Файл: Основы технической эксплуатации ЭЦВМ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 162

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

подключается к контрольным точкам. Контрольные точки обычно выводятся на панели управления устройств. Ког­ да в устройствах машины отсутствуют местные панели управления, адреса контрольных точек сводятся в табли­ цы контроля основных параметров. Полученные осцил­ лограммы и измеренные значения позволяют судить о состоянии цепей либо трактов ЭЦВМ, которые фор­ мируют тот или иной контролируемый импульс, сигнал либо уровень. По результатам проведенных контроль­ ных работ в случае необходимости производится на­ стройка и регулировка отдельных параметров.

Системой профилактических мероприятий предусма­ тривается обязательная проверка функциональных бло­ ков и блоков питания ЭЦВА'І из ЗИП. Контроль функ­ ционирования этих блоков организуется так, чтобы все

типы блоков были

проверены

в устройствах машины

в течение определенного срока

(обычно в течение года).

Проведение такого

контроля

позволяет гарантировать

с определенной вероятностью готовность функциональ­ ных блоков и блоков питания из ЗИП к работе в составе ЭЦВМ. Если машина при установке в ее устройства блоков из ЗИП функционирует неправильно, произво­ дится их проверка на стендовом оборудовании и ремонт.

Профилактика большой периодичности (полугодовая или годовая) предусматривает проверку системы защи­ ты ЭЦВМ. В систему защиты машины входят схемы за­ щиты ЭЦВМ как по питанию, так и по параметрам воздушного охлаждения. Имитируя аварийные ситуации в системе питания, т. е. изменяя первичные питающие напряжения больше допустимой величины или создавая искусственные короткие замыкания, можно проверить срабатывание схем защиты ЭЦВМ и работу сигнализа­ ции и индикации. Для замера и фиксации первичных напряжений используются измерительные и самопишу­ щие приборы. В случае неисправной работы цепей за­ щиты обслуживающий персонал-производит их ремонт. Осуществляя необходимые регулировки в системе конди­ ционирования и вентиляции воздуха, можно проверить работоспособность оконечных устройств защиты и сиг­ нализации, которые должны срабатывать при превыше­ нии требований, предъявляемых к температуре и расходу охлаждающего воздуха. Неисправные контрольные при­ боры (термометры, анемометры и др.) заменяются на новые.

170


Завершающим этапом профилактических мероприя­ тий является проведение функционального контроля ЭЦВМ, после чего машина может использоваться по на­ значению.

Временные нормы, методики выполнения профилак­ тических работ и операций для каждого типа ЭЦВМ приводятся в инструкции по эксплуатации машины и частных инструкциях на устройства. Следует отметить, что при проведении профилактического обслуживания пользоваться инструкциями неудобно. К тому же после проведения ряда профилактик инструкции по эксплуа­ тации приходят в негодность. Поэтому рекомендуется при проведении профилактического обслуживания поль­ зоваться технологическими картами, представляющими своеобразные справки по методикам проведения профи­ лактических работ. Набор технологических карт дает возможность проводить профилактическое обслуживание сразу на нескольких устройствах ЭЦВМ.

Как показал опыт эксплуатации различных типов ЭЦВМ, содержание технологических карт должно отра­ жать объект профилактических мероприятий; перечень операций с указанием технологии их производства; пере­ чень необходимых инструментов, приспособлений и кон­ трольно-измерительных приборов; допуски на проверяе­ мые параметры; необходимые расходные материалы; ко­ личество и степень квалификации исполнителей; время

на выполнение каждой операции.

 

 

 

4-2.

 

Форма технологической

карты показана в табл.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

4-2

м>

Наимено­

Время

Используе­

Расходные

Нормы

Квалифи­

Технология

вание

кация спе­

п/п.

работ

выпол­

мый

материалы

расхода

циалистов

проведения

 

(операций)

нения

инструмент

 

 

и их коли­

работ

 

 

 

 

 

 

чество

 

 

171


4-5. ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ УСТРОЙСТВ ВВОДА— ВЫВОДА (УВВ) ИНФОРМАЦИИ

В силу того, что в современных ЭЦВМ применяется большое количество разнотипных устройств ввода — вы­ вода информации, отличающихся друг от друга прин­ ципами построения и особенностями конструктивного выполнения, дать общие рекомендации по проведению их профилактического обслуживания очень трудно. По­ этому целесообразно разбить все устройства ввода — вы­ вода информации на группы и рассмотреть особенности профилактического обслуживания для каждой группы в отдельности. При таком подходе можно выделить сле­ дующие группы устройств: вывода информации на перфо­ ленту и перфокарты, ввода информации с перфоленты п перфокарт, вывода буквенно-цифровой информации.

Особенности профилактического обслуживания устройств вывода информации на перфоленту и перфо­ карты. В настоящее время для работы с ЭЦВМ исполь­ зуются перфораторы ленточные (ПЛ) типа ПЛ-20-2, ПЛ-80-8 и ПЛ-150. Основные характеристики их приве­ дены в табл. 4-3.

Ленточные перфораторы типа ПЛ-20-2, ПЛ-80-8 и ПЛ-150 с точки зрения характера их профилактического обслуживания можно свести в одну группу, так как они имеют в основном один и тот же объем профилактиче­ ских мероприятий и сходные методики их выполнения. Рассмотрим особенности профилактического обслужива­ ния этой группы перфораторов на примере ПЛ-20-2 (рис. 4-2).

Профилактические мероприятия на перфораторе про­ водятся ежедневно и еженедельно.

Ежемесячное, квартальное и годовое профилактиче­ ское обслуживание аналогично еженедельному.

При ежедневном профилактическом обслуживании производится удаление бумажной пыли с внешней части транспортного механизма, механизма пробивки, и на­ ружных крашеных поверхностей. После выполнения этих работ производится смазка всех поверхностей трения. При еженедельных профилактиках наряду с указанными профилактическими операциями производят визуальный осмотр всего механизма с целью выявления механиче­ ских повреждений и замены изношенных деталей; про­ верку устойчивости регулировок; промывку бензином де-

172

со

^t4

ПЛ-150

ПЛ-80-8

ПЛ-20-2

Характеристика

ч £

 

 

LG IO

 

 

 

 

Х с

 

 

 

 

 

 

о о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

CM

0*0

о

о

о

 

 

 

 

 

 

+ I

-н+і

+1

СМю

LO—•ЮII IIо.

 

 

 

 

о

 

 

 

ем‘1ІГГТ І'ГГІ й<D>X

 

 

 

 

LO

CO CM

ю

 

 

 

ю ю х 2

^S Jt

 

 

 

 

 

 

 

Х £см CD

о 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

>> t

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ш

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

й)

 

cd

 

 

ЮЮ

 

ѵО

 

о

CD

 

 

X

 

 

 

 

ю

см

а . . .

ч

 

Н

 

 

о о

о

 

н

 

й>

 

О4 о 4

 

 

V

о ®

к

 

CM

о " o '

о

О Ю

 

о

А ю

н ®

ч

00

+ 1

о ю ю

—ч —

O N

ю ю

га я

га

cdX

 

+1+1

 

1 1

 

о

 

X

 

Ю

о

+ 1

1 1 LO СМ

Ч сМ 8 - H + I S - S

м

 

X

00

0 0 ю

О

 

о

у о ю с 2

 

 

 

 

о

СМ

 

\ о

/Ч е м CD О 2

2

В*

 

 

со

см

 

о

О

— —

>>

о .

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

X

 

 

LO

 

*-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

 

ю ю

ю

ю

 

«и

 

см

(Мсм

СМ

 

tr

со

о о

о

<-ч

 

^

.+1

о о

о

1 1+1

 

га

1

о

 

 

 

0+І+І0

+1

1 1о

 

X

Ю

см

со

2

*&

 

 

см

ю

—н

га

 

 

»—«*—1

см

 

си

 

 

 

ш

> н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

3

я

 

 

 

 

 

 

 

 

X

 

 

 

 

СЗ

 

 

 

Я Я 2

я

 

 

 

 

 

 

Ю

си

 

 

СО ^

 

 

 

о

a

X

 

 

0-:22

 

 

^

с

я

 

 

О

-

 

 

а)

Cd

о

о

X я

 

2

о

я

2

О. f-

 

 

 

сь

G .

J3

о

о

 

 

 

 

 

X

X л. а. 2 £ §

 

р

р

 

§

^ сиXgÈLâ

 

 

о

 

Ь

С

й>

 

 

 

 

 

я

 

2

с

н

 

 

s S с °

 

 

С

 

о

 

 

 

 

У

л

& У a

 

 

 

g (->CL- s Xа>

 

I È

S

S

н

 

2

о

ь

Ч га X

 

 

о . о

ш

0 0 е

 

S §g g

яа

 

Ь

Q . S

.я н

 

 

 

О

cd

 

 

 

Я

ь

о

 

 

и

ч

3

Cd

 

2

Я

X

 

 

с

 

Ш С

£

XT’

CM

 

 

X

 

 

о

о 4 CD

ю

я Я

О

“ О

Ю СО ю

+1

О — СМ — -СО M i l _ я

Ю I I —. —. СМ СО - П І - І я

о

r i l l

СМ у о

Ю

2

см

о

т і

/Ч е м CD

£

см

 

 

00

 

^

 

 

 

со

 

g

 

 

 

 

 

о

• >>

. о

 

 

 

 

 

 

 

. н-

 

 

 

 

 

 

и

 

га

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

ч

 

 

 

 

 

 

X

га

 

 

 

 

 

 

,

X

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

>•>

 

и

 

 

 

 

 

 

чго *

 

 

 

 

 

 

 

С ,о

 

 

 

 

 

 

 

«

^

 

 

 

 

 

 

 

о

-

 

 

 

 

 

 

 

a

X

 

 

 

 

 

 

 

О)

(-

 

 

 

 

 

 

 

С

о

 

 

 

 

 

 

 

ОО

 

 

 

о

 

 

 

cd

S

 

 

 

 

 

 

р

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

я

а

 

 

 

X

 

 

s ° К,

 

 

 

 

3

Cd

га'

cd

QJ

cd

 

 

5q

я

 

2

со

 

О. X

 

н

я

CL)

“ 5^ Ч

 

 

 

к

 

 

2 Н

 

 

 

ч

 

-

с-

га. н

 

 

 

 

я

a

s

 

 

 

о

 

га

а« о

о

 

 

 

с ,

о

Mg 2

 

 

 

н

 

ю

г

;

 

 

X

о

 

 

м

a) J r

 

 

e

s

U H O i

 

173

S


талей, указанных в инструкции по эксплуатации, и их смазку; смазку механической части перфоратора в соот­ ветствии с таблицей смазки, приводимой в инструкции

по эксплуатации.

применяют

В

качестве смазочных материалов

масло

индустриальное среднее — 50 (ГОСТ

1707-51) и

ЦИАТИМ-203 (ГОСТ 8773-63). Смазке подвергаются оси вращения рычагов, опорные пазы якорей кодовых маг­ нитов, подшипники электродвигателя и дру­ гие трущиеся поверхно­ сти. После завершения отмеченных профилак­ тических операций осу­ ществляется проверка правильности перфора­ ции. Контроль правиль­ ности набивок осущест­ вляется с помощью контрольной плиты ПТ8.074.185 либо шаб­ лона ПТ5.176.009, а за­ тем на контрольном тесте при работе пер­ форатора с ЭЦВМ.

Контрольная плита представляет собой стальную пластину с шестью ряда­ ми отверстий. В каждом ряду по девять отверстий, диаметр которых соответствует диаметрам кодовых и транспортного отверстий. Диаметр транспортного отвер­ стия в 2 раза меньше диаметра кодовых отверстий. С помощью контрольных рисок (продольных и попереч­ ных) проверяется правильность набивки перфоленты. Продольные риски позволяют контролировать расстоя­ ние от края ленты до первого кодового отверстия. Попе­ речные риски предназначены для контроля шага перфо­ рации.

Контроль работоспособности тракта ЭЦВМ — перфо­ ратор, осуществляется с помощью специального прове­ рочного теста при заведомо исправном устройстве ввода с перфоленты. С помощью контрольного теста перфора­ тор набивает на ленте проверочные константы и массив случайных чисел. Информация с отлерфорированной лен­ ты с помощью вводного устройства вводится в машину,

174

где сличается с константами, хранящимися в ОЗУ, и со

случайными числами, которые формируются в ЭЦВМ

одновременно с вводом их с перфоленты. На печатаю­

щее устройство либо на пульт ЭЦВМ выводится число,

при

перфорации

кото­

 

рого

произошел

сбой.

 

Визуальным контролем

 

определяется

наличие

 

лишних пробивок либо

 

отсутствие

необходи­

 

мых.

На

основе

этой

 

информации

произво­

 

дится

подрегулировка

 

или при необходимости

 

ремонт

перфоратора.

 

После

этого

осущест­

 

вляется повторная про­

 

верка

на

контрольном

 

тесте.

Безошибочное

 

прохождение теста по­

 

казывает,

что

тракты

 

ЭЦВМ — перфоратор и

 

устройство ввода с пер­

 

фоленты — работоспо­

 

собны.

 

 

 

Рис. 4-3. Пятипозиционная перфо­

 

 

 

 

 

 

лента.

После

завершения

 

профилактики

 

обслу­

 

живающему персоналу необходимо обратить внимание на

вновь заправляемую перфоленту, так как от состояния

ленты зависит качество работы перфоратора. Бумажный

рулон должен быть плотным, лента без заусениц и над­

рывов.

 

 

 

 

 

Перфолента, используемая в качестве носителя ин­

формации, изготовляется из высококачественной бумаги

толщиной 0,1—0,15 мм и согласно ГОСТ-1391-51 имеет

следующую ширину (мм):

 

 

Пятнпозиционная..............................................................

17,5

 

Шести- и семипозиционная.................................

.... . 22,5

 

Восьмипозициониая..........................................................

25

На рис. 4-3 показаны основные размеры пятипозици­ онной перфоленты и пробивок. В настоящее время пяти­ позиционная лента получила широкое применение. Она применяется не только для ввода информации в ЭЦВМ, но и для передачи информации по линиям связи.

175