Файл: Грызлов, А. Ф. Линейные сооружения городских телефонных сетей учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На кабельные цепи оказывают влияние радиостанции, которые работают на частоте, попадающей в линейный спектр аппаратуры уплотнения. При совпадении несущих частот радиостанций и ка­ нала помеха особенно велика. Основным методом защиты является включение ограничивающих, полосовых и других фильтров. Пра­ вильный выбор трассы также дает .положительный эффект.

При грозовых разрядах токи молнии могут попасть непосред­ ственно в кабель. Это самый опасный случай. Незащищенный ка­ бель, как правило, повреждается полностью. При разряде в землю, через деревья или опоры токи молнии растекаются в земле и мо­ гут попасть в кабель ослабленными, но вызвать повреждение. По­ вреждения от грозы составляют около 11% от общего числа.

ВЛС

Защищать кабели от грозы в населенных пунктах, особенно в канализации, нет необходимости. Необходимость защиты кабелей вне населенных пунктов определяют расчетом ожидаемого числа повреждений за год на 100 км трассы. Исходными данными для расчета являются: грозовая активность в районе прокладки кабе­ ля, геологическая характеристика грунта и рельефа, удельная про­ водимость грунта, наличие экранирующих предметов и сооружений (деревья, опоры, железные дороги, трубопроводы), а также харак­ теристики элементов конструкции кабеля (бронепокров, оболочка, изоляция) ‘).

Защиту от ударов молнии на кабелях основных направлений предпринимают в случае, если по расчету вероятность поврежде­ ния равна 0,2 и выше, т. е. более одного повреждения в пять лет. Для других, менее 'важных, обходных направлений предусматри­ вают защиту при вероятности повреждения 0,3, т. е. более одного повреждения в три года.

*) Методика этого расчета подробно изложена в «Руководстве по защите междугородных подземных кабелей связи от ударов молнии». М., Связь», 1968.

293

Гальваническое воздействие оказывают несимметричные систе­ мы передачи постоянного тока, в первую очередь эл. ж. д. постоян­ ного тока и линии дистанционного питания «провод—земля». Ме­ шающее влияние от гальванического воздействия обычно невелико. Главная опасность — электрокоррозия. Мешающее влияние систем переменного тока при гальваническом воздействии их несколько выше.

Взаимовоздействие электромагнитного поля и кабеля зависит от многих факторов. Параметры воздействия определяются конст­ руктивным оформлением, мощностью и режимом работы ЛЭП и эл. ж. д. Чем выше ток и линейное напряжение, тем больше влия­ ние. При авариях на ЛЭП и контактной сети эл.ж.д. (обрыв, ко­ роткое) возникает импульс напряженности магнитного или электри­ ческого поля, что может привести к опасным последствиям. Ава­ рийные быстродействующие автоматы-выключатели уменьшают время воздействия. Симметричные системы передачи электроэнер­ гии менее опасны, чем несимметричные. Гармоники выпрямленно­ го тока в контактной сети эл.ж.д. оказывают мешающее воздей­ ствие, сглаживающие фильтры уменьшают влияние гармоник. Под­ вешенные на опорах и проложенные в земле тросы оказывают экранирующее действие.

Взаимное расположение линий играет большую роль. Оно опре­ деляется шириной сближения (параллельное и косое) и длиной сближения (параллельный пробег). Совершенно очевидно, что при меньшей ширине и большей длине сближения влияние будет за­ метнее. Наименьшую опасность представляет перпендикулярное пересечение линий.

Существует ряд специальных мер, снижающих мешающее воз­ действие и исключающих опасное. Защитное действие в значитель­ ной степени оказывают хорошо проводящая алюминиевая оболоч­ ка кабелей и бронеленты из стали с высокой магнитной проницае­ мостью. При неблагоприятных условиях в цепи включают разде­ лительные трансформаторы. Такое гальваническое разделение це­ пи обеспечивает уменьшение наводимой эдс. Для снижения опас­ ности от кратковременных импульсов напряжения между жилами и землей включают разрядники, мешающее влияние ограничивают включением фильтров.

Основное значение имеет правильный выбор трассы кабеля, при котором можно избежать зоны опасного и мешающего влия­ ния ЛЭП и эл.ж.д. Однако при прокладке должны быть соблюде­ ны строительные нормы (габариты) при сближении и пересечении. В тех исключительных случаях, когда невозможно выполнить тре­ бования по выбору трассы и прокладке кабеля, применяют допол­ нительные специальные меры защиты. Необходимость этих мер в проекте обосновывается расчетом1).

') Методика расчета изложена в «Правилах защиты устройств проводной связи... от опасного и мешающего влияния линий электропередач». Ч. 1. «Опас­ ные влияния», 1969. Ч. 2. «Мешающие влияния», ;197Й, М., «Связь».

292


На кабельные цепи оказывают влияние радиостанции, которые работают на частоте, попадающей в линейный спектр аппаратуры уплотнения. При совпадении несущих частот радиостанций и ка­ нала помеха особенно велика. Основным методом защиты является включение ограничивающих, полосовых и других фильтров. Пра­ вильный выбор трассы также дает положительный эффект.

При грозовых разрядах токи молнии могут попасть непосред­ ственно в кабель. Это самый опасный случай. Незащищенный ка­ бель, как правило, повреждается полностью. При разряде в землю, через деревья или опоры токи молнии растекаются в земле и мо­ гут попасть в кабель ослабленными, но вызвать повреждение. По­ вреждения от грозы составляют около 11% от общего числа.

Рис. 18.13. Защита кабеля от ударов молнии проводами ВЛС

Защищать кабели от грозы в населенных пунктах, особенно в канализации, нет необходимости. Необходимость защиты кабелей вне населенных пунктов определяют расчетом ожидаемого числа повреждений за год на 100 км трассы. Исходными данными для расчета являются: грозовая активность в районе прокладки кабе­ ля, геологическая характеристика грунта и рельефа, удельная про­ водимость грунта, наличие экранирующих предметов и сооружений (деревья, опоры, железные дороги, трубопроводы), а также харак­ теристики элементов конструкции кабеля (бронепокров, оболочка, изоляция) *).

Защиту от ударов молнии на кабелях основных направлений предпринимают в случае, если по расчету вероятность поврежде­ ния равна 0,2 и выше, т. е. более одного повреждения в пять лет. Для других, менее важных, обходных направлений предусматри­ вают защиту при вероятности повреждения 0,3, т. е. более одного повреждения в три года.

‘) Методика этого расчета подробно изложена в «Руководстве по защите междугородных подземных кабелей связи от ударов молнии». М., Связь», 1968.

293

Наиболее эффективной защитой является прокладка защитных проводов или тросов. Достаточно хорошо защищают кабель воз­ душные линии связи. Применяются также специальные заземле­ ния бронелент и оболочки, малогабаритные разрядники и грозо­ стойкие конструкции кабелей. Прокладка защитных проводов (тро­ сов) осуществляется одновременно с прокладкой кабеля. Коли­ чество проводов, от одного до четырех, определяется проектом. Глубина прокладки вдвое меньше глубины прокладки кабеля, рас­ положение над кабелем симметричное. В качестве защитных про­ водов используют медные и биметаллические провода диаметром 3—4 мм и стальные оцинкованные тросы ПС-70.

Провода воздушных линий связи для защиты кабеля обору­ дуют искровыми разрядниками через 120—300 м. Кабель прокла­ дывается на расстоянии не более полуторной высоты опор, так как провод, находящийся на высоте h, защищает от удара молнии по­ лосу шириной (3—4) h (рис. 18.13).

Корни отдельно стоящих деревьев и основания опор ЛЭП на трассе кабеля при определенных условиях окружают экранирую­ щим тросом (шиной), или кольцом, или подковой. Трос зазем­ ляется.


ГЛ А В А Д Е В Я Т Н А Д Ц А Т А Я

МЕ Ж Д У Г О Р О Д Н Ы Е

ИС Е Л Ь С К И Е

ВО З Д У Ш Н Ы Е Л И Н И И

19.1.КОНСТРУКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ СВЯЗИ

По своему значению воздушные линии связи подразделяются-на три класса. К классу I относятся общегосударственные линии, к классу II — внутриобластные и к классу III — линии сельской связи.

По механической прочности ВЛС, в отличие от линий ГТС, под­ разделяются на четыре типа: облегченный (О), нормальный (Н), усиленный (У) и особо усиленный (ОУ), определяемый районом, где наблюдается гололед до 20 мм. Некоторые конструктивные особенности определяют температурные зоны: зона I (северная) —

расчетные температуры от

—55 до +30°С; зона II (средняя) —

от —40 до + 45°С; зона III

(южная) — от —25 до + 60°С.

Составные элементы ВЛС (опора, арматура и провода) анало­ гичны столбовым линиям ГТС. По существу, отличия заключаются в применении проводов большего диаметра из-за большей протя­ женности и в разнообразии назначений междугородных линий и линий СТС. Кроме того, к ВЛС предъявляются более высокие тре­ бования по надежности.

Для междугородных линий в основном предназначены следую­ щие виды проволок: биметаллическая сталемедная марки БСМ-1, диаметром 4 мм (толщина слоя меди — 0,2 мм); сталеалюминиевая марки АС-16, свитая из одной стальной и шести алюминиевых, об­ щим диаметром 5,4 мм; биметаллическая сталеалюминиевая мар­ ки БСА, диаметром 5,1 и 4,3 мм (толщина слоя алюминия — 0,25 мм). На линиях СТС преимущественно подвешены стальные провода. Для крепления проводов используют вязочную прово­ локу одного материала с линейным, но мягче и меньше диаметром.

При монтаже вводов тч цепей применяют изолированные про­ вода марок ПР, ПРГ, П РЖ и АПР сечением не менее 1,5 мм2. Мон­ таж вч цепей на кабельных опорах выполняют коаксиальным ка­ белем марки КПО 1,2/3,2. Прежде рекомендовались радиочастот­ ные кабели марок РК-50-4-13 (РК-29) и РК-50-7-15 (РК-49).

Цепи из цветных металлов предназначены для уплотнения ап­ паратурой В-3 и В-12 в диапазоне до 143 кГц. Стальные цепи пред­ назначены для уплотнения аппаратурой В-3 в диапазоне до 31 кГц.

295


Цепи на СТС уплотняются также аппаратурой В-2-2 в диапазоне до 26 кГц. Арматура — штыри, крюки и изоляторы — соответствуют диаметру проволоки (табл. 19.1). С помощью арматуры провода закрепляются на опоре в определенном порядке.

Т а б л и ц а

19.1

Таблица соответствия проволоки, изолятора, штыря или крюка

Проволоки, мм

Изолятор

Штырь

Крюк

4 , 0 и 3 , 5

Т Ф - 1 8

Ш т . - 1 8

К Н - 1 8

 

4 , 0

Т Ф - 1 8

Ш т . - 2 0

К Н - 2 0

4 , 0

сталь

Т Ф - 1 6

Ш т . - 1 6

К Н - 1 6

 

3 , 0

Т Ф - 1 6

Ш т . - 1 6

К Н - 1 6

 

3 , 0

Т Ф - 1 6

Ш т . - 1 8

К Н - 1 8

2 , 5

и 2 , 0

Т Ф - 1 2

Ш т . - 12

К Н - 1 2

Примечание

Дл я у с и л е н н о г о крепления

Дл я линий III класса

Д л я у с и л ен н о го крепления

Изолятор ТФ-18 имеет высоту 108 мм, диаметр 75 мм, массу 0,62 кг. Кроме изоляторов ТФ, на ВЛС применяют изоляторы мар­

ки ТСБ

(телефонный стеклянный бесщелочной)

тех же размеров.

 

 

На воздушных линиях применяют,

 

 

главным образом, деревянные 8-штыр-

 

 

ные траверсы,

реже — 4-штырные и

 

 

стальные. Деревянная траверса изго­

 

 

товляется из

бруска

размером 100Х

 

 

80 мм, длина траверсы 250 см, рассто­

 

 

яние между

проводами

цепи 20 см,

 

 

между цепями 50 см. Траверсы осна­

 

 

щают штырями (рис. 19.1). В целях

 

 

предохранения

от

гниения траверсы

 

 

пропитывают антисептиком.

Р и с . 19.1.

Д е р е в я н н а я т р а в е р с а :

Опоры могут иметь крюковой, тра­

а) т р а в е р с а ; б) ш ты рь ; в) и з о ­

версный или смешанный профиль. Не­

л я т о р

 

которые типовые

профили изображе­

 

 

ны на рис. 19.2.

 

 

Траверсный

Крюковой профиль применяют в основном на СТС.

профиль дает более благоприятное для уплотнения взаимное рас­ положение цепей.

При устройстве скрещивания на траверсах вместо штырей при­ меняют накладки или подвесные крюки. Г-образные кронштейны применяют вместо крюков при крюковом профиле. Специальные накладки применяют при вводах, переходах и ответвлении.

Опоры, устанавливаемые на ВЛС, могут быть железобетонными и деревянными. Конструкция железобетонных опор рассчитана для линий траверсного профиля. Однако допускается крепление д вух - четырех крюков. При формовке опоры в бетон закладывают сгш-

296


рали из проволоки диаметром 3 или 4 мм с ввернутыми хвосто­ выми частями крюка. После 4—5 дней отвердевания хвостовики могут быть удалены.

Достоинством железобетонных опор является их долговечность (расчетный срок службы 50 лет), недостатком является сложность транспортировки и установки из-за большой массы. Применение железобетонных опор позволит свести до минимума расход дефи­ цитной древесины, что особенно важно в безлесных районах.

Рис. :1 '.2. Типовые профили опор

На межд; городных и сельских линиях промежуточные опоры устанавливают на прямых участках линии через расстояния, назы­ ваемые пролетами. Длины пролетав даны в табл. 19.2. Место уста­ новки опоры определяется при разбивке трассы. При этом необ­ ходимо соблюдать точность в длине пролета и прямолинейность. Рытьё ям и установку опор осуществляют с помощью машин (рис. 19.3). При выборочной установке или при невозможности применить ма пину рытьё производят средствами малой механиза­ ции (бурофре!) или вручную.

Непосредс"венно в землю разрешается устанавливать железо­ бетонные опоры и деревянные из деревьев хвойных пород, пропи­ танные заводским или другим способом. В большинстве случаев деревянные опоры устанавливают с железобетонными приставка­ ми типа ПР или ТН. IB лесных районах, где разрешена местная за-

11—313

297