ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
50
0 |
5 |
10 |
- I- - - - - - - - - - - - - - - |
---- - - - - - - - - - - - - |
- - -1-- |
План дома купца Безносова
удобную планировку избы зодчий механически перево дит в камень, а места связей бревен, где были выходы торцов и чего нельзя избежать в дереве, он по традиции выделяет пилястрами. Отсюда и получился каменный дом с двумя пятистенками со сложной связью. Другая осо бенность дома Безносова, имеющая также глубокие ис торические корни, — четкое разделение на два этажа. Верхний был жилой, с парадным залом, а нижний хозяй ственный — с погребами и складами. Жилые комнаты бо гато украшались. Одним из любимых украшений интерье ра служили печи с орнаментальными или сюжетными по ливными изразцами. (Печь, стоявшая в спальне дома Безносова, сохранилась и находится в Ленинграде в Ху дожественно-промышленном училище имени В. И. Мухи ной.) Пышно украшенные, с затейливыми надписями, вы зывающими улыбку, с тонкими изящными балясинками, они напоминают скорее драгоценный ларь, нежели печь. Рисунки — не только украшения, а своеобразная энцик
51
лопедия, где с неудержимой фантазией рассказывается о китайцах, «немцах*, чудовищных зверях или о жизни и нравах, окружавших художника XVIII века. Часто по добные сюжеты сопровождали весьма фривольные надпи си, что, впрочем, нисколько не смущало хозяев.
Нижние комнаты оставались без всякого убранства. В них вели узкие двери, и перекрывались они глухими сводами, чтобы обезопасить склады и лавки в случае по жара. (В доме Безносова своды почти не сохранились. Они, по-видимому, исчезли при реконструкции здания в середине XIX века, когда к нему был пристроен еще один дом.) На окна ставили металлические решетки, опасаясь лихих людей. В толстых стенах устраивали лестницу, по которой спускались в нижний этаж прямо из комнат, чтобы изнутри наложить на двери запоры.
Есть в Торопце еще один дом, похожий на дом Безно сова (Красноармейская улица, 15). Между наличников его окон совсем не видно стен, отчего фасады кажутся бо лее нарядными. Вплотную к дому примыкает кирпичная калитка и часть забора. Эти малые архитектурные фор мы, сугубо утилитарные по значению, почти не сохрани лись в городе. В середине XVIII века и позже они были неотъемлемой принадлежностью домов. На ночь калитка и ворота запирались на толстые засовы, во двор спускали злых собак ростом с теленка, окна закрывались глухими ставнями, металлические подставы от которых можно ви деть на старых домах, а кое-где сохранились и сами став ни, и дом превращался в маленькую крепость, куда по сторонний взгляд проникать не должен. На это у торопецких купцов имелось немало оснований. Они отлича лись не только богатством, но и тем, что были нечисты на руку, торгуя по принципу кто кого обманет, меняя ко пейку на рубль. Традиция сохранилась надолго. Недаром жители Торопца получили прозвище «чертовы головы*. Проделки купцов, о чем свидетельствует множество до кументов, не раз вызывали возмущение правительства. Но интереснее документов легенда, которую старожилы могут рассказать и сейчас: Екатерина Н, возмущенная жульничеством торопецких купцов, приказала наградить их медной медалью (по другим версиям, чугунной, брон зовой) весом в тридцать пудов.
Эта легенда, а вот что в подвалах подобных домов су ществовали потайные кладовые, куда прятался беспош линно привозимый товар,— факт, и о нем упоминает в своем исследовании историк города уроженец Торопца И. Побойнин.
57
По сравнению с Суздалем или Ярославлем в Торопце никогда не было большого количества церквей. Однако они настолько разнообразны, что порой вызывали даже у современников восхищение. Один из путешественников XIX века, очарованный торопецкими храмами, сравнил их с постройками «греческих зодчих»22. Разумеется, с классическими античными зданиями у торопецких не бы ло ничего общего. Слишком далеки они от Эллады и сло жились совсем на иной почве. Но то, что торопецкие мас тера чутко воспринимали новые веяния, хорошо видно из дальнейшего развития их творчества.
«СЕЙ ЗНАТНЫЙ КУПЕЦ С ОСОБЛИВЫМ ВКУСОМ И ОТМЕННЫМ ВЕЛИКОЛЕПИЕМ ПО НОВОЙ АРХИТЕК ТУРЕ ПАМЯНУТУЮ ЦЕРКОВЬ СООРУЖИВШИЙ». — написал историк города Петр Иродионов спустя год после построения по заказу торопецкого купца Якова Василье вича Туфанова в 1777 году Покровской церкви23 рядом с древней Никольской, на территории упраздненного монас тыря. Поразил сей храм современника! Все было непри вычно, необычно для торопчанина. Его формы и сейчас вызывают удивление даже у людей искушенных. Ближай шей рвдственницей можно назвать церковь 1769 года в Денисьеве-Знаменском Московской области, имеющую точно такой же план и композицию нижнего яруса. Что касается завершения — подобие найти трудно. Лишь в са мом конце XVIII — начале XIX века можно встретить церкви, похожие на Покровскую. Что же необыкновенно го в ней? Что удивляло современников и заставляет нас выделить Покровскую церковь среди других? Первое, на что сразу обращаешь внимание, — необыкновенная высо та здания. Когда это впечатление несколько слабеет и глаз привыкает к столь стремительному взлету форм, то замечаешь, что объемы церкви, оставаясь традиционно барочными, восприняли много классических черт.
В плане здание — квадрат со скругленными углами. Внутри четыре пилона сложной конфигурации поддержи вают восьмерик. На его своды поставлен прихотливый све товой фонарик. Снаружи все фасады нижнего яруса вы деланы портиками, отдаленно напоминая крестообразные центрические постройки. Но здесь это воспоминание и не
больше. Чтобы скрыть стыки |
углов, мастер |
прибега |
|
ет к интересному приему. На их округлениях |
он |
поме |
|
щает оконные проемы, а сами |
стены обрабатывает |
рус |
том. Одновременно центр каждого фасада, портики, он вы-
59
деляет декором, делая его симметричным относительно вертикальной оси. Исчезает строгий геометризм массив ной нижней части здания, и все внимание переносится на фасад, где поставленные на высокие базы тонкие узкие пилястры освобождают его от давящего чувства тяжести.
Снаружи почти невозможно понять, как велика цер ковь. Поэтому интерьер своим открытым пространством производит еще более неожиданное впечатление. Надо за метить, что мастер здесь использовал не менее интерес ный конструктивный прием. Поставив высокий восьмерик на тонкие пилоны, он перекинул от них на стены арки. Получилась на редкость жесткая конструкция. Вся на грузка от верхнего яруса равномерно распределилась на двенадцать опор, что позволило не увеличивать толщину стен. Понимаешь же это только спустя некоторое время, настолько впечатляет пространство, высота, обилие кра сивых округлых очертаний арок и изысканная лепнина. Такую работу можно увидеть разве что в лучших стопич
Интерьер Покровской церкви. Последняя четверть
XVIII века. Фото из Музея архитектуры им.
А. В. Щусева
ных интерьерах. Когда-то под стать ей интерьеры укра шала не менее изысканная деревянная резьба иконостаса, сеней над алтарем, аналоя, кафедры. В XIX веке, опаса ясь за хрупкую резьбу кафедры, ее даже ограждали ме таллической решеткой.
«Особливый вкус и отменное великолепие» Покровской церкви невольно заставляют задуматься — а кто был ее строителем? Вряд ли когда-нибудь удастся найти ответ на этот вопрос. Можно лишь полагать, что архитектурные формы церкви не были чужды торопчанам. Отрицать ка кое-то влияние или знакомство мастера со столичной, пе тербургской архитектурой не приходится. Сам тип зда ния, восходящий к древним образцам центрических по строек «иже под колоколы», должен был быть хорошо из вестен им. В поисках целостного объема зодчие в конце концов должны были обратиться к подобному типу.
Такие детали, как фронтоны с круглым окном в цент ре, портики с двумя пилястрами по сторонам и узкие пи-
60
лястры на восьмерике с едва намеченными капителями, поставленные на высокие базы, их размещение на плос кости стены, обработка карнизов — все это повторяет Бо гоявленскую церковь, получив дальнейшее естественное развитие.
В Покровской церкви есть некоторые на первый взгляд несущественные детали, которые говорят о том, что мас тер был местный. Привычка, традиция выдает его. Ал тарь от храма отделяется стеной с тремя проходами — деталь архаичная, совершенно не нужная для подобного интерьера и тем более неуместная для столичного масте ра. Точно такой же деталью являются огромные, словно нависающие, замковые камни над окнами. Пытаясь сде лать их отличными от торопецких, мастер еще неумело обращается с этой формой, утрируя ее до гипертрофиро ванных размеров.
«ПРОВЕДЕНЫ МНОЮ В НАТУРЕ ГОРОДА ТОРОПЦА УЛИЦЫ ТРЕМЯ ПЕРЕЛОМАМИ...» Сразу узнаешь улицы городов, получивших регулярную планировку в XVIII ве ке. В этом Торопец не составляет исключения. Указ «О еделании всем городам, их строению и улицам специ альных планов по каждой губернии особо» коснулся и его. Правда, до воплощения указа прошло двадцать лет,
когда наконец в 1783 году землемер Траханилов из го рода Острова Псковской губернии в рапорте торопецкому городничему сообщил: «Проведены мною в натуре горо да Торопца улицы тремя переломами... Оставляя в линию каменные купецкие дома...»24.
Имя архитектора, по плану которого уездный земле мер проводил улицы, осталось неизвестным. В самом про екте нет ничего необычного. Можно лишь заметить, что при его составлении, насколько было возможно, учтена исторически сложившаяся планировка. В ней нет такого безадресного наложения геометрической сетки на старую стихийную застройку. С одной стороны, сохранялись су ществовавшие каменные здания, которых в Торопце к этому времени было сравнительно много, а с другой — основные радиально расходящиеся улицы проложены поч ти по старым, «спрямляя» их. Несмотря на это, новый план не мог быть полностью приемлем. Из того же рапор та видно, что Траханилову пришлось стать «соавтором» генерального плана, уточняя его на месте: «...первая [улица] по удобности старых каменных домов, проведена тремя изгибами: прочие же три... удалена часть, по той
62
крепостного места часть отходит...»26. «Объявленных не удовольствий* в документах встречается много. С ними не считались, и раз проведенная улица становилась свое го рода законом, за исполнением которого обязан был следить городской голова. Так регулярная планировка складывалась во многих уездных городах. Остальное до делывали пожары и время, уничтожавшие стихийную за стройку города, после чего начинали строить согласно утвержденному плану.
«ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ДОМОВ В ТОРОПЦЕ 1902, В ТОМ ЧИСЛЕ КАМЕННЫХ СТАРОГО ЖИЛЬЯ 37, ДЛЯ КЛАЖИ 15, ПО ВЫСОЧАЙШЕ ОПРОБОВАННОМУ ПЛА НУ ПОСТРОЕННЫЕ: КАМЕННЫЕ 7, ДЕРЕВЯН НЫХ 36...». Из рапорта городничего Торопца от 2 января 1790 года хорошо видно, как невелико было каменное жи лое строительство в городе27. Тем не менее многие из до мов сохранились до наших дней, и можно даже попы таться установить, какие дома имел в виду составитель реестра, называя их построенными «по высочайше опро бованному плану».
Рядом с Успенской церковью по улице К. Маркса, 49, и на Октябрьской улице, 48/15, стоят два дома, очень похожие друг на друга. Построенные одновременно в 80-х годах, они во многом напоминают дом купца Без носова. Принципиальное отличие лишь в том, что оба дома имеют выделенный центр фасада и окна группи руются попарно. Чтобы не нарушать регулярность, дела ли ложные окна. Понять происхождение ложных окон можно, лишь взглянув на внутреннюю планировку зда ний. Оказывается, она ничуть не изменилась и осталась такая же архаичная, как прежде, и там, где на фасаде ложное окно, — внутри стена между двух помещений. Традиционный план был настолько удобным и живучим, что с ним пришлось считаться и ограничиться требова ниями соблюдения регулярности только с «фасады». Ес ли планы новых городов коренным образом меняли об лик городской усадьбы и часто вызывали сопротивле ние горожан, то соблюдение «регулярности фасады» вы полнялось охотно. Оно не затрагивало веками сложив шегося уклада жизни.
Часто «фасада» в уездных городах будет пониматься до смешного наивно — была бы лишь она соблюдена в верхней жилой части дома, а в нижней совсем не обя зательно. «Высочайше опробованные проекты», попадая