Файл: Лобанов, Д. П. Гидромеханизация геологоразведочных и горных работ учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г и д р а в л и ч е с к и й в а ш г е р д — наклонно установлен­ ный на опорах желоб, обычно прямоугольного сечения. На дне желоба укладываются сита. Перед вашгердом устраивается зумпф, покрытый решеткой. Материал, оставшийся на колосниках, струей гидромонитора поднимается по вашгерду и сбрасывается в отвал. Через вашгерд можно пропускать на шлюзы всю горную массу, исключая валуны. По схеме рис. 46 гидровашгерд состоит из на­ клонного желоба (обычно шириной 700 мм), выполненного в виде двух звеньев. Первое звено 1 имеет наклон к горизонту 30°, а вто­ рое 2 — 20°. Общая длина желоба около 12 м, наибольшая высота 5 м. В головной части вашгерда (над зумпфом) установлена колоснико­ вая решетка с отверстиями диаметром 100 мм.

Горная масса размывается в забое гидромонитором и подтекает к другому гидромонитору, который подает гидросмесь на желоб гидровашгерда с дном в виде перфорированного сита с отверстиями диаметром 16 мм. На желобе происходит классификация горной массы. Нижний продукт попадает в зумпф вашгерда, а верхний — в отвал.

Гидросмесь из зумпфа по трубопроводу 7 длиной до 50 м подается в зумпф второй ступени гидроэлеватора 8, которым гидросмесь поднимается на шлюз. Струя воды к гидромониторам и гидро­ элеватору подается по водоводной системе с естественным на­ пором.

При наличии многолетней мерзлоты встречаются рыхлые обло­ мочные отложения, в которых организация гидроразмыва в усло­ виях отдаленных районов встречает значительные трудности. В этих случаях применяют гидромехаиизировапные работы в сочетании с бульдозерным способом (или бульдозерно-гидромониторным) подачи породы на вашгерд и напорным гидротранспортом.

По такой схеме достигается [наиболее экономичное расходова­

ние воды,

уменьшается количество перестановок

оборудования

в связи с

увеличением расстояния гидротранспорта

горной массы

к шлюзам. Заметим, что в приведенных схемах применяют низкона­ порные гидромониторные (до 60 м) и гидротранспортиые (до 70 м) установки. Геологоразведочные работы, выполняемые по описан­ ным схемам, дают наилучшие (наиболее достоверные) результаты технологического опробования россыпных месторождений вслед­ ствие переработки большого объема горной массы, вскрытых выра­ ботками до плотика.

Известна практика проходки разведочных траншей 'с помощью селевого потока. Этот способ наиболее эффективен на нижних ча­ стях склонов с крутизной не менее 10°, перекрытых мощным покро­ вом делювия. Поток воды в нужном направлении подается из зара­ нее сооруженного водозабора (накопителя) через трубопровод в во­ досборники. Водосборник представляет собой зумпф емкостью 25— 30 м3 из прорезиненной ткани, подвешенный внутри деревянного каркаса. По линии траншеи предварительно с помощью слабых за­ рядов ВВ проводится неглубокая борозда для разрушения корневой


системы. Пропускаемый в траншею водяной поток увлекает делювий, разрушает рыхлый покров до вскрытия коренных пород.

i- Л р и в е д е н и и в с к р ы ш н ы х р а б о т н а р а з р е ­ з а х отличительной особенностью технологии с гидромеханизацией является значительный масштаб производства. Разрабатываются в забоях и перемещаются гидравлическим транспортом в объемы породы от 1 до 10 млн. м3 и более в год.

В зависимости от горно-геологических условий эксплуатации месторождения (особенно степени обводненности, физико-механи­ ческих свойств пород) гидромеханизацию на вскрышных работах применяют по следующим технологическим схемам:

1) при разработке несвязных и малосвязных пород — гидрораз­ мыв в сочетании с гидротранспортом;

2) при разработке связных пород — гидроразмыв в сочетании с предварительным рыхлением целика (ВВ или экскаватором) и гидро­ транспортом; вариант этой схемы — гидротранспорт вскрыши от экскаватора;

3) при разработке пород в обводненных карьерах с затоплен­ ной подошвой уступа — землесосными снарядами.

При разработке рыхлых (несвязных или малосвязных) пород работы ведутся гидромониторами в сочетании с напорным гидравли­ ческим транспортом (по схеме рис. 45). Если породы представлены в основном суглинками и мелкозернистыми песками и лишь в отдель­ ных случаях пропластками плотного мела или тинистого сланца, то соответственно потребный напор гидромониторов составит от 30—40 до 80—ЮО^м (последнее для плотных пород).

Перекачка рыхлых пород вскрыши от забоя ведется полустационарными землесосными установками. С удалением забоя от уста­ новки (более 20—30 м) производительность их резко уменьшается, поскольку при самотечной доставке часть породы выпадает из гидро­ смеси и ее приходится вторично размывать.

Опыт показал, что при расположении землесоса вблизи забоя производительность одного рабочего на вскрыше достигает 260— 320 м3 в смену. Расход электроэнергии в этом случае не более 2,5 квт-ч на 1 м3. При удалении забоя на расстояние до 60 мот земле­ соса производительность одного рабочего на вскрыше уменьшается до 160 м3 в смену, а расход электроэнергии увеличивается до 4— 5 квт-ч при прочих равных условиях.

Передвижка крупных землесосных установок представляет со­ бой весьма трудоемкий процесс. Так, на передвижке установки из одного забоя в другой на расстояние около 400 м (с демонта­ жом |и монтажом) трудоемкость работ составляет 40 чел.-смен. Опыт свидетельствует о том, что на передвижку требуется в сред­ нем 25% рабочего времени, если заранее не подготовлена резерв­ ная землесосная установка.

Чтобы избежать частых передвижек землесосных установок, применяют длинные всасы. При благоприятных условиях (малая высота всасывания и большие диаметры труб) горизонтальная длина

135


всаса землесосной установки достигает 100 м (при работе на су­ глинистых гидросмесях). Работа с удлиненным всасом оказывается более экономичной, чем эксплуатация землесосной установки с ча­ стыми передвижками. Однако при работе на густых гидросмесях или кусковых материалах землесосные установки с длинным всасом заметно снижают производительность.

С целью повышения эффективности работы землесосных уста­ новок на ряде карьеров проводились опытные работы по примене­ нию самоходных установок. По опыту работы таких установок агрегат за 4 ч передвигается в обычном забое самоходом на рассто­ яние 120 м, т. е. со скоростью 0,5 м/мин, в то же время для пере­ движки обычных полустационарных землесосных установок на такое

Рпс. 47. Схема ведения вскрышных работ с предварительным рыхлением породы:

1 — уступ; 2 — экскаватор; 3 — отвал; 4 — гидромонитор и 5 — канава к зунпфу

расстояние требуется до 2—3 смен. В технологических схемах гидро­ механизации на вскрышных работах передвижные агрегаты обору­ дуют гидроприводом (для регулирования) и дробилкой.

Рассматриваемая технологическая схема наиболее эффективна при разработке несвязных, особенно песчаных и супесчаных пород. В этом случае транспортирование осуществляется при высоком со­ держании твердой фракции в гидросмеси (при s до 0,3).

Если вскрыпгные породы представлены плотными породами (в т. ч. слабо сцементированными песчаниками, сланцами и плотными суглинками), то гидромеханизированные работы ведутся с предвари­ тельным рыхлением экскаваторами. Разрыхленная порода склади­ руется на площадке уступа, откуда ее смывают струей гидромони­ тора с напором около 60 м (рис. 47) в канаву или желоб.

Данная технологическая схема наиболее эффективна при ослож­ нениях с применением колесного транспорта, возникающих при наличии размокаемых и обводненных пород в подошве уступа. Гидро­ транспорт по трубам позволяет разместить отвалы па значительном расстоянии (до 6—8 км) и существенно упрощает эксплуатацию технологического комплекса.

136

В трубопроводах диаметром порядка 400 мм рабочие скорости принимаются около 3—4 м/с, а удельные потери составляют в сред­ нем до 0,03—0,04 м вод. ст./м. Поэтому в системе гидротранспорта используют две-три (и более) перекачных станций.

По опыту расход электроэнергии экскаватором на рыхление 1 м3 пе­ счаника составляет 1 квт •ч, а на размыв и транспортирование 1 м3 по­ роды— около 3 кВт-ч. Для сравнения укажем, что при гидравличе­ ской разработке глинистых пород без предварительного рыхления расход электроэнергии составляет 5—5,5 кВт ■ч на 1 м3. Поэтому рас­ сматриваемая схема по расходу энергии может быть достаточно эко­ номичной.

Опыт разработки весьма плотных суглинков показал, что на­ пор струи 60—70 м вод. ст. недостаточен для эффективного размыва пород. При увеличении напора до 120—150 м вод. ст. производитель­ ность увеличивается, а удельный расход воды снижается. Поэтому должны прорабатываться варианты технологических схем для каждого конкретного месторождения.

Вариантом технологической схемы гидромеханизации на вскрыш­ ных работах с предварительным рыхлением плотных пород является применение напорного гидротранспорта непосредственно от экска­ ватора (рис. 48). В этой схеме приготовление гидросмеси производится на полустационарной дробильно-сортировочной установке, которая сочетается с приемником гидросмеси.

В сложных горно-геологических условиях, например, при зна­ чительном обводнении месторождения вскрышные работы целесо­ образно вести по технологической схеме с применением мощных плавучих гидротранспортных установок (земснарядов). На рис. 49 приведена такая схема ведения работ. В породах разной степени обводненности и трудности гидравлического всасывания эта схема выполняется с использованием устройств для рыхления (мониторов, рыхлительных головок на всасе и др.).

Известны многие крупные месторождения (например, Лебедин­ ское железнорудное на КМА и др.), на которых вскрыша представ­ лена мелом, песчано-гравийными породами и суглинками. Полезное ископаемое простирается ниже уровня грунтовых вод на 20—60 м.

Породы вскрыши таких месторождений разрабатываются пла­ вучими установками, оборудованными мощными грунтовыми насосами общей производительностью гдо 25 тыс. м3 породы в смену. Трубо­ провод гидравлического транспорта включает участок труб длиной около 1—1,5 км, проложенных на^понтонах, и участок трубопро­ вода длиной до 6 км, проложенный по поверхности; диаметр труб обычно 0,7 м. В транспортную систему включает перекачные станции.

Опыт показывает, что применение рассмотренных выше техно­ логических схем гидромеханизации даже для современных крупных разрезов (на которых возможно применение наиболее производитель­ ной землеройной техники) во многих случаях наиболее эффективно. Хотя для гидромеханизированных комплексов обычно характерны

137


Рпс. 48. Схема ведения вскрышных работ экскаватором с напорным гндротрапспортом:

1 — приемный бункер; 2 — ленточный конвейер; з — смесительная площадка; 4 — землесоснал станция; 5 — трубопровод; 6 — водовод

Рпс. 49. Схема ведения вскрышных

работ в обводнен­

ных породах с гидравлическим

всасыванием:

1 — земснаряд; 2

и з — плавучий и обычный трубопроводы;

4 — эстакада на

гпдроотвалс; 5 — дамба

обвалования; 6 —

дрепажпый колодец; ^ — дренажная труба,

S — направляющие

 

щитки; 0 — ж.-д. колея

повышенные расходы энергии (около 3—6 кВт-ч на I м3), однако достигается высокая производительность одного рабочего (в пре­

делах 200—300 м3 в смену).

о т к р ы т а я

д о б ы ч а

По рассмотренным схемам ведется

н е р у д н ы х полезных ископаемых,

а в отдельных

случаях —

р ы х л ы х р у д .

 

 

§ 3. КОМПЛЕКСЫ ГИДРОМЕХАНИЗАЦИИ ПРИ ПРОХОДКЕ ПОДЗЕМНЫХ ВЫРАБОТОК II ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ДОБЫЧЕ

П р и п р о х о д к е г о р н ы х в ы р а б о т

о к с гидромеха­

низацией применяют следующие технологические

схемы:

1) в условиях слабых осадочных пород и углей — комбайновый способ проведения горизонтальных и слабонаклонных выработок

всочетании с напорным гидротранспортом;

2)в условиях крепких пород и углей — комбинированный гид­ ромеханический способ проведения горизонтальных и слабонаклон­ ных выработок в сочетании с обычными техническими средствами доставки и транспорта;

3)в условиях осадочных пород и углей — проведение бремсберговых выработок смешанным забоем с гидромеханизацией.

При к о м б а й н о в о м с п о с о б е проведения выработок применяют породопроходческие агрегаты с гидравлическим тран­ спортом. При воздействии шарошек режущего органа комбайна на целик порода разрушается на куски размером до 25—30 мм и по­ ступает самотеком в передвижной зумпф. В это устройство направ­ ляется также вода для разжижения смеси. Зумпф располагается обычно между стенками выработки и опорной рамой комбайна.

Для промывки шарошек комбайна используется насосная стан­ ция участкового водоотлива или водовод центрального водоотлива, с помощью которых вода и поступает в зумпф забоя к струйному насосу. Гидросмесь из зумпфа откачивается струйным насосом, ра­ ботающим в сочетании с передвижным центробежным насосом для гидросмеси; напорная часть гидроэлеватора включена во всасыва­ ющий трубопровод центробежного насоса, который расположен на расстоянии 4—10 м от комбайна и передвигается по мере прохожде­ ния выработки по рельсовому пути (рис. 50).

Осуществляется ступенчатая перекачка гидросмеси. На рас­ стоянии 200—300 м от центробежного насоса для гидросмеси распо­ лагается стационарная гидротранспортная установка, причем нагне­ тательный трубопровод передвижного насоса включается во всасы­ вающий патрубок стационарного насоса. Гидросмесь направляется далее по стационарному трубопроводу. В зависимости от горнотех­ нических условий порода направляется к стволу для выдачи в ваго­ нетках на поверхность или доставляется в выработанное простран­ ство, где используется как закладочный материал.

По рассматриваемой схеме важно совмещать водоотлив с гидро­ транспортом. Использовать такой комплекс целесообразно на мало­ абразивных породах.