Файл: Сердечный, В. Н. Тепловая подготовка лесотранспортных машин при безгаражном содержании.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
' В. Н. СЕРДЕЧНЫЙ
Тепловая подготовка лесотранспортных машин при безгаражном содержании
ш ш
Издательство «Лесная промышленность» Москва 1974
f |
-У |
О |
V |
V*' |
|
‘>>Г |
||
/ w |
^ w |
“ ' |
I M » № #
и м
* £ - М
Т » " '
Тепловая подготовка лесотранспортных машин при безгаражном содер жании. С е р д е ч н ы й В. Н., «Лесная промышленность». 1974 г. 128.
В книге рассматриваются вопросы влияния зимних условий на работу лесотранспортных машин (трелевочных тракторов, машин ЛП-2, погрузчиков, лесовозных автомобилей и других механизмов).
Дается характеристика основных средств и методов предпусковой под готовки и технического обслуживания этих машин в холодное время года. Приводятся рекомендации по использованию низкотемпературных топлив, смазочных материалов и технических жидкостей.
Описываются конструкции установок и агрегатов для групповой тепловой подготовки машин при безгаражном содержании, обобщается опыт исполь зования установок в предприятиях лесозаготовительной и других отраслей промышленности и сельского хозяйства.
Таблиц 20, иллюстраций 34, библиография — 25 названий.
31501—201 037(01)—75
© Издательство «Лесная промышленность», 1974 г.
ВВЕДЕНИЕ
В лесозаготовительной промышленности эксплуатируется более 100 тысяч лесотранспортных машин. Состояние лесо транспортного парка влияет на весь технологический процесс? заготовки и вывозки леса, определяет производственный ритм предприятий. От работы машин во многом зависит выполнение производственных заданий лесозаготовительной отраслью в це лом.
Лесотранспортные машины эксплуатируются в неблагопри ятных условиях, характеризующихся большой территориальной разбросанностью малочисленных парков, кратковременностью их работы на одном месте, связанной с частыми перебазиров ками, тяжелыми грунтовыми условиями. Поэтому важное зна чение имеет правильная организация обслуживания и эксплуа тации машин.
Основной способ хранения лесотранспортных машин — без гаражный, на открытых площадках в течение всего периода эксплуатации.
Около 85% парка лесотранспортных машин эксплуатируется в районах с относительно низкими температурами в течение 4— 9 месяцев. В зимнее время коэффициент технической готов ности и использования машин на 10—15% ниже, чем в летний период, а пуск двигателей в условиях преобладающего безга ражного содержания без проведения специальных подготови тельных операций практически невозможен.
Многообразие климатических условий в лесозаготовитель ных районах страны затрудняет задачу конструктивного улуч шения лесотранспортных машин в направлении приспособляе мости к различным климатическим условиям. Большинство автомобилей*и тракторов, составляющих техническую базу лесо заготовительной промышленности, не отвечают требованиям на дежности и работоспособности в условиях эксплуатации при низких температурах окружающего воздуха; их двигатели об ладают низкими пусковыми качествами и не имеют надежных вспомогательных устройств для облегчения пуска.
Отсутствие средств, облегчающих пуск двигателей при низ ких температурах, приводит к недопустимо большим затратам
1* |
3 |
времени смены (до 80 мин) на подготовку машин к работе. При отрицательных температурах резко возрастает вязкость картерных масел и трансмиссионных смазок, даже у зимних сортов масел она повышается в 50—100 раз. При этом необхо димый для прокручивания коленчатого вала двигателя крутя щий момент увеличивается в 3—4 раза и пусковые системы не развивают необходимого числа оборотов. Возрастает и рас ход топлива.
Предпусковой разогрев двигателей в холодный период года имеет большое практическое значение не только для сокраще ния времени запуска, но и для уменьшения их износов, повы шения надежности и долговечности. Применяемые установки и агрегаты имеют различную эффективность, неодинаковые за траты на их изготовление, содержание и эксплуатацию.
Целесообразность использования тех или иных средств теп ловой подготовки, предопределяемых условиями эксплуатации машин и организацией их межсменного хранения, должна в каждом конкретном предприятии обосновываться экономиче ским расчетом.
Таким образом, совершенствование зимней эксплуатации ле сотранспортных машин, в частности облегчение пуска двигате лей в условиях безгаражных стоянок при минимальных удель ных затратах материальных ресурсов и времени на подготовку и пуск, а также наименьших пусковых износах двигателей, яв ляется важной народнохозяйственной задачей.
Г л а в а I
ВЛИЯНИЕ ЗИМНИХ УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ НА РАБОТУ УЗЛОВ И СИСТЕМ ЛЕСОТРАНСПОРТНЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ТРЕЛЕВОЧНЫХ ТРАКТОРОВ, МАШИН ЛП-2, ПОГРУЗОЧНЫХ СРЕДСТВ, ЛЕСОВОЗНЫХ
АВТОМОБИЛЕЙ И ДРУГИХ МЕХАНИЗМОВ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ
Основные лесозаготовительные районы нашей страны — Се вер, Сибирь и Дальний Восток — характеризуются продолжи тельной зимой с устойчивыми морозами. На зимний период приходится 40—60% годового объема вывозки леса. Зимой можно быстро проложить густую сеть временных дорог, чтобы уменьшить расстояние трелевки, вывозки леса из заболоченных и удаленных лесных массивов, освоение которых в летнее время связано с большими трудозатратами или вообще невоз можно. По усредненным данным ЦНИИМЭ и Главлесхоза, например, трелевочные и лесотранспортные машины беспрепят ственно могут работать только на 28,6% территории Архангель ской области и на 46,7% лесопокрытой площади лесозагото вительных районов страны. Поэтому именно в зимний период происходит наиболее интенсивное использование лесотранспорт ных машин.
Хотя многообразие климатических условий лесных районов определяется значительными колебаниями температур в тече ние года, в большинстве районов периоды устойчивых отрица тельных температур бывают продолжительными.
Так, на северо-западе страны в течение 150—180 дней в году температура держится ниже 0° С, а в Сибири число та ких дней доходит до 230. Эксплуатация машин в этих условиях усложняется из-за ветров, снежных заносов, гололеда и метелей, сопровождающихся в отдельных районах высокой влажностью воздуха.
Отрицательное влияние на работу машин оказывают в зим ний период и такие факторы, как сложность устранения отказов в процессе эксплуатации, малая продолжительность светлого
5
дневного времени, что значительно усложняет работу обслужи вающего персонала.
Таким образом, использование трелевочных тракторов, че люстных погрузчиков, машин ЛП-2, бесчокёрных тракторов, ав топоездов на базе большегрузных автомобилей и других ма шин и механизмов лесозаготовительной промышленности зи мой значительно сложнее, чем летом.
Одна из особенностей эксплуатации автопоездов, трелевоч ных тракторов, челюстных погрузчиков и других машин в ле созаготовительной промышленности заключается в кратковре менности работы их на одном месте. Лесовозные машины имеют значительную длину автопоезда без погруженного рос пуска и значительную высоту с роспуском на шасси, что пред определяет временный характер сооружений для их стоянок. Таким образом, основным способом содержания этих машин остается безгаражный на открытых площадках в течение всега периода эксплуатации.
Эффективность использования машин при пониженных тем пературах зависит от времени, затрачиваемого на вспомога тельные операции, из которых основной является пуск двига теля. В настоящее время затраты на подготовку и -пуск двига телей при отсутствии средств, облегчающих запуск, составляют от 40 до 80 мин рабочей смены. При недостаточном прогреве понижается мощность двигателя, увеличивается расход топ лива, затрудняется трогание с места и движение, возрастает усилие на рычагах управления, изменяются физико-химические свойства горюче-смазочных материалов, ухудшаются условие работы приборов электрооборудования.
Лесозаготовительные машины, особенно трелевочные и бесчокерные тракторы, а также машины ЛП-2 эксплуатируются в условиях, отличающихся разнообразием технологических про цессов разработки лесосек, рельефом местности, характером расположения, протяженностью и степенью подготовки треле вочных волоков, изменчивостью траектории перемещения трак торов по лесосеке для сбора пачки леса с большой площади.
Исследования, проведенные СевНИИП, показывают, что сте пень загрузки двигателя трелевочного трактора, определяемая: удельным расходом топлива, на каждой операции технологи ческого процесса различна. Операции движения трактора с грузом, без груза и сбор пачки леса зависят от грунтовых ус ловий. В зимний период эксплуатация трелевочных тракторов* как правило, связана с движением по снежным волокам, когда: трактор движется с погружением гусениц в снег на глубину 300—500 мм и более. Характерной особенностью эксплуатациитрелевочного трактора является работа двигателя на перемен ных режимах, частые остановки, холостой ход, смена частич ных и полных нагрузок. Количество переключений коробки пе ремены передач у трактора ТДТ-55 в течение смены колеблется
б
от 200 до 240. За это время трактор осуществляет от 340 до 430 поворотов. Около 58% машинного времени трактора ис пользуются на третьей передаче, 12 — на второй и 8% — на пер вой. Коэффициент возможного возрастания сил сопротивления при трелевке леса достигает более 1,8. Длительность отдельных фаз работы трактора на трелевке леса за один рейс распределяется следующим образом: холостой ход— 15, маневры — 20, сбор лачки леса — 28, грузовой ход — 37%.
Условия эксплуатации трелевочных тракторов резко отли чаются от условий работы тракторов в сельском хозяйстве и других отраслях промышленности. Расход топлива и угар масла в зимний период у дизелей тре
левочных |
тракторов |
и |
машин |
Ne./ic |
77= 1300 06/MUH |
|||||||||
ЛП-2 |
при значительных отрица |
s f |
|
Ne о |
|
|
||||||||
тельных температурах выше, чем |
|
о |
|
От.кг/ч |
||||||||||
64 |
|
|
|
|||||||||||
летом. Так, фактический часовой |
---- О---- |
° о |
|
|
ф |
|||||||||
расход |
топлива |
машиной |
ЛП-2 |
|
|
о/ |
о |
GT |
|
|||||
зимой выше, чем летом, на 24,7% |
51 |
|
о |
0 ° 10,7 |
||||||||||
о / |
|
|||||||||||||
и составляет соответственно 10,04 |
|
|
|
де,г/лс |
||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||
и 8,05 |
кг!ч. |
Увеличение расхода |
|
|
|
|
|
|||||||
48 |
|
|
|
|
г,70 |
|||||||||
масла к расходу топлива в зим |
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||||
ний |
период |
объясняется |
повы |
|
|
|
|
|
140 |
|||||
шенным |
тепловым |
состоянием |
45 |
|
|
|
|
|||||||
двигателя, что хорошо согласо |
|
|
|
|
|
|
||||||||
вывается |
с низкими отрицатель |
41 |
|
|
|
де |
110 |
|||||||
ными |
|
температурами |
окружаю |
|
|
|
|
|
||||||
щего воздуха* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
В холодный период года труд |
|
40 |
60 |
80 |
|
t,°C |
||||||||
но поддерживать требуемый тем |
Рис 1. Влияние температуры воды |
|||||||||||||
пературный режим, а это значит, |
||||||||||||||
в системе |
охлаждения |
на мощ |
||||||||||||
что |
нарушается |
экономичность |
ность двигателя |
Д-54 и расход |
||||||||||
работы |
двигателя. |
Изменение |
|
|
топлива |
|
|
теплового режима, т. е. снижение температуры охлаждающей жидкости, сопровождается увеличе
нием внутренних потерь на трение и уменьшением механического
К. П. Д.
Спонижением температуры охлаждающей жидкости в сис теме охлаждения существенно изменяются такие эксплуата ционные показатели двигателя, как мощность и. расход топлива.
Влияние температуры воды в двигателе Д-54 на мощность и расход топлива приведено на рис. 1 [17].
При отрицательных температурах двигатели трелевочных тракторов длительное время работают на холостом ходу или с небольшой нагрузкой в переохлажденном состоянии, что объясняется особенностями технологического процесса разра ботки лесосек. Приведенными СевНИИП наблюдениями уста новлено, что температура воды в системе охлаждения двигателя СМД-14 трелевочного трактора ТДТ-55 в течение смены не
7
превышала 63° С при температуре окружающего воздуха минус'33° С.
При работе дизеля на низком тепловом режиме в течение смены наблюдается осмоление его деталей, влияющее на усло вия запуска. Установлено, что скорость проворачивания колен чатого вала у прогретого двигателя в результате осмоления снижается более чем в 3 раза.
Изменение температуры окружающего воздуха и теплового режима двигателя приводит к изменению его мощности и эко номичности. Зависимость мощности и экономичности двигателя
СМД-14 от |
температуры |
охлаждающей |
жидкости |
и масла |
в картере двигателя [5] следующая: |
|
|
||
Тепловой режим, °С: |
|
90 |
35 |
|
в о д ы ........................................................................... |
|
|
||
м а с л а |
................................л. с |
|
80 |
35 |
Мощность, |
г/э. л. с . - ч |
75 |
67 |
|
Удельный |
расход топлива, |
195 |
240 |
Понижение температуры окружающего воздуха ведет к уве личению жесткости работы двигателя, при этом возрастет пе риод задержки воспламенения и скорости сгорания топлива-
Переохлажденные дизели сильно дымят, |
при этом топливо сго |
|||||||||||
|
|
|
|
|
рает не полностью и в жидком |
|||||||
|
|
|
|
|
виде выбрасывается с отрабо |
|||||||
|
|
|
|
|
танными газами. |
|
двигате |
|||||
|
|
|
|
|
У |
карбюраторных |
||||||
|
|
|
|
|
лей падение мощности и уве |
|||||||
|
|
|
|
|
личение |
расхода |
топлива |
при |
||||
|
|
|
|
|
переохлаждении |
происходят, в |
||||||
|
|
|
|
|
значительно |
меньшей |
мере* |
|||||
35 45 |
|
55 |
65 |
75 Tff,°C |
чем у дизельных. |
|
|
режим |
||||
|
|
|
|
|
Низкий |
тепловой |
||||||
Рис. 2. Влияние |
температуры охлаж |
двигателя приводит к интен |
||||||||||
дающей воды на величину потерь |
сивному |
осмолению |
его |
дета |
||||||||
тепла в воду автомобильного пред- |
лей ввиду того, что топливо и |
|||||||||||
камерного |
дизеля: |
|||||||||||
Т — температура |
воды |
в системе охлаж- |
проникающее в камеру |
сгора |
||||||||
В |
Q |
— потери |
тепла в ох- |
ния |
масло |
сгорают |
не |
пол |
||||
дения двигателя; |
||||||||||||
|
|
В |
|
|
ностью, образуя смолистые ве |
|||||||
лаждающую воду |
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
щества. |
Их |
наличие |
приводит |
к ухудшению компрессии и падению мощности, так как, обла дая большой липкостью, они вызывают залегание поршневых колец.
По данным В. Г. Карпенко [2], теплоотдача в охлаждаю щую воду увеличивается до 3—4% на каждые 10° С понижения ее температуры. На рис. 2 представлены результаты испытаний* проведенных на автомобильном предкамерном дизеле. Из гра фика видно, что потери тепла возрастают с понижением темпе ратуры воды в системе охлаждения двигателя. Оптимальной
8