Файл: Рачевский, Б. С. Транспорт и хранение углеводородных сжиженных газов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Паза хранения

Трубопровод жидкой фазь.

22— Трубопровод паровой фазы

-2 8 - Трубопровод слива остатков газа

-J - Воздух опровод

-2 - Паропровод

/— Трубопровод слива конденсата

н

Компрессор аммиачный

Насос Вихревои

Рн

Резервуар неиспарившихся ocramot

ПР

Регулятор поплавковый

 

Сигнализатор уровня

К котельной

ТОШГ Отвоздушных^

' компрессоров ъ

TJ--T \

Посты для наполнения валлонов V-5 0 и 27л

Посты для наполнения валлонов У 075л

Рис. 97. Технологическая схема газораздаточной станции сжиженного газа производительностью Л 000 т. год

вместе с тупиком должна иметь контур заземления. Для заземления железнодорожных цистерн при их сливе у каждого сливного устрой­ ства предусматривают .медные провода, присоединяемые к контуру заземления.

Как было указано, слив сжиженного газа из железнодорожных цистерн в резервуары хранилища может осуществляться путем выдав­ ливания жидкой фазы при помощи компрессоров, устанавливаемых в насосно-компрессорном отделении блока производственных поме­ щений, или в отдельном насосно-компрессорном цехе.

В настоящее время специальных компрессоров, рассчитанных на сжатие паров сжиженных газов, промышленность не выпускает. Для перекачки паров сжиженного газа используют аммиачные ком­ прессоры одноступенчатого и двухступенчатого сжатия (табл. 48).

Наливные и сливные операции на эстакадах осуществляются с помощью прорезиненных тканевых рукавов, имеющих на своих торцах ниппеля, и концевыми накидными гайками для присоедине­ ния к штуцерам коллекторов эстакады и вентилям железнодорожной цистерны. Указанные устройства имеют серьезные недостатки; быстрый износ резьбовых соединений па гайках и патрубках; нару-

Таблица 48

Техническая характеристика компрессоров

Показатели

 

 

Типы применяемых компрессоров

 

 

АВ-75

АВ-100

АУ-150

АУ-200

 

 

Xладопроизводительность,

50 000

100 000

150 000

200 000

к к а л /ч ...............................

мм

Диаметр цилиндров,

150

150

150

150

Ход поршня, мм ................

 

140

130

140

130

Число цилиндров................

 

2

2

4

4

Номинальное число оборотов

480

960

720

960

в минуту ........................

 

Потребная мощность на валу

16,5

33

51

 

компрессора, кВт

. . .

66

Объем, описываемый поршня-

143

264

429

530

ми, м3/ч ...........................

 

Диаметр патрубков, мм:

70

70

80

100

всасывающего

. . . .

нагнетательного

. . .

70

50

80

80

Диаметр маховика (расчет-

640

472

640

 

ный), м м ...........................

 

Масса компрессора с махо-

1050

800

1350

1290

ВИНОМ, кг ...............................

 

 

 

 

(без махо­

 

 

Расход воды на охлаждение,

 

вика)

 

 

0,5

1

1,5

2

м3/ч ...................................

 

Электродвигатель:

 

АП-72-6

АП-81-4

АП-82-4

АП-92-6

марка ...........................

 

мощность, кВт . . . .

20

40

55

75

частота вращения,

970

1460

1460

980

о б /м и н ........................

 

21В


шение плотности в вентилях и соединениях; потери газа в количестве, равном внутреннему объему сливного рукава, при каждом отсоеди­ нении рукава.

Юж! 1И И Гипрогаз разработал, изготовил и испытал новую кон­ струкцию сливного узла, получившую название сливо-наливного устройства.

Рис. 98. Угловой вентиль сливо-наливного устройства конструкции ЮжНИИгипрогаз:

1 — корпус; 2 — крышка; з

--- шток; 4 • - поднабивочное кольцо; 5 - набивочное кольцо;

6 — накидная гайка; 7 --

втулка; н

пиша;

■>

шайоа; ю

маховичок;

11 прокладка;

12 — уплотнение; 13 — упор;

14

пробка;

15 -

- клапан;

н> — втулка;

17 — седло; 18,

 

 

19 — подкладки; 20

- - цепочка

 

Указанное устройство состоит из углового

вентиля (рис. 98)

и шлангующей части (рис. 99).

 

Техническая характеристика углового вентиля

Диаметр условного прохода, м м ...............................

30

Ход клапана, мм ......................................................

25

Масса вентиля, к г ..........................................................

7,7

Давление, кгс/ см2:

20

условное......................................................................

п р о б н о е ......................................................................

30

рабочее .................................................................

20

2! 7


Г абар и тн ы е р азм ер ы , мм:

 

вы сота.........................................................................

295

д л и н а .........................................................................

195

ширина .....................................................................

130

Вентиль допускает использование переходников соответствующей

конструкции (рис. 100) для возможности подсоединения различных

шлангующих устройств. Переходник ввертывают по внутренней

резьбе в подсоединительном патрубке вентиля.

Шлангующая часть сливо-наливного

устройства применяется

с угловым вентилем или с переходником не только при сливе желез-

Гнс. 99. Шлангующая

часть

сливо-наливного

 

устройства

конструкции

 

 

 

 

ЮжНИИгипрогаз:

 

 

 

 

 

/ --

н а к и дн а я гай к а ;

2

за д н и й

н и п п ел ь ;

3 — п о л у х о м у т ;

4 — бол т M l О х 45;

5 — гай к а

МП); 6* — п р у ж и н н а я

ш ай ба; 7

эл ек тр остатн ая

п л ан к а;

 

8 — п о д к л а дк а ;

9 — р у к а в Б-20

ди ам етром 32 мм; 10 — п ер едн и й

н и п п ел ь ;

11

уп л о т н и т ел ь н о е

к ол ь ц о ;

12

хв остови к ;

13

— м ахови к ; 14 — стак ан соеди н и тел ь н ы й

в сбор е ; 15

ц еп очк а;

— к ол п ак ;

17 — п р о ­

 

 

к л адк а ; 18

п р ов од П Р Г

500 1

X

2 ,5 м л2

 

 

подорожных цистерн, но и при наливе сжиженного

газа из колонок

на кустовых базах и газораздаточных станциях.

 

Техническая характеристика шлангующей части

сливо-наливного устройства

 

Диаметр условного прохода, м м ................................

30

Ход клапана, мм ............................................................

10

Масса, к г ..........................................................................

20

Давление, кгс/см2:

20

условное......................................................................

рабочее ......................................................................

20

п р о б н о е ......................................................................

30

Опытно-промышленная партия сливо-наливных устройств ус­ пешно прошла эксплуатационные испытания на Очаковской кусто­ вой базе и Туймазинском газоперерабатывающем заводе.

Хранение сжиженного газа. Хранилища сжиженного газа раз­ личны по вместимости, количеству и объемам резервуаров в зависи­ мости от производительности кустовых баз или газораздаточных станций.


Рис. 101. Струбцина-зажим для заполнения баллонов, оборудованных угловыми вентилями:
1 — заглушка; 2 — прокладка; 3 — муф­ та; 4 — пружина; 5 — клапан; в — уплот­ нитель; 7 — накидная гайка; 8 — спе­ циальная гайка; я — резиновая проклад­ ка; 10 — подставка; 11 — регулировочный винт; 12 — рукоятка; 13 — стойка; 14 — уплотнение клапана; 15 — болт; 16— кор­
пус; 17 — накладка; 18 — рукоятка

Для хранения сжиженного газа используются сварные стальные резервуары цилиндрической и сферической формы. Наибольшее рас­ пространение получили цилиндрические резервуары с эллиптиче­ скими днищами. Эти резервуары устанавливают горизонтально и размещают как на поверхности земли (наземные емкости), так

ив земле (подземные емкости). Наполнение баллонов сжижен­

ным газом. Баллононаполнитольный цех — один из основных цехов кустовых баз и газораздаточных станций. Он оборудован раздаточ­ ными постами, ручными, полуавто­ матическими и автоматическими.

Рис. 100. Переходник для присоединения к автомобильной цистерне:

1 — корпус; г — упор; з — пробка; 4 , 5 — прокладки; 6 — цепочка

Баллоны наполняют ручным или полуавтоматическим способом на специальной рампе, вдоль кото­ рой в углублениях пола вмонти-

рованы весовые установки. Баллоны, подлежащие наполнению, устанавливают на весовые установки. При помощи струбцины к штуцеру баллона прикрепляется шланг, идущий от наполнитель­ ной рампы. Взвесив баллон, движок рейки весов устанавливают на цифру, указывающую вес баллона и вес допустимого количества газа, затем открывают вентиль на баллоне. После наполнения бал­ лона закрывают вентиль, отсоединяют струбцину, проверяют вес баллона, проверяют, нет ли утечки газа через клапан вентиля, снимают баллон с весов, закрывают штуцер вентиля баллона за­ глушкой и, открыв вентиль на баллоне, проверяют его герметичность. Убедившись в исправности, закрывают вентиль.

219


Для облегчения и ускорения процесса наполнения баллонов применяют специальные приспособления — струбцины или напол­ нительные головки. Конструкция этих струбцин зависит от типа запорных устройств баллонов.

Наиболее совершенная конструкция струбцины для наполнения баллонов вместимостью 50 л, оборудованных угловыми вентилями, — струбцина-зажим, разработанная институтом Мосгазпроект (рис. 101).

Рис. 102. Наполнительная головка для баллонов сжиженного газа типа ГН-1:

1 — шарик;

2 — наружная гильза; 3 — прокладка; 4, 7

и 13 — уплотни­

тельные кольца; 5, 21 — винты;

б — штуцер; 8 — кольцо;

9 — винт-ось экс­

центрика;

Ю — регулировочная

гайка;

11 — втулка;

12 — эксцентрик

срукояткой; 14, 17, 18 — пружины; 15 — клапан головки; 16 —подвижная камера с седлом и толкателем; 19 — внутренняя гильза; 20 — гильза

Сжиженный газ поступает в штуцер вентиля баллона при повороте рукоятки 18 в положение 90° от оси корпуса струбцины.

Для наполнения баллонов вместимостью 5, 12 и 27 л, оборудо­ ванных клапанами КБ-1 (КБ-2), применяются наполнительные го­ ловки типа ГП-1 (рис. 102). Усовершенствованная конструкция наполнительной головки для баллонов вместимостью 27 л, разра­ ботана на Львовском заводе «Газоаппарат» (рис. 103). Эта головка прошла опытно-промышленные испытания, и начат ее серийный выпуск.

Институтом Мосгазпроект разработан ряд приспособлений для наполнения портативных баллонов.

220

Применение при наполнении баллонов обычных реечных меди­ цинских весов сдерживает темпы заправки, рамповщику трудно следить за несколькими весами, так как указатель перемещается только в последние секунды заправки, и пока рамповщик заметит это и подойдет к весам, баллон переполнится.

Использование при наполнении баллонов циферблатных весов увеличивает точность наполнения и ускоряет заправку. При работе на циферблатных весах рамповщик может обслужить несколько весо­ вых установок. При подходе стрелки к требуемому весу, установлен­ ному дополнительной передвижной шкалой вручную, рамповщик

подходит

к весам

и от­

 

ключает баллон. В этом

 

случае

пет необходимо­

 

сти

в

производстве

 

математических вычис­

 

лений,

что

исключает

 

ошибку

и

ускоряет

 

работу.

 

 

 

 

Разработан ряд кон­

 

струкций

специальных

 

отсекателей для автома­

 

тического

отключения

 

поступления газа в бал­

 

лон при

достижении

 

заданного

веса.

Мос-

 

Институтами

 

газпроект

и

ЮжНИИ-

Рис. 103. Наполнительная головка для баллонов

Гипрогаз

разработаны

сжиженного газа конструкции завода «Газоаппа-

весьма

удачные

кон­

рат»:

струкции механического

1 — штуцер; 2 — прокладка; 3 , 8 — кольца; 4 — гайка

и пневматического

от­

с клапаном; 5 — корпус в сборе; 6 — уплотнитель;

7 — пружина; 9 — шарик

секателей

наполнения

 

баллонов, которые широко используются на кустовых базах и газо­ раздаточных станциях сжиженного газа.

Схема отсекателя с механической автоматикой отключения пока­ зана на рис. 104, где используется предохранительно-запорный клапан регуляторных установок сетевого газа. После установки тре­ буемого веса наполняемого баллона и присоединения струбцины к его вентилю рамповщик поднимает молоточек 5, зацепляя его за спе­ циально установленный выступ на весах. Молоточек поворачивает отключающее устройство крана 7 и газ по шлангу 6 через кран 7 и струбцину 1 поступает в баллон. При достижении заданного веса коромысло весов 3 поднимается и стрелка поворачивает выступ 4; молоточек 5 соскальзывает, поворачивается вниз и отключает поступ­ ление газа в баллон.

Схема работы пневматического отсекателя показана на рис. 105. Когда баллон еще не заполнен и коромысло весов находится в нижнем положении, воздух из сопла С свободно поступает в атмосферу.

221