Файл: Похмурский, В. И. Коррозионно-усталостная прочность сталей и методы ее повышения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

слой»), известного под названием полосок Крауз - Тарнавского . Возникновение белых слоев является следствием импульсного на­ грева локальных объемов до температур выше критических, их деформации резцом и резким охлаждением (закалка) за счет от­ вода тепла, главным образом, вглубь обрабатываемой детали. Режимы получения белого слоя существенно зависят от состояния и свойств обрабатываемого металла (твердость, теплопроводность,

сечение, склонность

к закалке

и т. д.). Так, при обработке детали

с мартенситной структурой, белый

слой появляется при

скорости

резания,

большей

50 м/мин,

а

с сорбитной — уже

больше

180 м/мин,

т. е. с уменьшением твердости металла усилие

резания,

а значит, и удельная работа уменьша­

 

ются. Д л я получения

высокой

локаль ­

 

ной температуры, необходимой для фа­

 

зовых

превращений,

нужно увеличить

 

скорость резания,

т. е. суммарную ра­

2

боту.

 

 

 

 

 

 

Не касаясь технологических

особен­

 

ностей

получения

белого слоя,

кото-

 

Рис. 46. Кривые усталости образцов из зака­

 

ленной стали П1Х15, обработанных на «белый

 

слой» (1,

I) и шлифованных непосредственно

 

после термообработки

(2,

//)[69]:

 

 

N•10

1, 2 в воздухе: I , II — в

3%-ном растворе

NaCl.

рые изложены в монографии [69] и являются предметом дальнейшего усовершенствования, рассмотрим кратко влия ­ ние такой обработки на усталостную и коррозионно-усталостную прочность некоторых сталей. Установлено, что при наличии на поверхности образца из стали ШХ15 сплошного белого слоя тол­

щиной около 5

мк предел усталости в воздухе увеличивается от

64 до 72 кГ/мм2,

а в коррозионной среде при базе 5 X 107

циклов —

от 3 до 43 кГ/мм2,

т. е. увеличивается больше чем в 14 раз (рис. 46).

Аналогичный,

но несколько меньший по абсолютному

значению

эффект получен на стали 40Х. Определение усталостной прочности

проводилось на образцах диаметром 20 мм

при чистом

их изгибе

и вращении с частотой 50 гц. Существенное

повышение

усталост­

ной и особенно коррозионно-усталостной прочности образцов с бе­ лым слоем объясняется [69 | высокой прочностью этого слоя, его более положительным электродным потенциалом по отношению к основному металлу, а также действием значительных но величи­ не (иногда превышающих 500 кГ /мм2) остаточных сжимающих на­ пряжения, Возможность появления столь высоких остаточных на­ пряжений объясняется объемностью напряженного состояния. По­ лученные данные позволяют заключить, что такой вид обработки может быть эффективным методом повышения усталостной и осо­ бенно коррозионно-усталостной прочности деталей из восприни­ мающих закалку сталей.

7*

99

 


Эффективным оказался метод повышения коррозионно-устало­ стной прочности сталей с помощью электромеханического упроч­ нения [9, 69]. Сущность этого метода сводится к нагреву поверх­ ности деталей электрическим током и силовому воздействию на разогретый металл инструмента, т. е. к, своего рода, термомеха­ нической обработке. С помощью электромеханического упрочне­ ния удалось в три раза повысить условный предел коррозионноусталостной прочности бурильных труб диаметром 114 мм в бу­ ровом растворе и полностью устранить поломки по резьбе [83].

Нанесение V-образных концентраторов напряжений с помощью обкатки роликами с последующим термическим воздействием (ста­ рением) или нолигонизацией (механотермической обработкой) по­ зволило повысить коррозионно-усталостную прочность образцов из стали 1Х18Н9Т примерно в два раза по сравнению с образцами, на которых концентраторы (глубина 4 мм, радиус при вершине 0,05—0,08 мм) изготовляли с помощью шлифовки [210]. Харак ­ терно, что изменение давления на ролик при обработке в интервале 76—228 кГ не оказало существенного влияния на коррозионно-

усталостную

прочность

в 3%-ном растворе NaCI и 30%-пом

рас­

творе H N 0 3 . Д л я всех режимов

получения

концентраторов

напря­

жений выдавливанием условный

предел коррозионно-усталостной

прочности в указанных средах при базе 5 X 107 циклов

составлял

26—28 кГ 1мм2 (на воздухе 33 кГ 1мм2).

При нарезке

концент­

ратора напряжений шлифованным кругом условный предел

уста­

лости как в 3%-ном растворе NaCI, так и воздухе составляет

 

около

13 кГ/мм2.

Различная термообработка стали 1Х18Н9Т до и

 

после

нагартовки

не влияет на ее коррозионно-усталостную

прочность

в растворах

NaCI и H N O s , однако в последнем случае рекомендует­

ся избегать

нагрева стали после нагартовки до температуры, при

которой возможно выпадение карбидов хрома (около 600° С).

Резюмируя кратко изложенный в главе материал, можно от­

метить, что наиболее эффективными методами повышения

корро­

зионной выносливости

сталей

являются

поверхностная

 

закал­

ка, поверхностная термомеханическая и механотермическая

обра­

ботка деталей.

 

 

 

 

 

 

3. Поверхностный наклеп

В настоящее время установлено, что при всех видах циклического нагружения, за исключением осесимметричного рас­ тяжения — сжатия, разрушение детали начинается в основном с ее поверхности, где сосредоточено наибольшее количество де­ фектов и действуют максимальные напряжения от внешних нагрузок. Поверхностный наклеп (обкатка роликами, обдувка дро­ бью, виброгалтовка, гидродробеструйная обработка, инерционнодинамическое упрочнение и т. д.) — один из наиболее часто встре­ чающихся и хорошо зарекомендовавших себя на практике методов поверхностного упрочнения деталей машин.

100


 

Положительное влияние поверхностного наклепа на повыше­

ние

 

усталостной и коррозионно-усталостной

прочности обнаруже­

но

в [25, 239, 262, 263). Значительный вклад в разработку

теории

и практики поверхностного наклепа,

исследование

его

влияния

на усталостную и коррозионно-усталостную прочность

сталей

принадлежит

ученым И. В . Кудрявцеву,

Г.

В .

Карпенко,

А. В . Рябченкову и их ученикам. Поверхностный наклеп

широко

применяется,

главным образом, для повышения

 

выносливости

углеродистых

и

низколегированных

сталей

[14,

43, 68,

69, 98,

133,

183].

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и обкатке

поверхности роликами можно увеличить

предел

усталостной прочности небольших образцов из углеродистых и

низколегированных сталей при циклическом

изгибе на 20—30%,

а для образцов с- концентратором н а п р я ж е н и я

— на 100% и боль­

ше. Более эффективной является обкатка для деталей, работаю­ щих на циклический изгиб и растяжение — сжатие, и менее эф­ фективной — для деталей, подвергнутых циклическому кручению. Использование вибрирующего ролика позволяет увеличить глу­

бину наклепанного слоя до 20 мм, что дает возможность

эффек­

тивно применять поверхностный наклеп для упрочнения

валов

диаметром до 200 мм [102].

 

Поверхностный наклеп сталей 1X13, 2X13 увеличивает

предел

выносливости при 535° С для гладких образцов на 10—25%, а дл я образцов с концентраторами напряжения — на 40—90%. Д л я стали 1Х18Н9Т вследствие ее высокой стабильности при повышен­ ных температурах повышение усталостной прочности в результате наклепа сохраняется и при 600—700° С [101].

В последнее время в химической, авиационной и других отра­ слях промышленности широко применяются высоколегированные нержавеющие стали мартенситного класса, которые, как было показано выше, нуждаются в дополнительном упрочнении. В связи с этим исследовалась эффективность поверхностного наклепа об­ каткой роликами для повышения усталостной и коррозионно-уста­ лостной прочности различных нержавеющих сталей (1Х12Н2ВМФ

1 Х 1 2 Н 2 М В Ф Б

А , 15Х16Н2М,

Х 1 7 Н 2 и Х17Н5МЗ) [58, 155 и др.]'.

Но мнению

ряда авторов

[92, 133], усилие обкатки для упроч­

няющей обработки — основной технологический параметр, с чьей помощью можно управлять усталостной прочностью детали. Об­ разцы перед обкаткой подвергались термической обработке по оптимальным режимам, обеспечивающим хорошее сочетание уста­ лостной и коррозионно-усталостной прочности. Д л я получения требуемой точности и геометрической формы образцы после точе­ ния подвергались шлифованию. Обкатка образцов производилась

на токарно-винторезном станке

в самоцентрирующемся трехроли-

ковом приспособлении, которое

устанавливалось на суппорте

вместо резцедержателя. Диаметр

роликов составлял 40 мм, ра­

диус закругления профиля — 5

мм. Профиль роликов шлифовали

и полировали до 12—13 класса

чистоты. Обкатка осуществлялась

101


в два прохода при продольной подаче 0,07 мм/об и скорости вра ­ щения образца 125 об/мин. Давление (усилие) на ролик измеря­ лось в процессе обкатки прибором ИСД-3 с помощью специального динамометра и тензометрических датчиков сопротивления ПКП-20-200. Динамометр тарировали статически и строили тарировочную кривую. Усилие обкатки назначалось с точностью до од­ ного килограмма. В качестве смазки применялось машинное масло. Д л я получения сопоставимых результатов обкатка производилась при изменении только усилия в пределах от 40 до 200 кГ на ролик при неизменных остальных параметрах. С учетом того что обкатка изменяет микрогеометрию поверхности, во многом определяющую выносливость стали, после обкатки с различным усилием измеря­

лась чистота поверхности. Результаты измерения

шероховатости

образцов показали, что обкатка с усилием 40 кГ заметно

сглажи ­

вает неровности и чистота поверхности повышается с 9в

до 11а

класса по ГОСТ 2789-59. Однако

с повышением

усилия

обкатки

шероховатость

поверхности

несколько увеличивается. Пр и повы­

шении усилия

обкатки до

80 кГ

чистота поверхности

образцов

с исходной твердостью НВ

= 285

375 понижается до 10а

клас­

са . Это объясняется тем, что с возрастанием усилия обкатки уве­ личивается зона пластического смещения и микропрофиль иска­ жается в большей степени, т. е. поверхность приобретает волни­ стый профиль. Если шлифованная поверхность имеет острые и глубокие надрезы, которые являются эффективными концентратора­ ми напряжений при циклических нагрузках, обкатка значительно уменьшаем глубину и увеличивает радиус скругления острых над­ резов и рисок. Повышение усилия до 120 кГ при обкатке образ­ цов из сталей, термически обработанных на сравнительно н и з к у ю исходную твердость (НВ 285—311), привело к образованию на поверхности образцов небольших рванин, а при повышении уси­ л и я до 200 кГ — к полному разрушению поверхностного слоя пу­ тем трещиннообразования и шелушения . Д л я сталей с большей исходной твердостью (НВ 352—375) начало разрушения упрочнен­ ного слоя смещается в сторону больших усилий обкатки, что свя­ зано с увеличением предела текучести стали. Д л я сталей с боль­ шей исходной твердостью (НВ 363—375) (табл. 19) повышение усилия обкатки от 40 до 80 кГ вызывает повышение микротвер­ дости поверхностных слоев до 30%. Стали с меньшей исходной твердостью (НВ 285—310) более восприимчивы к поверхностному наклепу, и при тех же параметрах обкатки степень наклепа со­ ставляет 25 —40%. Стали с низшей исходной твердостью имеют несколько большую глубину наклепа, чем стали с высшей исход­ ной твердостью.

Можно предположить, что основным фактором поверхностного упрочнения сталей является изменение тонкой структуры, так как фазовых превращений в процессе обкатки рентгеноструктурным анализом в нашем случае не обнаружено. Из данных табл. 19 видно, что не всегда имеется корреляция между степенью и глу-

102