ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 0
Глава II ОСНОВЫ КОНТЕЙНЕРИОП ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ
1. Составные элементы КТО
Девятая пятилетка — не только важный шаг в развитии контейнерных перевозок, но и первый этап создания в стране Контейнерной транспортной системы. Развитие системы потребует дальнейшего совершенствования и отработки техниче ских средств, методов н форм управления и 'планирования на базе применения экономико-математических методов и ЭВМ, развития производственной базы контейиеростроення и средств подъемно-транспортной техники, широкого внедрения контей неризации в сферу промышленного производства н материаль
но-технического снабжения, |
торговлю |
п сельское |
хозяй |
ство. |
|
|
комп |
Контейнерную транспортную систему характеризует: |
|||
лексное развитие технических средств, представляющих |
сово |
||
купность таких элементов как: |
контейнеры, |
пакеты, подвижной |
состав всех видов транспорта, средства механизации погрузоч но-разгрузочных работ; единая система планирования перевозок в контейнерах и пакетами (перспективного, текущего пли годо вого, квартального, оперативного); единая технология выпол нения транспортно-экспедиционных операций, в том числе по грузочно-разгрузочных и других вспомогательных работ, объе диняющая работу всех служб па стыках различных видов транс порта, а также транспорта и клиентуры; рациональная органи зация контейнеропотоков с учетом ускоренного продвижения вагонов, железнодорожных поездов, автопоездов, специализиро ванных морских и речных судов на всех видах транспорта и в смешанных сообщениях, а также быстрой передачи с одного ви да транспорта на другой; регулирование парков порожних кон тейнеров, средств пакетирования и специализированного под вижного состава и обеспечение быстрой их доставки в районы погрузки; единое коммерческо-правовое регулирование контей нерных и пакетных перевозок грузов (единые правила перевозок с учетом специфики видов транспорта, технические условия по грузки крепления грузов, контейнеров и пакетов на транспорт ных средствах, системы обращения парка контейнеров и средств пакетирования, унификация грузовых документов и др.); еди ное экономическое регулирование перевозок в контейнерах и па кетами на всех видах транспорта (согласование тарифов на контейнерные перевозки по видам транспорта, создание, где это
возможно |
и целесообразно, |
единых тарифов |
для сквозной до |
||
ставки грузов несколькими |
видами |
транспорта, |
унификация |
||
сборов за |
вспомогательные |
услуги на |
всех |
видах |
транспорта, |
20
методика прогнозирования н текущего планирования |
объемов |
перевозок грузов в контейнерах и пакетах, унификация |
учета, |
отчетности и расчетов по перевозкам); единая система экономи ческих и эксплуатационных показателей, характеризующая обеспеченность потребностей народного хозяйства в перевозках, использование технических средств системы, эффективность все го перевозочного процесса с выделением решающих его элемен тов; формирование номенклатуры грузов для перевозки в кон тейнерах и пакетами, разработка оптимальной партнопности от правок этих грузов с учетом запросов потребителей продукции
илучшего использования транспортных средств, разработка способов облегченной упаковки грузов и рациональных схем укладки их в контейнерах; система оперативного управления контейнерными перевозками в масштабах страны во внутренних
ивнешних сообщениях, на отдельных видах транспорта и их
подразделениях, в стыковых пунктах разных видов транспорта, а также транспорта и клиентуры. Все эти элементы развития и текущей организации перевозок должны быть взаимосогласова ны в направлении обеспечения единства и непрерывности пере возочного процесса в количественном и качественном отношени ях по определенным экономическим и эксплуатационным пока зателям.
В полный комплекс технических средств Контейнерной тран спортной системы входят:
универсальные и специализированные — групповые и инди
видуальные контейнеры различных типов и размеров |
(по грузо |
|
подъемности и габаритам); |
другие |
средства |
плоские, стоечные и ящичные поддоны и |
||
формирования грузов в пакеты; |
для |
перевозки |
специализированные пли приспособленные |
контейнеров транспортные средства — типовые и специализиро ванные вагоны, автомобили, автотягачи , и автополуприцепы,, морские и речные суда, специализированные и неспециализиро ванные для перевозки контейнеров, а также самолеты и верто леты;
средства механизации загрузки, разгрузки и перегрузки кон тейнеров — краны, тяжелые автопогрузчики и автомобили-са мопогрузчики, легкие высокоманеврениые авто- и электропогруз чики и другое подъемно-транспортное оборудование, используе мое на стыках различных видов транспорта — контейнерных пунктах, специализированных станциях, причалах и терминалах для переработки контейнеров, а также на промышленных пред приятиях и базах материально-технического снабжения;
средства информации, связи, обработки оперативной доку ментации отчетности и автоматизированного планирования и управления.
В оптимизации технических средств КТС должен применять ся системный метод, при котором для каждого выбираемого
21
(сравниваемого) варианта определяются все суммарные приве денные затраты.
На последующих этапах развития КТС необходимо разрабо тать модификации универсальных, специализированных контей неров, например, с боковыми дверями (при сохранении торцо вых), с раскрывающейся или съемной крышей, а также откры тых с раздвижными боковыми стенами, что обеспечивает луч шие условия выполнения погрузочно-разгрузочных работ.
Целесообразно создание контейнеров с параметрами универ сальных, но с устройствами для загрузки-выгрузки сыпучих материалов, поддонов-контейнеров (так называемых «Флэт») с размерами в плане, равными крупнотоннажным контейнерам, для перевозки малотоннажных контейнеров, крупногабаритных пакетов, тяжеловесных грузов, сборно-разборных контейнеров и т. д.
Конференция ООН по международным контейнерным пере возкам рекомендовала, чтобы Международная организация по стандартизации (ИСО) ускорила своп исследования относи тельно взаимосвязанных размеров контейнеров, поддонов, упа ковок, погрузочно-разгрузочного и транспортного оборудования на основе модульных систем, разработанных для международ
ных перевозок в интересах всех |
стран. |
Основные параметры |
|
всех этих технических средств должны |
быть |
взаимоувязаны |
|
между собой, а узлы и детали |
максимально |
унифицированы |
(в первую очередь унификации подлежат захватные устройства).
Вместе |
с тем нельзя |
не учитывать, что за последние годы |
во |
многих |
странах уже |
сформировались контейнерные парки, |
ис |
числяемые десятками и даже сотнями тысяч, и параметры кон тейнеров могут быть оптимизированы лишь в относительно да лекой перспективе, по мере обновления контейнерного парка.
Важным элементом в этом комплексе задач является выбор рациональных размеров пакетов грузов, которые в свою оче редь зависимы от модуля тары и упаковки .и самих контейнеров; очевидно, что размеры пакетов грузов необходимо унифициро вать как для контейнерных перевозок, так и для прямых пакет ных, поскольку стандартизация тары и упаковки и параметры пакетов грузов оказывают существенное влияние не только на складское хозяйство промышленных предприятий, органов мате риально-технического снабжения, торгово-сбытовых организаций, объектов строительства, но и на сами технические процессы про изводства в их конечных этапах, на рабочие органы фасовочных, упаковочных и дозировочных машин и установок и т. п.
Исходным моментом для стандартизации параметров тары, упаковки и пакетов грузов может, например, служить размер поддона 800X1200 мм, внедряемый в практику в течение более 10 лет, на котором основано большое количество (более 50) го сударственных стандартов на тару и упаковку различных това
22
ров. По нему сооружаются склады на |
многих |
промышленных |
предприятиях, ои является основным |
в системе |
материально- |
технического снабжения. Этот же модуль принят в качестве ос новного для типоразмерных рядов тары и упаковки в рекомен
дациях. СЭВ. Он согласуется с рекомендованным ИСО |
(ТК-122) |
модулем упаковки 400X600 мм, который положен |
в основу |
стандартизации тары и применяется во многих странах Европы.
Как известно, поддон размером 800X1200 |
мм |
принят СЭВ, |
|
МСЖД, одобрен ЕЭК ООН п стоит первым |
в числе |
поддонов |
|
международного обращения, рекомендованных |
ИСО |
(ТК-51). |
Таким образом, в качестве основной грузовой единицы, можно принять пакет, формируемый на стандартном поддоне 800X1200 мм, а также на поддонах размером 1000X1200 мм, 800ХЮ00мм. 1200X1400 мм, 1200X1600 мм, и пакеты, сформированные без поддонов, но с теми же размерами в плане. Это не исключает и других вариантов модульной системы (вагон, контейнер).
Практика выдвигает новую область применения контейне ров— для доставки скоропортящихся продуктов. Поэтому на очереди большая работа по созданию подобных контейнеров (выбору системы охлаждения). Наряду с рефрижераторными поездами и автофургонами-рефрижераторами такие контейнеры в ближайшей перспективе могут получить распространение в первую очередь в смешанных сообщениях.
В СССР с коммуникациями большой протяженности, про ходящими в различных климатических зонах с резкими суточ ными п сезонными колебаниями температуры, наиболее прием лемы крупнотоннажные рефрижераторные контейнеры с ав тономными холодильными (обогревающими) агрегатными установками (типа термотрол, изоклип) со съемным дизель-ге нератором. Такие контейнеры могут получать энергию от внеш них источников, например стационарных на складах, от тран спортных установок, в частности судовых, и т. п.
Важным является внедрение прогрессивных изоляционных материалов для рефрижераторных контейнеров, например, ис пользование деревополпмерных панелей (типа «Plywood») и пенополиуретана. В этом случае будет возможно обеспечить ра боту этих контейнеров в сложных климатических условиях на шей страны.
Дальнейшие этапы создания КТС потребуют совершенство вания конструкций и роста грузоподъемности транспортных средств.
На железнодорожном транспорте для перевозки крупнотон нажных контейнеров наряду с удлиненными четырехосными платформами, приспособленными для размещения трех 20-тон ных или шести 10-тонных контейнеров предстоит создание но вых типов специализированного подвижного состава особенно, учитывая планируемый переход на габарит «Т». К новым ти
23