Файл: Похмурский, В. И. Коррозионно-усталостная прочность сталей и методы ее повышения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
т а л л а, |
а следовательно, |
и |
проявление водородной |
усталости, |
||||
к которой |
различные |
стали |
восприимчивы по-разному, |
была |
||||
исследована |
эффективность |
катодной |
поляризации для |
защиты |
||||
сталей |
различной твердости |
[94]. |
Б ы л о показано, |
что сни |
жение коррозионно-усталостной прочности с увеличением плот
ности |
защитного |
тока |
сверх оптимального значения |
для мягких |
||
сталей |
менее заметно, |
чем для твердых (рис. 87), что можно свя |
||||
зать |
с |
различной |
восприимчивостью сталей к наводороживанию. |
|||
К а к |
показано |
в работе [74], наличие |
оптимальной плотности |
|||
тока |
объясняется |
взаимодействием двух |
факторов, |
действующих |
в противоположных направлениях, а именно: торможение корро
зионных процессов — положительный и |
наводороживание |
|
метал |
|||||||||||
ла — отрицательный фактор. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
3. |
Протекторная |
защита |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Влияние |
протекторной |
защиты на коррозионно-уста |
|||||||||||
лостную прочность подробно рассмотрено в [177]. |
На |
примере |
||||||||||||
исследования |
выносливости |
образцов из |
стали 45 |
с |
протектором |
|||||||||
|
|
|
|
Т а б л и ц а 27 |
в |
виде |
электролитически |
|||||||
|
|
|
|
осажденного цинкового |
пояс |
|||||||||
Пределы |
усталости |
образцов |
из |
стали |
||||||||||
45 на воздухе и 3%-ном растворе NaCl |
ка |
установлено, |
что |
протек |
||||||||||
при базе |
107 циклов |
[177] |
|
|
торная |
защита |
существенно |
|||||||
|
|
Коррозионно-усталостная |
повышает |
коррозионно-уста |
||||||||||
|
|
лостную |
прочность |
стали в |
||||||||||
|
|
|
прочность, |
|
кГ/мм2 |
|||||||||
Обработка |
|
|
корров зионной среде |
цинкос вымпро тектором корров зионной среде |
любом |
структурном |
состоя |
|||||||
воздув хе |
нии. Степень защиты от кор |
|||||||||||||
|
|
рушения |
зависит от обработ |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
розионно-усталостного |
раз |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
ки детали (табл. 27). Наибо |
|||||||
Нормализация |
|
25,5 |
10,0 |
|
18,8 |
лее |
высокий |
эффект |
защиты |
|||||
Улучшение |
|
38,8 |
12,2 |
|
26,5 |
наблюдается |
в случае |
|
приме |
|||||
Наклеп |
дробью |
|
29,7 |
20,2 |
|
29,4 |
нения |
поверхностного |
упроч |
|||||
Закалка |
т. в. я. |
47,8 |
35,8 |
|
42,5 |
нения |
образцов |
наклепом |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
или |
закалкой т. |
в. ч. |
|
||||
Необходимо |
отметить, |
что скорость |
растворения |
протектора, |
а значит и длительность защиты, при циклическом деформирова нии образцов примерно в 10 раз выше, чем это имеет место для случая, когда к детали не приложены нагрузки [177]. В качестве материала протектора можно использовать любой металл, имею щий электродный потенциал более отрицательный, чем защищае мая деталь. Наиболее часто для углеродистых сталей применяют цинк или магний. Разновидностью электрохимической защиты является анодная, основанная на пассивации поверхности металла. Д л я защиты от коррозии применяются анодные, катодные, орга нические и другие замедлители коррозии. К сожалению, работ, посвященных исследованию влияния ингибирования сред на вы носливость сталей, имеется весьма ограниченное количество.
168
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Коррозионно-усталостное разрушение является весьма распространенным видом разрушения, встречающимся практиче ски во всех отраслях техники. Оно приводит, как правило, к су щественному понижению несущей способности деталей и наносит большой материальный ущерб народному хозяйству. Несмотря на то что процессы коррозионно-усталостного разрушения металлов вот уже около полвека являются предметом интенсивных исследо ваний, в настоящее время еще не имеется единой теории коррози онно-усталостной прочности металлов.
Наибольшее распространение получила электрохимическая ги потеза коррозионно-усталостного разрушения, предложенная Эвансом, а также более универсальная адсорбционно-электрохи- мическая гипотеза, разработанная Г. В. Карпенко. Наличие этих и некоторых других теоретических разработок позволяет в опре деленной степени вскрыть механизм коррозионно-усталостного разрушения и наметить основные пути повышения коррозионной выносливости металлов.
На несущую способность деталей, находящихся в условиях одновременного воздействия циклических нагрузок и коррозион
ных сред, влияет гораздо |
больше факторов, |
чем это |
имеет место |
в нейтральной или такой |
слабоагрессивной |
среде, |
как воздух. |
К числу таких факторов необходимо отнести относительную агрес сивность среды и характер ее взаимодействия с металлом (с кис лородной или водородной деполяризацией, с химическим раство рением, образованием новых соединений и т. п.), частоту, вид и уровень нагружения, изменение температуры среды, размер и форма детали, ее структурно-напряженное состояние, чистоту по верхности и т. д. Однако часть факторов, которые в воздухе вы полняют основную роль в усталостном процессе (чистота поверх ности, наличие концентраторов напряжений, прочность металла, обусловленная его химическим составом и термической обработ кой и т. п.), в коррозионной среде перестают быть решающими. С учетом этого для деталей, предназначенных для работы в такой коррозионной среде, как морская вода, использование низко- и
169
среднелегированиых |
сталей без дополнительной защиты |
экономи |
чески и технически |
не обосновано. Так, легирование среднеутле- |
|
родистой стали хромом, никелем, марганцем, кремнием, |
ванадием |
|
в количестве до 5 %, а также комплексное легирование в |
количе |
стве, не переводящем сталь в класс нержавеющих, не повышает коррозионно-усталостной прочности стали, а иногда даже сни жает ее. Необходимо оговориться, что речь идет о базах испытания, превышающих 5—10 млн. циклов нагружения, т. е. когда решаю щим в коррозионно-усталостной разрушении будет уже электро химический фактор. Пр и больших уровнях прикладываемых на пряжений, т. е. при относительно малом впемени воздействия среды, некоторый эффект от повышения прочности стали за счет
легирования в отдельных |
случаях может иметь |
место. |
|
Д л я |
деталей, изготовленных из углеродистых |
и легированных |
|
сталей, |
предназначенных |
для работы в условиях |
циклических на |
грузок и коррозионной среды, не всегда экономически оправдано повышение их чистоты, если это не диктуется особыми условиями. Дело в том, что изменение чистоты поверхности детали в пределах 3—12 класса не оказывает существенного влияния на условный предел коррозионной усталости углеродистых и легированных сталей при больших базах испытания (например, в 3%-ном раство ре NaCI), если изменение чистоты поверхности не является сопут ствующим фактором изменения структурно-напряженного состоя ния поверхностных слоев детали. Кроме того, при циклическом
нагружении образцов из углеродистой или легированной |
стали |
с исходной чистотой поверхности 8—12 класса уж е при базе |
около |
20—50 млн. циклов нагружения их чистота существенно уменьша ется (до 5—б класса и ниже) вследствие протекания локализован ных коррозионных процессов, обусловленных структурной неод
нородностью металла |
и его локализованной механической акти |
вацией. |
|
Д л я большинства |
углеродистых, легированных и нержавею |
щих сталей коррозионная среда ослабляет отрицательное влияние концентраторов напряжения на изменение выносливости стали, что, как было показано А. В . Рябченковым и Г. В. Карпенко, связано с более интенсивным растворением металла дна концент ратора напряжения как более анодного по отношению к соседним объемам металла, а также появлением сетки трещин у дна концент ратора, являющихся как бы дополнительными концентраторами напряжения, ослабляющими эффективность действия основного концентратора. В первом приближении разгружающее действие
дополнительных |
трещин |
можно представить |
так, как |
показано |
||||
на рис. 88. В процессе циклического нагружения |
образца, |
имею |
||||||
щего концентратор напряжения радиусом скругления |
дн i |
г, ко |
||||||
торый в лабораторной практике обычно превышает 0,05—0,10 |
мм, |
|||||||
перпендикулярно |
от стенок его дна распространяются |
трещины, |
||||||
как бы |
притупляющие |
концентратор, т. е. |
увеличивающие |
его |
||||
радиус |
от гх до какого-то условного радиуса |
гу, |
что приводит к |
170
уменьшению концентрации напряжений . Необходимо отметить, что если острота концентраторов напряжений будет высокой (как это имело место при предварительной коррозии сталей Х17Н2, Х17Н5МЗ), то в воздухе усталостная прочность значительно вы ше, чем в коррозионной среде, т. е. нивелирующее действие кор розионной среды сказывается слабее. Можно допустить, что для весьма острых концентраторов напряжений типа трещин, в кото
рых затруднена |
аэрация коррозионной |
среды и имеются несколь |
||||||||||
ко другие условия д л я протекания электрохимических |
процессов, |
|||||||||||
коррозионная |
среда не будет |
оказывать |
такого |
благотворного |
||||||||
влияния, как это имеет место в случае |
деталей с |
концентратором |
||||||||||
напряжений с радиусом надреза достаточно больших |
размеров. |
|||||||||||
Подтверждением |
служит |
тот |
факт, |
|
|
|
|
|
||||
что коррозионно-усталостные трещи |
|
|
|
|
|
|||||||
ны, возникающие в металле в началь |
|
|
|
|
|
|||||||
ный период |
циклического |
нагруже |
|
|
|
|
|
|||||
ния и представляющие |
собой острые |
|
|
|
|
|
||||||
концентраторы, при нормальных ус |
|
|
|
|
|
|||||||
ловиях |
развиваются |
без |
появления |
|
|
|
|
|
||||
в их вершине |
дополнительных |
раз |
|
|
|
|
|
|||||
гружающих |
трещин. |
|
|
|
Рис. 88. Схема развития |
тре- |
||||||
Л . А. Гликман и |
Е . Н . Костров |
ищи на дне концентратора |
на- |
|||||||||
высказали |
также |
мнение, |
согласно |
п Ряжений при коррозионной |
||||||||
которому для сталей, склонных |
к ще- |
усталости углеродистых и ле- |
||||||||||
тированных |
сталей, |
|
||||||||||
левой коррозии (например, 4Х18Н9Т), |
|
|
|
|
|
|||||||
коррозионная среда будет интенсифицировать процесс |
развития |
|||||||||||
концентратора напряжений, а не ослаблять |
его действие, как |
это |
||||||||||
имеет место для углеродистых сталей |
в соленой |
воде. |
|
|
||||||||
Д л я |
большинства |
углеродистых и |
легированных |
сталей |
и |
сплавов Г. В . Карпенко, А. В . Карлашовым и другими исследова телями установлена инверсия масштабного фактора при усталости деталей в присутствии коррозионной среды, т. е. детали больших размеров (с большим опасным сечением) в коррозионной среде имеют выносливость выше, чем детали меньших размеров. Частота нагружения во всем реально используемом диапазоне значительно больше сказывается на прочности стали в коррозионной среде, чем в воздухе. С увеличением частоты нагружения детали вслед ствие увеличения термодинамической активности металла абсо лютное время службы детали уменьшается, хотя число циклов до разрушения может увеличиваться. Таким образом, при опреде лении влияния частоты нагружения в коррозионной среде на дол говечность детали нужно учитывать, в каких единицах изменяет ся долговечность.
Коррозионная выносливость сталей существенно снижается при наличии на поверхности деталей контактирующих тел или очагов трения. Если в воздухе величина снижения усталостной прочности определяется, главным образом, величиной контактных давлений и природой контактируемых деталей, то в коррозионной среде,
171
как показал Г. В . Карпенко с сотрудниками, указанные факторы не будут иметь решающего значения. Коррозионно-усталостная прочность будет существенно снижаться в любом случае — важно только наличие контакта, благодаря которому постоянно удаляют ся окисные пленки, идет активация тонких слоев металла и соз даются условия для проявления щелевой коррозии. Эффективными методами борьбы с вредным влиянием фретинг-коррозии при усталости в воздухе являются установка более мягких прокладок в зону контакта деталей, а также поверхностное упрочнение и на несение защитных покрытий. Т а к , диффузионное насыщение уг
леродистой стали ванадием или алюминием больше чем на по рядок уменьшает фретинг-кор- розию.
ю |
|
|
|
|
|
|
Нержавеющие |
стали |
мар- |
||||
ВО |
|
|
|
|
|
|
тенситного |
|
(2X13, |
|
4X3, |
||
|
|
|
|
|
|
|
1Х12Н2МВФ) |
и |
переходного |
||||
Q0 |
|
|
|
|
|
|
(Х17, Х 1 7 Н 2 , Х17Н5МЗ) |
клас |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
сов, обладающие высокой уста |
||||||
20 |
|
|
|
|
|
|
лостной прочностью и корро |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
зионной |
стойкостью, |
при |
одно |
|||
|
50 |
100 |
150 |
200 |
вй,кГ/мм2 |
временном |
воздействии |
корро |
|||||
|
зионной |
среды |
и |
циклических |
|||||||||
Рис. 89. |
Взаимосвязь между |
преде |
нагрузок |
|
имеют |
сравнительно |
|||||||
лом |
прочности |
о в , |
пределом |
уста |
низкую |
несущую |
способность. |
||||||
лости в |
воздухе |
(1, |
2) |
и условным |
При базе 5 X 107 циклов нагру |
||||||||
пределом усталости в 3%-ном рас |
жения условный |
предел |
уста |
||||||||||
творе NaCl при |
базе 5 X Ю7 |
циклов |
лостной |
прочности |
образцов |
||||||||
(1, |
II): |
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
диаметром 10 мм из указанных |
||||||||
1,1 |
— углеродистые и легированные ста |
||||||||||||
ли; |
2, II |
— нержавеющие |
стали (12—17% |
сталей в 3%-ном растворе |
NaCl |
||||||||
хрома). |
|
|
|
|
|
находится |
в |
пределах |
10— |
||||
|
|
|
|
|
|
|
20 кГ/мм2, |
что приближается к уровню значений, полученных д л я |
||
углеродистых сталей с ферритной или |
сорбитной |
структурой |
|
(рис. 89). |
|
|
|
Увеличение содержания хрома с 12 до 16%, введение в сталь |
|||
таких элементов, как молибден, вольфрам, ванадий, |
ниобий, азот |
||
и т. д., |
хотя и повышают прочность и |
коррозионную стойкость |
сталей, не оказывают заметного влияния на их коррозионную вы носливость. Таким образом, как для углеродистых сталей, корро зионная стойкость нержавеющих сталей в ненапряженном состоя нии не может служить критерием д л я оценки их коррозионноусталостной прочности.
Изменить в 1,5—2 раза коррозионную выносливость нержавею щих сталей можно подбором режима термической обработки. Наиболее приемлемой температурой отпуска, обеспечивающей наилучшее сочетание прочностных и электрохимических свойств указанных выше мартенситных нержавеющих сталей, является температура в интервале 570—600° С. Более высокие температуры
172
(660—700° С) за счет разупрочнения твердого раствора снижают механические характеристики сталей.
С целью повышения усталостной и коррозионно-усталостной прочности дл я нержавеющих сталей в качестве финишной опера ции (после механической обработки) целесообразно применять повторный отпуск деталей при 500° G. Этот отпуск не меняет струк туру стали и приводит к снятию остаточных напряжений, возник ших при предшествующей механической обработке.
Влажный воздух (иммитация тропического климата) вызывает существенное снижение усталостной прочности сталей, в том числе нержавеющих на 20—35%, хотя для последних в ненапряженном состоянии коррозионных потерь в аналогичных условиях не об наружено.
Д л я углеродистых и низколегированных сталей наивысшим ус ловным пределом коррозионной усталости обладают образцы с пер- лит-ферритной или сорбитной структурой. Причем различие в ве личине коррозионной выносливости стали с разной структурой
уменьшается с увеличением базы |
испытания. Наипизшей корро |
||
зионной выносливостью обладает |
сталь с мартенситной структу |
||
рой, что обусловлено ее высокой склонностью к концентрации |
на |
||
пряжения, охрупчиванию при наводороживании |
и т. п. |
|
|
- Применение поверхностной закалки деталей |
по серийной |
тех |
нологии оказывает положительное влияние как на их усталостную,
так |
и на коррозионно-усталостную прочность. |
- |
Поверхностный наклеп как метод повышения усталостной проч |
ности в рабочих средах для стали Х17Н2 малоэффективен, а при больших усилиях обкатки даже оказывает отрицательное влияние. В то же время он является весьма результативным методом повы шения усталостной и особенно коррозионно-усталостной прочности мартенситных сталей, причем степень упрочнения возрастает с уве личением усилия обкатки до значительных величин. Причина низ кой эффективности поверхностного наклепа для повышения уста лостной прочности стали Х17Н2 заключается в том, что в стали содержится около 30% мягкой составляющей (б-феррита), распо ложенной в виде крупных, вытянутых вдоль оси прокатки зерен. В этой составляющей и происходит, в основном, локализация пла стической деформации, что приводит к большой неравномерности упрочнения по поверхности деталей.
- Д л я мартенситных нержавеющих сталей при оптимальных ре жимах обкатки предел усталости возрастает на 10—15%, а в кор розионной среде — в 1,5—2 раза. Эффект поверхностного ,наклепа сохраняется на этих сталях при температурах до 400° С. С целью увеличения эффективности поверхностного наклепа после обкатки
целесообразно проводить |
дополнительный |
отпуск деталей при |
|
200° С. В этом случае выносливость нержавеющих сталей |
увеличи |
||
вается донолЕгательно на |
10—20%. |
|
|
Необходимо отметить, что поверхностный наклеп — весьма эф |
|||
фективный метод увеличения времени до |
разрушения в |
области |
12 3—1220 |
173 |