Файл: Рачевский, Б. С. Транспорт и хранение углеводородных сжиженных газов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
КБ и ГПС можно отнести к разряду крупных потребителей сжи женных газов, получающих сжиженных! газ от заводов-поставщиков. На КБ и ГНС от заводов-поставщиков сжиженные газы транспор тируются преимущественно в железнодорожных цистернах, при этом среднее расстояние транспортировки по Советскому Союзу равня ется 1640 км и доходит в отдельных случаях до 3000 км. Небольшая часть КБ и ГНС, в основном те, которые расположены вблизи про изводства, получают сжиженные газы по трубопроводам или круп ными по объему (до 30 м3) автомобильными цистернами. Кустовые базы и газонаполнительные станции сооружаются обычно в районе
Коммунально -бы т оды е уст а н о д ки потребителей.
Рис. 17. Схема перемещения сжиженных углеводородных газов от заводовпоставщиков к потребителям различными видами транспорта:
1 — трубопроводный; 2 — железнодорожный; 3 —■автомобильный; 4 — водный; 5 — авиа
ционный
газопотребления. На КБ и ГНС осуществляется кратковременное хранение и разлив сжиженных газов в потребительские емкости (промежуточные транспортные резервуары, баллоны). С КБ и ГНС сжиженные газы доставляются потребителям в основном автотранс портом или непосредственно или через промежуточные склады (районные пункты), организуемые для газоснабжения отдаленных зон района обслуживания.
Кустовые базы по сравнению с газонаполнительными станциями построены из расчета большей производительности и обеспечения газом более крупных по размерам районов. Так, производитель ность ГНС — от 3 тыс. т в год до 12 тыс. т, производительность КБ — от 25 тыс. т в год до 100 тыс. т. Назначением кустовых баз служит также экспорт и импорт сжиженных газов. В этом случае транспортировка сжиженных газов осуществляется в основном по морю на специальных судах-танкерах.
50
Речной и авиатранспорт сжиженных газов применяется в Со ветском Союзе в настоящее время для газоснабжения северных районов.
Схема перемещения сжиженных газов от заводов-поставщиков
кпотребителям представлена на рис. 17.
Втабл. 22 приведены объемы транспортирования сжиженных газов от заводов-поставщиков различными видами транспорта за
1963—1971 гг., |
а также |
намечаемые объемы |
транспортирования |
||||||
па 1975 г. |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 22 |
||
|
Объемы транспортирования сжиженных углеводородных газов |
|
|||||||
|
|
от заводов-поставщиков потребителям |
|
|
|||||
|
Производство |
Распределе |
Способы транспортировки от заводов-поставщиков |
||||||
|
сжиженных |
ние сжижен |
в железнодорож |
|
|
в автомобильных |
|||
Годы |
углеводород |
по трубопрово |
|||||||
ного газа, |
|||||||||
|
ных газов, |
тыс. т |
ных цистернах, |
дам, тыс. т (%) |
цистернах, |
||||
|
тыс. т |
тыс. т (%) |
тыс. т (%) |
||||||
|
|
|
|
||||||
1963 |
1661 |
1661 |
1082 |
(65) |
549 |
(33,2) |
30 |
(1,8) |
|
1965 |
2794 |
2780 |
1820 |
(65,6) |
905 |
(32,6) |
55 |
(1,8) |
|
1968 |
4148 |
4050 |
2390 |
(59,1) |
1600 |
(39,5) |
60 |
(1,4) |
|
1971 |
5215 |
5183 |
3009 |
(58,1) |
2054 |
(39,6) |
120 |
(2,3) |
|
1975 |
9000 |
9000 |
6200 |
(69,0) |
2600 |
(28,8) |
200 |
(2,2) |
Годовое и квартальное планирование перевозок сжиженных углеводородных газов в СССР производят:
железнодорожным транспортом — Министерство путей сообще ния;
автомобильным транспортом — органы Управления автомобиль ным транспортом союзных республик;
морским транспортом — Министерство морского флота; речным транспортом — Министерство речного флота РСФСР
и органы Управления речным транспортом других союзных респуб лик;
воздушным транспортом —• Министерство гражданской авиа ции.
Годовые и квартальные планы перевозок специальных нефтяных газов обеспечивают полное и своевременное удовлетворение потреб ностей в перевозках с наименьшими транспортными затратами; экономически целесообразное распределение перевозок по видам транспорта, рациональное взаимодействие всех видов транспорта по периодам года; эффективное использование технических средств всех видов транспорта (максимальное использование грузоподъем ности или вместимости вагонов, сосудов и автомобилей, сокращение порожних пробегов подвижного состава и т. д.).
4* |
51 |
ПЕРЕВОЗКА СЖИЖЕННЫХ ГАЗОВ ПО ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ
В СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦИСТЕРНАХ
Для перевозки сжиженных нефтяных газов по сети железных дорог используются железнодорожные цистерны специальной кон струкции.
Пропан перевозят в стальных цистернах вместимостью 51 или
54 |
м3 |
с |
полезной |
загрузкой 85%, что |
составляет соответственно |
43 |
и |
46 |
м3. |
|
|
|
Кроме пропановых цистерн имеются бутановые с вместимостью |
||||
резервуара 60 м3 |
при полезной загрузке 54 м3. |
||||
|
|
|
Конструкция и техническая |
характеристика |
|
|
|
|
|
цистерн |
|
Цистерна (рис. 18) представляет собой сварной цилиндрический резервуар со сферическими днищами 2, расположенный на четырех осной железнодорожной тележке 1. Крепление резервуара к раме осуществляется стяжными болтами 5 по типу 50-тонных бензиновых цистерн с применением двухосных тележек.
Резервуар снабжен люком диаметром 450 мм, на крышке кото рого расположена арматура. Люк вместе с арматурой закрывается предохранительным колпаком 3 диаметром 685 мм и высотой 340 мм. Для обслуживания арматуры вокруг колпака сделана площадка с поручнями 4 и стремянками 6 по обе стороны цистерны.
На крышке люка размещена сливо-наливная и предохранитель ная арматура и арматура для контроля сливо-наливных операций. В центре крышки люка смонтирован пружинный предохранительный клапан 7 диаметром 32 мм (рис. 19), предназначенный для сброса паров сжиженного газа в атмосферу в случае, если в цистерне по
высится |
давление сверх допустимого (для |
пропана |
20, |
для бутана |
8 кгс/см2). |
клапана |
по |
продольной |
|
По |
обе стороны предохранительного |
оси цистерны установлены два сливо-наливных вентиля 4 и 9 диа метром 40 мм, которые через скоростные клапаны 1 (рис. 20), авто матически прекращающие выход сжиженного газа в случае обрыва шланга, соединены с трубами, доходящими почти до дна цистерны.
Для отбора из цистерны или подачи в нее паров сжиженного газа служит угловой вентиль 6 (см. рис. 19) диаметром 40 мм, соединенный через скоростной клапан с паровым пространством цистерны.
Для контроля за правильностью заполнения сжиженным газом служат вентили 2 и 3, заканчивающиеся внутри цистерны трубками на уровне максимального наполнения. При этом трубка вентиля 2, маховик которого окрашен в зеленый цвет, заканчивается на уровне максимально допустимого заполнения сосуда цистерны сжиженным газом, а трубка вентиля 3, маховик которого окрашен в красный
52
|
3 |
Ч |
J 4 |
|
\ |
Г I |
|
г |
|
|
|
) |
|
\ |
|
|
=f= |
|
|
|
5 0 Б 5 0 0 П Р О П А Н - Б У Т А Н |
О Г Н Е О П А С Н О |
|
I
;с горки не спускать!-
] 5
I"Г. 1*п
qjMг - 9
Рис. |
18. Железнодорожная цистерна для сжиженного углеводородного газа: |
1 _ четырехосная платформа; |
2 — сосуд со сферическим днищем; 3 — предохранительный клапан; 4 — площадка с поручнями; 5 |
стальные болты для крепления сосуда к платформе; в — стремянка; 7 — узел манометродержателя
цвет — на 50 мм выше. Таким образом, вентиль 2 является венти лем-сигналом, а слой жидкости в 500 мм (находящийся между концами трубок вентилей 2 и 3) представляет собой допустимое контролируемое переполнение железнодорожной цистерны сжижен ными газами. Контроль за опорожнением цистерны осуществляется вентилем 10, трубка которого установлена на уровне нижней пло скости сливо-наливных трубок. При этом вентиль 1 предназначен
Рис. 19. Расположение арматуры |
на крышке люка |
||
железнодорожной цистерны: |
|
||
J, Ю— вентили для контроля опорожнения; 2 , 3 — вентили для |
|||
контроля уровня наполнения; 4, |
9— угловые вентили для напо |
||
лнения и слива сж иженного газа; |
5 — карм ан для |
термометра; |
|
в — угловой вентиль для отбора |
(подачи) паровой |
фазы сж и |
|
женного газа; 7 — предохранительный |
клапан ; |
8 — вентиль |
|
для удаления воды |
|
|
для удаления столба жидкости из трубки вентиля 10 после его закрытия.
Вентиль 8 диаметром 12 мм служит для удаления из сосуда цистерны отстоявшейся воды и тяжелых неиспаряющихся остатков сжиженных газов. Конец трубки этого вентиля заканчивается на расстоянии 5 мм от низа цистерны (рис. 21).
Термометр для замера температуры сжиженных газов помещается
в кармане 5 (см. |
рис. |
19), представляющем |
собой трубку длиною |
|
2550 мм. Конец |
этой |
трубки, опущенный |
в |
цистерну, заварен, |
а верхний конец, |
ввинченный во фланец люка, |
открыт. |
54
Цистерна должна быть окрашена в светло-серый цвет и иметь надписи в соответствии с альбомом «Знаки it надписи на вагонах железных дорог СССР».
Рис. 20. Схема расположения сливо-наливных и ура внительных вентилей на крышке люка железнодорож ной цистерны:
1 — скоростные |
клапаны ; 2 , |
4 — сливо-наливпые угловые |
|||
вентили; з — угловой |
вентиль |
отбора Цподачи) |
паровой фазы |
||
сж иж енного газа; |
5 — крыш ка лю ка; |
6 — люк; |
7 — труба дла |
||
отбора (подачи) паров |
сж иженного газа; S — сливо-наливные |
||||
трубы; |
9 — низ |
сосуда |
цистерны |
|
Низ сосуда цистерны по всей его длине на высоту 400 мм окра шивается в черный цвет. Вдоль оси сосуда наносится красным цветом отличительная полоса шириной 300 мм. Над отличительной поло сой в средней ее части делается надпись черного цвета: «Пропан—
Рис. 21. Схема расположения |
вентилей контроля за уровнем сжиженного газа |
||
|
в железнодорожной цистерне: |
|
|
1 — сигнальный вентиль; 2 — вентиль контроля максимального наполнения; 3 , |
4 — вентили |
||
контроля за |
опорожнением сосуда |
цистерны; 5 — вентиль слива воды из сосуда цистерны |
|
(дренажный |
вентиль); в — крыш ка |
лю ка; 7 — люк; 8 — предельный уровень |
налива сж и |
женного газа; 9 — нижний уровень сливо-наливных труб; 10 — низ сосуда |
цистерны |
56