через элементы кондиционера. Он состоит из Двух само стоятельных клапанов: правого и левого. Регулировка по тока воздуха осуществляется с помощью специальных лопаток, приводимых в движение от ручного привода
через систему рычагов.
Использование в кондиционере сдвоенных клапанов позволяет пропускать воздух, минуя теплообменное уст ройство и промывную камеру, при нормальных пара-
Рециркуляционный I воздух
|
I ДЧг-pj-------|Ң==й£: |
ц |
|
ѵ ѵ Л - Промывная |
—SjC r |
Наруж ны й |
— 1 П“Ч |
номера |
ь - 'І |
|
|
|
И |
п р и т о7ч н о |
воздух |
|
|
|
м у в е н т и л я |
|
|
|
|
|
т о р у |
К холодильной установив |
К холодильной |
К водяной |
|
(к системе центрального отопления) |
установке |
|
установке |
|
|
|
водослив |
|
|
Рис. 9-2. Структурная схема кондиционера.
метрах воздушного потока; включать в работу теплооб менное устройство при отклонении температуры воздуш ного потока от нормы; включать в работу теплообмен ное устройство и промывную камеру при необходимости доведения температуры и влажности до требуемых зна чений.
Теплообменное устройство предназначено для поддер жания необходимой температуры воздушного потока. Конструктивно оно может быть выполнено в различных вариантах. Наиболее типовым является исполнение теп лообменного устройства в виде набора секций, по труб кам которых пропускается либо холодная вода (от холо дильной установки) — в летнее время эксплуатации ЭЦВМ, либо теплая вода (от системы центрального отоп ления) —в зимнее время. Иногда для подогрева возду ха может использоваться электрокалорифер.
Воздушный поток, проходя через секции теплообмен ного устройства, нормируется по температуре.
Промывная камера используется для орошения водой обрабатываемого воздуха. Контакт воздуха с водой вле чет за собой процессы тепло- и влагообмена. В зависи мости от параметров воздуха и воды в промывной каме-
ре могут быть осуществлены следующие процессы обработки воздуха: охлаждение с увлажнением, охлаж дение при неизменном влагосодержании, увлажнение
9с повышением температуры воздуха, увлажнение с под держанием постоянной температуры.
При этих процессах тепло- и влагообмен зависит от параметров воздуха и воды, расхода воды на единицу веса обрабатываемого воздуха, степени распыления и распределения воды по объему камеры и скорости дви
жения воздуха по |
отношению к частицам распы |
ленной воды. |
корпусе промывной камеры имеется |
В герметическом |
ряд форсунок (общее количество их может быть более 300), воздухораспределитель на входе и каплеуловитель на выходе воздуха из камеры. Камера монтируется на поддоне, снабженном автоматическим наполнительным клапаном, переливным устройством и фильтром для во ды. Подача воды к форсункам камеры орошения осуще ствляется водяной установкой, которая включает насо сы, трубопроводы и запорные устройства (задвижки, вентили, клапаны). Промывная камера связана с холо дильной установкой, которая добавляет определенное количество холодной воды, чем обеспечивается также поддержание требуемой температуры воздушного потока. Образующиеся излишки воды выводятся через водо слив в канализационную систему.
Переходная камера необходима для подсоединения кондиционера к всасывающем патрубку приточного вен тилятора и состоит из стенок, переходного конуса и мяг кой вставки с присоединительным фланцем. За счет мягкой вставки исключается передача вибрации от вен тилятора на секции кондиционера.
Вентиляторы в системе кондиционирования и венти ляции воздуха обеспечивают необходимую циркуляцию воздушного потока. По развиваемому давлению вентиля
торы делятся на три группы: |
низкого давления (до |
100 кгс/м2); |
среднего давления |
(до 300 кгс/лѵг); высокого |
давления до |
1 600 кгс/м2) . |
|
Вентилятор состоит из рабочего колеса, узла вала, кожуха, входного патрубка, рамы. Привод вентилятора осуществляется от электродвигателей через клиноремен ную передачу или муфтовое соединение. При вращении рабочего колеса частицы воздуха увлекаются лопатками и под действием центробежной силы движутся от центра
колеса к его периферии иа выход из кожуха вентйлй тора в воздуховоды. Вследствие этого на входе в кожух создается разрежение, под действием которого воздух подсасывается в вентилятор. Вращающееся рабочее ко лесо подхватывает его своими лопатками и цикл повто ряется. Таким образом, устанавливается непрерывное движение воздуха.
Дросселирующие устройства предназначены для от ключения отдельных участков воздуховодов, а также ре гулировки количества воздуха, проходящего по воздухо водам, и выполняются в виде дроссель-клапанов и шибе ров. Дроссель-клапаны устанавливаются непосредствен но в воздуховодах. Шиберы устанавливаются как в воз духоводах, так и в отверстиях, через которые воздух поступает в помещения или забирается из них.
Воздуховоды предназначены для подвода требуемо го количества воздуха к устройствам ЭЦВМ и в опре деленные точки помещения, а также отвода нагретого воздуха. Воздуховоды изготовляются из листовой стали с антикоррозионным покрытием. В отдельных случаях стенками воздуховодов могут служить несгораемые эле менты строительных конструкций.
Холодильная установка в СКВВ предназначена для поддержания в летнее время необходимой температуры охлаждающего воздуха. Охлаждение воздушного потока осуществляется в кондиционере за счет отдачи тепла холодной воде, температура которой поддерживается холодильной машиной в пределах 7—9°С. Холодильная установка состоит из следующих основных элементов: холодильной машины, центробежных насосов, запорной арматуры.
Холодильная машина (рис. 9-3) представляет собой замкнутую систему, состоящую из компрессора, конден сатора, теплообменника, регулирующего устройства и испарителя, которые соединены друг с другом трубопро водами.
'Принцип действия холодильной машины основан на сжатии паров так называемого холодильного агента (обычно фреона) и обращений их в жидкость и последу ющем испарении. При работе холодильной машины со вершается циркуляция фреона, который сам не расхо дуется. На производство холода затрачивается механи ческая энергия электродвигателя, приводящего в действие компрессор. Компрессор сжимает пары фреона, отсасы
ваемые из испарителя. При этом повышается давление и температура паров хладоагента. В конденсаторе пары фреона охлаждаются водой, циркулирующей в контуре оборотного водоснабжения, и переходят в жидкое состо яние, сохраняя свое повышенное давление. Далее жид кий фреон по змеевику поступает в теплообменник и еще более охлаждается встречным потоком паров фреона, .отсасываемых из испарителя в компрессор. Встречая на пути узкое проходное отверстие .регулирую щего вентиля и попадая в испаритель, жидкий фреон
Кустановке обратноер |
к кондиционеру |
еодосна-бжонио |
|
Рис. 9-3. Структурная схема холодильной машины.
теряет давление с соответствующим снижением темпера туры и превращается в пар, В испарителе фреон, ме няя свое агрегатное состояние, отнимает необходимое тепло от окружающей среды. Таким образом, происхо дит снижение температуры воды, циркулирующей в кон туре водяного охлаждения. Из испарителя пары фреона отсасываются в компрессор через теплообменник, в кото ром они, имея низкую температуру, охлаждают жидкий фреон, протекающий по змеевику к регулирующему вентилю.
Холодильная .машина имеет комплект приборов авто матического управления, которые поддерживают задан ный температурный режим, останавливают машину при возникновения аварийных ситуаций и позволяют контро лировать характерные параметры во время работы.
Центробежные насосы в холодильной установке ис пользуются для перемещения воды в контурах водяного охлаждения и оборотного водоснабжения. Запорная ар матура выполняется в форме параллельных задвижек разной величины и служит для перераспределения и ре гулировки количества воды в соответствующих контурах.
Таким образом, отвод тепла от устройства ЭЦВМ и спецтехнического оборудования, которое выделяется во время их работы, осуществляется с помощью воздушно го и водяного охлаждения. Циркулирующая по системе трубопроводов вода получает тепло в теплообменных аппаратах и переносит его к установке оборотного водо снабжения, где и происходит ее охлаждение.
Воздухоприемник предназначен для забора наруж ного воздуха и выполняется в виде специальных шахт или проемов в ограждающих конструкциях здания. Узел воздухозабора состоит из неподвижной жалюзийной ре шетки, утеплительного клапана с рамой и механизма управления клапаном. При расположении 'проемов для забора наружного воздуха невысоко от земли в вентиля ционных установках применяются деревянные створные утепленные клапаны. В этом случае открывание и за крывание створок осуществляется вручную. Сами створки закрепляются специальными зажимами на шар нирах.
Система кондиционирования и вентиляции воздуха (см. рис. 9-1) работает следующим образом.
С помощью приточного вентилятора наружный воздух через воздухозаборник поступает в кондиционер. В секциях кондиционера воздух фильтруется, увлажняется и доводится до необходимой тем пературы. Затем по магистральному воздуховоду и врезанным в не го патрубкам воздух подается в стойки ЭЦВМ. Для снижения уровня вибраций патрубки соединяются со стойками машины с по мощью мягких вставок. Нагретый воздух от стоек машины отсасы вается вытяжным вентилятором и через наружную шахту частично выбрасывается в атмосферу. Определенное количество воздуха по
дается назад в кондиционер, обеспечивая рециркуляцию |
воздушно |
го потока. За счет рециркуляции воздуха снижаются |
требования |
к мощности, предъявляемые к теплообменному устройству конди ционера. Охлаждеігае наружного воздуха в теплое время года про изводится в промывной камере с помощью холодной воды. Необхо димая температура охлаждающей воды поддерживается холодиль ной установкой. В зимнее время холодильная установка и установка оборотного водоснабжения отключены. Для повышения температу ры наружного воздуха используются секции подогрева кондицио нера.
Регулировка воздушного потока и'расхода воздуха по стойкам ЭЦВМ осуществляется с помощью клапанов, дросселирующих устройств, заслонок и шиберов. Контроль за температурой воздуха и воды производится по показаниям термометров. Система автома тического регулирования, воздействуя на соответствующие секции кондиционера, поддерживает температуру воздушного потока в за данных пределах.
Система кондиционирования и вентиляции воздуха может ра ботать в трех основных режимах. Первый режим — работа на ре циркуляционном воздухе. В этом случае воздухозаборная и наруж-