Файл: Похмурский, В. И. Коррозионно-усталостная прочность сталей и методы ее повышения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

разъеданием никель-кадмиевого покрытия . При более высоких ба­ зах испытания (более 2 X 107 циклов) покрытие разъедается на значительно больших участках и условный предел коррозионноусталостной прочности стали с покрытием уже не так суще­ ственно отличается от такого для стали без покрытия. Б ы л о ис­ следовано влияние никель-кадмиевого покрытия на выносливость

стали 1Х12Н2ВМФ . Образцы пе­ ред покрытием подвергались

N

 

 

 

 

 

 

т

\\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32

 

\

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

%

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24

0,1

/

 

 

 

 

0,05 0,1

 

 

Ю Н.мли.

 

0,05

0,5

5

10 Ы, млн

Рис.77. Кривые усталости ввоз-

Рис. 78. Кривые усталости и кор­

духе (1, 2) и

коррозионной

уста­

розионной усталости отожженной

лости в 3%-ном

растворе

NaCl

при 725° С стали

1Х12Н2ВМФ

с

(/, / / ) стали 1Х12Н2ВМФ

без по­

никель-кадмиевым

покрытием:

 

крытия (1, I)

и с никель-кадми­

1 — в воздухе;

2 —при температуре

евым покрытием (2, II,

3,

4); при

400° С; з — при

400° С с

периодиче­

температуре

400° С

в

воздухе

ским смачиванием водой; 4 — в 3%-ном

(3) и с периодическим смачивани­

растворе

NaCl.

 

 

 

 

 

ем водой (4).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

з а к а л ке с 1020° С и отпуску при 660° С. Д л я сравнения

изготавли­

вались также образцы из стали

1Х12Н2ВМФ

после

низкотемпе­

ратурного отжига при 725° С (3 ч) в состоянии

поставки.

Общая

толщина никель-кадмиевого покрытия составляла 9—15

мкм.

Слой

кадмия (2—3

мкм)

наносился после нанесения никеля.

Образцы

с покрытием подвергались нагреву при температуре 325° С в те­ чение 1 ч д л я частичной десорбции водорода и увеличения сцепле­ ния слоя с основным металлом. Усталостные испытания (рис. 77)

показали,

что никель-кадмиевое покрытие закаленной

с

1020° С

и отпущенной при 660° С стали существенно

снижает

54

до

46 кГ1ммг)

предел усталости. Если на предел

усталости

никель-

кадмиевое покрытие оказало отрицательное влияние, то

услов­

ный предел коррозионной усталости в среде

3%-ного

раствора

NaCl покрытых образцов существенно повысился (более

чем

в

два раза). Характерно, что к р и в а я коррозионной усталости в ис-

154


следуемом диапазоне 104 — 5 X 107 циклов нагружения не пре­

терпевает перелома,

характерного для непокрытой стали.

 

В связи с тем

что

гальваническое никель-кадмиевое покрытие

предназначено, в

основном, для повышения коррозионной

стой­

кости деталей, работающих до температуры 500° С, автором сов­

местно с Т. Н . Каличаком проведены

усталостные испытания по­

крытых

образцов

при температуре 400° С, а также

при 400° С

с периодическим

смачиванием

водой. Никель-кадмиевое покрытие

достаточно хорошо защищает

сталь

от

воздействия

повышенных

температур. При

температуре

испытания

400° С предел усталости

снизился всего лишь на 4

кГ/мм2.

Периодическое

смачивание

нагретых до 400° С образцов

снижает

предел усталости покрытой

стали на

10

кГ/мм2.

 

 

 

 

Д л я отожженной стали с никель-кадмиевым покрытием (рис. 78) влияние среды в случае усталостных испытаний как при комнат­ ной, так и при 400° С сказывается слабее. Закаленная и отпущен­ ная сталь с никель-кадмиевым покрытием имеет все же более вы­ сокие по абсолютным значениям пределы усталости и коррозион­ ной усталости, чем отожженная с никель-кадмиевым покрытием. Следовательно, никель-кадмиевое покрытие в сочетании с терми­ ческой обработкой стали, состоящей из закалки и отпуска по оп­ тимальным режимам, обеспечивает достаточно высокие значения коррозионной усталости стали как при комнатной, так и при по­ вышенной (400° С) температуре и может успешно применяться

впромышленности.

4.Цинкование

Гальваническое и горячее цинкование, а также кадмирование существенно повышают коррозионно-усталостную проч­ ность углеродистых сталей в пресной и соленой воде [227, 2281. При базе 2 — 5 X 107 циклов нагружения условный предел кор­ розионно-усталостной прочности для этих сталей составлял 80— 100% предела усталости в воздухе. Цинкование не оказало замет­ ного влияния на изменение предела усталости в воздухе (табл. 24). Менее существенное влияние цинкования и кадмирования на по­ вышение коррозионно-усталостной прочности было замечено для хромо-никелевой стали (Сг — 0,6%; № — 1,4%; С — 0,37%) [2321. Значительное повышение коррозионно-усталостной прочности об­ разцов из стали 45 в результате цинкования получено в [177] (рис. 79).

В работе [26] указывается, что, наряду с существенным повы­ шением коррозионно-усталостной прочности, цинкование как бы обусловливает существование в коррозионной среде истинного предела усталости или, по крайней мере, снижение величины циклических напряжений с увеличением базы испытания весьма незначительное.

155


 

 

 

 

Т а б л и ц а 24

Влияние гальванических покрытий на уста­

лостную

прочность образцов из стали 50 [228J

 

 

 

 

Предел усталости,

 

 

 

 

 

кГ/мм*

 

Состояние

Покрытие

Толщина

 

 

стали

покры -

в 3%-ном ра­

 

 

 

тия, мм в воз­

створе NaCl

 

 

 

 

духе

при

2хЮ'

 

 

 

 

 

циклов

Нормализованная

 

.

25,8

 

6,3

»

Цинковое

0,014

25,3

23,1

 

Кадмие­

 

 

 

 

»

вое

 

0,013

23,9

21,6

Холоднотя путая

38,6

 

5,5

»

Цинковое

0,014

38,4

33,7

 

Кадмие­

 

 

 

 

»

вое

 

0,013

35,9

29,8

Р е зуль т а ты проведенных

автором

исследований

усталостной

и коррозионно-усталостной

прочности

образцов

диаметром 10 мм

из среднеуглеродистой стали, подвергнутых цинкованию, так ж е подтвердили высокую эффективность такого покрытия, однако ис­ тинного предела выносливости оцинкованных образцов в 3%-ном растворе NaCl при базе испытания

к5 X 107 циклов не было обнаружено.Шахтные канаты, работающие,

 

 

 

 

в основном,

в

сырых

и даже мокрых

 

 

 

 

стволах, часто подвергаются коррози-

24

 

 

2

онно-усталостному разрушению. Весьма

 

 

 

эффективным методом повышения ра­

20

 

 

 

ботоспособности

канатов в таких ус­

 

 

 

ловиях

также

является

цинкование

 

 

\

7

проволоки. Меднение проволоки отрица­

16

 

 

 

тельно

влияет

на

коррозионно-уста­

 

 

 

лостную прочность канатов [131 ].

 

 

 

 

12

 

 

 

Рис. 79.

Кривые коррозионной

усталости не-

 

 

 

 

оцпнкованных

(1),

оцинкованных

металлиза­

8

 

 

(

цией (2)

и электролитически

(3)

образцов из

„_

,

стали 45

в 3%-ном растворе NaCl.

0,1

0,5

1

Ы,млн.

 

 

 

 

 

 

 

Повышение коррозионно-усталостной прочности канатной про­ волоки в синтетической морской воде применением цинкования показано в [199].

5. Комбинированные методы

Представляет интерес применение комбинированных методов повышения коррозионно-усталостной прочности деталей, заключающихся в совмещении поверхностного упрочнения закал -

156


кой т. в. ч. или поверхностного

наклепа с нанесением

гальваниче­

ских покрытий (хромирование,

цинкование

и т. п.).

 

В работе [177] показано, что совмещение

поверхностной закал ­

ки т. в. ч. с последующим цинкованием в 4,5 раза

увеличивает

условный предел коррозионно-усталостной

прочности стали 45

в 3%-ном растворе NaCl. Предел усталости стали 45 в нормали ­

зованном состоянии в воздухе составил 25,5

кГ/мм2,

а

условный

предел коррозионно-усталостной

прочности

после

комбинирован­

ного упрочнения — 45,2 кГ/мм2.

 

Положительный эффект был по­

лучен при совмещении

закалки т. в. ч. и электролитического хро­

мирования [178]. В этом случае

условный

предел

коррозионно-

усталостной прочности

образцов

из стали 45 в 3%-ном

растворе

NaCl увеличился с 10 до 30

кГ/мм2.

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 25

Результаты испытаний на коррозионно-усталостную

прочность

резьбовых

 

образцов при консольном

симмет­

ричном изгибе [103)

 

 

 

 

 

 

талос- х обвозду-

Марка стали

Преде, ти гла разцов хе, кГ,

 

40Х

36,0

40ХНМА

35,0

18ХНВА

46,0

НН-ЗБ

 

Предел усталости образцов (М30хЗ,5) в 3%-ном растворе NaCl при базе 10' циклов,

кГ/мм2

неоцинкованных оцинкованных

неупроч-

упрочнен­

неупроч-

упрочнен­

ненных

ных

ненных

ных

12,0

20,0

18,5

35,0

13,5

31,0

17,0

34,0

13,0

29,5

21,0

45,0

14,0

27,0

14,0

29,0

Весьма эффективным методом повышения коррозионно-уста­ лостной прочности резьбовых деталей является метод поверхност­ ного вибрационного наклепа резьбы особенно в сочетании с после­ дующим цинкованием [103] (табл. 25). К сожалению, данные ра­

боты

[103]

получены при

довольно

небольшой базе испытаний

(107

циклов

нагружения),

что не позволяет с достоверностью су­

дить об эффективности таких методов

комбинированного упрочне­

ния в случае более длительных баз испытаний.

Без использования упрочняющей обработки и защитных по­ крытий эффективность применения легированных сталей с точки

зрения

обеспечения высокой

коррозионно-усталостной

прочнос­

ти не

высока.

 

 

 

 

6. Механизм влияния

 

 

гальванических покрытий

 

 

Все

гальванические

покрытия по отношению

к основ­

ному металлу в зависимости от условий можно разделить на катод­ ные и анодные, т. е. способствующие его электрохимическому по­ ражению или защищающие основной металл от разрушения .

157