ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 0
процессе перевозки, включая задачу программного управления механизмами, слежения за перегрузкой с оптимизацией процес сов. Создаются благоприятные условия и для того, чтобы упро стить систему расчетов за перевозку и громоздкую перевозочную документацию, повысить общую культуру перевозок.
Процесс создания контейнерной транспортной системы (ино гда именуемый «контейнерной революцией») сопровождается ог ромными масштабами научных исследований, в том числе поис
ковых. |
изготовления кузовов контейнеров и |
|
В качестве материалов |
||
изолирующих прокладок |
варьируются алюминиевые |
сплавы, |
сталь, в том числе нержавеющая, водостойкая фанера |
и боль |
шой ассортимент полимеров: эпоксидный и полиэфирный стекло пластики, полиэтилен, пенопласт, полипеноуретан и др. В Анг лии производятся опытные работы по применению «воздушной подушки» для перемещения контейнеров с платформы на маши ну или рампу склада. Возникает и реальная возможность при менять контейнер в пневмотранспорте, с 'перемещением контей нера в трубе под действием сжатого воздуха. Эти примеры подтверждают, что проблема контейнеризации и в организаци онном, и в научно-техническом отношении вышла за узкотранс портные рамки и приобрела значение крупной народнохозяйст венной проблемы.
Решающее значение в формировании КТС имеет междуна родная стандартизация всех технических средств контейнерной транспортной системы. Эта весьма сложная и ответственная ра бота проводится Международной организацией по стандартиза ции (ИСО), в составе которой по инициативе США, СССР, Анг лин, Франции^! других стран-членов создан специальный Техни
ческий комитет (ТК), |
получивший сокращенное наименование |
|||||
«ИСО/ТК-104 — Грузовые контейнеры». |
|
|
||||
Особенностью технической политики в области контейнериза |
||||||
ции в СССР является |
не механический переход на |
крупнотон |
||||
нажные |
контейнеры, |
а |
умелое |
с о ч е т а н и е |
сложившихся в |
|
стране |
контейнерных |
перевозок, |
основанных |
на |
применении |
среднетошгажных контейнеров с планомерным внедрением круп нотоннажных контейнеров на экономически целесообразных на правлениях и в основном между пунктами, являющимися важ нейшими административными и индустриальными центрами страны.
Советским Союзом, а также другими странами—членами СЭВ приняты универсальные контейнеры массой брутто 2,5 (3), 5, 10, 20 и 30 т, основные параметры и размеры которых стан дартизированы и приведены в соответствии с международными стандартами и рекомендациями СЭВ. Основными преимущест вами таких универсальных унифицированных по параметрам и размерам контейнеров является: возможность их использования для внутренних и международных перевозок в прямом и сме
9
шанном сообщениях; применение при перевозках равночислен ного обмена при их переходе с одного вида транспорта на дру гой и перегрузке на пограничных пунктах перевалки; использо вание парка контейнеров без регулировки для внутренних-и меж дународных перевозок, а также для смешанных перевозок, в связи с чем устраняется необходимость в подсылке контейнеров, а следовательно, и в их порожнем пробеге. s
При выборе типов среднетоннажных контейнеров Междуна родная организация по стандартизации признала, что советские контейнеры удовлетворяют требованиям оптимального использо вания подвижного состава железнодорожного и автомобильного транспорта. Параметры и размеры этих контейнеров дают воз можность загружать их грузами, сформированными в пакеты, и признаны в качестве международных1. Параметры и размеры крупнотоннажных контейнеров, включенные в международный стандарт, были в свое время приняты по предложениям других стран и получили широкое применение.
Современный морской флот не может успешно осуществлять свои функции без соблюдения международного стандарта на контейнеры. Уже по одной этой причине оправдывается строи тельство в нашей стране крупнотоннажных контейнеров по еди
ным для всех стран международным параметрам |
и |
размерам, |
хотя некоторые из инх и не являются оптимальными. |
||
Задача состоит в том, чтобы, совершенствуя |
существующий |
|
парк, в котором ведущее положение будут занимать |
5-топные |
|
контейнеры, вводить в эксплуатацию и контейнеры |
крупнотон |
|
нажные, в основном ориентируясь на стандартные |
контейнеры |
массой брутто 20 т, в том числе выпускаемые в порядке осущест вления штанов социалистической экономической интеграции странами — членами СЭВ.
В условиях планового социалистического хозяйства контейне ризация позволяет не только усовершенствовать транспортный процесс, но и коренным образом рационализировать всю систему организации материальных потоков, начиная с цехов (производ ственных агрегатов) промышленности и кончая потребителями продукции. При правильном планировании поставок (товарообо рота) и перевозок, взаимосогласованной технологии стыкующих ся процессов производства, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, промышленного и магистрального транспорта, кон тейнеры должны стать средством сквозного продвижения мате риальных ценностей через все эти звенья с максимальной эконо мией общественного труда, материальных ресурсов и издержек обращения.
Отличительной особенностью современного этапа развития контейнерных перевозок в СССР является комплексный подход к созданию материально-технической базы для их осуществле
1 Стандарт ИСО-668.
10
ния, которая при введении научной методики и четкого порядка планирования этих перевозок, определенном экономическом и технологическом регулировании составит народнохозяйственную систему контейнерных и пакетных перевозок.
Важнейшим условием высокой эффективности создаваемой в стране КТС является^внедрение контейнеризации не только в сферу транспорта, но и в технологию промышленного производ ства. Для этого потребуется перестроить всю систему складского хозяйства с учетом того, что контейнер, особенно специализиро ванный, в ряде случаев может служить оперативной складской емкостью. Сильное влияние контейнеризация окажет на систему материально-технического снабжения. Контейнер должен быть максимально приближен к .производству или непосредственно «встроен» в технологию производства на основе применения транспортно-технических схем, прежде всего при проектирова нии новых и развитии существующих промышленных предприя тий, баз и складов материально-технического снабжения и пред приятий торговли. Это позволит лучшим образом механизиро вать трудоемкие вспомогательные подъемно-транспортные операции на предприятиях и добиться значительного повышения производительности труда.
Часть |
РАЗВИТИЕ |
первая |
КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК |
|
В СГОР И ЗА РУБЕНСОМ |
Глава I КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
ВСССР
ВСССР контейнерные перевозки зародились
очень давно. Еще в 1918 г. инженер С. Г. Алексеев провел пер вые эксперименты по внедрению съемного кузова размером в ’/з объема нормального крытого вагона. Однако практическое раз витие контейнеризации в стране относится к 1934 г., когда на железнодорожном транспорте открылись три контейнерных пунк та и были введены в обращение 60 контейнеров. К 1940 г. контей нерный парк возрос до 5600 единиц, обращавшихся между 16 контейнерными пунктами. В том году в контейнерах, перевезли 279,7 тыс. т грузов.
В 1935 г. был разработан первый государственный стандарт на контейнеры массой брутто 1,25; 2,5 и 5 т. В дальнейшем оте чественное контейнеростроение развивалось па основе строгого применения стандартов, что позволило избежать характерной для других стран неоправданной многотпппостн.
В годы Великой Отечественной войны контейнеры широко ис пользовались для выполнения перевозок, связанных с обеспече нием фронта и тыла. Большое количество транспортов с веще вым довольствием и продуктами питания формировалось из кон тейнеров, дававших возможность максимально приблизить к ли нии фронта базы снабжения. После войны произошло быстрое восстановление потерянного контейнерного парка, а затем осу ществлена программа его коренного улучшения и расширения. К настоящему времени контейнер прочно занял свое место в об щей организации транспортного обслуживания народного хозяй ства. В универсальных контейнерах перевозится свыше 32 млн. т грузов, в том числе более 29 млн. т на железнодорожном тран спорте. Кроме того, в специализированных контейнерах, принад
лежащих |
промышленным предприятиям, перевозится около |
4 млн. т |
грузов. На сети железных дорог открыто свыше тысячи |
контейнерных пунктов, а с учетом пунктов промышленных пред приятий их количество составляет 1189. Всего в эксплуатации находится свыше 900 тыс. универсальных и около 200 тыс. спе циализированных контейнеров.
Особенностью развития контейнерных перевозок в СССР яви лось широкое переключение на контейнеры мелких отправок наи
12
более ценных грузов: галантереи, обуви, радиоаппаратуры, тка ней, продукции полиграфической промышленности и т. д. (табл. 1).
Существенным преимуществом крупнотоннажных контейнеров является возможность дальнейшего укрупнения грузовых отпра вок и снижение трудоемкости при их перевозках. В то же время, как уже отмечалось выше, применение этих контейнеров требует специализированных средств транспортирования и переработки. В свою очередь эксплуатация среднетоннажных контейнеров, ко торые удовлетворительно используют вместимость и грузоподъ емность существующих железнодорожных вагонов и автомоби лей, позволяет перерабатывать эти контейнеры неспециализиро ванными погрузочно-разгрузочными машинами — козловыми, мостовыми и стреловыми кранами, автопогрузчиками, автомо бильными кранами и т. п. Таким образом, каждый из этих двух категорий контейнеров имеет свою экономически обоснованную сферу применения с учетом развития грузооборота и конкретных условий данной страны и промышленного развития.
Хотя в СССР в контейнерах перевозится грузов больше, чем во всех странах Западной Европы, вместе взятых, нужды народ ного хозяйства в этих перевозках удовлетворяются еще не пол ностью в количественном и качественном отношениях. В частно сти, при развивающихся перевозках грузов в крупнотоннажных
Таблица 1. |
Охват контейнерными перевозками |
|
|
|
|
отдельных видов грузов |
|
|
|
|
|
|
Перевозка |
в |
|
|
|
контейнерах |
от |
|
|
груз |
общего объема |
|
|
|
перевозок |
||
|
|
|
||
|
|
|
данного груза, |
|
|
|
|
-% |
|
Продукция полиграфической промышленности............................... |
91.0 |
|
||
Одежда, белье, трикотаж.................................................................. |
|
85,7 |
|
|
Галантерейные |
изделия...................................................................... |
|
83,2 |
|
Игры, игрушки, наглядные пособия............................................... |
78.6 |
|
||
Швейные и зд е л и я ....................... |
• ................................................. |
77.4 |
|
|
Кожа, изделия |
из нее ...................................................................... |
|
68.4 |
|
Парфюмерные товары.......................................................................... |
|
.67,5 |
|
|
О бувь..................................................................................................... |
|
• |
62.0 |
|
Абразивные изделия ........................... |
53.7 |
|
||
Культтовары (радиоприемники, телевизоры )............................... |
50.5 |
|
||
Изделия из пластмасс ...................................................................... |
|
47.0 |
|
|
Аппаратура, приборы, инструменты............................................... |
45.8 |
|
||
Ткани...................................................................................................... |
|
|
44.9 |
|
Автомобили в разобранном виде и запасные части для них . . |
27.6 |
|
||
Авторезина и резиновые изделия ................................................... |
22,8 |
|
||
Кондитерские и макаронные |
изделия............................................... |
20.0 |
|
|
Металлические изделия.............................................................. |
.. . |
12,5 |
|
' 13