2 то же, для бутана; 3-1, 3-2 кон­

 

денсаторы

шланга. Поднимают шланг лебедкой танкера и производят подсоеди­ нение к переходнику жидкой фазы танкера, аналогично подсоеди­ няют шланг паровой фазы. Одновременно с подсоединением шлангов производят их заземление.

После затяжки всех шпилек фланцевых соединений открывают байпас и опрессовывают их на плотность паровой фазой по паровому трубопроводу. Убедившись, что пропуска газа во фланцевых соеди­ нениях нет, приступают к заполнению танкера.

В процессе грузовых работ за количеством поступающего сжи­ женного газа устанавливается постоянный контроль, который осу­ ществляется как на базе, так и непосредственно на судне.

107


При наливе танкера диспетчер базы совместно с представителем танкера производит отбор арбитражных проб. Отбор проб произ­ водится в баллончики вместимостью не более 320 г из вентиля на жидкостной линии. Наполненные баллончики пломбируются плом­ бой базы и судна. Для каждого коносамента наполняется по четыре

баллончика, из которых два передаются

на судно и два остаются

на базе. Арбитражные

пробы

хранятся

на

базе в

течение двух

месяцев.

 

 

 

 

 

Количество погруженного

продукта

на

танкер

определяется

согласно данным судна,

после чего диспетчер оформляет соответству­

ющие документы (сертификат количества, паспорт качества и т. д.). После окончания грузовых работ снижают давление в заправоч­ ных шлангах до нуля. Убедившись по манометру в отсутствии давле­ ния в шлангах, бригада операторов товарного цеха базы, предвари­ тельно закрыв соответствующие задвияши, устанавливает за­

глушки на фланцах и лебедкой опускает их на причал.

При перегрузке и перевозке сжиженных газов предъявляются жесткие меры предосторожности, определяемые «Требованиями тех­ ники безопасности и производственной санитарии при перевозке сжиженных газов». •.

Причал, на котором производятся грузовые операции со сжижен­ ными газами, должен отвечать следующим требованиям.

Расстояние

от причала до ближайших зданий

и сооружений —

не менее 100 м.

телефон общего пользования и

взрывобезопасная

Необходим

система освещения (прожекторы) на расстоянии не менее 50 м от места стоянки танкера.

При производстве грузовых работ остальное электрическое освещение должно быть выключено.

Привальные бруски на причале должны быть деревянными, без металлических шин и выступающих металлических штырей, причалы должны иметь мягкие кранцы.

Причал должен быть укомплектован первичными средствами пожаротушения. Во время подсоединения и отсоединения шлангов устанавливается дежурство пожарной машины на причале.

Опасная зона должна быть огорожена временным ограждением с надписями: «Не курить!», «Посторонним вход воспрещен».

Во время стоянки газовоза у причала с морской стороны выста­ вляются временные буи с красными флагами или огнями на расстоя­ нии не менее 50 м от причала. Запрещается посещение всякими плав­ средствами зоны, огражденной буями.

Не занятая на грузовых работах часть судового экипажа должна находиться на берегу вне опасной зоны.

Суда, проходящие на расстоянии 500 м от стоящего под сливом-на­ ливом газовоза, должны иметь малый ход.

Дежурный диспетчер порта (береговой базы) обязан не позднее чем за 1 ч до прибытия танкера известить об этом пожарную охрану, указав название судна, род груза и номер причала.

108


Причал, на котором производятся грузовые операции, должен круглосуточно находиться под наблюдением пожарной охраны со всеми необходимыми средствами пожаротушения.

З а п р е щ а е т с я : работа портовых механизмов и агрегатов; разведение огня, производство сварочных работ; проезд автомобилей и других транспортных и перегрузочных средств; погрузка и выгрузка сжиженных газов во время грозы.

Руководитель работ по перегрузке сжиженных газов на берегу обязан:

обеспечить готовность оборудования, инструмента и береговой бригады к производству перегрузочных работ;

согласовать со вторым штурманом и механиком танкера поря­ док и схему грузовых работ;

обеспечить надежное заземление трубопроводов и шлангов; руководить работами по ликвидации аварий на берегу во время

перегрузки сжиженного газа.

При возникновении пожара на судне либо в опасной зоне во время грузовых работ необходимо:

объявить тревогу и действовать по расписанию «Пожарная тре­ вога»;

прекратить перегрузочные операции.

По окончании налива танкер-газовоз должен выйти на внешний рейд. Груженому судну стоянка у причала не разрешается.

ПЕРЕВОЗКА СЖИЖЕННЫХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ГАЗОВ РЕЧНЫМ ТРАНСПОРТОМ

В настоящее время для снабжения сжиженным газом некоторых северных районов нашей страны применяют речной транспорт. Сжиженный газ от места поставки к потребителю перевозят водным путем на баржах, груженных баллонами или резервуарами типа РС-1600. Для этой цели применяются сухогрузные баржи грузоподъ­ емностью 100, 200 и 300 т, которые транспортируются катерами типа Т-63 мощностью 150 л. с., а также самоходные баржи грузо­ подъемностью 60 т. По периметру площадки баржи под погрузку баллонов и резервуаров привариваются стойки из металлических труб диаметров 57 мм, толщиной не менее 5 мм на расстоянии 2 м друг от друга и 0,6—1 м от края баржи. К стойкам по периметру погрузочной площадки проволочными хомутами укрепляются доски толщиной 50 мм. На высоте 1,5—2 м от палубы до верха по периметру стойки соединяются стальными стяжками (полосовыми 4 X 200 мм или круглыми диаметром 12 мм) при помощи сварки. Из этой же стали привариваются диагональные и угловые связи.

Площадка палубдг, на которую грузят баллоны и резервуары, выстилается досками толщиной 15—50 мм, с просветом между доска­ ми 150 мм, без крепления. По бортам палубы для прохода обслужи­ вающего персонала делается досчатый настил.

109


Вместимость барж в зависимости от их грузоподъемности

Грузоподъемность

Баллоны вмести-

Резервуары

баржи (т)

мостью 27 л (шт.)

PC-1600 (шт-)

300

6000

128

200

4200

100

100

3000

68

На рис. 47 показано размещение резервуаров РС-1600 на барже грузоподъемностью 200 т.

Перевозка сжиженных газов производится в соответствии с «Вре­ менными правилами перевозки речным транспортом опасных гру­ зов», а также с инструкциями, учитывающими специфику доставки сжиженного газа речным транспортом.

- J 5 0 0 0

Рис. 47. Размещение резервуаров РС-1600 на барже грузоподъемностью 200 т

Разрешение на производство работ и все операции с грузом на барже дает только капитан катера. Все лица, допускаемые на баржу, доляшы пройти инструктаж и расписаться за точное выполнение установленного порядка погрузо-разгрузочных работ, технической и противопожарной безопасности. Перед погрузкой баллонов с внут­ ренней стороны ограждения баржи закидывается брезент с просве­ том от палубы 100—200 мм, края брезента крепятся к стойкам и дос­ кам ограждения. Погрузка баллонов производится от кормы баржи

110

 

Техническая характеристика подъемных кранов,

Таблица 30

 

 

 

применяющихся для загрузки барж резервуарами

 

 

Наибольшая

Длина стрелы,

 

Расстояние

Марка автомо­

Марка крана

Масса, т

от начала

грузоподъем­

м

стрелы до

биля

 

ность, т

 

 

баржи, м

 

ЛАЗ-690

3

6,2

6,8

4

ЗИЛ-164,

К-61

6

7,35-11,75

11,57

6 - 8

ЗИЛ-130

МАЗ-500

К-67

6,3

 

11,9

7—10

МАЗ-500

К-64

6,3

7,5

11,97

7 -1 0

МАЗ-500

К-75

7,5

9,2

6

ЗИЛ-164

МКА-10

10

10

14

8

МАЗ-200

К-162

16

10 и 22

22,8

8 и 20

КРАЗ-219

КЛЛ-5

 

30

28

Скорость буксировки барж с грузом зависит от скорости течения реки и фактически составляет: по течению 12—15 км/ч, против те­ чения 8—dO км/ч на реках Обь и Иртыш.

Для приема барж сооружаются специальные причалы. При от­ сутствии причала для разгрузки барж оборудуются естественные берега, и в этом случае при разгрузке резервуаров применяют пла­ вучие краны, которые за счет большого вылета стрелы (до 30 м) обес­ печивают одновременно погрузку резервуаров на автомобили. В ка­ честве причала используется также аппорель С Выгрузку баллонов и резервуаров производят с носовой части баржи в сторону кормы. Снятие брезента, отвязку баллонов и резервуаров производят пар­ тиями от стойки к стойке.

Доставка сжиженного газа водным путем является наиболее

экономичным видом транспорта.

г. Тюмени

В табл. 31 приведены стоимости доставки газа из

на Север Тюменской области в баллонах и резервуарах

в расчете

на 1 т чистого газа (без учета возврата тары) по данным треста Союзтюменгаз.

В среднем стоимость доставки 1 т сжиженного газа на 1 км реч­ ного пути в баллонах составила 3,1 коп., в резервуарах — 2,7 коп. Общая стоимость перевозки сжиженного газа речным транспортом,

без учета возврата тары, определяется

соотношением:

Z = K (а+сп + в),

(3.10)

где Z —. общая стоимость доставки, руб.; К — количество доставляе­ мого газа, т; а — стоимость погрузки 1 т газа, руб/т; с — стоимость

доставки 1 т на 1 км пути,

руб/т-км; п — расстояние доставки, км;

в — стоимость разгрузки 1

т газа, руб/т.

1 Аппорель — паром для переправы механизмов и транспортных средств, укомплектованный откидным трапом.

112