Файл: Похмурский, В. И. Коррозионно-усталостная прочность сталей и методы ее повышения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
высоких амплитуд циклических нагрузок. В коррозионной среде имеет место резкое снижение условного предела выносливости обкатанных образцов из мартенситных нержавеющих сталей при базе 20—40 млн. циклов нагружения, т. е. в полулогарифмических координатах кривая коррозионной выносливости проходит почти параллельно оси ординат. Это свидетельствует о том, что при та кой базе испытания эффект от поверхностного наклепа при данной глубине начинает ощутимо снижаться, возможно, за счет частич ной релаксации сжимающих напряжений . Можно также допустить, что за такое количество циклов коррозионно-усталостные трещины успевают пройти сквозь слой упрочненного металла и подойти к недоунрочненному металлу, где остаточные напряжения меняют свой знак Положительное влияние на коррозионно-усталостную прочность деталей оказывает их ультразвуковая обработка в маслоабразивиой среде. Перспективный метод повышения выносли вости сталей в коррозионной среде — поверхностная термомеха ническая обработка, а также так называемая обработка на белый слой
Существенно улучшить коррозионно-усталостную прочность деталей можно путем нанесения на их поверхность различных металлических и неметаллических покрытий. Из диффузионных покрытий наиболее эффективными являются покрытия, нолучаемые при азотировании, алитировании, хромировании, цинковании и т. п. Нанесение таких покрытий в несколько раз повышает кор розионно-усталостную прочность углеродистых и легированных сталей в растворах солей, а при азотировании и цинковании ус ловный предел коррозионной усталости находится на уровне пре дела усталости стали в воздухе. Такие методы повышения поверх ностной твердости и износостойкости деталей, как борирование, хромирование, ванадирование и т. д., в зависимости от химического состава стали и ее термообработки могут снижать или увеличивать коррозионно-усталостную и особенно усталостную прочность де талей.
Во избежание резкого снижения усталостной и коррозионноусталостной прочности деталей с весьма твердыми покрытиями (бориды, карбиды и т. д.) нежелательно применение после диффу зионного насыщения закалки с низким отпуском или насыщение стали с высокой чувствительностью к хрупкому разрушению.
Недостаточно объяснять изменение выносливости деталей толь ко наличием остаточных напряжений, действующих в поверхност ных слоях деталей, особенно после алитирования, борирования, хромирования и других аналогичных видов химико-термической обработки, обеспечивающих получение диффузионных слоев, по своим физико-механическим и электрохимическим свойствам су щественно отличающимся от основной структуры. При рассмот рении влияния защитных покрытий на изменение выносливости необходимо принимать во внимание не только изменение остаточ ных напряжений, но и характер их распределения, прочность и
174
циклическую прочность материала защитного слоя, чувствитель ность к концентрации напряжений основного материала с учетом переходных зон, соотношение электрохимических характеристик основного материала и материала покрытия и т. д. Количественная сторона влияния каждого из перечисленных выше факторов пока не ясна. Из гальванических покрытий существенное влияние на повышение коррозионной выносливости оказывают, как правило, только анодные или комбинированные покрытия (цинкование, кадмирование, нанесение никель-кадмиевого покрытия). Катодные по крытия (хромирование, никелирование и т. п.) обычно не влияют на коррозионную выносливость сталей или даже снижают ее. Гальванические покрытия в подавляющем большинстве снижают выносливость сталей в воздухе до 15—20% и более. Хорошие результаты получаются при использовании комбинированных
методов, основанных на совмещении упрочнения поверхности детали закалкой т. в. ч. как наклепом и нанесением защитных гальванических или неметаллических покрытий. При опреде
лении влияния поверхностного упрочнения |
или защиты на кор |
||||
розионно-усталостную прочность необходимо |
иметь в виду огра |
||||
ниченность действия |
поверхностной |
защиты |
во времени, |
приво |
|
дящую к принципиальному |
изменению форм |
кривых коррозион |
|||
ной выносливости. |
При |
наличии |
анодных |
покрытий |
эффект |
защиты будет сохраняться до тех пор, пока сохранится хотя бы часть покрытия, выступающего в роли протектора. После полного растворения покрытия кривая коррозионной усталости резко сни жается. При наличии некоторых полимерных покрытий достигает ся хорошая защита в случае сравнительно небольшой базы испы тания, после чего кривая резко идет вниз, т. е. теряется эффект защиты, что может быть связано с усталостью полимерного покры тия, его механодеструкцией. Аналогичный ход кривых выносли вости обнаружеЕ! и при испытании образцов с никель-кадмиевым покрытием, растворяющимся в процессе циклического нагруже ния в коррозионной среде.
В случае поверхностного наклепа при больших базах испыта ния обнаружено существенное снижение выносливости, обуслов ленное, по-видимому, частичной релаксацией остаточных сжимаю щих напряжений и коррозионно-усталостным разрушением упроч ненного слоя. Указанные обстоятельства необходимо обязательно учитывать при выборе базы испытания и прогнозирования работы деталей с поверхностным упрочнением или с защитными покры тиями в условиях воздействия на них циклических нагрузок и коррозионных сред.
12*
ЛИ Т Е Р А Т У Р А
1.А к и м о в Г. В. Основы учения о коррозии и защите металлов. Метал-
лургиздат, М., 1946.
2.А к и м о в Г. В. Теория и методы исследования коррозии металлов. Изд-во АН СССР, М., 1945.
3.А к с е п о в а Э. В. и др.— Физико-химическая механика материалов, 1972, 1.
4.А л е к с е е н к о М. Ф. Структура и свойства теплостойких конструк
|
ционных нержавеющих сталей. |
Оборонгиз, |
М., |
1962. |
|
|
||||
5. |
А л е к с е е н к о |
М. Ф. и др.— Физико-химическая механика |
материа |
|||||||
|
лов, |
1967, |
4. |
|
|
|
|
|
|
|
6. |
А л я б ь е в |
|
А. |
Я., К а з и м и р ч и к |
О. |
А., |
О н о п р и е н |
|||
|
к о |
В. П.— Физико-химическая |
механика |
материалов, |
1970, |
3. |
||||
7. |
А л я б ь е в |
А. Я., Ш е в е л я |
В. В. Физико-химическая механика ма |
|||||||
|
териалов, 1971, |
2. |
|
|
|
|
|
|
||
8. |
А л я б ь е в |
А. |
Я., |
Ш е в е л я В. В., Р о ж к о в М. |
Н. |
Физико-химиче |
||||
|
ская |
механика |
материалов, 1970, |
6. |
|
|
|
|
9.А с к и н а з и Б . М . Упрочнение и восстановление деталей электромеха нической обработкой. Машиностроение, М., 1968.
10.А ф а н а с ь е в Н. Н. Статистическая теория усталостной прочности металлов. Изд-во АН УССР, К., 1953.
11. |
Б а б е й |
Ю. |
И., |
Д у ц я к |
3. Г.— Физико-химическая механика |
мате |
|||
|
риалов, |
1967, |
3, |
4. |
|
|
|
|
|
12. |
Б а б е |
й |
10. И., И в а н е ц |
В. И., |
X и т а р и ш в и л и |
М. Г.— |
Физи |
||
|
ко-химическая |
механика материалов, 1970, 2. |
|
|
|||||
13. |
Б а б е й |
Ю. И., С т е п у р е н к о |
В. Т., К а р п е н к о |
Г. В.— |
В кн.: |
||||
|
Коррозионная |
усталость металлов. Под редакцией Г. |
В. Карпенко. |
||||||
|
«Камеияр», Львов, 1964. |
|
|
|
|
14.Б а л а ш о в Б. Ф.— В кн.: Повышение долговечности машин. Машгиз, М., 1956.
15. Б е й д е р Э. Я. и др.— Физико-химическая механика материалов, 1971, 3.
16.Б е р н ш т е й н М. Л., 3 а й м о в с к и й В. А. Структура и механи ческие свойства металлов. «Металлургия», М., 1970.
17.Б о г а ч е в И. М., Р у д а к о в А. А.— Физико-химическая механика материалов, 1968, 2.
18. |
Б о л т а р о в и ч А. В., II о х м у р с к и й В. И.— В кн.: Вопросы |
|
|
механической усталости (Доклады Всесоюзной научно-технической кон |
|
|
ференции). М., |
1965. |
19. |
Б о р з д ы к а |
А. М. Методы горячих механических испытаний метал |
|
лов. М., 1962. |
|
20.Б у з д а к о в А. П.— В кн.: Труды Всесоюзной межвузовской научной конференции по вопросам борьбы с коррозией. Гостехиздат, М., 1962.
176
21. |
Б у т е н к о |
О. И. и |
др.—Физико-химическая |
механика материалов, |
|||||||||
|
1972, |
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22. |
В е д е н к и н |
|
С. Г., |
С и н я в с к и й |
B . C . Усталость металлов. Ма |
||||||||
|
териалы Совещания по усталости металлов (22—24 сентября 1958). Изд-во |
||||||||||||
23. |
АН |
СССР, М., |
1960. |
|
С и н я в с к и й |
В. С — |
ЖФХ, 1962, |
10. |
|
||||
В е д е н к и н |
|
С. Г., |
|
||||||||||
24. |
В е р |
О. И., А г е е в |
|
Н. В.— |
В кн.: Труды института металлов, 1930, 7. |
||||||||
25. |
Г л и к м а н |
Л. А . - |
|
ЖТФ, |
1937, |
VII, |
14. |
|
прочность |
металлов. |
|||
26. |
Г л и к м а н |
|
Л. А. |
|
Коррозионно-механическая |
||||||||
27. |
Машгиз, М.— |
Л., |
1955. |
|
Е. Н.— |
В кн.: Коррозионная |
уста |
||||||
Г л и к м а н |
Л. А,, |
К о с т р о в |
|||||||||||
|
лость металлов. Под редакцией Карпенко |
Г. |
В. «Каменяр», Львов, |
1964. |
28.Г л и к м а н Л. А., К о с т р о в Е. Н., Д о б р е р В. К.— Заводская лаборатория, 1959, 4.
29. |
Г л и к м а н |
Л. А., |
К о с т р о в |
Е. Н.— |
В кн.: Коррозионная |
уста |
||
|
лость металлов. Под редакцией Карпенко Г. |
В. «Каменяр», |
Львов, |
1964. |
||||
30. |
Г л и к м а н |
Л. А., |
С у п р у н |
Л. А.— В |
кн.: Труды |
Центрального |
||
|
научно-исследовательского института морского флота, 1. «Морской транс |
|||||||
|
порт», Л., 1955. |
|
|
|
|
|
|
|
31. |
Г л и к м а н |
Л. А. и др.— В кн.: Труды Центрального |
научно-исследо |
|||||
|
вательского |
института морского |
флота, 5. |
«Морской |
транспорт», |
Л., |
||
|
1956. |
|
|
|
|
|
|
|
32. |
Г л и к и а н |
Л. А., С у п р у н Л. А., К о с т р о в Е. Н.— Заводская |
||||||
|
лаборатория, |
1957, |
3. |
|
|
|
|
|
33.Г л и к м а н Л. А., С у п р у н Л. А.— В кн.: Труды Всесоюзного со вещания по борьбе с морской коррозией металлов. Азнефтемаш, Баку, 1958.
34.Г о г и л а ш в и л и О. И.— Физико-химическая механика материалов, 1968, 2.
35.Г о р б у н о в Н. С. Диффузионные покрытия на железе и стали. Изд-во
АН СССР, М., 1958.
36.Г р а б о в с к и й А. П.— Металловедение и термическая обработка металлов, 1963, 10.
37. |
Г у р е в и ч |
Б. |
Г., |
П и р о г |
о в а В. |
А.— Физико-химическая |
меха |
||||||
38. |
ника материалов, |
1967, |
6. |
С. Ф.— В кн.: Повышение |
усталостной |
||||||||
Г у р е в и ч |
Б. Г., |
Ю р ь е в |
|||||||||||
|
прочности деталей машин поверхностной обработкой. Машгиз, М., |
1952. |
|||||||||||
39. |
Д а л и |
с о в |
В. Б., |
3 а м и х о в с к и й |
В. С , |
П о х м у р - |
|||||||
|
с к и й |
В. И.— Физико-химическая механика материалов, 1966, |
2. |
||||||||||
40. |
Д а л и с о в |
В. Б., |
П о х м у р с к и й |
В. И., |
К а р п е н к о |
Г. |
В.— |
||||||
|
Физико-химическая |
механика |
материалов, |
1967, |
3. |
|
|
|
|||||
41. |
Д а л и с о в |
В. |
В., |
П о х м у р с к и й |
В. |
И., |
Т а р а с ю к |
Г. |
П.— |
||||
|
Физико-химическая |
механика |
материалов, |
1967, |
3. |
|
|
|
42.Д е м к о А. А. и др.— Физико-химическая механика материалов, 1972, 1.
43.Д е р я г и н Г. А. Повышение выносливости деталей машин технологи ческими методами. Оборонгиз, М., 1960.
44.Д у б и н и н Г. Н. Диффузионное хромирование сплавов. «Машинострое ние», М., 1964.
45.Д у ц я к 3. Г., Б а б е й Ю. И.— Физико-химическая механика мате
риалов, 1971, 1.
46. |
3 а й ц е в Г. 3., К у д р я в ц е в П. |
И., Ф а р а д ж о в |
Р. М.— Фи |
|||||||||
|
зико-химическая механика материалов, |
1971, |
6. |
|
|
|
|
|
||||
47. |
З а м и х о в с к и й |
В. |
С , |
П о х м у р с к и й |
В. |
И., |
|
П и х е л ь - |
||||
|
с о н |
В. Ф.— Физико-химическая механика |
материалов, |
1967, 3. |
|
|||||||
48. |
З а м и х о в с к и й |
В. |
С , |
П о х м у р с к и й |
В. |
И., |
|
К а р п е н |
||||
|
к о |
Г. В.— Физико-химическая механика материалов, |
1968, |
1. |
|
|||||||
49. |
З а м и х о в с к и й |
В. |
С , |
П о х м у р с к и й |
В. |
И., |
|
К а р п е н |
- |
|||
|
к о |
Г. В.— Физико-химическая механика материалов, |
1966, |
6. |
|
|||||||
50. |
З а м и х о в с к и й |
В. |
С , |
П о х м у р с к и й |
В. |
И., |
К а р п е н |
- |
||||
|
к о Г. В.— Физико-химическая механика материалов, |
1967, |
3. |
|
177