Файл: Рачевский, Б. С. Транспорт и хранение углеводородных сжиженных газов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 111. План технологических трубопроводов при раздельном хранении сжиженных газов:

1 — склад сжиженных газов;

г — блок

производственных

помещений;

з — блок

вспомогательных

помещений;

4 — железнодорожная

сливная эстакада; 5 — колонки для наполнения автоцистерн

и заправки

автомобилей; в — резервуары для

противопожарного запаса

воды; 7 — баллоно-наполнительное отделение; 8 — маневровая лебедка;

9 — железнодорожный путь; 10 — цех

автоматизированного напол­

нения баллонов; 11 — ограда из металлической сетки; 12 — выносная

уборная; 13 — хлораторная

и септик;

14

гараж; 13 — погрузо-

разгрузочная площадка для

баллонов;

16 — эстакада для

мойки автомобилей;

17 — зарядная;

18 - -

шкаф датчиков; Ю — емкости для

тяжелых остатков; 20 — молниеотводы; 21 — испаритель; 22 — приемник для осадки; 23 — насосная станция перекачки; 24 — грязеотстой­ ник; 25 — бензоуловитель.

ныи газ со значительным содержанием бутана в зимний период при низких температурах воздуха. Однако из-за наличия значительного количества наружных шкафных газобаллонных установок, а также отсутствия искусственного испарения в большинстве групповых уста­ новок потребность в пропане в зимний период пока еще значительная. В связи с этим возникла необходимость хранить па кустовых базах два продукта: пропан и бутан (нли пропан-бутановую смесь с низ­ ким содержанием пропана). К сожалению, проектом строительства кустовых баз, построенных в I960—1966 гг., раздельного хранения продана и бутана не предусмотрено.

Проектно-сметным бюро треста Союзцелингаз разработан проект реконструкции кустовых баз сжиженного газа с раздельным хране­ нием продуктов. Разработан также проект организации строитель­ ства, позволяющий выполнить эту реконструкцию без прекращения эксплуатационной деятельности базы.

Принципиальная технологическая схема раздельного хранения сжиженных газов показана на рис. 110.

План технологических трубопроводов по раздельному хранению, приведен на рис. 111.

Проектом раздельного хранения предусматривается:

прокладка коллектора пропан-бутановой фракции на железно­ дорожной эстакаде и подключение его к сливным стоякам;

реконструкция существующих и прокладка новых технологиче­ ских трубопроводов в резервуарном парке;

реконструкция технологических коммуникаций насосно-компрес­ сорного отделения для обеспечения работы насосов на двух продук­ тах;

прокладка дополнительных трубопроводов в баллоно-наполни­ тельном отделении;

прокладка дополнительного трубопровода к колонкам для напол­ нения автоцистерн.

Врезультате проведенной реконструкции на кустовых базах обеспечивается возможность выполнения следующих операций:

одновременный слив из железнодорожных цистерн двух продуктов; раздельное хранение пропана и пропан-бутановой фракции с низ­

ким содержанием пропана; перекачка продукта из одной группы резервуаров в другую;

одновременный налив двух продуктов в баллоны и автоцистерны.

Внастоящее время уже проведена реконструкция 8 кустовых баз

собеспечением раздельного хранения двух продуктов. В 1974— 1975 гг. эти работы будут завершены на всех базах.

Вертикальные электронасосы типа ХГВ

На всех кустовых базах, построенных до 1968 г., смонтированы центробежные насосы типа 4НГ5 X 4 и 5НГ-5 X 4, производитель­ ностью от 20 до 100 м3/ч, предназначенные для перекачки сжижен­ ного газа. Указанные насосы выпускаются для перекачки горячей

233


по проводу, расположенному сверху насоса, затем — в направля­ ющий аппарат. От последней ступени жидкость поступает в кольце­ вую камеру и напорный патрубок.

Часть жидкости, проходящей через напорный патрубок насоса, проходит через сетку фильтра, поступает в охладитель, а затем — в электродвигатель.

Охладитель предназначен для переохлаждения жидкости, посту­ пающей от насоса к электродвигателю. Змеевики (охладители), по которым параллельно протекает охлаждаемая жидкость, заклю­ чены в отдельный корпус, заполненный до определенного уровня хладагентом. На корпусе охладителя имеются патрубки для присо­ единения регулятора уровня и предохранительного клапана.

На кустовых базах осуществляется замена центробежных насо­ сов на бессальниковые герметичные электронасосы.

Установки для осушки воздуха

Опыт эксплуатации кустовых баз сжиженного газа показал, что для нормальной работы карусельных агрегатов и контрольно-изме­ рительных приборов необходим очищенный и осушенный сжатый

Рис. ИЗ. Схема работы установки УОВ-10 для получения осушенного сжатого воздуха:

1 — теп л ообм ен н и к ;

2 — р еси вер ;

3

— м асл оотдел и тел ь ;

4

баш ни ;

5

в о зд у х о н а гр ев а т ел ь ;

6 — ч ет ы р ех х о д о в о й

к р ан ; 7 — к л а п а н

Э П Д К ;

8 — ф ильтры ;

 

 

9 — дем пф ер

 

 

 

воздух. В связи с этим на всех базах в настоящее время строят спе­ циальные установки по очистке и осушке воздуха типа УОВ-Ю.

На этих установках осуществляются следующие процессы: получение сжатого воздуха при помощи компрессорных агрега­

тов 1ВВ-10/8;

грубая очистка воздуха во влагоотделителе и фетровых фильтрах; осушка сжатого воздуха; окончательная очистка воздуха на блоке автоматических филь­

тров БФА-05; регенерация абсорбирующего продукта.

Установка для получения очищенного сжатого воздуха полностью автоматизирована и обеспечивает все процессы кустовой базы воз­ духом со степенью осушки не менее 99,8%, что создает нормальные условия работы КИП и автоматики, а также карусельного агрегата.

Схема работы установки УОВ-10 показана на рис. ИЗ.

16 Заказ 685

241


В состав блока автоматической осушки воздуха входят две осу­ шительные башни, воздухоподогреватель, два четырехходовых кра­ на-переключателя, поршневой пневмопривод, блок пневмоусилителей, пять мембранных запорных клапанов с ручным управлением, щит управления и автоматики, воздушные и водяные коммуни­ кации.

15 качестве адсорбента (поглотитель влаги) для осушки воздуха в башнях служит селикагель или алюмогель.

После 8 ч работы адсорбирующие свойства селикагеля пони­ жаются и башшо ставят на регенерацию. В работу включается вторая башня с восстановленным селикагелс.м.

Регенерация

селикагеля

осуществляется

воздухом, нагретым

в воздухоподогревателе до

температуры -(-230° С.

Продолжитель­

ность

процесса

регенерации

3 ч.

также

тремя

ресиве­

Установка осушки воздуха комплектуется

рами

по 6 м3,

обеспечивающими постоянное

давление

воздуха.

Гидроиспытание баллонов

Гидравлическое испытание баллонов — одна из наиболее важных и ответственных операций, проводимых на кустовых базах сжижен­ ного газа. Каждый баллон сжиженного газа, находящийся в эксплу­ атации, должен согласно «Правилам устройства и безопасной экс­ плуатации сосудов, работающих под давлением», один раз в 5 лет подвергаться гидравлическому испытанию. Если учесть, что в на­ стоящее время в стране находится в обращении около двух десятков миллионов баллонов, становится вполне ясным, что ежегодно ги­ дравлическому испытанию подвергаются миллионы баллонов.

Процесс гидравлического испытания заключается в том, что баллон испытывается под давлением 25 кгс/см2 в течение одной ми­ нуты, после чего давление снижают до рабочего, при котором баллон осматривают. Если нет разрывов, течи или видимой деформации стенок баллона, а также местного запотевания, баллон признается выдержавшим гидравлическое испытание. Гидравлическое испыта­ ние баллона обычно осуществляется водой на специальном стенде с помощью специального ручного насоса типа ГН-200. Процесс подъ­ ема давления в баллоне при помощи этих насосов достаточно трудоем­ кий и длительный.

В1967—1968 гг. на кустовых базах сжиженного газа были раз­ работаны новые стенды для гидроиспытания баллонов, обеспечива­ ющие ведение процесса при помощи сжатого воздуха. Такие стенды сейчас эксплуатируются на Казанской, Павлодарской и ряде других кустовых базах.

Всистему гидроиспытаиия (рис. 114) баллонов Казанской кусто­ вой базы входят: воздушный компрессор марки КВДГ производитель­ ностью 10 м3/мин и рабочим давлением 60 кгс/см2; ресивер с рабочим объемом 135 л; щит управления; воздушный сосуд с рабочим объемом 75 л; станок для испытания баллонов; щит контроля.

242


Воздушный сосуд имеет штуцера для подвода воды из водяной системы, для подачи воды в испытываемый баллон, приема сжатого воздуха из ресивера и подачи воздуха в баллон. Сосуд соединяется с испытываемым баллоном через щит контроля, где установлены

запорный вентиль и контрольный манометр.

для сбрасы­

Па

баллоне

монтируются

два

штуцера — один

вания

воздуха

и другой для

слива

воды. Процесс

гпдроиспыта-

ния баллона осуществляется по указанной! системе следующим образом.

Баллон, подлежащий испытанию, устанавливают на станок, за­ полняют водой, и горловину баллона присоединяют к системе гидроиспытания при помощи резинотканевого рукава. Сжатый воздух

Рис. 114. Принципиальная схема гидравлического испытания баллонов:

1 — к о м п р ессо р К В Д Г ;

2 — р еси в ер ; 3 — воздуш н ы й со су д ;

4 — испы ты ваем ы й

бал л он ; 5 — щ ит уп р а в л ен и я

подается в водовоздушныи сосуд, предварительно заполненный водой, и сбрасывается из шланга под избыточным давлением 1—2 кгс/см2. После этого давление в воздушном сосуде и соответственно в баллоне повышается до 25 кгс/см2. Давление в воздушном сосуде регули­ руется при помощи вентиля и контролируется манометром, устано­ вленным на сосуде. Регулировка давления на баллоне осуществляется вентилем, а контроль — манометром, установленным на контроль­ ном щите.

После испытания воду из баллона сливают в канализацию и бал­ лон направляют на пневмоиспытание. Производительность данной системы 10—18 баллонов в час.

Аналогичная система применяется на Павлодарской базе (рис. 115). Здесь восьмипостовой стенд состоит из каркаса, двух пневмоцилиндров, гидравлического дожимного цилиндра, гребенки, рабочего и контрольного манометров. В систему гидроиспытания входит также

16*

243