ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 157
Скачиваний: 0
Профилактический контроль машины осуществляется обычно приборным II программным путями. Приборный профилактический контроль проводится с помощью пере носных и встроенных в машину контрольно-измеритель ных приборов, а также проверочных стендов. При проведении профилактического контроля приборным пу тем машина разбивается на профилактические участки с контрольными точками на каждом из них. В контроль ных точках могут замеряться потенциалы или проверять ся с помощью осциллографа рабочие сигналы, которые должны затем сравниваться с эталонными. Встроенный контроль используется для проверки режимов питания,' температурных режимов машины, временных соотноше ний и значений уровней сигналов. С помощью стендов проверяются отдельные блоки, снимаемые с машины. На стендах должны имитироваться условия, в которых рабо тает блок, находясь в ЭЦВМ. При наличии аналогичных блоков в ЗИП такой метод контроля очень удобен, так как 'позволяет проверять блок, не вызывая простоя ма шины.
К недостатка-м стендового контроля следует отнести невозможность проверки взаимного влияния блоков друг на друга, а также необходимость иметь значительное количество довольно дорогих стендов в случае большой разнотипности блоков в ЭЦВМ.
При проведении профилактического контроля про граммным путем вся машина разбивается на автономные участки. Разбиение машины на участки профилактиче ского контроля производится таким образом, чтобы в про цессе работы программы, включая эти участки последо вательно один за другим, можно было быстро и удобно локализовать ненадежные элементы.
Программные методы позволяют охватить контролем все блоки машины. Этого можно добиться с помощью не которой организующей программы, которая формирует набор программ^ выполняемых машиной.
Наиболее эффективным следует считать программно аппаратный контроль, особенно при наличии в машине развитой системы аппаратного контроля. В этом случае сбои в работе программы, обусловленные ненадежными элементами, фиксируются аппаратным контролем, и факт наличия ненадежного элемента, участвующего в работе программы, будет обнаружен с эффективностью, равной эффективности работы аппаратного контроля,
154
К недостаткам методов профилактического контроля, связанных с введением специальных профилактических режимов, следует отнести невозможность проводить про филактику при нормальном функционировании машины, а также опасность возникновения необратимых измене ний в структуре элементов. Иногда при невозможности проведения профилактического контроля инструменталь ным путем применяют статистические методы прогноза. Статистический метод прогноза основывается на исполь зовании статистических законов распределения времени появления неисправностей, полученных в результате дли тельной эксплуатации аппаратуры или в процессе специ ально проведенных измерений. По полученным статисти ческим законам представляется возможным с некоторой вероятностью предсказать момент выхода из строя той или иной детали или схемы. На этом основании можно, учтя требуемый уровень надежности, определить время профилактической замены элементов в устройствах ЭЦВМ. Естественно, что прогнозирование будет тем точ нее, чем более полной информацией о предшествующем периоде функционирования устройств будем распола гать. Статистический метод -прогноза может быть при менен для предотвращения выхода из строя механиче ских деталей и трущихся электрических элементов, тре бующих периодической смазки, чистки, замены щеток и т. д. Такие элементы применяются в узлах вводных и выводных устройств. Использование статистического ме тода для профилактической замены всех потенциально ненадежных радиоэлектронных деталей в устройствах ЭЦВМ широкого распространения не получило по сле дующим причинам: низкой точности метода, режимы, в которых работают однотипные радиоэлектронные дета ли, различны и учесть их не всегда удается, массовая замена всех потенциально ненадежных радиоэлектрон ных элементов может вызвать при демонтаже и монтаже ошибки в схеме и нарушение контактов в панелях и разъемах, не повышая, а понижая при этом надежность работы ЭЦВМ, повышенный по сравнению с другими методами прогноза расход ЗИП.
Эффективность рассмотренных выше методов профи лактического контроля зависит от ремонтопригодности ЭЦВМ; контрольного оборудования, применяемого для поиска ненадежного элемента; системы диагностических программ и квалификации, обслуживающего персонала.
155
3-5. К О Н Т Р О Л Ь П Р А В И Л Ь Н О С Т И Р Е Ш Е Н И Я ЗАДАМИ
В процессе решения задачи на машине даже при хо рошо организованном контроле правильности функцио нирования ЭЦВМ возможно появление ошибок, обуслов ленных случайными сбоями, а иногда и выходом из строя схемных элементов. В связи с этим для повышения до стоверности результатов вычислений необходимо прово дить регулярный контроль правильности решения задачи, который сводится к определению факта искажения ре зультатов вычислений и восстановлению искаженной ин формации. Контроль правильности решения задачи реализуется, как это было показано в § 3-1, программно логическими методами, к которым можно отнести: двой ной счет, использование контрольных соотношений, ме тод подстановки, двойной счет по различным .програм мам, использование контрольных величин, логический анализ промежуточных результатов и т. д. Выбор кон кретного метода зависит от степени надежности машины, от оснащенности ее аппаратным контролем, от характера решаемой задачи и т. д. '
Простота реализации выдвинула на первый план припроведении контроля правильности вычислении метод -Двойного счета, сущность которого заключается в следу ющем. Подлежащая решению задача разбивается на отдельные части пли отдельные этапы вычислений. На каждом этапе счет проводится дважды, если результаты совпадают, переходят к решению следующей части зада чи. Если совпадения результатов не произошло, то в за висимости от организации программы машина либо оста навливается и результаты выводятся на печать для анализа, либо счет продолжается до тех пор, пока не будут получены два одинаковых результата. Последнее решение считается правильным и осуществляется пере ход к решению следующей части задачи. В ряде задач по окончании каждого счета получается не один резуль тат, а целый ряд чисел. В этом случае в конце каждого этапа производится контрольное суммирование этих чи сел и сравнение между собой уже не самих результатов,
а их контрольных сумм.
Несомненным достоинством метода двойного счета является его простота и возможность использования в любой вычислительной машине без применения специ альной аппаратуры. Метод двойного счета дает возмож-
156
ность практически достоверно обнаруживать ошибки, обусловленные случайными сбоями.
Для того чтобы исключить ошибки, которые могут возникнуть под влиянием случайных сбоев при считыва нии отдельных команд программы из оперативного запо минающего устройства даже при применении метода двойного счета, производится также еще и контрольное суммирование программы с последующим сравнением контрольных сумм.
Одним из недостатков метода двойного счета следу ет считать невозможность обнаружений с его помощью некоторых постоянных ошибок, обусловленных выходом из строя схемных элементов. Это объясняется тем, что и при первом и при втором контрольном суммировании мо гут быть получены одинаковые результаты и ошибка при сравнении контрольных сумм выявлена не будет.
При использовании двойного счета время решения задачи увеличивается по сравнению с временем решения этой же задачи при отсутствии контроля минимум вдвое при условии, что ошибок во время вычислений не возни кало. В случае же, когда за счет сбоев возникают ошиб ки и приходится для их исправления повторять счет на отдельных участках трижды, четырежды и т. д., времени для решения задачи требуется еще больше. Этот недо статок метода является основным препятствием на пути его широкого применения.
Тем не менее, несмотря на отмеченные недостатки, методом двойного счета следует пользоваться в машинах,
вкоторых другие средства контроля отсутствуют. Даже
вмашинах, имеющих разветвленный аппаратный кон
троль, при решении определенного круга задач следует в разумных пределах применять метод двойного счета.
Затраты машинного времени при использовании ме- • тода двойного счета зависят от шага вычислений, т. е. от количества участков, на которые будет разбита за дача. При большом шаге вычислений вероятность по явления ошибки за счет случайного сбоя увеличивается и в случае его действительного появления возникает не обходимость проведения как минимум тройного счета на этом участке. При малом шаге машинное время будет нерационально тратиться на большое количество сумми рований и сравнений результатов. В связи с этим необ ходимо при составлении программ с использованием метода двойного счета выбирать оптимальный шаг вы
157
числении, обеспечивающий минимальную затрату машин ного времени. В основу выбора оптимального шага вы числений следует положить наработку машины на сбой Тс. Длительность среднего шага вычислений не должна превышать времени наработки машины на сбой.
В отличие от'метода двойного счета метод контроль ных соотношений позволяет обнаруживать не только ошибки, обусловленные случайными сбоями, но и посто янные ошибки, вызванные выходом нз строя схемных элементов. Сущность метода контрольных соотношений состоит в следующем. В процессе подготовки задач для их решения на машине должны быть найдены контроль ные соотношения, представляющие собой дополнителш ные м-атематические зависимости, которые связывают между собой результаты определенного этапа вычисле ний. В конце данного этапа в соответствии с программой решается выбранная дополнительная зависимость и про изводится проверка, удовлетворяют ли полученные ре зультаты с достаточной степенью точности такому кон трольному соотношению. Например, если на каком-то этапе решения задачи вычисляются значения синусов и косинусов, то для проверки правильности проведенных вычислений можно использовать соотношение |sin2x + + cos2x—11< е, где е — достаточно малое положительное число. Если полученные результаты не удовлетворяют с достаточной степенью точности контрольному соотно шению, производится либо повторный просчет, либо оста нов машины. При выборе контрольных соотношений не обходимо иметь в виду, что выбираемые дополнитель ные математические зависимости не должны встречаться в проверяемой части задачи. По сравнению с методом двойного счета метод контрольных соотношений может дать значительный выигрыш во времени решения задачи. Однако такие соотношения не для всякого этапа вычис лений удается найти, поэтому чаще всего этот метод применяется в сочетании с другими видами контроля.
Сущность метода подстановки заключается в том, что по окончании этапа вычислений решается обратная за дача. Результаты решения обратной задачи сравнивают ся с исходными данными прямой задачи. Если разность сравниваемых величин не выходит из заданных пределов, решение считается правильным и можно переходить к по следующим вычислениям. Если же сравнения не произо шло, решение необходимо повторить. Метод п о д с т я н п ч т п т
158
особенно эффективен при контроле правильности реше ния систем уравнений. В этом.случае найденные корни подставляются в исходные уравнения,, после чего левая, и правая части уравненияt сравниваются между сабой. Если разность сравниваемых величин не выходит из заданных пределов, решение считается правильным. Ме тод подстановки, так же как и метод контрольных соот ношений, позволяет обнаруживать не только ошибки, обусловленные случайными сбоями, но и постоянные ошибки, возникающие в результате выхода из строя схемных элементов.
Иногда для контроля достоверности результатов ре шения задачи используют двойной счет по разным про граммам. Конечные результаты вычислений по первой и второй программам сравниваются между собой. Задача считается решенной верно, если результаты вычислений по обеим программам отличаются незначительно. Обыч но для проведения повторных вычислений используется упрощенный алгоритм или более грубый метод решения этой же задачи. Метод двойного счета по разным про граммам позволяет обнаруживать как ошибки, обуслов ленные случайными сбоями, так и постоянные ошибки, возникающие за счет выхода, из строя схемных элемен тов, причем вероятность выявления ошибок, обусловлен ных выходрм из строя схемных элементов, будет тем больше, чем значительнее отличаются друг от друга по характеру выполняемых операций первая и вторая про граммы.
При решении не очень сложных задач проверку пра вильности вычислений можно осуществить путем исполь зования контрольных величин. В этом случае задача разбивается на этапы, для каждого из которых в про цессе подготовки задачи к решению на машине опреде ляются контрольные величины, представляющие собой некоторые значения искомых переменных. Результаты вычислений на каждом этапе сравниваются с контроль ными величинами и при их совпадении переходят к сле дующему этапу. Если совпадения не происходит, машина останавливается и анализируются причины неверно про веденных вычислений. •
Метод логического анализа промежуточных результа тов можно использовать в задачах, в которых заранее известен характер изменения искомых величин. Метод позволяет обнаруживать грубые ошибки, делающие бес-
159
смысленным дальнейшее решение задачи. Сущность ме тода заключается в том, что на основе анализа алгорит ма решаемой задачи в процессе подготовки ее к решению на машине устанавливаются условия, которым должны удовлетворять промежуточные результаты на каждом этапе вычислений. В качестве таких условий можно использовать максимальные и минимальные значения, которые не должна превосходить искомая величина на соответствующем этапе вычислений. Контролировать пра вильность вычислений с установленной точностью метод не позволяет.
Рассмотренные методы не исчерпывают всего много образия путей, позволяющих проверить правильность ре шения задач на ЭЦВМ.
Г Л А В А Ч Е Т В Е Р Т А Я
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЦВМ
4-1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Современные ЭЦВМ представляют собой сложные комплексы, на разработку, изготовление и ввод в экс плуатацию которых затрачиваются огромные материаль ные средства и труд многих людей. Поэтому вполне есте ственным является стремление использовать ЭЦВМ как можно эффективнее. Успешному решению этой задачи способствует правильно организованное профилактиче ское обслуживание, представляющее комплекс меропри ятий, направленных на поддержание ЭЦВМ в исправном состоянии, продление ресурса ее работы и характеризую щееся суммарным расходом времени на его проведение.
Профилактические мероприятия предусматривают вы полнение следующих основных работ: устранение не исправностей, внешний осмотр и чистка устройств, кон трольно-настроечные работы, прогнозирование неисправ ностей, функциональный контроль ЭЦВМ.
Каждая профилактическая работа, в результате про ведения которой улучшаются отдельные характеристики устройств ЭЦВМ, состоит чіз ряда профилактических опе раций. Например, при прогнозировании неисправностей профилактическими операциями являются запуск прове рочного теста, контроль его прохождения, изменение
160
определенного |
параметра (напряжение, |
частота н т. п.) |
в допустимых пределах и др. |
эксплуатации, |
|
Исходя яз |
особенностей и условий |
а также временных режимов работы отдельных устройств и ЭЦВМ в целом профилактическое обслуживание мо жет носить планово-предупредительный и внеплановый характер. В соответствии с этим профилактическое об служивание делят на планово-предупреднтельное и вне плановое.
Планово-предупредительное обслуживание может про водиться по временному или календарному принципам. При временном планово-предупредительном обслужива нии интервалы между профилактическими мероприятия ми определяются наработкой устройствами машины до пустимого количества часов, а при календарном — интер валами (день, неделя, месяц, квартал, год) независимо от наработки. К внеплановому профилактическому об служиванию относятся внеочередные профилактические мероприятия, проводимые на основе анализа техническо го состояния машины.
Планово-предупредительное обслуживание позволяет осуществлять перспективное планирование всех видов работ на длительный период времени, благодаря чему значительно упрощается организация обеспечения этих работ и использование машины по прямому назначению. В силу описанных достоинств планово-предупредитель ное обслуживание является основным видом профилак тики.
На рис. 4-1 представлен временной режим эксплуа тации ЭЦВМ. Один цикл профилактического обслужива ния Гпр состоит из времени профилактики /пр и времени
при котором машина используется по назначению. Между длительностью цикла профилактического об
служивания и надежностными характеристиками маши ны существует определенная связь. Для того чтобы уве личить вероятность обнаружения скрытых неисправно стей машины, которые могли бы* проявиться в период использования ЭЦВМ по назначению, необходимо про филактические мероприятия проводить тщательно, глу боко и как можно чаще. Однако увеличение частоты и глубины профилактических мероприятий снижает коэф фициент технического использования машины. Поэтому определение оптимальной периодичности профилактиче ских мероприятий и их длительности является одной из
11— 180 |
161 |