Файл: Похмурский, В. И. Коррозионно-усталостная прочность сталей и методы ее повышения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 0
Газовое и вакуумное борирование разработано в 50-х годах ны нешнего столетия. В настоящее время технология насыщения стали бором разработана достаточно хорошо и этот метод улуч шения свойств сталей начинает внедряться в промышленность.
В работах [48, 50, 56, 153] исследовалось влияние борирования на выносливость углеродистых сталей в различных средах. Результаты изучения усталостной прочности борированных об разцов показали (табл. 21), что порошковое контактное бориро вание примерно на 20% повышает предел усталости стали 45. Оптимальным режимом борирования, повышающим циклическую прочность стали 45 в воздухе и коррозионной среде, можно счи тать режим, обеспечивающий толщину диффузионного слоя по рядка 0,14—0,15 мм, т. е. при борировашш в течение 6 ч при 950° С.
Т а б л и ц а 21 Влияние борирования на предел усталости образцов стали 45
|
|
при |
Предел усталости |
пГ/мм1 |
|
|
|
базе 5хЮ' циклов, |
|||
|
Толщина |
гладкие образцы |
образцы с концентра |
||
Режны борирования |
диффузи |
||||
онного |
|
|
тором напряжения |
||
|
слоя, мм |
|
|
|
|
|
|
в воздухе |
в 3%-ном |
в воздухе |
в 3%-ном |
|
|
растворе |
растворе |
||
|
|
|
NaCl |
|
NaCl |
950" С, 3 ч |
0,10 |
30,5 |
8,0 |
20,0 |
3,5 |
950° С, 6 ч |
0,15 |
31,0 |
10,0 |
19,0 |
3,5 |
950° С, 10 ч |
0,19 |
30,0 |
10,0 |
21,5 |
4,0 |
Без борирования |
|
25,5 |
5,0 |
10,0 |
2,5 |
Условный предел коррозионной усталости стали 45 после бо рирования в порошках увеличивается в два раза дл я образцов
с |
толщиной |
покрытия 0,15 и 0,19 |
мм и в 1,6 раза — для образцов |
|
с |
толщиной |
слоя 0,1 мм, причем |
время до разрушения в области |
|
больших |
амплитуд напряжений увеличивается в 4—5 раз . С уве |
|||
личением |
толщины диффузионного слоя время до разрушения |
|||
в области |
больших амплитуд напряжений возрастает, что же ка |
сается условного предела коррозионной усталости, то оптималь ной толщиной слоя, обеспечивающей наибольшую выносливость, также является толщина слоя боридов 0,14—0,15 мм.
Борирование углеродистых сталей, содержащих различное ко личество углерода (0,21—0,83%), приводит к повышению предела усталости на 20—25%, причем эффект упрочнения несколько мень ше на стали с меньшим содержанием углерода. При одном и том же времени насыщения (в течение 6 ч) наибольшим условным пределом коррозионной усталости обладают образцы из стали 45, хотя время до разрушения в области высоких амплитуд на пряжений возрастает с увеличением содержания углерода в стали. Б о л ь ш у ю ограниченную выносливость стали У8 , по-видимому,
123
можно объяснить тем, что углерод, замедляя скорость диффузии бора в сталь, способствует получению более плотных и равномер ных слоев.
Б о р и р о в а н н а я среднеуглеродистая сталь после закалки и ни зкого отпуска имеет примерно в четыре раза меньший предел
усталости по |
сравнению с закаленной сталью без покрытия |
и в |
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
два |
раза |
по сравнению с борирован- |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
ной сталью без закалки |
(рис. 62). |
Это |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
явление |
можно |
объяснить |
|
наличием |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
большого числа трещин, возникаю |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
щих |
в |
слое вследствие |
различных |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
коэффициентов |
линейного |
расшире |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
ния слоя и основного металла, а также |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
отсутствием |
остаточных напряжений |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
сжатия |
из-за примерно равного |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
удельного объема мартенсита основ |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
ного металла и боридов при нор |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
мальной |
температуре. |
Борирование |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
с последующей закалкой и высоким |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
отпуском |
снижает |
предел |
|
усталости |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
на 20% по сравнению |
со сталью |
без |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
покрытия в таком же структурном |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
состоянии, а по сравнению с бориро- |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
ванной сталью без закалки предел |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
усталостной |
прочности |
увеличива |
|||||||||||
0,05 |
|
0,51 |
5 Ю И,млн. |
ется |
на |
20%. |
Некоторое |
|
снижение |
||||||||||
Рис. 62. |
Кривые |
усталости |
предела |
усталости |
можно |
|
объяснить |
||||||||||||
наличием трещин |
в слое |
по |
указан |
||||||||||||||||
(1—4) |
и |
коррозионной |
уста |
||||||||||||||||
лости (/—IV) образцов из |
ста |
ным |
ранее |
причинам. |
Однако |
бла |
|||||||||||||
ли 45 без покрытия (1,3,1, |
III) |
годаря |
|
значительным |
остаточным |
||||||||||||||
и борированной |
(2, |
4, II, |
IV): |
напряжениям сжатия |
в слое, |
дости |
|||||||||||||
1,2,1, |
11 |
— закалка, |
низкий от |
||||||||||||||||
гающих |
около |
80 |
кГ 1мм2, |
|
а |
также |
|||||||||||||
пуск; S, 4, |
I I I , IV |
— закалка, вы |
|
||||||||||||||||
сокий отпуск. |
|
|
|
меньшей чувствительности сорбитной |
|||||||||||||||
структуры основного металла по сравнению |
с мартенситной к |
||||||||||||||||||
концентраторам |
напряжений (трещины |
в слое) снижение |
предела |
||||||||||||||||
усталости не так заметно, как в случае закалки и низкого |
отпуска. |
||||||||||||||||||
Условный |
предел коррозионной усталости после закалки |
и |
от |
||||||||||||||||
пуска (как низкого, так и высокого) увеличивается |
несущественно |
||||||||||||||||||
(см. рис. 62). Однако время до разрушения при высоких |
ампли |
||||||||||||||||||
тудах |
напряжений по |
сравнению |
с |
борированной |
сталью |
без |
за |
||||||||||||
к а л к и |
(после |
вакуумного |
отжига) |
уменьшается |
примерно |
в |
5— |
||||||||||||
6 раз . М а л а я эффективность борирования с последующей |
закалкой |
я отпуском объясняется наличием закалочных трещин в слое по указанным ранее причинам, через которые проникает коррозион ная среда к основному металлу, что приводит к его коррозионноусталостному разрушению. При отсутствии трещин, но наличии микропор в диффузионном слое среда также проникает к основ ному металлу, однако процесс коррозионно-усталостного разру -
124
шения протекает менее интенсивно, чем в случае закалки и от пуска. Из сравнения кривых коррозионно-усталостной прочности борированной стали после закалки и низкого отпуска, где внут ренние напряжения практически отсутствуют, и после з а к а л к и и высокого отпуска, где напряжения сжатия высоки, видно, что
при |
наличии |
трещин |
в |
хрупком |
диффузионном |
слое |
остаточные |
||||||||||||
н а п р я ж е н и я сжатия не оказывают существенного |
в л и я н и я |
на |
|||||||||||||||||
условный предел коррозионной усталости борированной |
стали. |
||||||||||||||||||
После электролизного борирования, проведенного по обычной |
|||||||||||||||||||
технологии |
(с |
охлаждением |
на воздухе), |
предел |
усталости |
оста |
|||||||||||||
ется |
на |
|
уровне |
образцов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
без покрытия (рис. 63), |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
однако время до разруше |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
ния |
при |
амплитудах |
|
на |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
пряжений, |
близких к пре |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
делу |
усталости, |
уменьша |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
ется в 3—4 раза. Это объяс |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
няется |
тем, что |
после |
на |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
сыщения |
и |
последующего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
охлаждения |
|
на |
воздухе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
диффузионный |
слой |
пок |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
рывается |
сеткой |
трещин, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
часто не видимых |
снаружи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
(обнаружено при |
последо |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
вательном |
|
стравливании |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
10 И,млн. |
||||||||
слоя боридов), хотя оста |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
||||||||
точные |
напряжения |
сжа |
Рис. 63. Кривые усталости (а) и коррози |
||||||||||||||||
тия в слое достигают зна |
онной |
усталости |
(б) |
|
гладких |
образцов |
|||||||||||||
чительной |
величины |
(при |
(1—3) |
и |
образцов |
с |
концентраторами |
на |
|||||||||||
близительно |
50 |
кГ/мм2). |
пряжений |
(I—III) |
|
из |
стали |
45 |
после |
||||||||||
электролизного |
борирования: |
|
|
|
|||||||||||||||
По-видимому, эти трещины |
1, I — без |
покрытия; |
2, |
II |
— борирование, |
||||||||||||||
предопределяют |
место |
за |
охлаждение |
замедленное; 3, III |
— борирование, |
||||||||||||||
рождения и развития |
уста |
охлаждение на воздухе. |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лостного излома. Более медленное охлаждение после насыщения, которое, по нашему мнению, должно было резко уменьшить коли
чество трещин вследствие релаксации |
напряжений, возникающих |
в слое, а также вследствие меньшего |
температурного градиента, |
действительно повысило предел усталости на 10—15% (см. рис. 63).
Условный предел коррозионной усталости стали после электро лизного борирования увеличивается в 1,6—1,8 раза по сравнению со сталью без покрытия и находится на уровне прочности после порошкового контактного борирования с такой же толщиной слоя боридов.
Электролизное борирование стали 38XG снижает ее предел усталостной прочности на 25% по сравнению с нормализованными или ложноборированными образцами без покрытия [37, 82]. Изо термическая закалка этой стали после борирования уменьшает предел усталостной прочности на 46% по сравнению со сталью
125
П овы ш е нн ая травимость зоны под боридным слоем обусловлена, очевидно, обогащением ее углеродом, оттесненным с поверхности стали, который, связывая частично хром, уменьшает его коли
чество в твердом растворе. Увеличение толщины боридных |
слоев |
||
выше 0,10—0,12 мм приводит к |
разрушению слоя и местному |
||
отслоению наиболее богатой бором зоны (Fe, Сг) В. |
Максимальная |
||
микротвердость боридных слоев на указанных нержавеющих |
ста |
||
л я х составляет 2200—2350 кГ/мм2. |
Результаты исследований по |
||
казали, что борирование при 950° С на глубину |
0,05—0.06 |
мм |
примерно на 10% повышает предел усталостной прочности п почти
в два раза увеличивает условный предел кор- |
|
|||||||||||
розионно-усталостной |
прочности |
стали Х17 |
|
|||||||||
при чистом круговом изгибе (рис. 65). |
|
|||||||||||
Совершенно иначе влияет борирование на |
|
|||||||||||
изменение |
|
циклической |
прочности |
стали |
|
|||||||
Х 1 7 Н 2 , предел |
|
усталостной |
прочности кото |
|
||||||||
рой резко снижается с увеличением |
времени |
|
||||||||||
борирования . |
При |
наличии |
слоя |
толщиной |
|
|||||||
0,1—0,12 |
мм предел |
усталостной |
прочности |
|
||||||||
в три раза |
меньше, |
чем у ложноборирован- |
|
|||||||||
ной стали. В коррозионной среде |
|
(3%-ный |
|
|||||||||
раствор NaCl) усталостная прочность стали |
|
|||||||||||
после борирования также снижается, однако |
|
|||||||||||
Рис. 65. Кривые усталости в воздухе |
(1—5) и |
|
||||||||||
3%-ном растворе |
|
NaCl |
(I—V) |
образцов |
из стали |
|
||||||
Х17Н2 {1—3, I—III) |
и Х17 (4, 5, IV, V). |
Отжиг при |
|
|||||||||
950° С (1, 4, I, |
IV) |
и борирование прп 950° С в тече |
|
|||||||||
ние 6 ч (3, 5, |
III, |
|
V) и 3 ч (2, |
II). |
|
0,1 0,51 |
5 N, |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
толщина |
слоя |
в этом случае значительно меньше сказывается на |
||||||||||
величине условного |
предела |
коррозионно-усталостной |
прочности. |
|||||||||
Различное |
влияние |
борирования |
на циклическую |
прочность |
сталей Х17 и Х17Н2 можно объяснить различным строением диф фузионного слоя на этих сталях. Слой на стали X I 7 отличается равномерностью, в то время как на стали Х 1 7 Н 2 под основным бо ридным слоем происходит избирательная диффузия элементов по границам зерен. Это создает своего рода структурные концентра торы напряжений, являющиеся одной из основных причин отри цательного влияния борирования на усталостную и коррозионно-
усталостную прочность стали Х17Н2 . Кроме того, |
стали Х17Н2 |
|||||||
обладают |
более |
высокой |
чувствительностью |
к |
концентрации, |
|||
чем |
сталь |
Х17. Автор данной монографии совместно с В. Г. Про- |
||||||
циком |
исследовал |
влияние |
легирования среднеуглеродистой ста |
|||||
ли |
хромом, |
никелем,, марганцем, |
кремнием в |
количестве до 5% |
||||
на |
строение диффузионного |
слоя и |
коррозионную |
выносливость |
||||
после |
борирования (рис. 66). |
|
|
|
В связи с тем, что большинство деталей машин имеет разные конструктивные и технологические концентраторы напряжений,
127