Файл: Рачинский, В. В. Курс основ атомной техники в сельском хозяйстве учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 223
Скачиваний: 0
подобрать такой радиоактивный изотоп, время выведения кото рого из организма значительно больше времени опыта. Для жи вотных организмов период полувыведения радиоактивных изото пов составляет несколько десятков дней и даже лет.
Сложнее обстоит дело с удержанием радиоактивной метки микроорганизмами. Единственный путь введения радиоактивных меток в микроорганизмы — выращивание их на субстратах с ра диоактивными изотопами. Микроорганизмы после введения их в исследуемый живой организм (животное, растение) в процессе распространения (миграции) интенсивнее теряют вследствие обмена веществ и выделений метку, чем макроорганизмы. Кро ме того, умершие клетки микроорганизмов могут подвергаться фагоцитозу (разложению посредством фагов) и продукты фаго цитоза включаются в обмен веществ макроорганизма, в резуль тате чего он «загрязняется» радиоактивной меткой. Правда, установлено, что интенсивному фагоцитозу после смерти подвер гаются только невирулентные или маловирулентные микроорга низмы.
Существует несколько способов индикации микроорганизмов с помощью изотопных индикаторов.
Желательно вводить в микроорганизмы такие радиоактивные метки, которые прочно входят в состав биологических веществ клетки и не вступают или почти не вступают в процессы изо топного обмена. Например, очень прочно удерживается метка 32Р в составе ДНК. Для более прочного удержания метки коло нию микроорганизмов следует выращивать на меченом субстра те, а затем переносить ее на немеченый субстрат. Быстро обнов ляемые меченые компоненты будут выделяться в окружающую среду, а в клетках останутся меченые компоненты, наиболее прочно удерживающие метку.
Для более точного определения распространения в макро организме меченых микроорганизмов в него вводят несколько радиоактивных меток. Предполагается, что в данном месте присутствуют именно живые меченые клетки микроорганизмов,
если |
обнаруживается активность всех радиоактивных изото |
пов, |
введенных в клетки, и соотношение этих активностей |
совпадает. Однако достоверность метода нескольких меток так
же не всегда надежна, так |
как практически вследствие обмен |
|
ных процессов соотношение |
активностей |
изотопов-индикаторов |
в меченых клетках не всегда сохраняется. |
обеспечивается «пере |
|
Получение более надежных данных |
крестной» методикой, которая заключается в следующем. В мак роорганизм вводят элемент и исследуют его распределение. В другой такой же организм вводят меченные этим же изотопом мертвые клетки исследуемого вида микроорганизма и исследуют распределение индикатора. В третий такой же макроорганизм вводят живые клетки, меченные тем же изотопом, и также иссле дуют распределение индикатора в макроорганизме.
237
Сравнение полученных данных дает возможность выявить истинную картину распределения живых меченых клеток иссле дуемого микроорганизма.
Физиология изучает пути и кинетику распространения кле точных элементов, например, эритроцитов, лейкоцитов в орга низме животных. В этом случае метод изотопных индикаторов незаменим. В организм животного вводят меченные изотопами 59Fe, 51Сг, 32Р подвижные клеточные компоненты (меченые эри троциты, лейкоциты и др.). Подбор метки здесь также имеет важное значение. Необходимо, чтобы метка прочно удержива лась в исследуемых клеточных компонентах — органеллах.
Рассмотренные радиоиндикаторные методики изучения миг рации макро- и микроорганизмов имеют важное значение для защиты растений и животных в условиях сельскохозяйственного производства, ибо рациональную борьбу с сельскохозяйственны ми вредителями, болезнями растений и животных нельзя прово дить без знания биологических закономерностей распростране ния вредителей и болезнетворных микроорганизмов.
Метод радиоактивных индикаторов позволяет эффективно изучать эти закономерности.
При изучении жизни растений часто возникает необходи мость проследить за движением макроскопических элементов растительных организмов, например за перемещением семян от места созревания до места прорастания, распространением пыльцы, перемещением и распространением корневой системы растений в почве, миграцией водорослей и т. д. Весьма интерес ные перспективы открываются теперь в изучении таких процес сов взаимодействия видов организмов в биосфере, как переме щение различных насекомых, оказывающих влияние на жизнь растений, например перенос пчелами пыльцы, птицами — семян, животными — патогенных микробов и вирусов и т. д.
Радиоиндикаторные методы исследования пространственного переноса и распределения элементов в ж ивы х орган и зм ах. В пре дыдущем разделе рассматривались радиоиндикаторные методы исследования перемещения макроскопических живых объектов. В данном разделе будут рассмотрены радиоиндикаторные ме тоды исследования пространственного переноса веществ в жи вых организмах. Итогом такого переноса веществ является про странственное распределение веществ в различных органах. В этом случае экспериментатора интересуют, с какой скоростью перемещаются различные вещества в живых организмах и как они распределяются по различным органам, тканям и ком понентам клеток. Иначе говоря, экспериментатора интересует «топография» распределения веществ.
При проведении таких исследований в живой организм вво дят элемент, меченный радиоактивным изотопом в какой-либо определенной исходной химической форме. При этом необходи мо помнить, что с помощью детекторов излучений мы можем
238
проследить только движение и распределение радиоактивного изотопа, а следовательно, и меченого элемента, но не меченого химического соединения. Конечно, кинетика поступления и рас пределения меченого элемента зависит от химической формы соединения, в какой находится меченый элемент. Но сама радиоиндикаторная методика фиксирует только присутствие мече ного элемента. Для идентификации того, в какой химической форме и в каком физико-химическом состоянии находится ме ченый элемент, необходимы дополнительные исследования с применением других методов.
Можно указать ряд типовых радиоиндикаторных методик изучения пространственного переноса меченых элементов в жи вых организмах.
Одно из ценных преимуществ метода радиоактивных индика торов заключается в том, что он дает возможность изучать про странственный перенос меченых элементов на живых объектах (in vivo). Однако такие эксперименты можно проводить только с теми радиоактивными изотопами, которые испускают доста точно проникающее излучение, доступное для регистрации де
текторами. Сущность радиоиндикаторной |
методики |
опытов |
in vivo сводится к следующему. В живой макроорганизм |
(живот |
|
ное или растение) вводят меченый элемент. |
Способ |
введения |
выбирают в зависимости от поставленных задач эксперимента. Затем с помощью детекторов, например счетчиков-щупов, про слеживают распространение, распределение меченого элемента. Для этого прикладывают счетчик-щуп к различным точкам, местам, органам организма. Уровень скорости счета служит ме рой количества меченого вещества. Такие измерения ориенти ровочны, но они дают ценную информацию. Например, с по мощью такой методики легко выявляется картина того, в какие органы поступает меченое вещество в большем количестве, а в какие — в меньшем, где концентрируется меченый элемент. При исследовании животных и человека используют специальные ра диометрические скеннирующие устройства, позволяющие полу чать наглядную топографическую картину распределения мече ного элемента в теле животного и человека.
Более точные количественные сведения о распределении ме ченого элемента в растительном организме получают путем его фиксации, расчленения на органы и части, изготовления стан дартных препаратов и измерения их активности в стандартных условиях радиометрических измерений. Однако при такой ме тодике невозможно на одном и том же биологическом объекте проследить кинетику и динамику пространственного распределе ния меченого элемента.
Наглядную картину распределения меченого элемента в жи вом организме, в его органах и тканях можно получить методом авторадиографии. Для получения авторадиографа необходима специальная подготовка биологического объекта. Например,
239
если изучают распределение меченого элемента по органам ра стения, то после введения меченого элемента в растение его высушивают под прессом, помещают на рентгеновскую пленку и получают отпечаток, характеризующий пространственное рас пределение меченого элемента в различных органах и тканях растения.
Существенную часть практической авторадиографии состав ляет определение времени экспозиции. Оно зависит от активно сти исследуемого объекта и чувствительности фотоэмульсии. Установлено, что попадание Ю6— 107 р-частиц на 1 см2 поверх ности фотографической пленки создает удовлетворительное авторадиографическое изображение.
Введем следующие обозначения: А0— число частиц, испу скаемых радиоактивным объектом в направлении фотоэмульсии с единицы площади радиоактивного объекта за единицу време ни (определяется измерением поверхностной активности объекта счетчиком частиц); N i-— чувствительность фотоэмульсии — число падающих на единицу поверхности фотослоя частиц, создающих заданное почернение; t — время экспозиции; Гцг — период полу распада радиоактивного изотопа.
Формулу для расчета экспозиции можно вывести из урав нения
(8. 1)
смысл которого состоит в том, что чувствительность фотоэмуль сии численно приравнивается числу частиц, получаемых с еди ницы площади радиоактивного объекта в направлении фото эмульсии за время экспозиции. Из уравнения (8.1) находим
(8.2)
Уравнение (8.1) составлено при допущении, что все части цы, рассеянные в направлении фотоэмульсии, участвуют в со здании авторадиографического изображения (100%-ная эффек тивность). Однако это условие не всегда соблюдается. Поэтому в формулу (8.2) вводят коэффициент, учитывающий эффектив ность фотоэмульсии по отношению к регистрации данного излу чения. Если обозначить буквой k долю падающего на фотослой потока частиц, создающих авторадиографическое изображение, то время экспозиции можно рассчитать по формуле:
|
(8.3) |
Для а- и мягкого p-излучений фактор |
эффективности можно |
принять равным единице' (k = 1), а для |
у-излучения он значи |
240