Файл: Похмурский, В. И. Коррозионно-усталостная прочность сталей и методы ее повышения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 0
слой»), известного под названием полосок Крауз - Тарнавского . Возникновение белых слоев является следствием импульсного на грева локальных объемов до температур выше критических, их деформации резцом и резким охлаждением (закалка) за счет от вода тепла, главным образом, вглубь обрабатываемой детали. Режимы получения белого слоя существенно зависят от состояния и свойств обрабатываемого металла (твердость, теплопроводность,
сечение, склонность |
к закалке |
и т. д.). Так, при обработке детали |
|||
с мартенситной структурой, белый |
слой появляется при |
скорости |
|||
резания, |
большей |
50 м/мин, |
а |
с сорбитной — уже |
больше |
180 м/мин, |
т. е. с уменьшением твердости металла усилие |
резания, |
а значит, и удельная работа уменьша |
|
|||||
ются. Д л я получения |
высокой |
локаль |
|
|||
ной температуры, необходимой для фа |
|
|||||
зовых |
превращений, |
нужно увеличить |
|
|||
скорость резания, |
т. е. суммарную ра |
2 |
||||
боту. |
|
|
|
|
|
|
Не касаясь технологических |
особен |
|
||||
ностей |
получения |
белого слоя, |
кото- |
|
||
Рис. 46. Кривые усталости образцов из зака |
|
|||||
ленной стали П1Х15, обработанных на «белый |
|
|||||
слой» (1, |
I) и шлифованных непосредственно |
|
||||
после термообработки |
(2, |
//)[69]: |
|
|
N•10 |
|
1, 2 — в воздухе: I , II — в |
3%-ном растворе |
NaCl. |
рые изложены в монографии [69] и являются предметом дальнейшего усовершенствования, рассмотрим кратко влия ние такой обработки на усталостную и коррозионно-усталостную прочность некоторых сталей. Установлено, что при наличии на поверхности образца из стали ШХ15 сплошного белого слоя тол
щиной около 5 |
мк предел усталости в воздухе увеличивается от |
|
64 до 72 кГ/мм2, |
а в коррозионной среде при базе 5 X 107 |
циклов — |
от 3 до 43 кГ/мм2, |
т. е. увеличивается больше чем в 14 раз (рис. 46). |
|
Аналогичный, |
но несколько меньший по абсолютному |
значению |
эффект получен на стали 40Х. Определение усталостной прочности
проводилось на образцах диаметром 20 мм |
при чистом |
их изгибе |
и вращении с частотой 50 гц. Существенное |
повышение |
усталост |
ной и особенно коррозионно-усталостной прочности образцов с бе лым слоем объясняется [69 | высокой прочностью этого слоя, его более положительным электродным потенциалом по отношению к основному металлу, а также действием значительных но величи не (иногда превышающих 500 кГ /мм2) остаточных сжимающих на пряжения, Возможность появления столь высоких остаточных на пряжений объясняется объемностью напряженного состояния. По лученные данные позволяют заключить, что такой вид обработки может быть эффективным методом повышения усталостной и осо бенно коррозионно-усталостной прочности деталей из восприни мающих закалку сталей.
7* |
99 |
|
Эффективным оказался метод повышения коррозионно-устало стной прочности сталей с помощью электромеханического упроч нения [9, 69]. Сущность этого метода сводится к нагреву поверх ности деталей электрическим током и силовому воздействию на разогретый металл инструмента, т. е. к, своего рода, термомеха нической обработке. С помощью электромеханического упрочне ния удалось в три раза повысить условный предел коррозионноусталостной прочности бурильных труб диаметром 114 мм в бу ровом растворе и полностью устранить поломки по резьбе [83].
Нанесение V-образных концентраторов напряжений с помощью обкатки роликами с последующим термическим воздействием (ста рением) или нолигонизацией (механотермической обработкой) по зволило повысить коррозионно-усталостную прочность образцов из стали 1Х18Н9Т примерно в два раза по сравнению с образцами, на которых концентраторы (глубина 4 мм, радиус при вершине 0,05—0,08 мм) изготовляли с помощью шлифовки [210]. Харак терно, что изменение давления на ролик при обработке в интервале 76—228 кГ не оказало существенного влияния на коррозионно-
усталостную |
прочность |
в 3%-ном растворе NaCI и 30%-пом |
рас |
||||
творе H N 0 3 . Д л я всех режимов |
получения |
концентраторов |
напря |
||||
жений выдавливанием условный |
предел коррозионно-усталостной |
||||||
прочности в указанных средах при базе 5 X 107 циклов |
составлял |
||||||
26—28 кГ 1мм2 (на воздухе 33 кГ 1мм2). |
При нарезке |
концент |
|||||
ратора напряжений шлифованным кругом условный предел |
уста |
||||||
лости как в 3%-ном растворе NaCI, так и воздухе составляет |
|
около |
|||||
13 кГ/мм2. |
Различная термообработка стали 1Х18Н9Т до и |
|
после |
||||
нагартовки |
не влияет на ее коррозионно-усталостную |
прочность |
|||||
в растворах |
NaCI и H N O s , однако в последнем случае рекомендует |
||||||
ся избегать |
нагрева стали после нагартовки до температуры, при |
||||||
которой возможно выпадение карбидов хрома (около 600° С). |
|||||||
Резюмируя кратко изложенный в главе материал, можно от |
|||||||
метить, что наиболее эффективными методами повышения |
корро |
||||||
зионной выносливости |
сталей |
являются |
поверхностная |
|
закал |
||
ка, поверхностная термомеханическая и механотермическая |
обра |
||||||
ботка деталей. |
|
|
|
|
|
|
3. Поверхностный наклеп
В настоящее время установлено, что при всех видах циклического нагружения, за исключением осесимметричного рас тяжения — сжатия, разрушение детали начинается в основном с ее поверхности, где сосредоточено наибольшее количество де фектов и действуют максимальные напряжения от внешних нагрузок. Поверхностный наклеп (обкатка роликами, обдувка дро бью, виброгалтовка, гидродробеструйная обработка, инерционнодинамическое упрочнение и т. д.) — один из наиболее часто встре чающихся и хорошо зарекомендовавших себя на практике методов поверхностного упрочнения деталей машин.
100
|
Положительное влияние поверхностного наклепа на повыше |
||||||||
ние |
|
усталостной и коррозионно-усталостной |
прочности обнаруже |
||||||
но |
в [25, 239, 262, 263). Значительный вклад в разработку |
теории |
|||||||
и практики поверхностного наклепа, |
исследование |
его |
влияния |
||||||
на усталостную и коррозионно-усталостную прочность |
сталей |
||||||||
принадлежит |
ученым И. В . Кудрявцеву, |
Г. |
В . |
Карпенко, |
|||||
А. В . Рябченкову и их ученикам. Поверхностный наклеп |
широко |
||||||||
применяется, |
главным образом, для повышения |
|
выносливости |
||||||
углеродистых |
и |
низколегированных |
сталей |
[14, |
43, 68, |
69, 98, |
|||
133, |
183]. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П р и обкатке |
поверхности роликами можно увеличить |
предел |
усталостной прочности небольших образцов из углеродистых и
низколегированных сталей при циклическом |
изгибе на 20—30%, |
а для образцов с- концентратором н а п р я ж е н и я |
— на 100% и боль |
ше. Более эффективной является обкатка для деталей, работаю щих на циклический изгиб и растяжение — сжатие, и менее эф фективной — для деталей, подвергнутых циклическому кручению. Использование вибрирующего ролика позволяет увеличить глу
бину наклепанного слоя до 20 мм, что дает возможность |
эффек |
тивно применять поверхностный наклеп для упрочнения |
валов |
диаметром до 200 мм [102]. |
|
Поверхностный наклеп сталей 1X13, 2X13 увеличивает |
предел |
выносливости при 535° С для гладких образцов на 10—25%, а дл я образцов с концентраторами напряжения — на 40—90%. Д л я стали 1Х18Н9Т вследствие ее высокой стабильности при повышен ных температурах повышение усталостной прочности в результате наклепа сохраняется и при 600—700° С [101].
В последнее время в химической, авиационной и других отра слях промышленности широко применяются высоколегированные нержавеющие стали мартенситного класса, которые, как было показано выше, нуждаются в дополнительном упрочнении. В связи с этим исследовалась эффективность поверхностного наклепа об каткой роликами для повышения усталостной и коррозионно-уста лостной прочности различных нержавеющих сталей (1Х12Н2ВМФ
1 Х 1 2 Н 2 М В Ф Б |
А , 15Х16Н2М, |
Х 1 7 Н 2 и Х17Н5МЗ) [58, 155 и др.]'. |
Но мнению |
ряда авторов |
[92, 133], усилие обкатки для упроч |
няющей обработки — основной технологический параметр, с чьей помощью можно управлять усталостной прочностью детали. Об разцы перед обкаткой подвергались термической обработке по оптимальным режимам, обеспечивающим хорошее сочетание уста лостной и коррозионно-усталостной прочности. Д л я получения требуемой точности и геометрической формы образцы после точе ния подвергались шлифованию. Обкатка образцов производилась
на токарно-винторезном станке |
в самоцентрирующемся трехроли- |
|
ковом приспособлении, которое |
устанавливалось на суппорте |
|
вместо резцедержателя. Диаметр |
роликов составлял 40 мм, ра |
|
диус закругления профиля — 5 |
мм. Профиль роликов шлифовали |
|
и полировали до 12—13 класса |
чистоты. Обкатка осуществлялась |
101
в два прохода при продольной подаче 0,07 мм/об и скорости вра щения образца 125 об/мин. Давление (усилие) на ролик измеря лось в процессе обкатки прибором ИСД-3 с помощью специального динамометра и тензометрических датчиков сопротивления ПКП-20-200. Динамометр тарировали статически и строили тарировочную кривую. Усилие обкатки назначалось с точностью до од ного килограмма. В качестве смазки применялось машинное масло. Д л я получения сопоставимых результатов обкатка производилась при изменении только усилия в пределах от 40 до 200 кГ на ролик при неизменных остальных параметрах. С учетом того что обкатка изменяет микрогеометрию поверхности, во многом определяющую выносливость стали, после обкатки с различным усилием измеря
лась чистота поверхности. Результаты измерения |
шероховатости |
|||||
образцов показали, что обкатка с усилием 40 кГ заметно |
сглажи |
|||||
вает неровности и чистота поверхности повышается с 9в |
до 11а |
|||||
класса по ГОСТ 2789-59. Однако |
с повышением |
усилия |
обкатки |
|||
шероховатость |
поверхности |
несколько увеличивается. Пр и повы |
||||
шении усилия |
обкатки до |
80 кГ |
чистота поверхности |
образцов |
||
с исходной твердостью НВ |
= 285 |
375 понижается до 10а |
клас |
са . Это объясняется тем, что с возрастанием усилия обкатки уве личивается зона пластического смещения и микропрофиль иска жается в большей степени, т. е. поверхность приобретает волни стый профиль. Если шлифованная поверхность имеет острые и глубокие надрезы, которые являются эффективными концентратора ми напряжений при циклических нагрузках, обкатка значительно уменьшаем глубину и увеличивает радиус скругления острых над резов и рисок. Повышение усилия до 120 кГ при обкатке образ цов из сталей, термически обработанных на сравнительно н и з к у ю исходную твердость (НВ 285—311), привело к образованию на поверхности образцов небольших рванин, а при повышении уси л и я до 200 кГ — к полному разрушению поверхностного слоя пу тем трещиннообразования и шелушения . Д л я сталей с большей исходной твердостью (НВ 352—375) начало разрушения упрочнен ного слоя смещается в сторону больших усилий обкатки, что свя зано с увеличением предела текучести стали. Д л я сталей с боль шей исходной твердостью (НВ 363—375) (табл. 19) повышение усилия обкатки от 40 до 80 кГ вызывает повышение микротвер дости поверхностных слоев до 30%. Стали с меньшей исходной твердостью (НВ 285—310) более восприимчивы к поверхностному наклепу, и при тех же параметрах обкатки степень наклепа со ставляет 25 —40%. Стали с низшей исходной твердостью имеют несколько большую глубину наклепа, чем стали с высшей исход ной твердостью.
Можно предположить, что основным фактором поверхностного упрочнения сталей является изменение тонкой структуры, так как фазовых превращений в процессе обкатки рентгеноструктурным анализом в нашем случае не обнаружено. Из данных табл. 19 видно, что не всегда имеется корреляция между степенью и глу-
102