Файл: Лобанов, Д. П. Гидромеханизация геологоразведочных и горных работ учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 0
Г и д р а в л и ч е с к и й в а ш г е р д — наклонно установлен ный на опорах желоб, обычно прямоугольного сечения. На дне желоба укладываются сита. Перед вашгердом устраивается зумпф, покрытый решеткой. Материал, оставшийся на колосниках, струей гидромонитора поднимается по вашгерду и сбрасывается в отвал. Через вашгерд можно пропускать на шлюзы всю горную массу, исключая валуны. По схеме рис. 46 гидровашгерд состоит из на клонного желоба (обычно шириной 700 мм), выполненного в виде двух звеньев. Первое звено 1 имеет наклон к горизонту 30°, а вто рое 2 — 20°. Общая длина желоба около 12 м, наибольшая высота 5 м. В головной части вашгерда (над зумпфом) установлена колоснико вая решетка с отверстиями диаметром 100 мм.
Горная масса размывается в забое гидромонитором и подтекает к другому гидромонитору, который подает гидросмесь на желоб гидровашгерда с дном в виде перфорированного сита с отверстиями диаметром 16 мм. На желобе происходит классификация горной массы. Нижний продукт попадает в зумпф вашгерда, а верхний — в отвал.
Гидросмесь из зумпфа по трубопроводу 7 длиной до 50 м подается в зумпф второй ступени гидроэлеватора 8, которым гидросмесь поднимается на шлюз. Струя воды к гидромониторам и гидро элеватору подается по водоводной системе с естественным на пором.
При наличии многолетней мерзлоты встречаются рыхлые обло мочные отложения, в которых организация гидроразмыва в усло виях отдаленных районов встречает значительные трудности. В этих случаях применяют гидромехаиизировапные работы в сочетании с бульдозерным способом (или бульдозерно-гидромониторным) подачи породы на вашгерд и напорным гидротранспортом.
По такой схеме достигается [наиболее экономичное расходова
ние воды, |
уменьшается количество перестановок |
оборудования |
в связи с |
увеличением расстояния гидротранспорта |
горной массы |
к шлюзам. Заметим, что в приведенных схемах применяют низкона порные гидромониторные (до 60 м) и гидротранспортиые (до 70 м) установки. Геологоразведочные работы, выполняемые по описан ным схемам, дают наилучшие (наиболее достоверные) результаты технологического опробования россыпных месторождений вслед ствие переработки большого объема горной массы, вскрытых выра ботками до плотика.
Известна практика проходки разведочных траншей 'с помощью селевого потока. Этот способ наиболее эффективен на нижних ча стях склонов с крутизной не менее 10°, перекрытых мощным покро вом делювия. Поток воды в нужном направлении подается из зара нее сооруженного водозабора (накопителя) через трубопровод в во досборники. Водосборник представляет собой зумпф емкостью 25— 30 м3 из прорезиненной ткани, подвешенный внутри деревянного каркаса. По линии траншеи предварительно с помощью слабых за рядов ВВ проводится неглубокая борозда для разрушения корневой
системы. Пропускаемый в траншею водяной поток увлекает делювий, разрушает рыхлый покров до вскрытия коренных пород.
i- Л р и в е д е н и и в с к р ы ш н ы х р а б о т н а р а з р е з а х отличительной особенностью технологии с гидромеханизацией является значительный масштаб производства. Разрабатываются в забоях и перемещаются гидравлическим транспортом в объемы породы от 1 до 10 млн. м3 и более в год.
В зависимости от горно-геологических условий эксплуатации месторождения (особенно степени обводненности, физико-механи ческих свойств пород) гидромеханизацию на вскрышных работах применяют по следующим технологическим схемам:
1) при разработке несвязных и малосвязных пород — гидрораз мыв в сочетании с гидротранспортом;
2) при разработке связных пород — гидроразмыв в сочетании с предварительным рыхлением целика (ВВ или экскаватором) и гидро транспортом; вариант этой схемы — гидротранспорт вскрыши от экскаватора;
3) при разработке пород в обводненных карьерах с затоплен ной подошвой уступа — землесосными снарядами.
При разработке рыхлых (несвязных или малосвязных) пород работы ведутся гидромониторами в сочетании с напорным гидравли ческим транспортом (по схеме рис. 45). Если породы представлены в основном суглинками и мелкозернистыми песками и лишь в отдель ных случаях пропластками плотного мела или тинистого сланца, то соответственно потребный напор гидромониторов составит от 30—40 до 80—ЮО^м (последнее для плотных пород).
Перекачка рыхлых пород вскрыши от забоя ведется полустационарными землесосными установками. С удалением забоя от уста новки (более 20—30 м) производительность их резко уменьшается, поскольку при самотечной доставке часть породы выпадает из гидро смеси и ее приходится вторично размывать.
Опыт показал, что при расположении землесоса вблизи забоя производительность одного рабочего на вскрыше достигает 260— 320 м3 в смену. Расход электроэнергии в этом случае не более 2,5 квт-ч на 1 м3. При удалении забоя на расстояние до 60 мот земле соса производительность одного рабочего на вскрыше уменьшается до 160 м3 в смену, а расход электроэнергии увеличивается до 4— 5 квт-ч при прочих равных условиях.
Передвижка крупных землесосных установок представляет со бой весьма трудоемкий процесс. Так, на передвижке установки из одного забоя в другой на расстояние около 400 м (с демонта жом |и монтажом) трудоемкость работ составляет 40 чел.-смен. Опыт свидетельствует о том, что на передвижку требуется в сред нем 25% рабочего времени, если заранее не подготовлена резерв ная землесосная установка.
Чтобы избежать частых передвижек землесосных установок, применяют длинные всасы. При благоприятных условиях (малая высота всасывания и большие диаметры труб) горизонтальная длина
135
всаса землесосной установки достигает 100 м (при работе на су глинистых гидросмесях). Работа с удлиненным всасом оказывается более экономичной, чем эксплуатация землесосной установки с ча стыми передвижками. Однако при работе на густых гидросмесях или кусковых материалах землесосные установки с длинным всасом заметно снижают производительность.
С целью повышения эффективности работы землесосных уста новок на ряде карьеров проводились опытные работы по примене нию самоходных установок. По опыту работы таких установок агрегат за 4 ч передвигается в обычном забое самоходом на рассто яние 120 м, т. е. со скоростью 0,5 м/мин, в то же время для пере движки обычных полустационарных землесосных установок на такое
Рпс. 47. Схема ведения вскрышных работ с предварительным рыхлением породы:
1 — уступ; 2 — экскаватор; 3 — отвал; 4 — гидромонитор и 5 — канава к зунпфу
расстояние требуется до 2—3 смен. В технологических схемах гидро механизации на вскрышных работах передвижные агрегаты обору дуют гидроприводом (для регулирования) и дробилкой.
Рассматриваемая технологическая схема наиболее эффективна при разработке несвязных, особенно песчаных и супесчаных пород. В этом случае транспортирование осуществляется при высоком со держании твердой фракции в гидросмеси (при s до 0,3).
Если вскрыпгные породы представлены плотными породами (в т. ч. слабо сцементированными песчаниками, сланцами и плотными суглинками), то гидромеханизированные работы ведутся с предвари тельным рыхлением экскаваторами. Разрыхленная порода склади руется на площадке уступа, откуда ее смывают струей гидромони тора с напором около 60 м (рис. 47) в канаву или желоб.
Данная технологическая схема наиболее эффективна при ослож нениях с применением колесного транспорта, возникающих при наличии размокаемых и обводненных пород в подошве уступа. Гидро транспорт по трубам позволяет разместить отвалы па значительном расстоянии (до 6—8 км) и существенно упрощает эксплуатацию технологического комплекса.
136
В трубопроводах диаметром порядка 400 мм рабочие скорости принимаются около 3—4 м/с, а удельные потери составляют в сред нем до 0,03—0,04 м вод. ст./м. Поэтому в системе гидротранспорта используют две-три (и более) перекачных станций.
По опыту расход электроэнергии экскаватором на рыхление 1 м3 пе счаника составляет 1 квт •ч, а на размыв и транспортирование 1 м3 по роды— около 3 кВт-ч. Для сравнения укажем, что при гидравличе ской разработке глинистых пород без предварительного рыхления расход электроэнергии составляет 5—5,5 кВт ■ч на 1 м3. Поэтому рас сматриваемая схема по расходу энергии может быть достаточно эко номичной.
Опыт разработки весьма плотных суглинков показал, что на пор струи 60—70 м вод. ст. недостаточен для эффективного размыва пород. При увеличении напора до 120—150 м вод. ст. производитель ность увеличивается, а удельный расход воды снижается. Поэтому должны прорабатываться варианты технологических схем для каждого конкретного месторождения.
Вариантом технологической схемы гидромеханизации на вскрыш ных работах с предварительным рыхлением плотных пород является применение напорного гидротранспорта непосредственно от экска ватора (рис. 48). В этой схеме приготовление гидросмеси производится на полустационарной дробильно-сортировочной установке, которая сочетается с приемником гидросмеси.
В сложных горно-геологических условиях, например, при зна чительном обводнении месторождения вскрышные работы целесо образно вести по технологической схеме с применением мощных плавучих гидротранспортных установок (земснарядов). На рис. 49 приведена такая схема ведения работ. В породах разной степени обводненности и трудности гидравлического всасывания эта схема выполняется с использованием устройств для рыхления (мониторов, рыхлительных головок на всасе и др.).
Известны многие крупные месторождения (например, Лебедин ское железнорудное на КМА и др.), на которых вскрыша представ лена мелом, песчано-гравийными породами и суглинками. Полезное ископаемое простирается ниже уровня грунтовых вод на 20—60 м.
Породы вскрыши таких месторождений разрабатываются пла вучими установками, оборудованными мощными грунтовыми насосами общей производительностью гдо 25 тыс. м3 породы в смену. Трубо провод гидравлического транспорта включает участок труб длиной около 1—1,5 км, проложенных на^понтонах, и участок трубопро вода длиной до 6 км, проложенный по поверхности; диаметр труб обычно 0,7 м. В транспортную систему включает перекачные станции.
Опыт показывает, что применение рассмотренных выше техно логических схем гидромеханизации даже для современных крупных разрезов (на которых возможно применение наиболее производитель ной землеройной техники) во многих случаях наиболее эффективно. Хотя для гидромеханизированных комплексов обычно характерны
137
Рпс. 48. Схема ведения вскрышных работ экскаватором с напорным гндротрапспортом:
1 — приемный бункер; 2 — ленточный конвейер; з — смесительная площадка; 4 — землесоснал станция; 5 — трубопровод; 6 — водовод
Рпс. 49. Схема ведения вскрышных |
работ в обводнен |
|
ных породах с гидравлическим |
всасыванием: |
|
1 — земснаряд; 2 |
и з — плавучий и обычный трубопроводы; |
|
4 — эстакада на |
гпдроотвалс; 5 — дамба |
обвалования; 6 — |
дрепажпый колодец; ^ — дренажная труба, |
S — направляющие |
|
|
щитки; 0 — ж.-д. колея |
повышенные расходы энергии (около 3—6 кВт-ч на I м3), однако достигается высокая производительность одного рабочего (в пре
делах 200—300 м3 в смену). |
о т к р ы т а я |
д о б ы ч а |
По рассмотренным схемам ведется |
||
н е р у д н ы х полезных ископаемых, |
а в отдельных |
случаях — |
р ы х л ы х р у д . |
|
|
§ 3. КОМПЛЕКСЫ ГИДРОМЕХАНИЗАЦИИ ПРИ ПРОХОДКЕ ПОДЗЕМНЫХ ВЫРАБОТОК II ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ДОБЫЧЕ
П р и п р о х о д к е г о р н ы х в ы р а б о т |
о к с гидромеха |
низацией применяют следующие технологические |
схемы: |
1) в условиях слабых осадочных пород и углей — комбайновый способ проведения горизонтальных и слабонаклонных выработок
всочетании с напорным гидротранспортом;
2)в условиях крепких пород и углей — комбинированный гид ромеханический способ проведения горизонтальных и слабонаклон ных выработок в сочетании с обычными техническими средствами доставки и транспорта;
3)в условиях осадочных пород и углей — проведение бремсберговых выработок смешанным забоем с гидромеханизацией.
При к о м б а й н о в о м с п о с о б е проведения выработок применяют породопроходческие агрегаты с гидравлическим тран спортом. При воздействии шарошек режущего органа комбайна на целик порода разрушается на куски размером до 25—30 мм и по ступает самотеком в передвижной зумпф. В это устройство направ ляется также вода для разжижения смеси. Зумпф располагается обычно между стенками выработки и опорной рамой комбайна.
Для промывки шарошек комбайна используется насосная стан ция участкового водоотлива или водовод центрального водоотлива, с помощью которых вода и поступает в зумпф забоя к струйному насосу. Гидросмесь из зумпфа откачивается струйным насосом, ра ботающим в сочетании с передвижным центробежным насосом для гидросмеси; напорная часть гидроэлеватора включена во всасыва ющий трубопровод центробежного насоса, который расположен на расстоянии 4—10 м от комбайна и передвигается по мере прохожде ния выработки по рельсовому пути (рис. 50).
Осуществляется ступенчатая перекачка гидросмеси. На рас стоянии 200—300 м от центробежного насоса для гидросмеси распо лагается стационарная гидротранспортная установка, причем нагне тательный трубопровод передвижного насоса включается во всасы вающий патрубок стационарного насоса. Гидросмесь направляется далее по стационарному трубопроводу. В зависимости от горнотех нических условий порода направляется к стволу для выдачи в ваго нетках на поверхность или доставляется в выработанное простран ство, где используется как закладочный материал.
По рассматриваемой схеме важно совмещать водоотлив с гидро транспортом. Использовать такой комплекс целесообразно на мало абразивных породах.