ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 162
Скачиваний: 0
подключается к контрольным точкам. Контрольные точки обычно выводятся на панели управления устройств. Ког да в устройствах машины отсутствуют местные панели управления, адреса контрольных точек сводятся в табли цы контроля основных параметров. Полученные осцил лограммы и измеренные значения позволяют судить о состоянии цепей либо трактов ЭЦВМ, которые фор мируют тот или иной контролируемый импульс, сигнал либо уровень. По результатам проведенных контроль ных работ в случае необходимости производится на стройка и регулировка отдельных параметров.
Системой профилактических мероприятий предусма тривается обязательная проверка функциональных бло ков и блоков питания ЭЦВА'І из ЗИП. Контроль функ ционирования этих блоков организуется так, чтобы все
типы блоков были |
проверены |
в устройствах машины |
в течение определенного срока |
(обычно в течение года). |
|
Проведение такого |
контроля |
позволяет гарантировать |
с определенной вероятностью готовность функциональ ных блоков и блоков питания из ЗИП к работе в составе ЭЦВМ. Если машина при установке в ее устройства блоков из ЗИП функционирует неправильно, произво дится их проверка на стендовом оборудовании и ремонт.
Профилактика большой периодичности (полугодовая или годовая) предусматривает проверку системы защи ты ЭЦВМ. В систему защиты машины входят схемы за щиты ЭЦВМ как по питанию, так и по параметрам воздушного охлаждения. Имитируя аварийные ситуации в системе питания, т. е. изменяя первичные питающие напряжения больше допустимой величины или создавая искусственные короткие замыкания, можно проверить срабатывание схем защиты ЭЦВМ и работу сигнализа ции и индикации. Для замера и фиксации первичных напряжений используются измерительные и самопишу щие приборы. В случае неисправной работы цепей за щиты обслуживающий персонал-производит их ремонт. Осуществляя необходимые регулировки в системе конди ционирования и вентиляции воздуха, можно проверить работоспособность оконечных устройств защиты и сиг нализации, которые должны срабатывать при превыше нии требований, предъявляемых к температуре и расходу охлаждающего воздуха. Неисправные контрольные при боры (термометры, анемометры и др.) заменяются на новые.
170
Завершающим этапом профилактических мероприя тий является проведение функционального контроля ЭЦВМ, после чего машина может использоваться по на значению.
Временные нормы, методики выполнения профилак тических работ и операций для каждого типа ЭЦВМ приводятся в инструкции по эксплуатации машины и частных инструкциях на устройства. Следует отметить, что при проведении профилактического обслуживания пользоваться инструкциями неудобно. К тому же после проведения ряда профилактик инструкции по эксплуа тации приходят в негодность. Поэтому рекомендуется при проведении профилактического обслуживания поль зоваться технологическими картами, представляющими своеобразные справки по методикам проведения профи лактических работ. Набор технологических карт дает возможность проводить профилактическое обслуживание сразу на нескольких устройствах ЭЦВМ.
Как показал опыт эксплуатации различных типов ЭЦВМ, содержание технологических карт должно отра жать объект профилактических мероприятий; перечень операций с указанием технологии их производства; пере чень необходимых инструментов, приспособлений и кон трольно-измерительных приборов; допуски на проверяе мые параметры; необходимые расходные материалы; ко личество и степень квалификации исполнителей; время
на выполнение каждой операции. |
|
|
|
4-2. |
||||
|
Форма технологической |
карты показана в табл. |
||||||
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
4-2 |
|
м> |
Наимено |
Время |
Используе |
Расходные |
Нормы |
Квалифи |
Технология |
|
вание |
кация спе |
|||||||
п/п. |
работ |
выпол |
мый |
материалы |
расхода |
циалистов |
проведения |
|
|
(операций) |
нения |
инструмент |
|
|
и их коли |
работ |
|
|
|
|
|
|
|
чество |
|
|
171
4-5. ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ УСТРОЙСТВ ВВОДА— ВЫВОДА (УВВ) ИНФОРМАЦИИ
В силу того, что в современных ЭЦВМ применяется большое количество разнотипных устройств ввода — вы вода информации, отличающихся друг от друга прин ципами построения и особенностями конструктивного выполнения, дать общие рекомендации по проведению их профилактического обслуживания очень трудно. По этому целесообразно разбить все устройства ввода — вы вода информации на группы и рассмотреть особенности профилактического обслуживания для каждой группы в отдельности. При таком подходе можно выделить сле дующие группы устройств: вывода информации на перфо ленту и перфокарты, ввода информации с перфоленты п перфокарт, вывода буквенно-цифровой информации.
Особенности профилактического обслуживания устройств вывода информации на перфоленту и перфо карты. В настоящее время для работы с ЭЦВМ исполь зуются перфораторы ленточные (ПЛ) типа ПЛ-20-2, ПЛ-80-8 и ПЛ-150. Основные характеристики их приве дены в табл. 4-3.
Ленточные перфораторы типа ПЛ-20-2, ПЛ-80-8 и ПЛ-150 с точки зрения характера их профилактического обслуживания можно свести в одну группу, так как они имеют в основном один и тот же объем профилактиче ских мероприятий и сходные методики их выполнения. Рассмотрим особенности профилактического обслужива ния этой группы перфораторов на примере ПЛ-20-2 (рис. 4-2).
Профилактические мероприятия на перфораторе про водятся ежедневно и еженедельно.
Ежемесячное, квартальное и годовое профилактиче ское обслуживание аналогично еженедельному.
При ежедневном профилактическом обслуживании производится удаление бумажной пыли с внешней части транспортного механизма, механизма пробивки, и на ружных крашеных поверхностей. После выполнения этих работ производится смазка всех поверхностей трения. При еженедельных профилактиках наряду с указанными профилактическими операциями производят визуальный осмотр всего механизма с целью выявления механиче ских повреждений и замены изношенных деталей; про верку устойчивости регулировок; промывку бензином де-
172
со
^t4
ПЛ-150
ПЛ-80-8
ПЛ-20-2
Характеристика
ч £ |
|
|
LG IO |
|
|
|
|
Х с |
|
||
|
|
|
|
|
о о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
CM |
0*0 |
о |
о |
о |
|
|
|
|
|
|
|
• + I |
-н+і |
+1 |
СМю |
LO—•ЮII IIо. |
|||
|
|
|
|
о |
|
|
|
ем‘1ІГГТ І'ГГІ й<D>X |
|||
|
|
|
|
LO |
CO CM |
ю |
|
|
|
ю ю х 2 |
|
^S Jt |
|
|
|
|
|
|
|
Х £см CD |
о 2 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
>> t |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Ш |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
й) |
|
cd |
|
|
ЮЮ |
|
ѵО |
|
о |
CD |
|
<и |
|
X |
|
|
|
|
ю |
см |
а . . . |
||
ч |
|
Н |
|
|
о о |
о |
|
||||
н |
|
й> |
|
О4 о 4 |
|
|
V |
о ® |
|||
к |
|
CM |
о " o ' |
о |
О Ю |
|
о |
А ю |
н ® |
||
ч |
00 |
+ 1 |
о ю ю |
—ч — |
O N |
ю ю |
га я |
||||
га |
cdX |
|
+1+1 |
|
1 1 |
|
о |
|
|||
X |
|
Ю |
о |
+ 1 |
1 1 LO СМ |
Ч сМ 8 - H + I S - S |
|||||
м |
|
X |
00 |
0 0 <м ю |
О |
|
о |
у о ю с 2 |
|||
|
|
|
|
о |
СМ |
|
\ о |
/Ч е м CD О 2 |
|||
2 |
В* |
|
|
со |
см |
|
о |
О |
— — |
||
>> |
о . |
|
|
|
|
|
|
о |
|||
|
|
|
|
|
|
X |
|
|
|||
LO |
|
*- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
н |
|
|
ю ю |
ю |
ю |
|
«и |
|
см |
(Мсм |
СМ |
|
|
tr |
со |
о о |
о |
<-ч |
|
|
^ |
.+1 |
о о |
о |
1 1+1 |
|
|
га |
1 |
о |
|
|
|
|
0+І+І0 |
+1 |
1 1о |
|||
|
X |
Ю |
см |
со |
||
2 |
*& |
|
|
см |
ю |
—н |
га |
|
|
»—«*—1 |
см |
|
|
>» |
си |
|
|
|
||
ш |
> н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
я |
|
|
|
|
|
|
|
|
X |
|
|
|
|
СЗ |
|
|
|
Я Я 2 |
||
я |
|
|
|
|
|
|
Ю |
си |
|
|
|
СО ^ |
|
|
|
о |
a |
||
X |
|
|
0-:22 |
|
|
^ |
\о |
с |
|
я |
|
|
О |
- |
|
|
а) |
||
Cd |
о |
о |
X я |
|
2 |
5» |
о |
я |
|
2 |
О. f- |
|
|
|
|||||
сь |
G . |
J3 |
о |
о |
|
|
|
|
|
X |
X л. а. 2 £ § |
|
р |
р |
|
||||
§ |
^ сиXgÈLâ |
|
|
||||||
о |
|
Ь |
С |
й> |
|
|
|
|
|
я |
|
2 |
с |
н |
|
|
s S с ° |
||
|
|
С |
|
о |
|
|
|||
|
|
У |
л |
„ |
& У a |
|
|||
|
|
g (->CL- s Xа> |
|
I È |
S |
S |
|||
н |
|
2 |
о |
ь |
Ч га X |
|
|||
|
о . о |
ш |
0 0 е |
|
S §g g |
||||
яа |
|
Ь |
Q . S |
.я н |
|
||||
|
|
О |
cd |
|
|
|
Я |
ь |
|
о |
|
|
и |
ч |
3 |
Cd |
|
2 |
Я |
X |
|
|
с |
|
Ш С |
£ |
XT’ |
CM |
|
|
|
X |
|
|
|||
о |
о 4 CD |
ю |
я Я |
||
О |
“ О |
Ю СО ю |
|||
+1 |
О — СМ — -СО M i l _ я |
||||
Ю I I —. —. СМ СО - П І - І ~г я |
|||||
о |
r i l l |
СМ у о |
Ю |
2 |
|
см |
о |
т і |
/Ч е м CD |
£ |
|
см |
|
|
00 |
|
^ |
|
|
|
со |
|
g |
|
|
|
|
|
о |
• >>
. о
|
|
|
|
|
|
|
. н- |
|
|
|
|
|
|
|
и |
|
га |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
. |
ч |
|
|
|
|
|
|
X |
га |
|
|
|
|
|
|
|
, |
X |
|
|
|
|
|
|
|
о |
||
|
|
|
|
|
|
>•> |
|
и |
|
|
|
|
|
|
чго * |
|
|
|
|
|
|
|
|
С ,о |
|
|
|
|
|
|
|
|
« |
^ |
|
|
|
|
|
|
|
о |
- |
|
|
|
|
|
|
|
a |
X |
|
|
|
|
|
|
|
О) |
(- |
|
|
|
|
|
|
|
С |
о |
|
|
|
|
|
|
|
ОО |
|
|
|
|
о |
|
|
|
cd |
S |
|
|
|
|
|
|
р |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
я |
а |
|
|
|
X |
|
|
s ° К, |
|||
|
|
|
|
3 |
Cd |
га' |
||
cd |
QJ |
cd |
|
|
5q |
я |
|
|
2 |
со |
|
О. X |
|
||||
н |
я |
CL) |
“ 5^ Ч |
|
||||
|
|
к |
|
|
2 Н |
|
||
|
|
ч |
|
- |
с- |
га. н |
|
|
|
|
\о |
|
я |
a |
s |
|
|
|
|
о |
|
га |
а« о |
о |
|
|
|
|
с , |
о |
Mg 2 |
|
|||
|
|
н |
|
ю |
г |
; |
|
|
|
X |
о |
|
|
м |
a) J r |
|
|
|
e |
s |
U H O i |
|
173
S
талей, указанных в инструкции по эксплуатации, и их смазку; смазку механической части перфоратора в соот ветствии с таблицей смазки, приводимой в инструкции
по эксплуатации. |
применяют |
|
В |
качестве смазочных материалов |
|
масло |
индустриальное среднее — 50 (ГОСТ |
1707-51) и |
ЦИАТИМ-203 (ГОСТ 8773-63). Смазке подвергаются оси вращения рычагов, опорные пазы якорей кодовых маг нитов, подшипники электродвигателя и дру гие трущиеся поверхно сти. После завершения отмеченных профилак тических операций осу ществляется проверка правильности перфора ции. Контроль правиль ности набивок осущест вляется с помощью контрольной плиты ПТ8.074.185 либо шаб лона ПТ5.176.009, а за тем на контрольном тесте при работе пер форатора с ЭЦВМ.
Контрольная плита представляет собой стальную пластину с шестью ряда ми отверстий. В каждом ряду по девять отверстий, диаметр которых соответствует диаметрам кодовых и транспортного отверстий. Диаметр транспортного отвер стия в 2 раза меньше диаметра кодовых отверстий. С помощью контрольных рисок (продольных и попереч ных) проверяется правильность набивки перфоленты. Продольные риски позволяют контролировать расстоя ние от края ленты до первого кодового отверстия. Попе речные риски предназначены для контроля шага перфо рации.
Контроль работоспособности тракта ЭЦВМ — перфо ратор, осуществляется с помощью специального прове рочного теста при заведомо исправном устройстве ввода с перфоленты. С помощью контрольного теста перфора тор набивает на ленте проверочные константы и массив случайных чисел. Информация с отлерфорированной лен ты с помощью вводного устройства вводится в машину,
174
где сличается с константами, хранящимися в ОЗУ, и со |
||||||
случайными числами, которые формируются в ЭЦВМ |
||||||
одновременно с вводом их с перфоленты. На печатаю |
||||||
щее устройство либо на пульт ЭЦВМ выводится число, |
||||||
при |
перфорации |
кото |
|
|||
рого |
произошел |
сбой. |
|
|||
Визуальным контролем |
|
|||||
определяется |
наличие |
|
||||
лишних пробивок либо |
|
|||||
отсутствие |
необходи |
|
||||
мых. |
На |
основе |
этой |
|
||
информации |
произво |
|
||||
дится |
подрегулировка |
|
||||
или при необходимости |
|
|||||
ремонт |
перфоратора. |
|
||||
После |
этого |
осущест |
|
|||
вляется повторная про |
|
|||||
верка |
на |
контрольном |
|
|||
тесте. |
Безошибочное |
|
||||
прохождение теста по |
|
|||||
казывает, |
что |
тракты |
|
|||
ЭЦВМ — перфоратор и |
|
|||||
устройство ввода с пер |
|
|||||
фоленты — работоспо |
|
|||||
собны. |
|
|
|
Рис. 4-3. Пятипозиционная перфо |
||
|
|
|
|
|
|
лента. |
После |
завершения |
|
||||
профилактики |
|
обслу |
|
|||
живающему персоналу необходимо обратить внимание на |
||||||
вновь заправляемую перфоленту, так как от состояния |
||||||
ленты зависит качество работы перфоратора. Бумажный |
||||||
рулон должен быть плотным, лента без заусениц и над |
||||||
рывов. |
|
|
|
|
|
|
Перфолента, используемая в качестве носителя ин |
||||||
формации, изготовляется из высококачественной бумаги |
||||||
толщиной 0,1—0,15 мм и согласно ГОСТ-1391-51 имеет |
||||||
следующую ширину (мм): |
|
|||||
|
Пятнпозиционная.............................................................. |
17,5 |
||||
|
Шести- и семипозиционная................................. |
.... . 22,5 |
||||
|
Восьмипозициониая.......................................................... |
25 |
На рис. 4-3 показаны основные размеры пятипозици онной перфоленты и пробивок. В настоящее время пяти позиционная лента получила широкое применение. Она применяется не только для ввода информации в ЭЦВМ, но и для передачи информации по линиям связи.
175