Файл: Похмурский, В. И. Коррозионно-усталостная прочность сталей и методы ее повышения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Х о тя в настоящее время отсутствуют полные данные о тройной диаграмме железо — азот — углерод, однако можно полагать, что при азотировании стали 45 нитриды железа Fe4 N и Fe2 N растворяют в себе углерод, образуя нитрокарбиды, которые можно

обозначить

Fe4

(NC)

и Fe2 (NG). К а к

показали

результаты

испы­

таний

(рис.

60), азотирование стали 45 приводит к повышению

см

 

 

 

 

 

 

 

усталостной

 

прочности

в

воздухе

 

 

 

 

 

 

 

 

на

37%

и

резкому

(почти в

пять

 

 

 

 

 

 

 

 

раз)

повышению

 

коррозионно-

 

 

 

 

 

 

 

 

усталостной

 

 

прочности.

 

Поверх­

 

 

 

 

 

 

 

 

ность

азотированных

 

образцов

 

 

 

 

 

 

 

 

после

усталостных

испытаний

в

 

 

 

 

 

 

 

 

коррозионной

среде

не

изменила

 

 

 

 

 

 

 

 

своего цвета

и на

ней не

обнару­

 

 

 

 

 

 

 

 

жено

продуктов

 

коррозии.

Это

 

 

 

 

 

 

 

 

вместе со значительным повыше­

 

 

 

 

 

 

 

 

нием

 

коррозионно-усталостной

 

 

 

 

 

 

 

 

прочности позволяет считать азо­

 

 

 

 

 

 

 

 

тирование

стали

45

по

указан ­

 

 

 

 

 

 

 

 

ному выше режиму надежной за­

 

 

 

 

 

 

 

 

щитой от коррозии ее в

напря ­

 

 

 

 

 

 

 

 

женном

состоянии

в

 

морской

 

 

 

 

 

 

 

 

воде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С

целью

 

определения

влияния

О

 

 

.0,5

1

5

10

И.млн.

концентрации

 

напряжений

J на

Рис. 60. Кривые усталости в воз­

прочность

 

азотированной

стали

на

образцах

диаметром

10 мм

до

духе

(14)

и 3%-ном растворе

NaCl

(/—IV)

гладких

образцов

азотирования

нарезались

канавки

(1,

2,

I,

II)

и

образцов с

кон­

глубиной

1

мм

с

углом

раскры­

центраторами

напряжений

[3, 4,

тия

60°

и радиусом

при

вершине

III,

IV)

из стали 45 в состоянии

поставки

(1,

3, I, III)

и азотиро­

0,2

мм.

Теоретический

 

коэффи­

ванные (2, 4,

II,

IV).

 

 

циент

концентрации

напряжений,

 

 

 

 

 

 

 

 

рассчитанный по Нейберу, со­

ставил 3,22.

Установлено, что азотирование стали 45 с концентра­

тором напряжений повышает усталостную прочность на

40%,

а

коррозионно-усталостную прочность

— более чем в 5 раз.

Следует

отметить, что повышение выносливости азотированной стали в кор­ розионной среде происходит не только за счет создания на поверх­ ности образца коррозионно стойкого слоя, препятствующего кор­ розионному разрушению, но и за счет образования в нем остаточ­ ных напряжений сжатия, максимальное значение которых в дан­ ном случае составляло около 31 кГ/мм2. При этом наибольшие остаточные н а п р я ж е н и я сжатия имеют место не у самой поверх­

ности слоя, а на некоторой

глубине. Такой характер

распределе­

ния остаточных напряжений

подтверждается и другими исследо­

вателями. На глубине около

0,07 мм

от поверхности

остаточные

н а п р я ж е н и я меняют свой

знак.

 

 

Таким образом, можно

заключить,

что азотирование стали 45

118


при 550° С в течение 7 ч значительно повышает усталостную и кор­ розионно-усталостную прочность как гладких, так и надрезанных образцов. Основными причинами повышения выносливости азо­ тированной стали 45 следует считать создание коррозионно-стой­ кого азотированного слоя и наличие в нем значительных остаточ­ ных напряжений сжатия. При принятой нами температуре насы­ щения сохраняется исходная структура сердцевины металла изделия, обеспечивается снятие напряжений, внесенных предвари­ тельной механической обработкой, а также отсутствует коробле­ ние, что позволяет азотировать окончательно отработанные детали

Использование тлеющего разряда для проведения процессов химико-термической обработки, и в частности азотирования, позво­ ляет значительно сократить продолжительность насыщения и улуч­ шить свойства получаемых диффузионных слоев. Влияние ионного азотирования на выносливость стали в воздухе и коррозионной среде (3%-ный раствор NaCI) исследовано в [21]. Испытания про­

водились на

гладких образцах

диаметром 5

мм, вращающихся

со скоростью

3000 об/мин, при

нагружении

их чистым изгибом.

За базу испытаний в воздухе было принято 107 , а в коррозионной среде — 5 X Ю 7 циклов нагружении. Д л я всех исследованных режимов ионного азотирования характерно повышение усталост­ ной прочности стали 38ХМЮА, возрастающей с увеличением тол­

щины диффузионного слоя. При толщине слоя 0,34

мм

предел

усталости на 40%

выше, чем у неазотированной стали.

Коррозион-

но-усталостная прочность азотированных

образцов

увеличилась

в 10,5 раза. Подобное увеличение обусловлено не только

нали­

чием остаточных

сжимающих напряжений,

но и значительным

изменением электрохимических свойств поверхности

азотирован­

ной стали. В 3%-ном растворе NaCI азотированная сталь 38ХМЮА находится в пассивном состоянии, причем ток растворения сни­ жается с увеличением продолжительности ионного азотирования, а стационарный потенциал сдвигается в положительную сторону. Р1онное азотирование в течение 8 ч сдвигает стационарный потен­ циал стали более чем на 0,5 в по сравнению с неазотированной сталью. Одновременно исключается возможность пробоя пасси­ вированного слоя вплоть до потенциала гидролиза воды.

Тонкая механическая полировка поверхности стали, практи ­ чески не сказывающаяся на общей толщине диффузионного слоя, полученного ионным азотированием в течение 8 ч, изменяет х а р а к ­ тер анодной поляризационной кривой. Потенциал пробоя стано­ вится даже более отрицательным, чем при менее продолжитель ­ ном азотировании, но пассивность остается глубокой, хотя ста­ ционарный потенциал стали сдвигается в отрицательную сторону. Таким образом, ионное азотирование стали затрудняет анодный процесс, причем наибольшей пассивирующей способностью обла­ дает тонкий поверхностный слой. Д л я оценки влияния метода азотирования на усталостную и коррозионно-усталостную проч­ ность исследовались образцы, подвергнутые ионному и газовому

119


азотированию по режимам, обеспечивающим образование диффу­ зионного слоя толщиной 0,13 мм. При газовом азотировании в этом случае необходима выдержка в течение 6 ч при температуре 520° С, в то время как при ионном азотировании при той же температуре достаточно насыщение в течение 1 ч. Повышение предела усталости на воздухе оказалось одинаковым для газового и ионного азоти­ рования (рис. 61). Это объясняется, по-видимому, идентичностью фазового состава и одинаковым уровнем предельной концентрации

азота на поверхности стали 38ХМЮА, азотированной двумя различными ме­ тодами, что подтверждается фазовым рентгеноструктурным и сравнительным спектральным анализами. Результаты коррозионно-усталостных испытаний показали существенное различие в свой­ ствах диффузионных слоев равной тол­ щины, полученных различными метода­ ми азотирования. Если после газового азотирования условный предел корро­ зионной усталости увеличился по

Рис. 61.

Кривые усталости в воздухе

(1—3) и

3%-ном

растворе NaCl (I—III)

образцов диа­

метром 5 мм из стали

38ХМЮА не

азотиро­

ванной (1, I),

азотированной

газовым спосо­

бом

(2,

II)

и после

ионного азотирования

(3,

/ / / ) .

 

 

 

 

 

сравнению с неазотированной сталью в 4,5 раза, то ионное азотирование обеспечило повышение в 6,5 раза (см. рис. 61). Полученные результаты связаны с изменением анодного проведе­ ния стали, азотированной различными методами. Поскольку фа­ зовый состав диффузионных слоев и средняя концентрация в них азота при обоих методах азотирования одинаковы, причину столь резкого различия в электрохимических свойствах поверхности следует искать в структурных особенностях строения слоев, харак ­ терных для каждого метода насыщения. При ионном азотировании диффузионный слой имеет высокую дисперсность и равномерное распределение нитридов (или карбонитридов) в ос-твердом раство­ ре. Это, видимо, и обусловливает большую пассивность отполи­ рованных образцов по сравнению с образцами, азотированными газовым методом. Свойства поверхности после ионного азотиро­ вания определяются не только более высокой гомогенностью, но и в большей степени специфическим тонким поверхностным фильмом.

При газовом азотировании образование на поверхности е-фазы происходит в результате диффузии и постепенного увеличения концентрации азота в твердом растворе. П р и ионном азотировании

120


в образовании диффузионного слоя помимо обычного процесса диффузии участвует процесс обратного катодного распыления, в результате которого атомы материала катода, выбитые с поверх­ ности, соединяются в плазме тлеющего разряда с азотом и оседают

на поверхности образца, покрывая ее равномерным слоем

е-фазы.

В случае, когда материалом катода служит легированная

сталь,

явление катодного распыления усложняется.

В

начале

процесса

один из металлов удаляется быстрее другого,

в

результате

чего

на поверхности сплава образуется тонкий слой нового однород­ ного соединения. Это позволяет предположить, что приобретение поверхностью образцов из стали 38ХМЮА защитных свойств свя­ зано, кроме всего прочего, с напылением на ней в процессе ион­ ного азотирования однородного нитридного слоя какого-либо из легирующих элементов.

3. Сульфидирование и сульфоцианирование

О влиянии сульфоцианирования па усталостную проч­ ность указывается в работах английских исследователей |266|. Предел усталости низкоуглеродистой стали, сульфоцианированной в ванне SATS (95% NaCN и 5% Na2 S04 ), увеличивается на 30—50% по сравнению с нормализованной сталью. При сульфо-

цианировании

стали 1018 предел

усталости

увеличивается с 14,8

до 24,6 кГ/мм2

[265].

 

9,5 мм из стали 45

Сульфоцианирование образцов

диаметром

в ванне Л И В Т - 5 повысило предел усталости на 35—40% [97]. Основной причиной повышения усталостной прочности сульфоцианированных образцов считают благоприятное действие внут­ ренних сжимающих напряжений, возникающих в результате

диффузии азота в сталь. Изменение технологии

сульфоцианиро­

вания сталей меняет их усталостную прочность.

 

 

Коррозионно-усталостная прочность сульфоцианированной ста­

ли гораздо выше, чем у ненасыщенной

(95,961.

При

испытании

в водопроводной воде условный предел

коррозионной

усталости

сульфоцианированной стали увеличился (в зависимости

от состава

ванны) на 25—35%. В более агрессивной среде — в 3%-ном вод­ ном растворе NaCl это повышение составило 45—75%, а в серо­ водородной воде — 55—85%. Таким образом, можно сделать вы­ вод, что сульфоцианирование повышает долговечность машин не только при работе их на трение, но и при работе на усталость, осо­ бенно в коррозионной среде.

В связи с тем, что у сульфидов железа понижена концентра­ ция собственных ионов у поверхности, их антикоррозионная стой­

кость весьма

низкая [21. В работе

[95 [ показано, что коррозион­

ная

стойкость сульфоцианированных в ванне № 2 МАЗ

образцов

из

стали 45

гораздо ниже, чем

непокрытых

образцов.

Прямой

зависимости

между коррозионно-усталостной

прочностью

сульфо-

121


цианированных образцов и их коррозионной стойкостью в тех же средах не установлено.

Комбинированный метод поверхностной закалки т. в. ч. сульфидированной стали, который сочетает положительные свойства

двух видов обработки

— высокую поверхностную твердость,

зна­

чительные

остаточные

напряжения

сжатия,

износоустойчивость

и низкий

коэффициент

трения, описан в работе [251 ].

 

Исследования с использованием

радиоактивной серы показа­

ли, что

при закалке

сульфидированной

стали

45 с 830° С в

воду

(нагрев

в

электропечи) содержание серы

в приповерхностном

слое

уменьшается на 80%;

при поверхностной закалке т. в. ч.—

лишь

на 20—25% [200]. Эти данные подтверждают возможность комби­

нированной

обработки.

 

 

 

Т а б л и ц а

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Влияние сульфндирования на предел усталости

 

 

нормализованной стали 45 при

чистом

изгибе образ­

 

 

цов диаметром

10 мм и

базе

2 х Ю 7 циклов

[187J

 

 

 

 

Предел

усталости,

кГ/мм2

 

 

Вид обработки

 

 

 

в 3%-ном

в серово­

 

 

в

 

дородной

 

 

 

в воздухе

воде растворе

воде

(85

 

 

 

 

 

 

 

NaCl

мг/л

H2S)

Нормализация

в ван-

28,5

17,5

12,0

10,5

Сульфидирование

 

 

 

 

 

 

 

ие №

2

МАЗ

в ван­

32,5

23,5

21,0

19,5

Сульфидирование

 

 

 

 

 

 

 

не 2/6

НИИХИММАШ

31,0

22,0

17,5

16,5

Проведенные в [187] исследования усталостной и коррозионноусталостной прочности сульфидированных и закаленных т. в. ч. образцов из стали 45 дали результаты, аналогичные результатам исследований усталостной прочности несульфидированных, по за­ каленных т. в. ч. Таким образом, дополнительного влияния суль­ фндирования стали 45 при последующей поверхностной закалке т. в. ч. на усталостную прочность не установлено. Следовательно, сульфидирование или сульфоцианирование как метод повышения долговечности деталей машин при их работе на трение повышает их долговечность так же и при работе на усталость, особенно в коррозионной среде (табл. 20). Сульфидирование стали 45 в ван­

нах №

2 МАЗ и 2/6

Н И И Х И М М А Ш приводит к появлению оста­

точных

папряжепий

сжатия в

приповерхностном слое, которые

в зависимости от состава ванны

равны 14—17 кГ1ммг. Аналогич­

ное повышение коррозионно-усталостной прочности имеет место

при сульфидировании из

ванн

другого состава.

4. Борирование

 

Борирование

было

проведено впервые в 1915 г.

Н. П. Чижевским [207 ]. Электролизное борирование осуществлено

Н. Н . Мокииым в 1934 г. [126], а жидкостное — в 1949 г. [127].

122