Файл: Лобанов, Д. П. Гидромеханизация геологоразведочных и горных работ учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(до 8 шт.),

краны КГГГ-1 грузоподъемностью до 8 т (до 4 шт.) и трубо­

укладчики

(2

шт.). Ка таких

гидроотвалах диаметр подводящих

и разводящих

трубопроводов

700—600 мм.

Прокладка трубопроводов производится наиболее часто при отсутствии подъездных путей непосредственно вдоль трассы, что осложняет транспортные работы при монтаже. Поэтому на картах намыва развозку труб производят гусеничными тракторами. Цель­ нотянутые трубы без фланцев при транспортировании на расстояние до 5 м доставляют волочением по почве с помощью петли троса. При использовании автотранспорта трубы перевозятся на специально оборудованных прицепах. Погрузку труб на транспортные сред­

ства и их разгрузку, а также

укладку

на эстакады и в траншеи

следует производить легкими

кранами

или трубоукладчиками

типа ТЛ.

 

 

Трубоукладчики типа ТЛ имеют стрелу высотой подъема до 3 мт но для монтажа на более высоких эстакадах используется удлиненная стрела длиной до 10 м. Трубоукладчик указанного типа имеет хоро­ шую проходимость, удобен в эксплуатации. Ходовой частью трубо­ укладчика является трактор типа С, с которого снята кабина и рес­ сора. На место рессоры устанавливается рама, на которой смонти­ рована боковая иеповоротная стрела, лебедка, редуктор и контр­ груз. Грузоподъемность машины в зависимости от вылета стрелы колеблется от 1 до 10 т.

При монтаже труб трубоукладчик перемещается параллельно трассе, поднимает трубы и подтаскивает их в нужное место. Ско­ рости движения трубоукладчика до 10 км/ч. Монтаж магистральных трубопроводов производится в следующем порядке: возводится эстакада для выравнивания профиля трубопровода; развозятся трубы по трассе и укладываются около эстакады; с помощью трубо­ укладчика производится соединение труб.

Неточности в высоте отдельных опор трубопровода устраняются подкладками высотой не более 10 см. Подвеска и укладка труб ведется с уклоном до 0,015 (для удобства опорожнения) от мест пересечений с дорогами или от закруглений. При пересечении дорог трубопровод следует приподнимать.

Гидроотвалы возводят и при колесном транспорте пород,*3 осо­ бенно склонных к оползанию. Вода используется для перемещения породы на карте намыва и подается к направляющим лоткам в виде мощных гидромониторных струй. Расход воды от 0,25 до 1 м3 на 1 м3 песчано-гравийной смеси. При использовании рельефа местности (на косогорах и слабо наклонных площадках) удается обеспечить высокую эффективность такой схемы отвалообразования даже при наличии в породах значительного содержания крупнокусковых включений песчаника, глинистого сланца и др.

Совершенствование технологии и повышение эффективности работ на гидроотвалах, помимо освоения комплексной механизации всех основных процессов производства, определяется следующими напра­ влениями;


освоением различных методов повышения интенсивности отстоя воды в прудках (применение коагулянтов) и сгущения гидросмесей (предварительного) перед подачей их на карту намыва;

внедрением дистанционных систем аварийного предуцреждения и контроля за ходом и качеством процессов намыва.

Снижение затрат на этот цикл работ достигается при совмещении процессов намыва с другими технологическими процессами (выде­ лением крупных фракций, например, гравия или песка; сбросом шламов и т. п.). На россыпях при опробовании или гидравлической разработке намыв отвалов сочетается с применением гидровашгердов или шлюзов, а на крупных хвостохранилищах отмыв дамб ведется с включением в технологическую схему гидроциклонов.

§5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ГИДРОМЕХАНИЗАЦИИ

ВЗИМНЕЕ ВРЕМЯ

Ведение гидромеханизированных работ в зимнее время (особенно в открытых выработках) значительно осложняется. Снижается эффективность размыва мерзлой породы, образуются наледи в ре­ зультате замерзания воды в забоях и гидроотвалах, затрудняется гидротранспорт в трубах и лотках. Указанные трудности преодоле­

ваются частично выполнением специальных

инженерных меропри­

ятий.

для зимнего периода

В с и с т е м а х в о д о с н а б ж е н и я

проводится утепление насосных станций (в том числе обогрев решеток у отверстий отсасывающих устройств). Регламентируется время остановки системы без сброса воды (при >—3° С — до 4 ч, а при г—5,

—10, —15 и —25° С соответственно 3; 2; 1,5 и 0,5 ч). Трубопроводы оборудуются температурными компенсаторами, которые устанавли­ ваются примерно через 500— 700 м.

Удельный расход воды на гидравлический размыв породы в зим­ нее время увеличивается на 25% (в среднем). При организации работ уменьшают ширину забоя до 12—16 м и повышают подвигание

фронта работ за сутки более

2—3

м.

производства

вы­

Во

всех

звеньях

гидромеханизированного

полняются

мероприятия по

смягчению отрицательных

послед­

ствий

низких температур [(и

их

перепада)

на

эффективность

работ.

 

п р е д о х р а н е н и я

м а с с и в а

п о р о д ы

о т

С целью

п р о м е р з а н и я

производят

вспахивание поверхности

уступа

на глубину до 300 мм. В качестве дополнительной изоляции массива от холодного воздуха используют снег, регулируя его отложение с помощью деревянных или плетневых снегозадерживающих щитов. При выполнении этих мероприятий на поверхности массива созда­ ются прослойки воздуха (в разрыхленном слое почвы" и под сне­ гом), который хорошо изолирует породы от наружного воздуха.

17 Заказ 545

2 5 7 :


Промерзание в этом случае лишь в сильные морозы (до 30° С и более)

достигает

глубины 300—400

мм.

Для

у с т а н о в о к

г и д р а в л и ч е с к о г о т р а н с ­

п о р т а

основным условием успешной работы трубопроводов явля­

ется сохранение возможно более высокой температуры гидросмеси вдоль всей трассы. Опыт показывает, что чем выше начальная тем­ пература воды и меньше длина транспортирования, тем надежнее эксплуатация установок в зимнее время.

Снижение эффективности работы гидравлического транспорта в зимнее время при работе в открытых выработках связано с увели­

чением расхода

воды

на гидромониторную разработку породы,

а при сухой разгрузке зумпфов грунтовых

и струйных насосов —

с промерзанием

труб

(образования корки

льда по стенкам тру­

бопровода). Вследствие этих причин производительность уста­ новок по материалу уменьшается, а расход энергии резко возра­ стает.

Для условий эксплуатации гидравлических транспортных уста­ новок в зимнее время по данным экспериментальных исследований характерно следующее:

интенсивность промерзания потока гидросмеси в неутепленных трубах в 3—4 раза выше, чем в утепленных;

допустимое время перерыва работы насоса с неутепленными трубопроводами в 8—10 раз меньше, чем с утепленными;

льдообразование в одинаковых условиях происходит по стенкам труб тем быстрее, чем меньше диаметр труб.

Трубопроводы, прокладываемые на поверхности в условиях суровой зимы, следует всегда утеплять. Для этой цели используются покрытия снегом слоем до 1—1,5 м, который, обтаивая, образует вокруг труб воздушную защитную прослойку. Для работы при сильных и длительных морозах (более 18—20° С) трубы следует засыпать слоем земли толщиной около 0,5—0,7 м, древесными опил­ ками или торфом, а арматуру трубопроводов (задвижки и пр.) — заключать в съемные ящики с опилками и пр. При длительных перерывах, более 1—2 ч, вода из труб в зимнее время должна вы­ пускаться с обязательной тщательной промывкой трубопровода до и после остановки. При ограниченных расстояниях магистраль­ ного транспорта достаточно вести обогрев зумпфов (например, паром) с тем, чтобы температура гидросмеси на головной станции была возможно более высокой (до 20—25° G), а у приемных устройств — не менее 0,5° С. На время остановок трубопровод должен немедленно опорожняться от воды.

Опыт показывает, что по утепленным трубопроводам диаметром 300 мм и более можно надежно перемещать гидросмеси при отри­ цательной температуре (до —25—30° С). В то же время при эксплу­ атации магистральных трубопроводов следует учитывать, что гидро­ смесь в металлических трубах без теплоизоляции при температуре

наружного воздуха —25—35° С теряет

на 1 км около 3—5° С.

В деревянных (многослойных фанерных)

трубопроводах при таких

2 5S


морозах потери температуры на 2 км составляют 0,65—0,75° С. При пониженных температурах не более — 10—12° С магистраль­ ные трубопроводы можно эксплуатировать без утепления, при ско­ рости перемещения гидросмеси не меиее 2 м/с и тщательном монтаже труб (во избежание наледей).

Замерзший трубопровод можно прогреть теплоактивной смесью, содержащей извести-кипелки 1 часть, опилок 2,5 части, воды 0,7 части; температура такой смеси через 1 ч достигает 50° С.

При эксплуатации з е м л е с о с н ы х с н а р я д о в вокруг корпуса искусственным способом создается майна (т. е. незамерза­ ющая поверхность). Для этой цели применяют циркуляционные насосные установки. С их помощью вода из глубокой части водоема подается по трубам, прокладываемым по периметру бортов понтонов и поплавков. Трубопровод через каждые 1—1,5 м имеет патрубки с насадкой диаметром 6—10 мм. Через насадки выбрасываются теплые массы воды. В результате не допускается замерзание воды. Майна должна иметь такую площадь, чтобы землесосный снаряд вместе с несколькими поплавками можно было свободно передвигать во время работы.

Основной участок нагнетательного трубопровода землесосного снаряда укладывается на деревянных опорах по льду. На крупных землесосных снарядах в надпалубной постройке устанавливают для отепления электрические печи. На всасывающих трубопроводах используют сальниковые шарниры как более надежные.

В последние годы в практику внедрена новая технология зимних

работ земснарядов с п о с л е д

о в а т е л ь н о й р а з р а б о т ­

к о й к а р ь е р а м е т о д о м

о г р а н и ч е н н о г о

в о д о -

е м а (Усть-Каменногорский карьер).

Сущность метода заключается

в использовании естественного тепла,

аккумулированного

в породе,

путем создания автономного водоема, пополнение которого при откачке воды земснарядом осуществляется за счет притока теплых (4— 5° С) грунтовых вод.

Разработка породы в карьере ведется _ следующим

образом.

Поле карьера разбивается на ряд укрупненных участков,

площадь

каждого из которых равна площади годовой выработки земснаряда. По мере отработки одного такого участка оставляется узкий проход (прорезь) и затем начинается разработка следующего участка. Сроки разработки нового укрупненного участка выбираются таким образом, чтобы к первой декаде ноября можно было перекрыть пере­ мычкой соединительную прорезь и осуществить подпитку рабочего котлована только грунтовыми водами.

Поддержание майны при температуре воздуха до минус 10° С обеспечивается перемешиванием воды в забое путем перемещения земснаряда и за счет вибрации его корпуса. При температуре воз­ духа ниже минус 10° С используют два потокообразователя.

Применение описанного метода дало возможность продлить рабочий сезон земснаряда почти на четыре месяца. Ежегодный экономический эффект от эксплуатации одного земснаряда составил

17*

259


39,6 тыс. руб. Мощность гидромеханизированного карьера увели­ чена на 30%. Технология МЗВ широко внедряется в строительной и карьерной гидромеханизации. Основными условиями успешного применения метода являются детальная гидрогеологическая разведка карьера.

Однако во всех случаях в практике трудоемкость работ при эксплуатации землесосных снарядов в зимнее время увеличивается примерно в 1,5—2 раза, а стоимость их — в 1,5 раза; расход электро­ энергии приблизительно выше на 50%.