Файл: Основы технической эксплуатации ЭЦВМ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

через элементы кондиционера. Он состоит из Двух само­ стоятельных клапанов: правого и левого. Регулировка по­ тока воздуха осуществляется с помощью специальных лопаток, приводимых в движение от ручного привода

через систему рычагов.

Использование в кондиционере сдвоенных клапанов позволяет пропускать воздух, минуя теплообменное уст­ ройство и промывную камеру, при нормальных пара-

Рециркуляционный I воздух

 

I ДЧг-pj-------|Ң==й£:

ц

 

ѵ ѵ Л - Промывная

—SjC r

Наруж ны й

— 1 П“Ч

номера

ь - 'І

 

 

 

И

п р и т о7ч н о ­

воздух

 

 

 

м у в е н т и л я ­

 

 

 

 

 

т о р у

К холодильной установив

К холодильной

К водяной

 

(к системе центрального отопления)

установке

 

установке

 

 

 

водослив

 

 

Рис. 9-2. Структурная схема кондиционера.

метрах воздушного потока; включать в работу теплооб­ менное устройство при отклонении температуры воздуш­ ного потока от нормы; включать в работу теплообмен­ ное устройство и промывную камеру при необходимости доведения температуры и влажности до требуемых зна­ чений.

Теплообменное устройство предназначено для поддер­ жания необходимой температуры воздушного потока. Конструктивно оно может быть выполнено в различных вариантах. Наиболее типовым является исполнение теп­ лообменного устройства в виде набора секций, по труб­ кам которых пропускается либо холодная вода (от холо­ дильной установки) — в летнее время эксплуатации ЭЦВМ, либо теплая вода (от системы центрального отоп­ ления) —в зимнее время. Иногда для подогрева возду­ ха может использоваться электрокалорифер.

Воздушный поток, проходя через секции теплообмен­ ного устройства, нормируется по температуре.

Промывная камера используется для орошения водой обрабатываемого воздуха. Контакт воздуха с водой вле­ чет за собой процессы тепло- и влагообмена. В зависи­ мости от параметров воздуха и воды в промывной каме-

22*

331


ре могут быть осуществлены следующие процессы обработки воздуха: охлаждение с увлажнением, охлаж­ дение при неизменном влагосодержании, увлажнение

9с повышением температуры воздуха, увлажнение с под­ держанием постоянной температуры.

При этих процессах тепло- и влагообмен зависит от параметров воздуха и воды, расхода воды на единицу веса обрабатываемого воздуха, степени распыления и распределения воды по объему камеры и скорости дви­

жения воздуха по

отношению к частицам распы­

ленной воды.

корпусе промывной камеры имеется

В герметическом

ряд форсунок (общее количество их может быть более 300), воздухораспределитель на входе и каплеуловитель на выходе воздуха из камеры. Камера монтируется на поддоне, снабженном автоматическим наполнительным клапаном, переливным устройством и фильтром для во­ ды. Подача воды к форсункам камеры орошения осуще­ ствляется водяной установкой, которая включает насо­ сы, трубопроводы и запорные устройства (задвижки, вентили, клапаны). Промывная камера связана с холо­ дильной установкой, которая добавляет определенное количество холодной воды, чем обеспечивается также поддержание требуемой температуры воздушного потока. Образующиеся излишки воды выводятся через водо­ слив в канализационную систему.

Переходная камера необходима для подсоединения кондиционера к всасывающем патрубку приточного вен­ тилятора и состоит из стенок, переходного конуса и мяг­ кой вставки с присоединительным фланцем. За счет мягкой вставки исключается передача вибрации от вен­ тилятора на секции кондиционера.

Вентиляторы в системе кондиционирования и венти­ ляции воздуха обеспечивают необходимую циркуляцию воздушного потока. По развиваемому давлению вентиля­

торы делятся на три группы:

низкого давления (до

100 кгс/м2);

среднего давления

(до 300 кгс/лѵг); высокого

давления до

1 600 кгс/м2) .

 

Вентилятор состоит из рабочего колеса, узла вала, кожуха, входного патрубка, рамы. Привод вентилятора осуществляется от электродвигателей через клиноремен­ ную передачу или муфтовое соединение. При вращении рабочего колеса частицы воздуха увлекаются лопатками и под действием центробежной силы движутся от центра

332


колеса к его периферии иа выход из кожуха вентйлй тора в воздуховоды. Вследствие этого на входе в кожух создается разрежение, под действием которого воздух подсасывается в вентилятор. Вращающееся рабочее ко­ лесо подхватывает его своими лопатками и цикл повто­ ряется. Таким образом, устанавливается непрерывное движение воздуха.

Дросселирующие устройства предназначены для от­ ключения отдельных участков воздуховодов, а также ре­ гулировки количества воздуха, проходящего по воздухо­ водам, и выполняются в виде дроссель-клапанов и шибе­ ров. Дроссель-клапаны устанавливаются непосредствен­ но в воздуховодах. Шиберы устанавливаются как в воз­ духоводах, так и в отверстиях, через которые воздух поступает в помещения или забирается из них.

Воздуховоды предназначены для подвода требуемо­ го количества воздуха к устройствам ЭЦВМ и в опре­ деленные точки помещения, а также отвода нагретого воздуха. Воздуховоды изготовляются из листовой стали с антикоррозионным покрытием. В отдельных случаях стенками воздуховодов могут служить несгораемые эле­ менты строительных конструкций.

Холодильная установка в СКВВ предназначена для поддержания в летнее время необходимой температуры охлаждающего воздуха. Охлаждение воздушного потока осуществляется в кондиционере за счет отдачи тепла холодной воде, температура которой поддерживается холодильной машиной в пределах 7—9°С. Холодильная установка состоит из следующих основных элементов: холодильной машины, центробежных насосов, запорной арматуры.

Холодильная машина (рис. 9-3) представляет собой замкнутую систему, состоящую из компрессора, конден­ сатора, теплообменника, регулирующего устройства и испарителя, которые соединены друг с другом трубопро­ водами.

'Принцип действия холодильной машины основан на сжатии паров так называемого холодильного агента (обычно фреона) и обращений их в жидкость и последу­ ющем испарении. При работе холодильной машины со­ вершается циркуляция фреона, который сам не расхо­ дуется. На производство холода затрачивается механи­ ческая энергия электродвигателя, приводящего в действие компрессор. Компрессор сжимает пары фреона, отсасы­

333


ваемые из испарителя. При этом повышается давление и температура паров хладоагента. В конденсаторе пары фреона охлаждаются водой, циркулирующей в контуре оборотного водоснабжения, и переходят в жидкое состо­ яние, сохраняя свое повышенное давление. Далее жид­ кий фреон по змеевику поступает в теплообменник и еще более охлаждается встречным потоком паров фреона, .отсасываемых из испарителя в компрессор. Встречая на пути узкое проходное отверстие .регулирую­ щего вентиля и попадая в испаритель, жидкий фреон

Кустановке обратноер

к кондиционеру

еодосна-бжонио

 

Рис. 9-3. Структурная схема холодильной машины.

теряет давление с соответствующим снижением темпера­ туры и превращается в пар, В испарителе фреон, ме­ няя свое агрегатное состояние, отнимает необходимое тепло от окружающей среды. Таким образом, происхо­ дит снижение температуры воды, циркулирующей в кон­ туре водяного охлаждения. Из испарителя пары фреона отсасываются в компрессор через теплообменник, в кото­ ром они, имея низкую температуру, охлаждают жидкий фреон, протекающий по змеевику к регулирующему вентилю.

Холодильная .машина имеет комплект приборов авто­ матического управления, которые поддерживают задан­ ный температурный режим, останавливают машину при возникновения аварийных ситуаций и позволяют контро­ лировать характерные параметры во время работы.

Центробежные насосы в холодильной установке ис­ пользуются для перемещения воды в контурах водяного охлаждения и оборотного водоснабжения. Запорная ар­ матура выполняется в форме параллельных задвижек разной величины и служит для перераспределения и ре­ гулировки количества воды в соответствующих контурах.

334

Таким образом, отвод тепла от устройства ЭЦВМ и спецтехнического оборудования, которое выделяется во время их работы, осуществляется с помощью воздушно­ го и водяного охлаждения. Циркулирующая по системе трубопроводов вода получает тепло в теплообменных аппаратах и переносит его к установке оборотного водо­ снабжения, где и происходит ее охлаждение.

Воздухоприемник предназначен для забора наруж­ ного воздуха и выполняется в виде специальных шахт или проемов в ограждающих конструкциях здания. Узел воздухозабора состоит из неподвижной жалюзийной ре­ шетки, утеплительного клапана с рамой и механизма управления клапаном. При расположении 'проемов для забора наружного воздуха невысоко от земли в вентиля­ ционных установках применяются деревянные створные утепленные клапаны. В этом случае открывание и за­ крывание створок осуществляется вручную. Сами створки закрепляются специальными зажимами на шар­ нирах.

Система кондиционирования и вентиляции воздуха (см. рис. 9-1) работает следующим образом.

С помощью приточного вентилятора наружный воздух через воздухозаборник поступает в кондиционер. В секциях кондиционера воздух фильтруется, увлажняется и доводится до необходимой тем­ пературы. Затем по магистральному воздуховоду и врезанным в не­ го патрубкам воздух подается в стойки ЭЦВМ. Для снижения уровня вибраций патрубки соединяются со стойками машины с по­ мощью мягких вставок. Нагретый воздух от стоек машины отсасы­ вается вытяжным вентилятором и через наружную шахту частично выбрасывается в атмосферу. Определенное количество воздуха по­

дается назад в кондиционер, обеспечивая рециркуляцию

воздушно­

го потока. За счет рециркуляции воздуха снижаются

требования

к мощности, предъявляемые к теплообменному устройству конди­ ционера. Охлаждеігае наружного воздуха в теплое время года про­ изводится в промывной камере с помощью холодной воды. Необхо­ димая температура охлаждающей воды поддерживается холодиль­ ной установкой. В зимнее время холодильная установка и установка оборотного водоснабжения отключены. Для повышения температу­ ры наружного воздуха используются секции подогрева кондицио­ нера.

Регулировка воздушного потока и'расхода воздуха по стойкам ЭЦВМ осуществляется с помощью клапанов, дросселирующих устройств, заслонок и шиберов. Контроль за температурой воздуха и воды производится по показаниям термометров. Система автома­ тического регулирования, воздействуя на соответствующие секции кондиционера, поддерживает температуру воздушного потока в за­ данных пределах.

Система кондиционирования и вентиляции воздуха может ра­ ботать в трех основных режимах. Первый режим — работа на ре­ циркуляционном воздухе. В этом случае воздухозаборная и наруж-

335


Т а б л и ц а 9-1

Основные неисправности

Причины возникновения

Вентилятор не создает рас­ четного давления и не,по­ дает требуемого количе­ ства воздуха

Вентилятор подает воздуха больше, чем необходимо

Электродвигатель вентилято­ раработает с перегрузкой

Вентилятор не подает тре­ буемого количества воз­ духа

Вентилятор сильно вибриру­ ет

При работе вентилятора со­ здается сильный шум как в самом вентиляторе, так и в сети

Температура корпуса под­ шипников . вентиляторов выше 50 °С

Ослабло натяжение клино­ вых ремней

Проскальзывают клиновые ремни в канавках

Температура коробки под­ шипников электродвигате­ ля выше 50 °С

Температура поверхности корпуса электродвигателя выше 50 ° С

Неправильно произведен расчет венти­ ляционной сети и выбор вентилято­ ра. Зазор между рабочим колесом и входным патрубком велик.

Колесо вентилятора вращается в об­ ратную сторону

Расчет вентиляционной сети произве­ ден с запасом по сопротивлению.

При монтаже увеличено сечение воз­ духоводов. Неправильно выбран вентилятор

Вентилятор подает воздуха больше, чем предусмотрено при выборе мощ­ ности электродвигателя

Сопротивление вентиляционной сети выше проектного. Неправильно про­ изведен расчет или при монтаже уменьшено сечение воздуховодов.

Утечка воздуха через неплотности в воздуховодах. Засорение сеток са­ моочищающихся масляных фильтров Неудовлетворительная балансировка колеса или ротора электродвигате­ ля. Слабая затяжка болтовых сое­

динений Отсутствуют мягкие вставки между

вентилятором и сетью на всасываю­ щей и нагнетательной сторонах.

Вентилятор установлен на металли­ ческом основании без виброгаси­ теля. Слабое крепление клапанов и задвижек на воздухопроводах

Загрязнилась или отсутствует смазка в подшипниках. Износ подшипников

Ослабли крепежные гайки электродви­ гателя к раме. Ремни растянулись в процессе эксплуатации

Замаслились клиновые ремни

Старая или отсутствует смазка в под­ шипниках

Электродвигатель работает с пере­ грузкой. Плохо работает система охлаждения электродвигателя. По­ вышенное или пониженное напряже­ ние сети. Наличие междувитковых Соединений в обмотке статора

336