Файл: Контроль качества продукции машиностроения учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 0
К о н т р о л ь
к а ч е с т в а
ПРОДУКЦИИ МАШ ИНОСТРОЕНИЯ
Допущено Управлением кадров и учебных заведений Госстандарта СССР
в качестве учебного пособия для ВИСМ
Под редакцией канд. техн. наук А. Э. Артеса
ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
М о с к в а — 1974
УДК 658.562.002.5 |
' ' |
ПУ:д.':! i\> '&Й |
j |
|
H A W ; sG-TEXi .И'ЧЕСКАЯ ! |
||||
ff |
||||
1РЛВЛПОТЕЧА С С С Р |
I |
|||
|
/ |
|
|
|
|
У-/-3,203]О/ |
|||
К о л л е к т и в а в т о р о в . |
Контроль качества |
продукции ма |
||
шиностроения. Издательство стандартов, 1974 г., с. |
|
Учебное пособие написано по программе курса «Контроль каче ства продукции в машиностроении», читаемого во Всесоюзном инсти туте повышения квалификации руководящих и инженерно-техниче ских работников в области стандартизации, качества продукции и метрологии (ВИСМ ).
В учебном пособии приведены основные положения по статисти ческим методам контроля качества, начиная с использования элемен тов теории вероятностей и кончая применением статистических мето дов контроля и регулирования технологических процессов. Большое внимание уделено неразрушающим методам контроля, которые ис пользуются в различных областях машиностроения при проведении профилактических осмотров деталей и узлов, а также при проведении ремонтных работ. Дается описание сущности и технологических воз можностей применения неразрушающих методов контроля (визуаль ного, магнитных, электромагнитного, ультразвукового и звукового рентгеновского и гамма-метода и др.), а также приведена методика оценки экономической эффективности статистических и неразрушаю щих методов контроля качества продукции.
Благодаря широте охватываемых вопросов и доступности формы излагаемых материалов, книга может быть использована инженернотехническими работниками при решении практических задач, связан ных с проведением работ по контролю качества продукции машино строительных отраслей, а также будет полезна студентам вузов и тех никумов соответствующих профилей. Рис. 122, табл. 53, библ. 55 найм.
А в т о р ы о т д е л ь н ы х р а з д е л о в и г л а в : |
|
|||
Первый |
раздел — Б. М. М о р о з о в ; |
второй раздел: гл. Ill, IV, VI, |
||
VIII — Р. Г. П о р о т и к о в а, гл. V, VII и VIII — Э. Н. Г о н ч а р о в; третий |
||||
раздел: гл. |
IX — А. Э. А р т е с, D. В. К о с м о д е м ь я н с к и й , |
гл. X и |
||
XV — А. А. С а м г и н, гл. XVI — А. Э. А р т е с, |
А. А. С а м г и н, |
гл. XI — |
||
XIII, XVII — В. В. К о с м о д е м ь я н с к и й , гл. |
XIV — Б. И. В ы б о р н о в ; ' |
|||
четвертый |
раздел — II. Б. К у р н и к о в , |
М. Е. |
Л о м а з о в, Ш. |
Ц. Цу- |
р а е в. |
|
|
|
|
31301 |
|
|
|
|
К 085 (02) —74 40—74
Издательство стандартов, 19/4
Р а з д е л п е р в ы й
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ МАШИНОСТРОЕНИЯ
Г л а в а I
КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ
§ 1. Стадии формирования качества продукции
Развитие промышленности в последние десятилетия харак теризуется значительным повышением внимания производите лей и потребителей к качеству промышленной продукции. Вы пуск продукции высокого качества рассматривается теперь во всех странах мира как одно из важнейших условий развития национальной экономики, от которого зависят темпы промыш ленного развития страны, эффективность использования трудо вых ресурсов, успехи внешней торговли и национальный пре стиж страны на международной арене.
Грандиозные успехи достигнуты за годы Советской власти пародами нашей страны в развитии промышленного производ ства всех необходимых народному хозяйству видов продукции и в обеспечении требуемого качества изделий. Десятки тысяч наименований изделий, выпускаемых отечественной промыш ленностью, экспортируются во многие страны мира и успешно конкурируют с аналогичной продукцией других фирм. 18500 изделий в нашей стране аттестованы Государственным знаком качества на 1 июля 1974 г.
Проблема улучшения качества продукции имела большое значение во все времена, но во второй половине XX в. она при обрела особый смысл, коренным образом изменились и методы ее решения. Возрастающее значение проблемы качества про дукции является следствием объективного развития науки и техники, условий и методов производства продукции. Основ ными причинами этого процесса являются следующие:
3
невиданная до снх пор научно-техническая революция, ха рактеризующаяся значительным повышением сложности вы пускаемых изделии, усилением режимов их работы (скоростей, нагрузок, температур) и возрастанием функциональной ответ ственности механизмов. Производство сложнейших машин, технологических комплексов, энергосистем, оборонной техники, насыщенных механическими, гидравлическими и электронными устройствами с высокой степенью автоматизации, требует принципиально нового подхода к обеспечению их качества;
усложнение производственных процессов, дальнейшее рас членение производственных операций, внедрение новых техно логических методов, современного оборудования, средств ме ханизации и автоматизации обусловили необходимость разра ботки специальных методов управления качеством на пред приятиях;
рост объемов производства, увеличение программ выпуска однородной продукции требуют принятия особых мер для обе спечения однородности основных параметров в каждом изде лии и сохранения требуемого уровня качества продукции в про цессе производства;
расширение отраслевой и межотраслевой специализации и кооперирования потребовало разработки и строгого соблю дения взаимоувязанных требований к качеству, создания эф фективных средств воздействия на качество продукции на меж отраслевом уровне;
расширение международной торговли и технико-экономиче ского сотрудничества между странами, возрастающее часто до международной специализации, ставит задачу равнения на ми ровой уровень качества экспортируемой продукции и увязки требований к качеству между отдельными странами и группа ми стран;
естественное повышение требований населения к качеству приобретаемых товаров, обусловленное постоянным ростом материальных и эстетических запросов, заставляет производи телей постоянно повышать качество продукции и не отставать от запросов потребителей.
Задача осложняется еще и тем, что решать указанные про блемы необходимо в едином комплексе. Чем совершеннее орга низована координация и взаимосвязь между отдельными звень ями проблемы, тем выше техническая, экономическая и соци альная эффективность, достигаемая при ее решении.
Отсюда следует, что вся работа по повышению качества продукции должна опираться на прочную научную базу, на достаточно устойчивый теоретический фундамент и в первую очередь на науку о качестве продукции, предметом которой яв ляется изучение свойств продукции, закономерностей их фор
4
мирования и поддержания на всех этапах существования про дукции, методов объективной количественной оценки этих свойств и определения уровня качества всех видов продукции и, наконец, изучение соотношения свойств продукции с потреб ностями и возможностями общественного производства.
Характерной особенностью современного периода является тесная связь качества продукции с экономией общественного труда.
Повышение качества продукции, несомненно, требует до полнительных затрат общественного труда, но использование этой продукции дает дополнительную прибыль потребителю и позволяет полнее удовлетворять потребности народного хо зяйства и населения страны.
Качество продукции — это объективная характеристика продукции и формируется оно в результате трудовой деятель ности лиц, занятых проектированием, изготовлением и эксплу атацией продукции. Как и всякий другой процесс, процесс фор мирования и поддержания качества продукции нуждается в уп равлении для достижения требуемых результатов и обеспече ния стабильности.
Во второй половине XX в. сформировалась и получила ши рокое распространение самостоятельная научная область — наука об управлении. В ней разработаны общие принципы уп равления различными процессами с целью достижения опти мальных результатов.
В самом общем виде процесс управления может быть пред ставлен в виде последовательной комбинации трех основных элементов: планирование — реализация — контроль. На пер вом этапе намечаются и формируются определенные задания (планы, программы), на основании которых ожидается дости жение' нужного результата. На втором этапе происходит пре творение намеченных планов. На третьем этапе осуществляет ся проверка соответствия полученного результата с запланиро ванным. Все три элемента процесса управления являются оди наково важными и необходимыми, однако процесс управления не может быть стабильным, если информация, полученная при контроле, не будет поступать по каналам обратной связи на предыдущие этапы и не будет активно воздействовать на пла нирование и реализацию, внося в них необходимые коррективы для более полного достижения намеченных результатов.
Точно по такой же схеме строится и система управления качеством продукции. В каждом историческом периоде раз вития промышленного производства в связи с изменением тех нической оснащенности, структуры производства и характера производственных отношений, содержание каждого элемента системы управления качеством продукции изменялось, но все
5
три элемента были всегда и всегда существовала обратная
связь между ними.
В ГОСТ 15467—70 приведено такое определение понятия «управление качеством»:
Управление качеством продукции — это установление, обе спечение и поддержание необходимого уровня качества про дукции при ее разработке, производстве и эксплуатации или потреблении, осуществляемое путем систематического контро ля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции.
Существование продукции начинается с ее разработки (про ектирования) и даже с предпроектной стадии — составления
технического задания на проектирование. |
На этой же стадии |
начинает формироваться качество продукции. |
|
Т е х н и ч е с к о е з а д а н и е выдается |
проектной органи |
зации заказчиком, и в разработке его участвуют ведущие спе циалисты в области эксплуатации и производства продукции данного типа. Техническое задание устанавливает основное на значение, технические характеристики, показатели качества и технико-экономические требования, предъявляемые к разраба тываемому изделию, выполнение необходимых стадий разра ботки конструкторской документации и ее состав, а также спе циальные требования к изделию.
Проектная организация или изготовитель проводит тща тельный анализ технического задания и разрабатывает т е х н и ч е с к о е п р е д л о ж е н и е — совокупность конструктор ских документов, содержащих, как правило, несколько различ ных вариантов возможных решений изделий, сравнительной оценки их с учетом конструктивных и эксплуатационных осо бенностей разрабатываемых и существующих изделий, а также патентных материалов. Техническое предложение после согла сования с заказчиком и утверждения служит основанием для разработки эскизного и технического проекта изделия.
На основании технического проекта создается рабочая кон структорская документация на изделие. На стадии проекти рования закладываются все основные показатели качества бу дущего изделия с учетом необходимого оптимального уровня качества и с учетом технических возможностей производства.
Следует стремиться заранее оценить и задать изготовите лям численные значения не только показателей назначения, но и показателей надежности, уровня стандартизации и унифика ции, патентно-правовые и другие показатели качества.
На стадии изготовления намеченные при проектировании свойства продукции приобретают реальное воплощение в из делии. И чем точнее и полнее фактические показатели качества изготовленного изделия совпадают с показателями, зафикси
6
рованными в проектно-конструкторской документации, тем со вершеннее организовано производство.
Однако далеко не все свойства продукции формируются в процессе ее изготовления. Так, большинство показателей на значения (универсальность, производительность, вес и габа ритные размеры), показатели стандартизации и унификации, патентно-правовые и технологические показатели (коэффи циент блочности), часть эргономических и эстетических пока зателей (совершенство формы, усилия на органы управления) и ряд других не зависят от технологического процесса.
Напротив, большинство показателей надежности (срок службы, наработка на отказ, вероятность безотказной работы, средний срок сохраняемости), стабильность свойств изделий в партии, процент дефектных изделий, качество отделки и дру гие практически полностью зависят от совершенства техноло гического процесса.
Важнейшими характеристиками технологического процесса с точки зрения его влияния на качество выпускаемой продук ции являются:
технологическая оснащенность производства новыми совре менными видами технологического оборудования, инструмен та и оснастки;
состояние технической оснащенности и организации служб контроля качества продукции;
качество используемых материалов, полуфабрикатов и ком плектующих изделий;
уровень автоматизации технологических процессов и кон трольных операций;
квалификация работников; уровень стандартизации, унификации и типизации техноло
гических процессов и технологической документации.
Схема формирования качества продукции в процессе произ водства, представленная на рис. 1, показывает, что в самом общем виде качество изготовляемой продукции зависит от ка чества модели (представленной в металле или в виде комплек та конструкторской документации) и от качества изготовления продукции. Под качеством изготовления продукции подразу мевается совокупность свойств процесса изготовления продук ции, от которых зависит соответствие этого процесса и его ре зультатов установленным требованиям.
На стадии эксплуатации или потребления продукции про являются свойства, заложенные в продукцию при ее проекти ровании и изготовлении. Как было указано выше, свойства продукции находятся в зависимости от условий, в которых она используется. Поэтому основной задачей эксплуатационников является точное выполнение всех условий эксплуатации, для
7