Файл: Грызлов, А. Ф. Линейные сооружения городских телефонных сетей учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
На кабельные цепи оказывают влияние радиостанции, которые работают на частоте, попадающей в линейный спектр аппаратуры уплотнения. При совпадении несущих частот радиостанций и ка нала помеха особенно велика. Основным методом защиты является включение ограничивающих, полосовых и других фильтров. Пра вильный выбор трассы также дает .положительный эффект.
При грозовых разрядах токи молнии могут попасть непосред ственно в кабель. Это самый опасный случай. Незащищенный ка бель, как правило, повреждается полностью. При разряде в землю, через деревья или опоры токи молнии растекаются в земле и мо гут попасть в кабель ослабленными, но вызвать повреждение. По вреждения от грозы составляют около 11% от общего числа.
ВЛС
Защищать кабели от грозы в населенных пунктах, особенно в канализации, нет необходимости. Необходимость защиты кабелей вне населенных пунктов определяют расчетом ожидаемого числа повреждений за год на 100 км трассы. Исходными данными для расчета являются: грозовая активность в районе прокладки кабе ля, геологическая характеристика грунта и рельефа, удельная про водимость грунта, наличие экранирующих предметов и сооружений (деревья, опоры, железные дороги, трубопроводы), а также харак теристики элементов конструкции кабеля (бронепокров, оболочка, изоляция) ‘).
Защиту от ударов молнии на кабелях основных направлений предпринимают в случае, если по расчету вероятность поврежде ния равна 0,2 и выше, т. е. более одного повреждения в пять лет. Для других, менее 'важных, обходных направлений предусматри вают защиту при вероятности повреждения 0,3, т. е. более одного повреждения в три года.
*) Методика этого расчета подробно изложена в «Руководстве по защите междугородных подземных кабелей связи от ударов молнии». М., Связь», 1968.
293
Гальваническое воздействие оказывают несимметричные систе мы передачи постоянного тока, в первую очередь эл. ж. д. постоян ного тока и линии дистанционного питания «провод—земля». Ме шающее влияние от гальванического воздействия обычно невелико. Главная опасность — электрокоррозия. Мешающее влияние систем переменного тока при гальваническом воздействии их несколько выше.
Взаимовоздействие электромагнитного поля и кабеля зависит от многих факторов. Параметры воздействия определяются конст руктивным оформлением, мощностью и режимом работы ЛЭП и эл. ж. д. Чем выше ток и линейное напряжение, тем больше влия ние. При авариях на ЛЭП и контактной сети эл.ж.д. (обрыв, ко роткое) возникает импульс напряженности магнитного или электри ческого поля, что может привести к опасным последствиям. Ава рийные быстродействующие автоматы-выключатели уменьшают время воздействия. Симметричные системы передачи электроэнер гии менее опасны, чем несимметричные. Гармоники выпрямленно го тока в контактной сети эл.ж.д. оказывают мешающее воздей ствие, сглаживающие фильтры уменьшают влияние гармоник. Под вешенные на опорах и проложенные в земле тросы оказывают экранирующее действие.
Взаимное расположение линий играет большую роль. Оно опре деляется шириной сближения (параллельное и косое) и длиной сближения (параллельный пробег). Совершенно очевидно, что при меньшей ширине и большей длине сближения влияние будет за метнее. Наименьшую опасность представляет перпендикулярное пересечение линий.
Существует ряд специальных мер, снижающих мешающее воз действие и исключающих опасное. Защитное действие в значитель ной степени оказывают хорошо проводящая алюминиевая оболоч ка кабелей и бронеленты из стали с высокой магнитной проницае мостью. При неблагоприятных условиях в цепи включают разде лительные трансформаторы. Такое гальваническое разделение це пи обеспечивает уменьшение наводимой эдс. Для снижения опас ности от кратковременных импульсов напряжения между жилами и землей включают разрядники, мешающее влияние ограничивают включением фильтров.
Основное значение имеет правильный выбор трассы кабеля, при котором можно избежать зоны опасного и мешающего влия ния ЛЭП и эл.ж.д. Однако при прокладке должны быть соблюде ны строительные нормы (габариты) при сближении и пересечении. В тех исключительных случаях, когда невозможно выполнить тре бования по выбору трассы и прокладке кабеля, применяют допол нительные специальные меры защиты. Необходимость этих мер в проекте обосновывается расчетом1).
') Методика расчета изложена в «Правилах защиты устройств проводной связи... от опасного и мешающего влияния линий электропередач». Ч. 1. «Опас ные влияния», 1969. Ч. 2. «Мешающие влияния», ;197Й, М., «Связь».
292
На кабельные цепи оказывают влияние радиостанции, которые работают на частоте, попадающей в линейный спектр аппаратуры уплотнения. При совпадении несущих частот радиостанций и ка нала помеха особенно велика. Основным методом защиты является включение ограничивающих, полосовых и других фильтров. Пра вильный выбор трассы также дает положительный эффект.
При грозовых разрядах токи молнии могут попасть непосред ственно в кабель. Это самый опасный случай. Незащищенный ка бель, как правило, повреждается полностью. При разряде в землю, через деревья или опоры токи молнии растекаются в земле и мо гут попасть в кабель ослабленными, но вызвать повреждение. По вреждения от грозы составляют около 11% от общего числа.
Рис. 18.13. Защита кабеля от ударов молнии проводами ВЛС
Защищать кабели от грозы в населенных пунктах, особенно в канализации, нет необходимости. Необходимость защиты кабелей вне населенных пунктов определяют расчетом ожидаемого числа повреждений за год на 100 км трассы. Исходными данными для расчета являются: грозовая активность в районе прокладки кабе ля, геологическая характеристика грунта и рельефа, удельная про водимость грунта, наличие экранирующих предметов и сооружений (деревья, опоры, железные дороги, трубопроводы), а также харак теристики элементов конструкции кабеля (бронепокров, оболочка, изоляция) *).
Защиту от ударов молнии на кабелях основных направлений предпринимают в случае, если по расчету вероятность поврежде ния равна 0,2 и выше, т. е. более одного повреждения в пять лет. Для других, менее важных, обходных направлений предусматри вают защиту при вероятности повреждения 0,3, т. е. более одного повреждения в три года.
‘) Методика этого расчета подробно изложена в «Руководстве по защите междугородных подземных кабелей связи от ударов молнии». М., Связь», 1968.
293
Наиболее эффективной защитой является прокладка защитных проводов или тросов. Достаточно хорошо защищают кабель воз душные линии связи. Применяются также специальные заземле ния бронелент и оболочки, малогабаритные разрядники и грозо стойкие конструкции кабелей. Прокладка защитных проводов (тро сов) осуществляется одновременно с прокладкой кабеля. Коли чество проводов, от одного до четырех, определяется проектом. Глубина прокладки вдвое меньше глубины прокладки кабеля, рас положение над кабелем симметричное. В качестве защитных про водов используют медные и биметаллические провода диаметром 3—4 мм и стальные оцинкованные тросы ПС-70.
Провода воздушных линий связи для защиты кабеля обору дуют искровыми разрядниками через 120—300 м. Кабель прокла дывается на расстоянии не более полуторной высоты опор, так как провод, находящийся на высоте h, защищает от удара молнии по лосу шириной (3—4) h (рис. 18.13).
Корни отдельно стоящих деревьев и основания опор ЛЭП на трассе кабеля при определенных условиях окружают экранирую щим тросом (шиной), или кольцом, или подковой. Трос зазем ляется.
ГЛ А В А Д Е В Я Т Н А Д Ц А Т А Я
МЕ Ж Д У Г О Р О Д Н Ы Е
ИС Е Л Ь С К И Е
ВО З Д У Ш Н Ы Е Л И Н И И
19.1.КОНСТРУКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ СВЯЗИ
По своему значению воздушные линии связи подразделяются-на три класса. К классу I относятся общегосударственные линии, к классу II — внутриобластные и к классу III — линии сельской связи.
По механической прочности ВЛС, в отличие от линий ГТС, под разделяются на четыре типа: облегченный (О), нормальный (Н), усиленный (У) и особо усиленный (ОУ), определяемый районом, где наблюдается гололед до 20 мм. Некоторые конструктивные особенности определяют температурные зоны: зона I (северная) —
расчетные температуры от |
—55 до +30°С; зона II (средняя) — |
от —40 до + 45°С; зона III |
(южная) — от —25 до + 60°С. |
Составные элементы ВЛС (опора, арматура и провода) анало гичны столбовым линиям ГТС. По существу, отличия заключаются в применении проводов большего диаметра из-за большей протя женности и в разнообразии назначений междугородных линий и линий СТС. Кроме того, к ВЛС предъявляются более высокие тре бования по надежности.
Для междугородных линий в основном предназначены следую щие виды проволок: биметаллическая сталемедная марки БСМ-1, диаметром 4 мм (толщина слоя меди — 0,2 мм); сталеалюминиевая марки АС-16, свитая из одной стальной и шести алюминиевых, об щим диаметром 5,4 мм; биметаллическая сталеалюминиевая мар ки БСА, диаметром 5,1 и 4,3 мм (толщина слоя алюминия — 0,25 мм). На линиях СТС преимущественно подвешены стальные провода. Для крепления проводов используют вязочную прово локу одного материала с линейным, но мягче и меньше диаметром.
При монтаже вводов тч цепей применяют изолированные про вода марок ПР, ПРГ, П РЖ и АПР сечением не менее 1,5 мм2. Мон таж вч цепей на кабельных опорах выполняют коаксиальным ка белем марки КПО 1,2/3,2. Прежде рекомендовались радиочастот ные кабели марок РК-50-4-13 (РК-29) и РК-50-7-15 (РК-49).
Цепи из цветных металлов предназначены для уплотнения ап паратурой В-3 и В-12 в диапазоне до 143 кГц. Стальные цепи пред назначены для уплотнения аппаратурой В-3 в диапазоне до 31 кГц.
295
Цепи на СТС уплотняются также аппаратурой В-2-2 в диапазоне до 26 кГц. Арматура — штыри, крюки и изоляторы — соответствуют диаметру проволоки (табл. 19.1). С помощью арматуры провода закрепляются на опоре в определенном порядке.
Т а б л и ц а |
19.1 |
Таблица соответствия проволоки, изолятора, штыря или крюка
Проволоки, мм |
Изолятор |
Штырь |
Крюк |
|
4 , 0 и 3 , 5 |
Т Ф - 1 8 |
Ш т . - 1 8 |
К Н - 1 8 |
|
|
4 , 0 |
Т Ф - 1 8 |
Ш т . - 2 0 |
К Н - 2 0 |
4 , 0 |
сталь |
Т Ф - 1 6 |
Ш т . - 1 6 |
К Н - 1 6 |
|
3 , 0 |
Т Ф - 1 6 |
Ш т . - 1 6 |
К Н - 1 6 |
|
3 , 0 |
Т Ф - 1 6 |
Ш т . - 1 8 |
К Н - 1 8 |
2 , 5 |
и 2 , 0 |
Т Ф - 1 2 |
Ш т . - 12 |
К Н - 1 2 |
Примечание
Дл я у с и л е н н о г о крепления
Дл я линий III класса
Д л я у с и л ен н о го крепления
Изолятор ТФ-18 имеет высоту 108 мм, диаметр 75 мм, массу 0,62 кг. Кроме изоляторов ТФ, на ВЛС применяют изоляторы мар
ки ТСБ |
(телефонный стеклянный бесщелочной) |
тех же размеров. |
||||
|
|
На воздушных линиях применяют, |
||||
|
|
главным образом, деревянные 8-штыр- |
||||
|
|
ные траверсы, |
реже — 4-штырные и |
|||
|
|
стальные. Деревянная траверса изго |
||||
|
|
товляется из |
бруска |
размером 100Х |
||
|
|
80 мм, длина траверсы 250 см, рассто |
||||
|
|
яние между |
проводами |
цепи 20 см, |
||
|
|
между цепями 50 см. Траверсы осна |
||||
|
|
щают штырями (рис. 19.1). В целях |
||||
|
|
предохранения |
от |
гниения траверсы |
||
|
|
пропитывают антисептиком. |
||||
Р и с . 19.1. |
Д е р е в я н н а я т р а в е р с а : |
Опоры могут иметь крюковой, тра |
||||
а) т р а в е р с а ; б) ш ты рь ; в) и з о |
версный или смешанный профиль. Не |
|||||
л я т о р |
|
которые типовые |
профили изображе |
|||
|
|
ны на рис. 19.2. |
|
|
Траверсный |
|
Крюковой профиль применяют в основном на СТС. |
профиль дает более благоприятное для уплотнения взаимное рас положение цепей.
При устройстве скрещивания на траверсах вместо штырей при меняют накладки или подвесные крюки. Г-образные кронштейны применяют вместо крюков при крюковом профиле. Специальные накладки применяют при вводах, переходах и ответвлении.
Опоры, устанавливаемые на ВЛС, могут быть железобетонными и деревянными. Конструкция железобетонных опор рассчитана для линий траверсного профиля. Однако допускается крепление д вух - четырех крюков. При формовке опоры в бетон закладывают сгш-
296
рали из проволоки диаметром 3 или 4 мм с ввернутыми хвосто выми частями крюка. После 4—5 дней отвердевания хвостовики могут быть удалены.
Достоинством железобетонных опор является их долговечность (расчетный срок службы 50 лет), недостатком является сложность транспортировки и установки из-за большой массы. Применение железобетонных опор позволит свести до минимума расход дефи цитной древесины, что особенно важно в безлесных районах.
Рис. :1 '.2. Типовые профили опор
На межд; городных и сельских линиях промежуточные опоры устанавливают на прямых участках линии через расстояния, назы ваемые пролетами. Длины пролетав даны в табл. 19.2. Место уста новки опоры определяется при разбивке трассы. При этом необ ходимо соблюдать точность в длине пролета и прямолинейность. Рытьё ям и установку опор осуществляют с помощью машин (рис. 19.3). При выборочной установке или при невозможности применить ма пину рытьё производят средствами малой механиза ции (бурофре!) или вручную.
Непосредс"венно в землю разрешается устанавливать железо бетонные опоры и деревянные из деревьев хвойных пород, пропи танные заводским или другим способом. В большинстве случаев деревянные опоры устанавливают с железобетонными приставка ми типа ПР или ТН. IB лесных районах, где разрешена местная за-
11—313 |
297 |