ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
68
могли его закончить на свои средства. И это в городе, где когда-то один купец только на свои средства выстро ил Покровскую церковь.
«КАК ВО СЛАВНОМ ВО ГОРОДЕ ВО ТОРОПЦЕ, ЧТО ЗА СЛАВНОЮ РЕКОЮ ЗА ТОРОПОЙ СТАНОВИЛСЯ РИМСКИЙ ПОЛК ПО КВАРТИРАМ..... Однообразно скучно потекла жизнь в Торопце. Где-то там, далеко «во Хранции», бунтовали, а в Торопце по ревизии 1811 года не было ни одной книжной лавки. Где-то там «с туркой воевали», а в Торопце на свадьбе «поп опился». Уныло стало в городе. Займет ненадолго воображение местного купчишки «сон про белого быка», перетолкуется по-вся кому, и опять до следующего события такого же рода.
Строили тоже медленно, неторопливо. Уже не было того размаха, когда в каждой новой постройке прогля дывал почерк мастера. Поэтому в Торопце трудно выде лить дома, которые возникли до пожара 1792 года, а ко торые после. И, может быть, именно отсутствие новых поисков привело к тому, что по традиции в зданиях про должало сохраняться прежнее благородство и дома не выглядели такими унылыми, как сама торопецкая жизнь. В это же время начинаются бесконечные переделки до мов и церквей с претензией на стиль и моду столицы. Они продолжались весь XIX век, зачастую приводя к полной утрате первоначального облика здания. Иногда перелицовывали только интерьеры, а иногда и фасады, как, например, дом с портиком, стоящий в центре горо да, где под поздним оформлением скрывается первона чальный остов жилого дома XVIII века.
Война с французами ненадолго всколыхнула город. Наполеон в погоне за армией Витгенштейна всего не сколько километров не дошел до Торопца. Только по спешность, с которой он стремился к Москве, спасла город от нового разорения.
«Во время движения французов на Смоленск в Тороп це был государственный обоз и тут же, около месяца, жил государев канцлер граф И. П. Румянцев и министр внутренних дел граф В. П. Кочубей... через Торопец про ложена была самая главная дорога и много везли вой ска, ратников и пушек, преимущественно в корпус гра фа Витгенштейна. В Торопец же в августе 1812 года при везли пленником губернатора парижского генерала Жюно»,— записал несколько лет опустя один из очевидцев этих событий29
70
— Не боюсь, у меня хорошая палка, десять мужиков
перебью).
Но осталась и другая слава за Торопцом. Слава, кото рая жива по сей день! Это торопецкие песни. Еще в XVIII веке писавшие о городе отмечали, что «жители... любят праздности и всякие веселости*32. Многие из старых пе сен живы и сейчас. Их поют по селам и деревням, в клу бах и на вечеринках. Торопецкие песни стали колыбелью музыки Модеста Петровича Мусоргского, родившегося в селе Карево Торопецкого уезда. (Ныне Псковская область, Куньинский район.) Кстати, Модест Петрович Мусоргский в 1876 году был почетным мировым судьей Торопецкого округа.
Местные напевы оказали на композитора такое большое влияние, что спустя много лет наш современник, компо зитор Ю. Шапорин, скажет об этих песнях: «...особеннос ти музыкальной речи Мусоргского определяются во мно гом особенностями мелодичного склада с детства знако мых псковских напевов...*33.
Песнями торопчане приветствовали рождение человека, с песнями-причитаниями провожали его в последний путь. Для каждого времени года, для начала и окончания ра бот, для прихода весны и приготовления хлеба из нового урожая были свои песни. С ними шли под венец, пели сво им «миляхам» во время «дивения», развлекались в хоро водах и на игрищах. Высмеивали, шутили, слагали балла ды, баюкали младенцев. Нет такой стороны жизни торопчан, которой не касались бы песни. В песнях сохранялось былое величие Торопца, его славное прошлое, любование своей нарядной архитектурой:
Гуляла княгиня барыня По Торопцу, славному городу.
Пригулялась ко воротичкам, Ко воротам досчатым, Ко верьем точеным,
Кколечкам золоченым...
Кдомику высокому,
Ккрылечку крученому.
Ксеням переходчатым...34.
5. В окрестностях города
Красивы окрестности Торопца. Бродить по ним одно удовольствие. Видно далеко. Местность почти безлесная, открытая. Город лежит в небольшой котловине, со всех сторон окружен озерами, болотами и горами. Именно с этих гор открываются живописные панорамы, а на го рах издавна сложилось несколько интересных архитек турных комплексов, кольцом окруживших Торопец. Два из них замечаешь быстро, как только немного освоишь ся в городе. Потом они постоянно будут манить к себе, пока наконец не сделаешь над собой усилие и, с сожа лением расставшись с городом, не направишься туда. И пусть некоторые памятники окажутся не так интересны, как казались издалека, но сами пейзажи доставят боль шое наслаждение, дополнят представление о Торопце.
«ПОСТРОИТЬ ПО ПРИОБЩЕННОМУ РИСУНКУ...». В погожий солнечный день из Торопца на другом берегу озера Соломено виднеются старые деревья. Над ними поднимается главка церквушки. Это Знаменское. Назва ние села, купы деревьев, главка церквушки подсказыва ют, что там должна быть старая усадьба. Зимой, когда озеро замерзнет, туда легко добраться прямо по льду. Ле том же дорога длиннее — берегом озера или, если посча стливится достать лодку, водой. Однако какой путь ни из берешь — одинаково хорошо.
Город постепенно удаляется, растворяется в голубова той дымке, становится похожим на старинную гравюру.
73
екая церковь была освящена. Но один из приделов — Никольский, посвященный найденной иконе,— по какимто причинам освятили только в 1782 году, хотя видимых следов более поздних доделок нет.
Еще подходя к церкви понимаешь, что она принадле жит к местной торопецкой школе, ее формы хорошо зна комы по городским образцам. Построенная на два года позже Богоявленской и за год до Успенской церкви, она во многом похожа на ту и на другую. По типу Знамен ская церковь — это два восьмерика, поставленные на чет верик и увенчанные световым фонариком. С запада об ширная трапезная с приделами и колокольня. План традиционен, но в вертикальных объемах, особенно со сто роны апсиды, наблюдается стремление повторить строй ные пропорции Богоявленской церкви. Вместе с тем в де корации, в трапезной с двумя приделами и двусветном четверике — черты, которые получат развитие в более поздних постройках Торопца.
Внутреннее пространство Знаменской церкви открыто до самого верха. Даже венчающий фонарик сделан све товым. Подобное построение интерьера достаточно рас пространено в русской архитектуре. В Торопце же такое открытое ярусное пространство встречается впервые.
Тот факт, что Знаменская церковь имела предваритель ный «приобщенный рисунок», что видно из выданного разрешения на ее построение, позволяет подразумевать высокий профессиональный уровень торопецкой строи тельной артели. Две другие церкви неподалеку от Тороп ца, в селах Якшине и Нешевицах, возникшие нескольки ми годами позже, имеют планы, с детальной точностью повторяющие план Знаменской церкви, а это приводит к мысли о существовании в Торопце хорошо слаженной строительной артели, сумевшей за несколько лет по строить в городе и окрестностях многие церкви.
Челищевым Знаменское принадлежало до начала XIX века. Тогда же, вероятно, был разбит липовый парк, ныне почти утративший свою первоначальную планиров ку. Напротив церкви, за небольшим оврагом, расположе на сама усадьба, от которой сохранились хозяйственная постройка и двухэтажный каменный дом, где сейчас на ходится школа. Дом 30—40-х годов прошлого столетия, вероятно, был построен Александром Осиповичем Поджио, бывшим одно время торопецким уездным предводи телем дворянства. К Поджио усадьба Знаменское пере шла от Гертруды Яковлевны Челищевой, когда Осип Вик торович Поджио женился на ее дочери.
74
Не так давно стали известны удивительные факты, связанные с историей этой усадьбы. В 1826 году Ни колай I под видом «заботы» о семьях декабристов запро сил о них сведения. Из Торопца от уездного предводите ля дворянства последовал ответ: «В Торопецком округе жительствует вдова — советница Гертруда Яковлевна Че-
лищева, теща штабс-капитана Осипа Викторовича Поджио, преступника, осужденного верховным уголовным судом. Дочь же ее, бывшая с ним в замужестве, покойна,
иоставшиеся дети находятся у родной матери Поджио»36. Осип Викторович — итальянец по происхождению, ро
дился в 1792 году. В двадцатилетием возрасте участвовал в Бородинском сражении, а в 1818 году вышел в отстав ку. К этому времени он уже был женат на Елизавете Дмитриевне Челищевой. Вскоре она умерла, оставив мо лодому отцу двоих детей. В конце 1825 года Осип Вик торович женился вторично, на дочери сенатора Борозди на, а спустя несколько месяцев, в январе 1826 года, его арестовывают и приговаривают к каторжным работам сроком на двенадцать лет за участие в декабристском движении. Его жена, по примеру своей родственницы княгини Волконской, хотела следовать за ним в Сибирь. Отец Бороздиной, по-видимому, всей душой ненавидел своего зятя (Осип Викторович вступил в брак с ней про тив воли ее отца). Желая воспрепятствовать выезду до чери, сенатор воспользовался своим влиянием, обратился с просьбой к Николаю I, и тот удовлетворил ее — распо рядился тайно заключить О. В. Поджио в отдельную ка меру Шлиссельбургской крепости, где он числился аре стантом под порядковым номером. Сколько ни пыталась его жена выяснить судьбу мужа, сколько ни обращалась к царю — добиться ничего не могла. Только через восемь лет, после того как она вторично вышла замуж, за князя Гагарина, Осип Викторович был отправлен в Сибирь на поселение, и только там он узнал об этом чудовищном по своей жестокости обмане. В ссылке он находился до конца жизни и умер в Иркутске в 1848 году.
Вместе с Осипом Викторовичем долгие годы в ссылке провел его брат — Александр Викторович, который после освобождения поселился с семьей в Знаменском у своего племянника. Неласково встретил племянник вернувшего ся декабриста — «самое устройство жилья для него и его семьи не понравилось старику... его поселили в мрачных, темных комнатах небольшого флигеля... давали ему по стоянно и в разных мелочах чувствовать, что его содер жат как бедного родственника, на хлебах из милости37
76
чезнувший теперь, подгородный Троицкий монастырь был прозван Кудиным. (Кудино обозначает бесовское ме сто, или, другими словами, «бесовский монастырь*.)
Незавидная судьба у Небина Троицкого монастыря. Он никогда не отличался богатством. Бедный, захудалый, на протяжении всей своей истории влачил жалкое су ществование, и только случай спас его от упразднения по указу Екатерины II, когда все другие монастыри го рода были закрыты. В переписных книгах 1702 года о нем записано: «Монастырь огражден забором. Забор ветх, мерою по св. воротам 20 сажень, по задней стене и посто ронним 20 сажень. На монастыре церковь деревянная с трапезою ветха, да каменной церкви построено до сво дов...»38.
Не совсем ясно, о какой «построенной до сводов» церк ви идет речь. Скорее всего, имеется в виду небольшая церквушка, ставшая приделом Троицкой церкви, выст роенной в 1718 году. То, что придел возник рань ше церкви, никаких сомнений не вызывает. Карнизы с поребриком, пилястры, толстые стены, обнажившиеся под штукатуркой наличники тяготеют к формам архи тектуры конца XVII века. Особенно хорошо это видно в интерьере церкви, где декор придела оказался внутри. Сама же Троицкая церковь напоминает торопецкие хра мы начала XVIII века, с вытянутыми призматическими объемами, традиционным пятиглавием и широким деко ративным карнизом, но с более скромно украшенными фасадами.
Из переписных книг видно, что «в монастыре девять келий с сенями... Проживает 15 монахов... А по сказке того монастыря архимандрита Германа ему и братии го сударева денежного и хлебного жалования нет, а кормят ся де они работаю своею и мирским подаянием...»39. Рас цвет Небина монастыря по времени совпал с расцветом Торопца, когда в нем помимо церкви возводятся камен ные кельи, ограда, крытая тесом, и высокая трехъярус ная колокольня, повторившая в своем силуэте и декоре колокольни торопецких церквей.
Утрата Торопцом своего значения больше всего отрази лась на монастыре. Он, как и город, оказался в стороне от главных дорог. Лишь редкие паломники забредали сю да, ненадолго задерживаясь в оскудевшей обители. «Мо настырь ныне беден и малозначителен. В нем любопытны некоторые образа, рисованные в прошлом столетии. В мо настыре четыре монаха»40, — записал один из историков в конце прошлого века. Даже в описании православных
77
1
100
Усадьба Подгородняя. Генплан. Начало XIX в.
1. |
Главный дом с Ф лигелями. |
|
2. |
Н есохранивш ийся |
жилой |
флигель. 3. Ж илой |
флигель. |
|
4. |
Х озяйственны е постройки. |
|
5. |
Пруд с островом. 6. Пруды |
русских обителей отмечалось, что «Небин Троицкий мо настырь... никогда не отличался особенным благосостоя нием... в настоящее время скуден средствами и мало по сещается паломниками»41.*
*ТАИНСТВЕННЫЙ ПОКОИ В ОБШИРНОМ ДОМЕ СТАРОМ...». Мало сохранилось не перестроенных старых усадеб. Одна из них находится в четырех километрах от Торопца. Усадьба так и называется — Подгородняя. Сей час здесь размещается один из крупнейших совхозов рай она и добраться до Подгородней можно автобусом из центра города. Но лучше идти пешком и по пути осмотреть небольшую Вознесенскую церковь, стоящую на краю города. После изящных городских церквей она про изводит такое впечатление, будто ее делал начинающий мастер. Построенная в 1783 году как кладбищенская на средства помещика Гаврилы Лучанинова, Вознесенская