Файл: Рачевский, Б. С. Транспорт и хранение углеводородных сжиженных газов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КБ и ГПС можно отнести к разряду крупных потребителей сжи­ женных газов, получающих сжиженных! газ от заводов-поставщиков. На КБ и ГНС от заводов-поставщиков сжиженные газы транспор­ тируются преимущественно в железнодорожных цистернах, при этом среднее расстояние транспортировки по Советскому Союзу равня­ ется 1640 км и доходит в отдельных случаях до 3000 км. Небольшая часть КБ и ГНС, в основном те, которые расположены вблизи про­ изводства, получают сжиженные газы по трубопроводам или круп­ ными по объему (до 30 м3) автомобильными цистернами. Кустовые базы и газонаполнительные станции сооружаются обычно в районе

Коммунально -бы т оды е уст а н о д ки потребителей.

Рис. 17. Схема перемещения сжиженных углеводородных газов от заводовпоставщиков к потребителям различными видами транспорта:

1 — трубопроводный; 2 — железнодорожный; 3 —■автомобильный; 4 — водный; 5 — авиа­

ционный

газопотребления. На КБ и ГНС осуществляется кратковременное хранение и разлив сжиженных газов в потребительские емкости (промежуточные транспортные резервуары, баллоны). С КБ и ГНС сжиженные газы доставляются потребителям в основном автотранс­ портом или непосредственно или через промежуточные склады (районные пункты), организуемые для газоснабжения отдаленных зон района обслуживания.

Кустовые базы по сравнению с газонаполнительными станциями построены из расчета большей производительности и обеспечения газом более крупных по размерам районов. Так, производитель­ ность ГНС — от 3 тыс. т в год до 12 тыс. т, производительность КБ — от 25 тыс. т в год до 100 тыс. т. Назначением кустовых баз служит также экспорт и импорт сжиженных газов. В этом случае транспортировка сжиженных газов осуществляется в основном по морю на специальных судах-танкерах.

50

Речной и авиатранспорт сжиженных газов применяется в Со­ ветском Союзе в настоящее время для газоснабжения северных районов.

Схема перемещения сжиженных газов от заводов-поставщиков

кпотребителям представлена на рис. 17.

Втабл. 22 приведены объемы транспортирования сжиженных газов от заводов-поставщиков различными видами транспорта за

1963—1971 гг.,

а также

намечаемые объемы

транспортирования

па 1975 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 22

 

Объемы транспортирования сжиженных углеводородных газов

 

 

 

от заводов-поставщиков потребителям

 

 

 

Производство

Распределе­

Способы транспортировки от заводов-поставщиков

 

сжиженных

ние сжижен­

в железнодорож­

 

 

в автомобильных

Годы

углеводород­

по трубопрово­

ного газа,

 

ных газов,

тыс. т

ных цистернах,

дам, тыс. т (%)

цистернах,

 

тыс. т

тыс. т (%)

тыс. т (%)

 

 

 

 

1963

1661

1661

1082

(65)

549

(33,2)

30

(1,8)

1965

2794

2780

1820

(65,6)

905

(32,6)

55

(1,8)

1968

4148

4050

2390

(59,1)

1600

(39,5)

60

(1,4)

1971

5215

5183

3009

(58,1)

2054

(39,6)

120

(2,3)

1975

9000

9000

6200

(69,0)

2600

(28,8)

200

(2,2)

Годовое и квартальное планирование перевозок сжиженных углеводородных газов в СССР производят:

железнодорожным транспортом — Министерство путей сообще­ ния;

автомобильным транспортом — органы Управления автомобиль­ ным транспортом союзных республик;

морским транспортом — Министерство морского флота; речным транспортом — Министерство речного флота РСФСР

и органы Управления речным транспортом других союзных респуб­ лик;

воздушным транспортом —• Министерство гражданской авиа­ ции.

Годовые и квартальные планы перевозок специальных нефтяных газов обеспечивают полное и своевременное удовлетворение потреб­ ностей в перевозках с наименьшими транспортными затратами; экономически целесообразное распределение перевозок по видам транспорта, рациональное взаимодействие всех видов транспорта по периодам года; эффективное использование технических средств всех видов транспорта (максимальное использование грузоподъем­ ности или вместимости вагонов, сосудов и автомобилей, сокращение порожних пробегов подвижного состава и т. д.).

4*

51



ПЕРЕВОЗКА СЖИЖЕННЫХ ГАЗОВ ПО ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ

В СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦИСТЕРНАХ

Для перевозки сжиженных нефтяных газов по сети железных дорог используются железнодорожные цистерны специальной кон­ струкции.

Пропан перевозят в стальных цистернах вместимостью 51 или

54

м3

с

полезной

загрузкой 85%, что

составляет соответственно

43

и

46

м3.

 

 

 

Кроме пропановых цистерн имеются бутановые с вместимостью

резервуара 60 м3

при полезной загрузке 54 м3.

 

 

 

Конструкция и техническая

характеристика

 

 

 

 

цистерн

 

Цистерна (рис. 18) представляет собой сварной цилиндрический резервуар со сферическими днищами 2, расположенный на четырех­ осной железнодорожной тележке 1. Крепление резервуара к раме осуществляется стяжными болтами 5 по типу 50-тонных бензиновых цистерн с применением двухосных тележек.

Резервуар снабжен люком диаметром 450 мм, на крышке кото­ рого расположена арматура. Люк вместе с арматурой закрывается предохранительным колпаком 3 диаметром 685 мм и высотой 340 мм. Для обслуживания арматуры вокруг колпака сделана площадка с поручнями 4 и стремянками 6 по обе стороны цистерны.

На крышке люка размещена сливо-наливная и предохранитель­ ная арматура и арматура для контроля сливо-наливных операций. В центре крышки люка смонтирован пружинный предохранительный клапан 7 диаметром 32 мм (рис. 19), предназначенный для сброса паров сжиженного газа в атмосферу в случае, если в цистерне по­

высится

давление сверх допустимого (для

пропана

20,

для бутана

8 кгс/см2).

клапана

по

продольной

По

обе стороны предохранительного

оси цистерны установлены два сливо-наливных вентиля 4 и 9 диа­ метром 40 мм, которые через скоростные клапаны 1 (рис. 20), авто­ матически прекращающие выход сжиженного газа в случае обрыва шланга, соединены с трубами, доходящими почти до дна цистерны.

Для отбора из цистерны или подачи в нее паров сжиженного газа служит угловой вентиль 6 (см. рис. 19) диаметром 40 мм, соединенный через скоростной клапан с паровым пространством цистерны.

Для контроля за правильностью заполнения сжиженным газом служат вентили 2 и 3, заканчивающиеся внутри цистерны трубками на уровне максимального наполнения. При этом трубка вентиля 2, маховик которого окрашен в зеленый цвет, заканчивается на уровне максимально допустимого заполнения сосуда цистерны сжиженным газом, а трубка вентиля 3, маховик которого окрашен в красный

52


 

3

Ч

J 4

 

\

Г I

 

г

 

 

)

 

\

 

=f=

 

 

 

5 0 Б 5 0 0 П Р О П А Н - Б У Т А Н

О Г Н Е О П А С Н О

 

I

;с горки не спускать!-

] 5

I"Г. 1*п

qjMг - 9

Рис.

18. Железнодорожная цистерна для сжиженного углеводородного газа:

1 _ четырехосная платформа;

2 — сосуд со сферическим днищем; 3 — предохранительный клапан; 4 — площадка с поручнями; 5

стальные болты для крепления сосуда к платформе; в — стремянка; 7 — узел манометродержателя

цвет — на 50 мм выше. Таким образом, вентиль 2 является венти­ лем-сигналом, а слой жидкости в 500 мм (находящийся между концами трубок вентилей 2 и 3) представляет собой допустимое контролируемое переполнение железнодорожной цистерны сжижен­ ными газами. Контроль за опорожнением цистерны осуществляется вентилем 10, трубка которого установлена на уровне нижней пло­ скости сливо-наливных трубок. При этом вентиль 1 предназначен

Рис. 19. Расположение арматуры

на крышке люка

железнодорожной цистерны:

 

J, Ю— вентили для контроля опорожнения; 2 , 3 — вентили для

контроля уровня наполнения; 4,

9— угловые вентили для напо­

лнения и слива сж иженного газа;

5 — карм ан для

термометра;

в — угловой вентиль для отбора

(подачи) паровой

фазы сж и­

женного газа; 7 — предохранительный

клапан ;

8 — вентиль

для удаления воды

 

 

для удаления столба жидкости из трубки вентиля 10 после его закрытия.

Вентиль 8 диаметром 12 мм служит для удаления из сосуда цистерны отстоявшейся воды и тяжелых неиспаряющихся остатков сжиженных газов. Конец трубки этого вентиля заканчивается на расстоянии 5 мм от низа цистерны (рис. 21).

Термометр для замера температуры сжиженных газов помещается

в кармане 5 (см.

рис.

19), представляющем

собой трубку длиною

2550 мм. Конец

этой

трубки, опущенный

в

цистерну, заварен,

а верхний конец,

ввинченный во фланец люка,

открыт.

54


Цистерна должна быть окрашена в светло-серый цвет и иметь надписи в соответствии с альбомом «Знаки it надписи на вагонах железных дорог СССР».

Рис. 20. Схема расположения сливо-наливных и ура­ внительных вентилей на крышке люка железнодорож­ ной цистерны:

1 — скоростные

клапаны ; 2 ,

4 — сливо-наливпые угловые

вентили; з — угловой

вентиль

отбора Цподачи)

паровой фазы

сж иж енного газа;

5 — крыш ка лю ка;

6 — люк;

7 — труба дла

отбора (подачи) паров

сж иженного газа; S — сливо-наливные

трубы;

9 — низ

сосуда

цистерны

 

Низ сосуда цистерны по всей его длине на высоту 400 мм окра­ шивается в черный цвет. Вдоль оси сосуда наносится красным цветом отличительная полоса шириной 300 мм. Над отличительной поло­ сой в средней ее части делается надпись черного цвета: «Пропан—

Рис. 21. Схема расположения

вентилей контроля за уровнем сжиженного газа

 

в железнодорожной цистерне:

 

1 — сигнальный вентиль; 2 — вентиль контроля максимального наполнения; 3 ,

4 — вентили

контроля за

опорожнением сосуда

цистерны; 5 — вентиль слива воды из сосуда цистерны

(дренажный

вентиль); в — крыш ка

лю ка; 7 — люк; 8 — предельный уровень

налива сж и­

женного газа; 9 — нижний уровень сливо-наливных труб; 10 — низ сосуда

цистерны

56