Файл: Пирумов, А. И. Обеспыливание воздуха.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

а)

о)

В)

£)

д)

ё)

ж) ^

оптимальной формы циклонов еще не существует, однако в кон­ струкциях наиболее современных циклонов все четче проявляет­ ся тенденция развития конусной части. В связи, существующей между геометрической формой циклонов и их эффективностью, проявляется влияние на последнюю сложной аэродинамики те­ чений, возникающих в этих аппаратах.

Рассмотрим прежде всего распределение скоростей по радиу­ су циклона. Можно принять, что в периферийной часта течения, которая представляет собой внешнее поле вихря, скорости изме­ няются по закону площадей. Внутренняя часть течения, или яд­ ро вихря, по многочисленным наблюдениям вращается как твер­ дое тело, т. е. отличается постоянством ю.

Согласно Барту [6], радиус RB ядра вихря в циклонах равен диаметру выхлопной трубы Ri; по Стойрманду, он равен 7г Ri [98]; по Тер-Линдену — 2/з R i [103]. Полагая, что эта величина может быть различна в зависимости от условий эксперимента, примем ее ввиду неопределенности равной i?i.

Изменение скорости газового потока всегда сопровождается изменением существующего в потоке статического давления. В криволинейном потоке наличие центробежных сил обусловливает изменение давления также в направлении, перпендикулярном ли­ ниям тока. Градиент статического давления определяется при этом выражением

ДО2

(HI-1)

dp = ? — dR.

Пользуясь этим выражением, можно определить давление в заданной точке криволинейного потока. В частности, когда рас­ пределение скоростей в потоке определяется гиперболическим за­ коном,

k

и р = р

k2

с.

w= —

------— 4-

R

н v

2 R?

 

103


Постоянную интегрирования можно выбрать из условия, что у стенки циклона, т. е. ори R=R%, давление достигает наиболь­ шей величины р = Р2 - Тогда

р = Рз —р

fe2

1

JL

(III.2)

2

R3

Rl

 

 

Как видно из последней

 

формулы, давление непрерывно

уменьшается по мере уменьшения радиуса или приближения к ядру вихря.

Исследование изменения давления в области R c R B, занятой ядром вихря, может быть произведено с помощью уравнения Эйлера для движения идеальной жидкости. Если пренебречь объ­

емными силами,

то для движения

в плоскости, параллельной

плоскости ХОУ,

это уравнение в данном случае будет иметь сле­

дующий вид:

1

д р

 

 

61- У = ------ .

-------- •

или после интегрирования

О)3

Р = Р — R + с - (III.3)

На границе вихревого ядра, т. е. при R = RB, и w— wBдавле­ ние определяется выражением (III.2). Определяя из этого усло­ вия постоянную интегрирования и подставляя ее значение в уравнение (III.3), находим:

(Ш.4)

Это выражение показывает, что давление продолжает убы­ вать по мере уменьшения R также и внутри вихря. На оси вра­ щения R — 0 и давление равно:

w\

Р о = Р 2 + Р Р ш в - (HI . 5)

Последняя формула дает величину минимального избыточно­ го давления, достигаемого в циклонном аппарате.

На рис. 111.5 представлено изменение статического давления и тангенциальных составляющих скоростей, замеренное Тер-Лин- деном в нескольких поперечных сечениях циклона [103]. Оказа­ лось, что в сечениях, не слишком удаленных от входного, вблизи стенок (R = R2 ) давление мало отличается от давления во вход­ ном патрубке (90 кпс/м2), а тангенциальная составляющая ско­

рости примерно

равна средней скорости входа в циклон

(10,7 м/с). Ниже,

в особенности в конической части, тангенциаль­

104


ные составляющие скоростей возрастают. Соответственно уве­ личивается скоростное давление и уменьшается статическое.

Во всех сечениях в периферийной части потока наблюдается увеличение тангенциальной составляющей скорости по радиусу по мере удаления от стенок циклона, причем форма кривой рас­ пределения скорости действительно близка к гиперболе. В сред­ ней части потока распределение скорости характеризуется посто-

(а) и статического давления (б) в поперечных сечениях циклона

янством угловой скорости. Давление падает по радиусу к центру циклона, достигая минимума на оси вращения. В пылевыпускном отверстии давление составляет —30 кгс/м2. Расчеты показыва­ ют, что разрежение на оси соответствует величине, получаемой по формуле (III.5). Пользуясь этой формулой, а также форму­ лой (1.4), можно с достаточной для практических целей точно­ стью определить разрежение, которое устанавливается в пыле­ сборном бункере циклона.

Из практики хорошо известно, что при недостаточной герме­ тизации пылевыпускного тракта через него происходит интен­ сивный подсос воздуха, сводящий на нет эффект сепарации.

Для частиц воздуха, находящихся в плоскости, удаленной от днища циклона, радиальный градиент давления уравновешивает­ ся центробежной силой. Вблизи же неподвижных поверхностей тангенциальная составляющая скорости воздуха вследствие тре­ ния уменьшается и, следовательно, уменьшается также центро­ бежная сила. Так как радиальный градиент статического давле­ ния здесь такой же, как и на большом расстоянии от поверхно­ стей, равновесие между силами статического давления и центро­ бежной силой нарушается и возникает радиальное течение, направленное к оси вращения, т. е. радиальный или осевой сток.

Из условия неразрывности этот сток,

в свою очередь,

вызывает

осевое течение,

направленное

по внешней

нормали к днищу, и

 

подтекание воздуха

вдоль

образующих

 

цилиндрической части циклона. У. Бёдл-

 

вадт исследовал случай, когда вращение

 

жидкости происходит с постоянной угловой

 

скоростью [117]. Оказалось, что макси­

 

мальное значение радиальной составляю­

 

щей скорости равно

половине

значения

 

тангенциальной

составляющей

скорости в

 

удалении от днища.

 

 

 

 

На рис. III.6 показана схема циркуля­

 

ции, возникающей в циклонном

аппарате.

 

В верхней части аппарата вторичные токи

 

сливаются с парным вихрем, образующим­

 

ся при тангенциальном втекании струи в

 

циклон.

 

 

 

 

 

 

Образование парного вихря объясняется

 

тем, что по мере удаления от оси вращения

 

скорость газа уменьшается, вызывая возра­

 

стание давления.

Повышение давления до­

 

стигает наибольшей величины в слоях

 

воздуха,

прилегающих

к внешней

границе

 

потока. Под влиянием этого давления воз­

 

дух перетекает

вдоль

внешних

границ в

 

сторону низких давлений, образуя парный

 

вихрь, который может быть назван вторич­

циклоне

ным, так

как вызван

основным вихревым

 

течением в циклоне.

 

 

 

Верхняя часть вторичного

вихря

циклона устремляется по

кратчайшему .пути к устью выхлопной трубы, а нижняя, распро­ страняясь вдоль образующих циклона, формирует восходящий лоток циклона, как это показано на рис. Ш.б.

Эффективность циклонов

Вторичные токи оказывают большое влияние на эффектив­ ность циклонов, причем верхняя ветвь вихря является кратчай­ шим путем для выноса пыли в выхлопную трубу. Для ослабления

106


влияния этого течения увеличивали глубину погружения выхлоп­ ной трубы. Исследования показали, что е увеличением глубины ее погружения действительно наблюдается повышение эффектив­ ности, связанное, по-видимому, с уменьшением выноса вторич­ ным течением пыли, не успевавшей при меньшем погружении за короткое время формирования вращающегося потока перейти из слоев воздуха, опускающихся вдоль выхлопной трубы, в более удаленные слои. При дальнейшем погружении эффективность вновь падает-

Более детальные исследования показали, что для каждой схе­ мы циклонов существует оптимальная глубина погружения вы­ хлопной трубы. После превышения этой глубины эффективность начинает снижаться, что может быть объяснено усилением ради­ альных составляющих скоростей. Ниже устья выхлопной трубы от основной массы опускающегося вниз потока постепенно отде­

ляются внутренние слои, так что в конце

концов весь объем

воздуха переходит из нисходящего потока

в восходящий. При

благоприятных условиях эти слои очищены от пыли, концентра­ ция которой в опускающемся потоке возрастает. При глубоком погружении выхлопной трубы высота участка, на котором проис­ ходит переток воздуха из нисходящего в восходящий поток, уменьшается, а скорости перетока возрастают. Радиальные со­ ставляющие скорости препятствуют сепарационному движению частиц к периферии, определяя своей величиной крупность ча­ стиц, которые будут ими вынесены в выхлопную трубу циклона.

Увеличение высоты конической части, по-видимому, способ­ ствует большей равномерности скоростей стока. Большое влия­ ние на эффективность циклонов оказывает радиальный сток в са­ мом нижнем сечении циклона — на поверхности уже отложив­ шейся пыли. Возникающее здесь донное течение размывает отло­ жившуюся пыль и перемещает ее к оси подобно тому, как тече­ ния, образующиеся в стакане с чаем при его перемешивании, пе­ ремещают чаинки или сахарный песок. Взмученная пыль подхва­ тывается осевым потоком и выносится из циклона.

Рассмотрим влияние радиального стока на примере криволи­ нейного канала, показанного на рис. 1.2. Будем считать этот ка­ нал элементом циклона с наружным диаметром 1000 мм, а ско­ рость стока — постоянной по высоте циклона. Аэродинамическая сила, приложенная к частице, находящейся на расстоянии х от оси циклона, вследствие этого равна:

Ф

F — 6 я г рв — ,

X

где Ф — сток на единице высоты Н циклона, т. е.

Ф =

Q

2 я Н

 

107


Под влиянием этой силы частицы приобретают некоторое до­ полнительное радиальное ускорение.

Стойрманд, а затем Барт предлагали учитывать радиальный сток, вводя второе необходимое условие сепарации частиц, а именно: условие равенства центробежной силы частицы, находя­ щейся на границе осевого течения, увлекающей силе радиально­ го стока. По этой концепции уравновешенные таким образом ча­ стицы вращаются на стационарной кольцевой орбите и имеют равную вероятность быть снесенными в выхлопную трубу или ос­

таться в циклоне и быть уловленными.

 

в дифференциальных

Радиальный сток может

быть

учтен

уравнениях движения частиц (1.22) и (1.23):

 

 

 

d*R

1

dR

(k

cQe

 

 

Ф

(Hi. 6)

dt2

т

dt

 

R*

t)2

I т R

 

d*R

1

dR

ft2

Ф

 

= 0.

(III. 7)

 

dt2

x

dt

Я2

1 т R

 

 

 

Снос частиц под влиянием радиального стока был определен в работе [75] путем приближенного расчета некоторой части тра­ екторий частиц с разложением функции в ряд. Впоследствии расчет был .проверен с .применением аналоговой модели Н. В. Ки­ селевым, И. С. Нагорским и G. П. Волкусом [45]. Результаты этого исследования, показанные .на рис. III.7, хорошо совпадают с результатами расчетов, проведенных автором позже на ЭВЦМ. Штрихпунктирными линиями показано влияние стока.

W,М,й

 

'50

50

00

03

30

50

20

20

10

10

Рис. III.7. Расчетные траектории частиц диаметром 20 мкм (а) и

150мкм

(б) с учетом радиального стока

 

На рис. 1.5 показана качественная картина изменения ради­ альной составляющей скорости частицы под влиянием стока в фазовой плоскости (кривая 3). В данном случае скорость части­ цы, при прочих равных условиях, не достигает значения Оямакс. .

Постепенно убывая, она становится равной нулю на расстоянии максимального удаления от оси вращения, равном Р* • Если

108