Файл: Похмурский, В. И. Коррозионно-усталостная прочность сталей и методы ее повышения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

стых и низколегированных сталей обычно используют методику их попеременного смачивания и высушивания на коррозионном колесе Гарднера. Попытки подвергнуть нержавеющие стали пред­ варительной коррозии при условии попеременного смачивания и

высушивания образцов

на протяжении 30 дней

на

коррозион­

ном колесе не дали положительных результатов,

так

как

корро­

зионных поражений на

поверхности образцов не

было

обнару­

жено .

 

 

 

 

В связи с высокой коррозионной стойкостью нержавеющих сталей в морской воде двадцатикратное периодическое смачивание в 3%-ном водном растворе NaCl образцов, нагретых до 250—300° G,

Рис. 11. Схема установки для пред­ варительной коррозии образцов.

также не дало желаемых ре­ зультатов. Поэтому возникла потребность найти ускоренный метод получения коррозионных поражений, характер которых был бы аналогичен поражениям при натурной коррозии. По­ скольку натурная коррозия стали в морской воде имеет элек­ трохимическую природу, д л я сокращения времени предвари­ тельной коррозии этот процесс интенсифицировался путем ано­ дной поляризации . Д л я опре­ деления оптимальных режимов электрокоррозии была проведе­ на серия опытов по исследова-

нию влияния плотности тока и времени его пропускания на электро­ коррозию сталей и сплавов в 3%-ном водном растворе NaCl. Электрокоррозшо готовых образцов осуществляли в специально скон­ струированном приспособлении (рис. 11). Все образцы тщательно промывали авиационным бензином, затем протирали активиро ­

ванным углем, являющимся хорошим дисорбентом,

снимающим

с металла поверхностные пленки жирных кислот,

и затем еще

раз промывали авиационным бензином и этиловым спиртом. Обез­ жиренный образец 3 с покрытыми цапонлаком головками с по­

мощью

изоляционных опор 2 устанавливали в графитовый ста­

кан 1.

Стакан, заполненный 3%-ным водным раствором NaCl,

с л у ж и л

катодом. К образцу подключали

положительный полюс

источника постоянного тока. Силу тока

регулировали реостатом

по показаниям миллиамперметра.

 

Коррозионные поражения фотографировали при одинаковом увеличении и сравнивали по диаметру язв и их плотности с кор­ розионными поражениями деталей, полученными в натурных усло­

виях .

Д л я

сталей Х 1 7 Н 2 и Х17Н5МЗ коррозионные

поражения,

наиболее близкие к натурным, получали при плотности

тока около

50 MUJCM2

и

времени поляризации 3—7 мин.

 

20


П о с к о л ь ку загрязнение поверхности рабочей части образцов при коррозионных испытаниях приводит к разбросу результатов опыта, образцы после электрокоррозии промывали в дистиллиро­ ванной воде и авиационном бензине. Часто о коррозионной вы­ носливости сталей судят по их коррозионной стойкости или по изменению величины стационарного электродного потенциала, токов коррозии и других характеристик, полученных для образ­ цов, находящихся в ненапряженном состоянии. Однако такой под­

ход не

может

быть оправдан, поскольку,

как будет показано

ниже,

между коррозионной выносливостью и коррозионной стой­

костью

стали

в ненапряженном состоянии

четкая к о р р е л я ц и я

отсутствует.

Г Л А В А I I

В Л И Я Н И Е УСЛОВИЙ

НА Г Р У Ж Е Н И Я Н А УСТАЛОСТНУЮ

ИКОРРОЗИОШЮ-У СТАЛОСТН У ю

ПР О Ч Н О С Т Ь СТАЛЕЙ

1. Вид нагружения

Вид нагружения является существенным фактором, определяющим выносливость сталей. На основании опытных дан­ ных, полученных различными авторами при изучении влияния трех главных простых видов нагружений (изгиб, кручение, растя­ жение — сжатие) в условиях разной асимметрии цикла установ­ лено, что в воздухе или неактивной среде наименьшим пределом усталости обладают образцы, подвергаемые циклическому круче­ нию, а наибольшим — циклическому изгибу. Растяжение — сжа­ тие занимает промежуточное положение. Соотношение между пре­ делами выносливости, полученными при этих простых видах на­ г р у ж е н и я , во многом определяются свойствами материала. Так,

для нормализованной стали 45 предел

усталости при изгибе ( 0 - х ) ,

растяжении

— сжатии

(а_1 Р .с ) и кручении (t—j) в

случае

симмет­

ричного нагружения соответственно равны 25,8; 24,6 и 13,2

кГ/мм2,

а для среднелегированной

стали (С =

0,32%;

Ni = 1,5%;

Сг =

=

0,5%; Мп = 0,4%; Si = 0,36%; а в

=

78 кГ/мм2)

 

величины этих

пределов составляют 36; 26 и 22 кГ/мм2

[146].

 

 

 

 

 

 

Н а

основании

анализа

многочисленных

экспериментальных

данных

предложены

эмпирические

зависимости

 

 

 

 

 

 

0--1Р.С =

(0,7 — 0,8) <т_1 ;

x _ i

=

(0,57 -

0,62)

ст_1?

 

 

связывающие пределы выносливости при разных

видах

нагруже ­

ния

[149].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В одной из первых

работ [218] были приведены результаты ис­

следований

усталостной

 

и

коррозионно-усталостной

прочности

хромованадиевой

стали

 

(С =

0,46%;

Сг = 0,88%; V =

0,34%;

о в

=

68,9 кГ/мм2):

в

воздухе

при 10' циклов

о1

= 30

кГ/мм2,

т г

=

19 кГ/мм2;

в пресной

воде соответственно

было

получено

а 1 с

= 17 кГ/мм2,

т_1с =

8,5 кГ/мм2.

 

Та же сталь после

терми­

ческой

обработки в

=

103

кГ/мм2)

имела

 

в воздухе

о_] =

=

48,5 кГ/мм2

и г _ | = 3 1

кГ/мм2,

в пресной воде cr_ic = 12

кГ/мм2

И

Т_1с

= 6

кГ/мм2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В работе [28] показано, что в коррозионной среде, имитирую­ щей морскую воду, с увеличением базы испытания отношение

22


т _ 1 с / с т _ 1 С - v 1, так как при большом времени воздействия кор­ розионной среды коррозионно-усталостное разрушение при обоих видах нагружения определяется преимущественно электрохими­ ческим фактором.

Учитывая, что при циклическом кручении образца выделяется больше тепла, чем при изгибе, авторы работы [104] предположили,

что

коррозионная

среда

должна

ока­

 

 

 

зать влияние также на тепловой эффект,

 

 

 

связанный

как с величиной

амплитуды

 

 

 

циклического

н а п р я ж е н и я ,

так и с ви­

 

 

 

дом нагружения, причем это влияние

 

 

 

должно

быть

 

больше

при

кручении.

 

 

 

Б ы л о

показано

(рис. 12), что при боль­

 

 

 

ших

 

напряжениях ( ± а = 24

кГ/мм2)

 

 

 

коррозионная среда (3%-ный

раствор

 

 

 

NaCl) и

инертный

охладитель

(гептан)

 

 

 

одинаково

существенно

повышают

вы­

 

 

 

носливость

стали. По мере

приближе­

 

 

 

ния

к

 

пределу

усталости

количество

 

 

 

выделенного тепла уменьшается, гептан

 

 

 

перестает оказывать влияние на изме­

 

 

 

нение

 

выносливости,

а

коррозионная

 

 

 

среда

начинает

снижать

выносливость

 

 

 

стали

вследствие

проявления

электро­

0,1

1,0

10 Ы,мпн.

химического

фактора.

Положительное

 

 

 

влияние охлаждающего эффекта рабо­

Рис. 12.

Кривые усталости

чей

среды

можно

объяснить

тем,

что

образцов

диаметром 10 мм

при

циклическом

кручении

в

воздухе

из стали

40Х,

отожженной

при 835° С а частоте нагру­

в поверхностных

слоях

могут

возник­

жения 50 гц [104]:

нуть

 

тангенциальные

 

растягивающие

I в з — круговой изгиб соответ­

 

 

ственно в воздухе и 3%-ном рас­

н а п р я ж е н и я ,

а

также

осевые

н а п р я ж е ­

творе NaCl; 2 и 4 — при круче­

ния, способствующие в случае

больших

нии соответственно в воздухе и

3%-ном растворе

NaCl; 5—при

амплитуд

деформации появлению

по­

кручении в нейтральном охлади­

верхностных

трещин

[147].

 

 

 

теле.

 

 

 

 

 

 

 

 

При коррозионной усталости (база 5 X 107 циклов) для отож­ женной стали 40Х отношение t__iC/CT_Ic= 1 вместо 0,5—0,6 в воз­ духе, т. е. циклическая прочность стали при кручении в корро­ зионной среде снижается значительно меньше, чем при изгибе.

В табл. 1 приведены данные

о влиянии вида нагружения (рас­

тяжение

— сжатие и изгиб) в воздухе и 3%-ном водном растворе

NaCl при частоте 2200 цикл/мин

и базе 5 X 10' циклов для раз­

личных

сталей. Из табл.

1 видно, что при осевом

растяжении —

сжатии

предел усталости

выше,

чем при изгибе.

Эти результаты

не согласуются с многочисленными экспериментальными данными для других сталей [146]. В коррозионной среде существенного влияния вида нагружения не обнаружено. Анализ данных табл. 1 позволяет сделать вывод, что дл я оценки коррозионно-усталост- ной прочности при осевом цикле нагружения можно пользоваться

23


 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 1

 

 

Влияние вида нагружения на некоторые свойства

 

 

 

сталей

|229|

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предел

Предел усталости на

Условный предел кор­

 

 

 

 

 

иозцухе.

кГ/мм2

розионной усталости,

 

 

Сталь

 

 

прочности

 

кГ/мм*

 

 

 

 

 

 

°—1 р.с

° - 1

°—1

р.с

° - 1

Углеродистая (0,5%

С)

99,5

39,4

24,2

4,4

3,8

Хромистая

(15%

Сг)

 

63,2

38,8

34,6

14,2

17,3

Хромоникелевая

(18%

Сг.

 

 

 

 

 

8% Ni)

 

 

(17%

104,3

37,4

37,8

24,9

23,3

Хромоникелевая

Сг,

 

 

 

 

 

11% Ni)

 

 

 

86,0

51,5

44,8

19,4

24,3

данными, полученными при изгибе с учетом той же

зависимости,

что и

для

обычных

атмосферных

условий

[26].

 

 

 

На

наш взгляд, этот вывод приемлем только в случае

больших

оаз испытания, когда прикладываемые напряжения невелики, а существенное снижение условных пределов коррозионной вынос­ ливости определяется главным образом электрохимическим фак­

тором. Действительно, из результатов исследования

коррозион-

но-усталостной

прочности образцов

стали Х17Н2

 

следует,

что

в случае сравнительно

небольших

баз

испытаний

наблюдается

существенное различие между условным пределом

коррозионной

выносливости при изгибе и осевом

растяжении — сжатии [195].

Испытания

как в

воздухе, так

и

в 3%-ном

растворе

NaCl

проводились при симметричном цикле чистого изгиба вращаю­ щихся образцов на машинах МУИ-6000 с частотой нагружения 50 гц, и при симметричном цикле растяжения — сжатия на гидравличе­ ском пульсаторе ЦДМП-10 с частотой нагружения 20 гц. В обоих случаях образцы были полностью погружены в этот раствор, при­ чем обеспечивалось удовлетворительное перемешивание среды спе­

циальным

приспособлением.

 

 

 

Установлено (рис. 13), что усталостная прочность образцов в

воздухе при чистом изгибе выше, чем при осевом нагружении

рас­

тяжением

— сжатием,

а в

коррозионной

среде эта

прочность

при осевом нагружении

растяжением — сжатием

значительно

выше, чем

при чистом

изгибе. Необходимо

отметить,

что

такие

результаты могли быть отчасти вызваны разными частотами и

различными видами

нагружении .

 

 

(20—50 гц) не

При

испытаниях

в воздухе изменения частоты

должны

влиять на

усталостную

прочность.

В

коррозионной

среде это влияние

невелико, причем, как будет показано ниже,

при кратковременном нагружении

увеличение

частоты повышает

коррозионно-усталостную прочность, а при весьма длительном — снижает ее.

Полученные выводы о циклической прочности в воздухе в зави­ симости от вида нагружения не противоречат существующим иред-

24