Файл: Грызлов, А. Ф. Линейные сооружения городских телефонных сетей учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ветра выражают через удельные нагрузки. Такая нагрузка, выра­ женная в килограммах, приходится на 1 м длины провода и 1 мм2 площади его поперечного сечения.

 

Формулы для определения удельных нагрузок:

 

 

Удельная нагрузка от собственной массы провода Yi — qn/S.

 

 

Удельная нагрузка от массы льда

(при гололеде)

 

Y2 :

я. b (d г Ь) у0

b ( d + b )

8я /Сдоп<

 

S - 10*

ПКдоп — 3,6

10

 

 

 

d2

 

 

 

 

Суммарная

удельная

нагрузка от массы

провода и льда при

отсутствии вет-

pa

y3=Yi +Y2-

 

 

 

 

 

 

Удельная нагрузка от давления ветра на провод

 

У* '■

0,062 v2d

п г л Ф

10 ®Л Каэ Кдоп-

 

s - i o *

л * « * * > " - 7,64 d

 

 

Удельная нагрузка от давления ветра на провод при гололеде

 

Тб

0,062 у2 (d -j- 2 b)

 

V2 (d ■

 

 

П Каэ Кдоп — 7,64

10 ®П-Каэ-ТСдоп-

 

S -Ю3

 

 

 

 

 

Суммарная нагрузка от массы провода и давления ветра при отсутствии го­

лоледа Y6= V Y21+Y24-

от массы провода

и давления ветра

при гололеде

 

Суммарная

нагрузка

у- = V/ V23+Y25, кг/(м-мм2).

Здесь q — масса 1 м провода, кг; 5 — площадь поперечного сечения провода, мм2; п — коэффициент перегрузки (1,1 для массы провода и 1,2 для гололеда и ветра); b — толщина стенки льда на проводе, мм; уо — плотность льда, равная 900 кг/м3; /сдоп — коэффициент на сочетание ветровой и гололедной нагрузок, равный 0,9; v — скорость ветра, м/с; d — диаметр провода, мм; Каа —аэродина­ мический коэффициент на ветровую нагрузку, который составляет для проводов 1,2, для плоских элементов опоры 1,4, для цилиндрических элементов 0,7.

Опоры столбовых линий ГТС различают по их расположению на линии, конструкции и назначению. По расположению на линии опоры могут быть промежуточными, кабельными, оконечными и уг­ ловыми. По конструкции различают опоры железобетонные и дере­ вянные, одиночные и укрепленные приставками, подпорами и от­ тяжками.

Промежуточные опоры рассчитаны на изгибающий момент от бокового действия силы ветра на провода и опору, а также от вер­ тикальной нагрузки. В гололедных районах учитывается наличие гололеда на проводах.

При расчете опоры в первую очередь определяется ее высота над поверхно­ стью земли по формуле H0=b + a(N—1 )+f+ h, где 6 — расстояние от вершины опоры до первого крюка или траверсы; a — расстояние между крюками или тра­ версами, см; N — число крюков или траверс; f — стрела провеса провода при

максимальной температуре, см; h — расстояние наинизшей точки провода от земли, м.

Изгибающий момент от давления ветра на провода М 1 = Р 1 НС, где Нс — рас­ стояние от поверхности земли до точки приложения равнодействующей силы дав­ ления ветра на провода, м; P t — сила давления ветра на провода двух половин пролетов, кгс.

Изгибающий момент от давления ветра на опору М2= Р 2Я 0/2, где Р2 — сила давления ветра на опору, кгс.

Суммарный изгибающий момент M=Mi+Mt.

154


Опасным сечением опоры считается сечение с наибольшим напряжением опо­ ры у поверхности земли. Напряжение в опасном сечении ст= (М/Щ7)1,05 где W —

момент сопротивления поперечного сечения столба у

поверхности ’ земли:

\V=

= я/?3з/32, D3

диаметр опоры у поверхности земли;

1,05 —■коэффициент

учи­

тывающий увеличение .напряжения от вертикальных сил.

Угловые опоры рассчитывают так же, как и промежуточные, на нормальный режим работы линии, однако учитывают дополнитель­ ную нагрузку от натяжения проводов под некоторым углом.

В настоящее время железобетонные опоры (рис. 9.1) изготовля­ ют двух типов: ПО — прямоугольная, облегченная с ненапряжен-

Рис. 9.2. Пропитка опор бандажным способом:

/ — торцевая прокладка, 2 — проволока печная,

3 — обмазка битумом, 4 — толевые гвозди,

5 — толь, рубероид, гидрсшзол и др., 6 — упорная

доска

 

ной арматурой и ПОН — прямоугольная, облегченная, напряжен­ ная, с предварительно напряженной арматурой. Данные о железо­ бетонных опорах приведены в табл. 9.1.

Для ГТС используют железобетонные опоры длиной 7,5 и 8,5 м, масса которых колеблется в пределах 390-=-810 кг. Для предотвра­ щения разрушения железобетонных опор (и приставок) при уста­ новке в солончаковых и торфянистых грунтах и в местах с агрес­ сивными водами, а также в населенных пунктах и вдоль электри­ фицированных железных дорог нижнюю часть их покрывают биту-

155

Т а б л и ц а

 

 

 

Технические характеристики железобетонных опор

 

 

Тип опоры

Расчетный изгиба-

Длина опоры,

Поперечное сечение,

Масса, кг

ющий момент, тс-м

м

СМ

ПО-1,75

1,75

6,5

24X14

343

ПОН-1,75

7,5

390

ПО-2,75

2,75

6.5

24x14

410

ПОН-2,75

7.5

455

 

 

ПО-4,4

4,4

7.5

30x18

725

ПОН-4,4

8.5

810

 

 

ПО-6,8

6,8

8,5

ЗОХ 18

810

ПОН-6,8

 

 

 

 

мом на всю глубину заколки плюс 100—150 мм над поверхностью земли. Деревянные опоры изготовляют из сосны, ели, лиственницы, кедра и пихты длиной 7,5—13,0 м и толщиной (диаметром) в вер­ шине 13—23 см.

Для удлинения и укрепления опор применяют приставки. Желе­ зобетонные приставки изготовляются длиной 2,8—3,5 м и обознача­ ются ПР — прямоугольная с ненапряженной арматурой; данные о приставках приведены в табл. 9.2. Деревянные приставки изготов­

ляют из тех же пород деревьев, что и

опоры,

длиной 2,75; 3,25 и

3,5 м.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

9.2

 

 

 

 

 

 

 

 

Технические характеристики приставок

 

 

 

 

 

 

 

Расчетный изгибающий момент, тс-м

 

 

 

 

 

Тип приставок

поперек линии

вдоль линии

Длина, м

Поперечное

М асса,

 

1 шт.

2 шт.

1 шт.

2 шт.

 

 

сечение, мм

 

 

 

 

 

 

 

 

ПР-0,6

0,65

1,75

0,42

0,84

2,8;

3,0

14х 15

147;

159

ПР-0,8

0,8

2,75

0,57

1,14

3,0;

3,2

14x17

179;

190

ПР-1,2

1,2

4,4

0,61

1,22

3,0;

3,2

14X20

210;

224

ПР-2,0

2,0

6,8

1,2

2,4

3,2;

3,5

14X20

224;

245

Для увеличения срока службы опоры пропитывают антисепти- 'ками, т. е. противогнилостными веществами. Существует несколько способов пропитки (консервации) опор, однако на ГТС распростра­ нение получил только бандажный способ (рис. 9.2). При бандаж­ ном способе пропитки комель (нижняя часть) опоры покрывают антисептической массой и оборачивают гидроизоляционным мате­ риалом — толем, рубероидом или плотной бумагой. Плотно натяну­ тый изоляционный материал (бандаж) у кромок пробивают толе­ выми гвоздями и обтягивают проволокой диаметром 1,0—1,5 мм. По-

156


верхность бандажа и часть опоры выше и ниже его покрывают гид­ роизоляцией (битумом). Бандаж размещают у поверхности земли. В случаях, когда наблюдается гниение древесины на всю глубину закопки опоры, ее защищают двумя бандажами. В качестве анти­ септика попользуют фтористый натрий, уралит или триолит, а в качестве клеящего вещества для удержания антисептика — экст­ ракт сульфитных щелоков, каменноугольный лак «Б» или битум.

Пасту составляют в определенных пропорциях и последователь­ ности. При изготовлении пасты на экстракте сульфитных щелоков вначале воду в половинном количестве заливают в размельченный экстракт и нагревают, размешивая до растворения. Затем неболь­ шими порциями добавляют антисептик и оставшуюся часть воды. Паста по густоте должна напоминать сметану. Другие пасты изго­ товляют в том же порядке. Через каждые 3—5 лет опоры дополни­ тельно пропитывают.

Трассу воздушно-столбовых линий выбирают с учетом следую­ щих требований:

участок между заданными пунктами должен быть прямоли­ нейным и наикратчайшим;

должны быть соблюдены установленные габариты;

трасса должна проходить по стороне улицы, не имеющей воздушной электролинии;

расстояние между опорой и бордюрным камнем, кюветом

ит. п. должно быть не менее 0,3 м;

опоры и их крепления не должны мешать уличному движе­

нию;

провода должны пересекать улицу перпендикулярно (в иск­ лючительных случаях под углом не менее 45°);

опоры не должны устанавливаться против ворот, калиток, дверей, окон, на дне сточных канав и откосов кюветов.

Воздушно-столбовые линии связи имеют следующие габариты:

Расстояние от земли до нижнего провода

для

линий,

идущих

м

вдоль железных дорог вне населенных п у н к т о в

...........................

2,5

Расстояние от земли до нижнего провода

для

линий,

идущих

3,0 »

вдоль шоссейных или грунтовых дорог, вне населенных

пунктов

Расстояние между нижним проводом одной и верхним проводом

 

другой линии связи при их пересечении между собой для наиниз-

»

щей и наивысщей температур в о з д у х а ........................................

 

 

 

0,6

Расстояние между наинизшей точкой нижнего

провода линий и

»

коньком к р ы ш и .......................................................................................

 

 

 

1,5

Расстояние между нижним проводом линии и головкой

рельса

 

при переходе линии связи через железнодорожное полотно нор­

»

мальной и узкой к о л е и ........................................................................

 

 

 

7,5

Расстояние между нижним проводом линии

и

тросом, несущим

2,0»

контактный провод электрифицированной железной дороги

. .

Расстояние до провода линии связи при пересечении ее с кон­

 

тактным проводом:

 

 

 

8,0

»

для трамвая, считая от головки р е л ь с а ................................

 

 

для троллейбуса от поверхности дорожногопокрытия

. .

9,0 »

Расстояние от земли до нижнего провода

линии

при переходах

 

через автомобильные дороги всех к а т е г о р и й ..................................

 

 

5,5 *

157


Расстояние

от земли до нижнего провода линий,

проходящих

в

^

 

черте населенных пунктов .

.

;

рельса при

 

 

Расстояние

от опор линий до

головки

ближайшего

.—

 

расположении линии вдоль железнодорожного полотна

. .

^

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

надземной

Расстояние между нижним проводом фидерной цепи радиофика­

части опоры

 

 

ции и верхним проводом линии связи, а также при пересечении

1,25

м

проводов радиосети между с о б о й ......................................................

 

 

 

 

 

 

 

Расстояние от наиболее высоких мачт судов, проходящих по дан­

 

 

ному водному пути во время наибольшего половодья, до нижнего

1,0

»

провода линии при переходе ее через реки и

каналы

 

 

Расстояние от ветвей деревьев до проводов линии.

 

 

 

 

1,25

»

в городах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2,0

»

в пригородных местностях

..............................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

Расстояние между осями опор линий связи, идущих параллельно

 

 

друг другу:

 

 

 

стальных цепей . . . .

 

8.5

»

при наличии на линиях только

 

при наличии на одной или обеих линиях цепей^ из цветного

 

 

металла, уплотненных аппаратурой 3-канальной системы, а

 

 

также

при наличии на одной из линий

цепи

из

цветного

8.5

»

металла, уплотненной аппаратурой 12-канальной системы

 

при наличии на обеих линиях цепей из цветного металла, уп­

20

»

лотненных аппаратурой 12-канальной

системы . . . .

 

Горизонтальное расстояние между ближайшим к строению прово­

 

 

дом и вертикальной плоскостью, проходящей через край карниза

 

 

или другой

наиболее выступающей

части

строений

(балкон,

2,25

»

ф о н а р ь ) .....................................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вертикальное расстояние от полотна дороги до оттяжки опоры,

 

 

пересекающей:

п р о х о д ы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.5

пешеходные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п р о е з д ы .............................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.5

»

Расстояние от головки рельса до полуанкерной опоры или подпо­

10,0

 

ры линии,

пересекающей полотно

железной дороги . . . .

»

Расстояние от наинизшей точки провода линии до верхней точки

 

 

габарита сплава при горизонте наивысшего паводка пересекаемых

1,0

 

сплавных

рек и

каналов ....................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

»

На пересечениях расстояние от нижнего провода линии электро­

 

 

передачи до верхнего провода линии связи при напряжении1):

 

1,25 »

— до 1 кВ

........................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— до 10 кВ при наличии на ВЛ грозозащитных устройств

 

2,0

»

то же, при отсутствии на ВЛ

грозозащитных

устройств .

 

4.0

»

— до 20 кВ при наличии на ВЛ

грозозащитных устройств .

3.0

»

то же, при отсутствии яа ВЛ грозозащитных устройств .

 

4.0

»

— 35—Л10 кВ при наличии на ВЛ грозозащитных устройств

3.0

»

то же, при

отсутствии на ВЛ

грозозащитных устройств .

 

5.0

»

—150—220 кВ при наличии на ВЛ грозозащитных устройств

4.0

»

то же, при отсутствии на ВЛ

грозозащитных устройств .

 

6.0

»

— 330—500 кВ при наличии на ВЛ грозозащитных устройств

5.0

»

то же, при отсутствии яа ВЛ

грозозащитных устройств .

 

7.0

»

*) Если провода линии электропередачи напряжением 35 кВ и ниже подве­ шены на штыревых изоляторах, то в пролете пересечения с воздушными линиями радиосвязи последние должны заменяться подземным кабелем, при этом защита кабельных вставок не производится.

158


Грассу разбивают, производя замеры от постоянных ориенти­ ров, а в пригороде с помощью вех и колышков. Рытье ям осуществ­ ляют бурильно-крановыми машинами, бурофрезами и лопатами. Для рытья ям в грунтах I, II и III категорий применяют бурильно­ крановую гидравлическую машину типа БКХМ-АН-63, позволяю­ щую пробурить яму диаметром 0,5 и глубиной 1,7 м, а также бу­ рильно-крановую установку типа БУС, обеспечивающую бурение ямы диаметром 0,35 м и глубиной 1,8 м. В мягких грунтах для рытья небольшого количества ям используют бурофрезы. Ручная разработка грунта допускается только, когда применение механиз­ мов невозможно или нецелесообразно. Формы и расположение ям изображены на рис. 9.3.

В)

Рис. 9.3. Формы ям: а) для одинарной опоры, отрытая бурильно-крановой маши­ ной или бурофрезом; б) отрытая вручную; а) для подпоры, отрытая вручную

Глубина закопки опор зависит от их размеров, нагрузки и кате­ гории грунта и колеблется в пределах 1,1—1,9 м. Подпоры и отбой­ ные (оградительные) тумбы закапывают на глубину 0,5—1,8 м в зависимости от категории грунта.

Одновременно оснащают опоры крюками или траверсами с на­ садкой изоляторов. При оснастке опор очищают бревна от остатков коры и луба, затесывают вершины, размечают и сверлят отвер­ стия, ввертывают крюки и устанавливают траверсы, а также уста­ навливают кабельные площадки, ступени и т. п. Вершины опор затесывают на два ската с коньком вдоль направления проводов при траверсном профиле и поперек — при крюковом профиле ли­ нии (рис. 9.4). Крюки ввертывают в опору вдоль оси под прямым углом к направлению линий в шахматном порядке на расстоянии 350 мм друг от друга и 150 (325) мм от вершины.

На линиях типа О и Н между крюками и опорой должно оста­ ваться 20 мм, а на линиях типа У и угловых опорахкрюки ввер­ тывают вплотную к опоре. На линиях ГТС используют крюки ти­ пов КН-12 и КН-16 (для изоляторов низкого напряжения), где цифра указывает диаметр стержня.

159