Файл: Галашевич, А. А. Торопец и его окрестности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

68

могли его закончить на свои средства. И это в городе, где когда-то один купец только на свои средства выстро­ ил Покровскую церковь.

«КАК ВО СЛАВНОМ ВО ГОРОДЕ ВО ТОРОПЦЕ, ЧТО ЗА СЛАВНОЮ РЕКОЮ ЗА ТОРОПОЙ СТАНОВИЛСЯ РИМСКИЙ ПОЛК ПО КВАРТИРАМ..... Однообразно скучно потекла жизнь в Торопце. Где-то там, далеко «во Хранции», бунтовали, а в Торопце по ревизии 1811 года не было ни одной книжной лавки. Где-то там «с туркой воевали», а в Торопце на свадьбе «поп опился». Уныло стало в городе. Займет ненадолго воображение местного купчишки «сон про белого быка», перетолкуется по-вся­ кому, и опять до следующего события такого же рода.

Строили тоже медленно, неторопливо. Уже не было того размаха, когда в каждой новой постройке прогля­ дывал почерк мастера. Поэтому в Торопце трудно выде­ лить дома, которые возникли до пожара 1792 года, а ко­ торые после. И, может быть, именно отсутствие новых поисков привело к тому, что по традиции в зданиях про­ должало сохраняться прежнее благородство и дома не выглядели такими унылыми, как сама торопецкая жизнь. В это же время начинаются бесконечные переделки до­ мов и церквей с претензией на стиль и моду столицы. Они продолжались весь XIX век, зачастую приводя к полной утрате первоначального облика здания. Иногда перелицовывали только интерьеры, а иногда и фасады, как, например, дом с портиком, стоящий в центре горо­ да, где под поздним оформлением скрывается первона­ чальный остов жилого дома XVIII века.

Война с французами ненадолго всколыхнула город. Наполеон в погоне за армией Витгенштейна всего не­ сколько километров не дошел до Торопца. Только по­ спешность, с которой он стремился к Москве, спасла город от нового разорения.

«Во время движения французов на Смоленск в Тороп­ це был государственный обоз и тут же, около месяца, жил государев канцлер граф И. П. Румянцев и министр внутренних дел граф В. П. Кочубей... через Торопец про­ ложена была самая главная дорога и много везли вой­ ска, ратников и пушек, преимущественно в корпус гра­ фа Витгенштейна. В Торопец же в августе 1812 года при­ везли пленником губернатора парижского генерала Жюно»,— записал несколько лет опустя один из очевидцев этих событий29

70

— Не боюсь, у меня хорошая палка, десять мужиков

перебью).

Но осталась и другая слава за Торопцом. Слава, кото­ рая жива по сей день! Это торопецкие песни. Еще в XVIII веке писавшие о городе отмечали, что «жители... любят праздности и всякие веселости*32. Многие из старых пе­ сен живы и сейчас. Их поют по селам и деревням, в клу­ бах и на вечеринках. Торопецкие песни стали колыбелью музыки Модеста Петровича Мусоргского, родившегося в селе Карево Торопецкого уезда. (Ныне Псковская область, Куньинский район.) Кстати, Модест Петрович Мусоргский в 1876 году был почетным мировым судьей Торопецкого округа.

Местные напевы оказали на композитора такое большое влияние, что спустя много лет наш современник, компо­ зитор Ю. Шапорин, скажет об этих песнях: «...особеннос­ ти музыкальной речи Мусоргского определяются во мно­ гом особенностями мелодичного склада с детства знако­ мых псковских напевов...*33.

Песнями торопчане приветствовали рождение человека, с песнями-причитаниями провожали его в последний путь. Для каждого времени года, для начала и окончания ра­ бот, для прихода весны и приготовления хлеба из нового урожая были свои песни. С ними шли под венец, пели сво­ им «миляхам» во время «дивения», развлекались в хоро­ водах и на игрищах. Высмеивали, шутили, слагали балла­ ды, баюкали младенцев. Нет такой стороны жизни торопчан, которой не касались бы песни. В песнях сохранялось былое величие Торопца, его славное прошлое, любование своей нарядной архитектурой:

Гуляла княгиня барыня По Торопцу, славному городу.

Пригулялась ко воротичкам, Ко воротам досчатым, Ко верьем точеным,

Кколечкам золоченым...

Кдомику высокому,

Ккрылечку крученому.

Ксеням переходчатым...34.



5. В окрестностях города

Красивы окрестности Торопца. Бродить по ним одно удовольствие. Видно далеко. Местность почти безлесная, открытая. Город лежит в небольшой котловине, со всех сторон окружен озерами, болотами и горами. Именно с этих гор открываются живописные панорамы, а на го­ рах издавна сложилось несколько интересных архитек­ турных комплексов, кольцом окруживших Торопец. Два из них замечаешь быстро, как только немного освоишь­ ся в городе. Потом они постоянно будут манить к себе, пока наконец не сделаешь над собой усилие и, с сожа­ лением расставшись с городом, не направишься туда. И пусть некоторые памятники окажутся не так интересны, как казались издалека, но сами пейзажи доставят боль­ шое наслаждение, дополнят представление о Торопце.

«ПОСТРОИТЬ ПО ПРИОБЩЕННОМУ РИСУНКУ...». В погожий солнечный день из Торопца на другом берегу озера Соломено виднеются старые деревья. Над ними поднимается главка церквушки. Это Знаменское. Назва­ ние села, купы деревьев, главка церквушки подсказыва­ ют, что там должна быть старая усадьба. Зимой, когда озеро замерзнет, туда легко добраться прямо по льду. Ле­ том же дорога длиннее — берегом озера или, если посча­ стливится достать лодку, водой. Однако какой путь ни из­ берешь — одинаково хорошо.

Город постепенно удаляется, растворяется в голубова­ той дымке, становится похожим на старинную гравюру.

73

екая церковь была освящена. Но один из приделов — Никольский, посвященный найденной иконе,— по какимто причинам освятили только в 1782 году, хотя видимых следов более поздних доделок нет.

Еще подходя к церкви понимаешь, что она принадле­ жит к местной торопецкой школе, ее формы хорошо зна­ комы по городским образцам. Построенная на два года позже Богоявленской и за год до Успенской церкви, она во многом похожа на ту и на другую. По типу Знамен­ ская церковь — это два восьмерика, поставленные на чет­ верик и увенчанные световым фонариком. С запада об­ ширная трапезная с приделами и колокольня. План традиционен, но в вертикальных объемах, особенно со сто­ роны апсиды, наблюдается стремление повторить строй­ ные пропорции Богоявленской церкви. Вместе с тем в де­ корации, в трапезной с двумя приделами и двусветном четверике — черты, которые получат развитие в более поздних постройках Торопца.

Внутреннее пространство Знаменской церкви открыто до самого верха. Даже венчающий фонарик сделан све­ товым. Подобное построение интерьера достаточно рас­ пространено в русской архитектуре. В Торопце же такое открытое ярусное пространство встречается впервые.

Тот факт, что Знаменская церковь имела предваритель­ ный «приобщенный рисунок», что видно из выданного разрешения на ее построение, позволяет подразумевать высокий профессиональный уровень торопецкой строи­ тельной артели. Две другие церкви неподалеку от Тороп­ ца, в селах Якшине и Нешевицах, возникшие нескольки­ ми годами позже, имеют планы, с детальной точностью повторяющие план Знаменской церкви, а это приводит к мысли о существовании в Торопце хорошо слаженной строительной артели, сумевшей за несколько лет по­ строить в городе и окрестностях многие церкви.

Челищевым Знаменское принадлежало до начала XIX века. Тогда же, вероятно, был разбит липовый парк, ныне почти утративший свою первоначальную планиров­ ку. Напротив церкви, за небольшим оврагом, расположе­ на сама усадьба, от которой сохранились хозяйственная постройка и двухэтажный каменный дом, где сейчас на­ ходится школа. Дом 30—40-х годов прошлого столетия, вероятно, был построен Александром Осиповичем Поджио, бывшим одно время торопецким уездным предводи­ телем дворянства. К Поджио усадьба Знаменское пере­ шла от Гертруды Яковлевны Челищевой, когда Осип Вик­ торович Поджио женился на ее дочери.


74

Не так давно стали известны удивительные факты, связанные с историей этой усадьбы. В 1826 году Ни­ колай I под видом «заботы» о семьях декабристов запро­ сил о них сведения. Из Торопца от уездного предводите­ ля дворянства последовал ответ: «В Торопецком округе жительствует вдова — советница Гертруда Яковлевна Че-

лищева, теща штабс-капитана Осипа Викторовича Поджио, преступника, осужденного верховным уголовным судом. Дочь же ее, бывшая с ним в замужестве, покойна,

иоставшиеся дети находятся у родной матери Поджио»36. Осип Викторович — итальянец по происхождению, ро­

дился в 1792 году. В двадцатилетием возрасте участвовал в Бородинском сражении, а в 1818 году вышел в отстав­ ку. К этому времени он уже был женат на Елизавете Дмитриевне Челищевой. Вскоре она умерла, оставив мо­ лодому отцу двоих детей. В конце 1825 года Осип Вик­ торович женился вторично, на дочери сенатора Борозди­ на, а спустя несколько месяцев, в январе 1826 года, его арестовывают и приговаривают к каторжным работам сроком на двенадцать лет за участие в декабристском движении. Его жена, по примеру своей родственницы княгини Волконской, хотела следовать за ним в Сибирь. Отец Бороздиной, по-видимому, всей душой ненавидел своего зятя (Осип Викторович вступил в брак с ней про­ тив воли ее отца). Желая воспрепятствовать выезду до­ чери, сенатор воспользовался своим влиянием, обратился с просьбой к Николаю I, и тот удовлетворил ее — распо­ рядился тайно заключить О. В. Поджио в отдельную ка­ меру Шлиссельбургской крепости, где он числился аре­ стантом под порядковым номером. Сколько ни пыталась его жена выяснить судьбу мужа, сколько ни обращалась к царю — добиться ничего не могла. Только через восемь лет, после того как она вторично вышла замуж, за князя Гагарина, Осип Викторович был отправлен в Сибирь на поселение, и только там он узнал об этом чудовищном по своей жестокости обмане. В ссылке он находился до конца жизни и умер в Иркутске в 1848 году.

Вместе с Осипом Викторовичем долгие годы в ссылке провел его брат — Александр Викторович, который после освобождения поселился с семьей в Знаменском у своего племянника. Неласково встретил племянник вернувшего­ ся декабриста — «самое устройство жилья для него и его семьи не понравилось старику... его поселили в мрачных, темных комнатах небольшого флигеля... давали ему по­ стоянно и в разных мелочах чувствовать, что его содер­ жат как бедного родственника, на хлебах из милости37


76

чезнувший теперь, подгородный Троицкий монастырь был прозван Кудиным. (Кудино обозначает бесовское ме­ сто, или, другими словами, «бесовский монастырь*.)

Незавидная судьба у Небина Троицкого монастыря. Он никогда не отличался богатством. Бедный, захудалый, на протяжении всей своей истории влачил жалкое су­ ществование, и только случай спас его от упразднения по указу Екатерины II, когда все другие монастыри го­ рода были закрыты. В переписных книгах 1702 года о нем записано: «Монастырь огражден забором. Забор ветх, мерою по св. воротам 20 сажень, по задней стене и посто­ ронним 20 сажень. На монастыре церковь деревянная с трапезою ветха, да каменной церкви построено до сво­ дов...»38.

Не совсем ясно, о какой «построенной до сводов» церк­ ви идет речь. Скорее всего, имеется в виду небольшая церквушка, ставшая приделом Троицкой церкви, выст­ роенной в 1718 году. То, что придел возник рань­ ше церкви, никаких сомнений не вызывает. Карнизы с поребриком, пилястры, толстые стены, обнажившиеся под штукатуркой наличники тяготеют к формам архи­ тектуры конца XVII века. Особенно хорошо это видно в интерьере церкви, где декор придела оказался внутри. Сама же Троицкая церковь напоминает торопецкие хра­ мы начала XVIII века, с вытянутыми призматическими объемами, традиционным пятиглавием и широким деко­ ративным карнизом, но с более скромно украшенными фасадами.

Из переписных книг видно, что «в монастыре девять келий с сенями... Проживает 15 монахов... А по сказке того монастыря архимандрита Германа ему и братии го­ сударева денежного и хлебного жалования нет, а кормят­ ся де они работаю своею и мирским подаянием...»39. Рас­ цвет Небина монастыря по времени совпал с расцветом Торопца, когда в нем помимо церкви возводятся камен­ ные кельи, ограда, крытая тесом, и высокая трехъярус­ ная колокольня, повторившая в своем силуэте и декоре колокольни торопецких церквей.

Утрата Торопцом своего значения больше всего отрази­ лась на монастыре. Он, как и город, оказался в стороне от главных дорог. Лишь редкие паломники забредали сю­ да, ненадолго задерживаясь в оскудевшей обители. «Мо­ настырь ныне беден и малозначителен. В нем любопытны некоторые образа, рисованные в прошлом столетии. В мо­ настыре четыре монаха»40, — записал один из историков в конце прошлого века. Даже в описании православных

77

1

100

Усадьба Подгородняя. Генплан. Начало XIX в.

1.

Главный дом с Ф лигелями.

2.

Н есохранивш ийся

жилой

флигель. 3. Ж илой

флигель.

4.

Х озяйственны е постройки.

5.

Пруд с островом. 6. Пруды

русских обителей отмечалось, что «Небин Троицкий мо­ настырь... никогда не отличался особенным благосостоя­ нием... в настоящее время скуден средствами и мало по­ сещается паломниками»41.*

*ТАИНСТВЕННЫЙ ПОКОИ В ОБШИРНОМ ДОМЕ СТАРОМ...». Мало сохранилось не перестроенных старых усадеб. Одна из них находится в четырех километрах от Торопца. Усадьба так и называется — Подгородняя. Сей­ час здесь размещается один из крупнейших совхозов рай­ она и добраться до Подгородней можно автобусом из центра города. Но лучше идти пешком и по пути осмотреть небольшую Вознесенскую церковь, стоящую на краю города. После изящных городских церквей она про­ изводит такое впечатление, будто ее делал начинающий мастер. Построенная в 1783 году как кладбищенская на средства помещика Гаврилы Лучанинова, Вознесенская