Файл: Основы технической эксплуатации ЭЦВМ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нительных клапанов; промывка трубопроводов; чистка от пыли и грязи магистральных воздуховодов и подшив­ ных коробов, восстановление нарушенного антикоррози­ онного покрытия; проверка состояния зонтов и наруж­ ных частей вентиляционных шахт (проведение необходи­ мого ремонта утепленных клапанов и тяг управления ими, восстановление красочного покрытия); выборочная проверка расхода воздуха и сравнение его с данными по наладке СКВВ; проверка состояния и комплектность ЗИП и эксплуатационной документации.

9-4. ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЦВМ

Энергетическое обеспечение ЭЦВМ предназначено для выработки необходимых номиналов напряжений (число которых может достигать 20 и более) и поддер­ жания их с заданной точностью.

На рис. 9-4 приведена структурная схема энергоснаб­ жения высокопроизводительной ЭЦВМ, СКВВ, оборудо­ вания лабораторий и других потребителей. Схема энер­ госнабжения включает систему внешнего питания, выра­ батывающую первичные напряжения, и систему внутрен­ него питания, вырабатывающую вторичные напряжения питания.

Система внешнего питания, состоящая из преобра­ зователя частоты, выпрямителя, схемы защиты, сигна­ лизации и управления, устройства выработки оператив­ ного напряжения и распределительных щитов питания, вырабатывает следующие первичные напряжения: 220/380 в, частотой 400 гц; постоянное (— U); оператив­ ное (= t/onep); 36 б, частотой 50 гц.

Напряжение повышенной частоты (220/380 в, 400 гц), предназначенное для системы внутреннего питания ЭЦВМ, вырабатывается преобразователем частоты (ти­ па ПСЧ). Использование преобразователя частоты по­ зволяет стабилизировать вторичные напряжения и уменьшить габариты системы внутреннего питания ЭЦВМ.

Преобразователь частоты состоит из двухмашинного агрегата и блока питания и управления. Двухмашинный агрегат представляет собой сочетание трехфазного двух­ полюсного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором и трехфазного синхронного генератора индук­ торного типа, выполненных в едином корпусе. В табл. 9-2 приведены технические данные некоторых преобразова-

341


телей, используемых системой внутреннего питания

ЭЦВМ.

Для выработки .постоянного напряжения ( = U), за­ питывающего некоторые типы устройств внешнего поля ЭЦВМ (карточные перфораторы и др.), используется выпрямитель. Выпрямленное напряжение заводится на свой щит питания и далее — к устройствам внешнего поля ЭЦВМ.

Энергосети

342

бм

сп

га

х

x

4

Ога

H

Преобразователи

 

• гг

 

QJ О

о

Ü. си

 

 

rf1

л

и

5

 

 

га

 

а

 

ч

 

си

 

I 2

 

га. 5

ID

I- о.

и

л

*?

С

н

 

га

 

а

 

ч

 

1 си

 

в ß

0

V ё

и Си

У

а

Ü

р

С

 

га

 

а

 

ч

 

•си

 

й> о

 

га

га

 

и

а

S

a

 

он

Ь

ч

' си

£ R

ю

a

О t=i

V

С га

й

ч

<0

о

а»

Й

а

га

К

5.

*

О

1

га

Н

о

О

о

со

1

см

о

см Ю см

ММо

со

со

ю

о

Г-

со

 

 

о

ю

см

СМ

со

о

 

со

 

со

о

о

ю

со

 

(N

 

о

о

см

СО

о

 

со

 

со

о

о

со

СО

 

 

о

t-м

см

см

СО

о

 

 

00

 

со

ю

о

 

со

 

см

 

о

00

см

 

o '

 

00

 

со

 

S

<0

§

 

Л

X

ж

ь

(L)

о

*

о

га

a

а-

с

 

га

 

X

СО

о

см

со

СО

со

см

см

см

со

ю

см

СО

ю

со

ММ

о

СП

мМ

о

мН

<У>

СО

см

см

ю-

СП

ю

со

о

н

іЛ

CM

00

-

СП

о

со

1

о

05

ю

о

 

ю

см

00

о"

05

со

СО

о

СП

ю

о

 

ю

см

00

о

СП

со

со

о

СП

ю

о

 

ю

00

со

о

00

СО

05

о

ю

о

 

ю

00

со

со

о"

со

 

0,9

о

ю

 

э-

 

«Л

 

о

 

X

 

о

 

a

 

о

 

S

н

X

а)

 

§■

га

X

н

• &

о

■ѳ-

о

 

н

 

га

 

sr

оо

осо о

оюо

со

о

о

о

о

со

о

о

 

см

со

 

 

оо ю

о00

оо

со

о

ю

о

о

ь -

LO

о

 

ю

со

 

 

о

ю

о

 

о

о

 

тг

со

 

 

X

 

о

 

 

Си

 

 

X

 

 

X

 

 

 

X •

 

 

р ф

 

 

 

к

 

 

X

 

 

 

X •

£

 

 

 

 

га 5

га

 

сиЗ

 

Е-

 

со ^

 

га

 

.

 

и

 

 

й>

8

а

°

си

и.

 

и

-

га

га

а*«

 

а

о<4 и

Ä*

и£

343


Устройство выработки оперативного напряжения предназначено для питания цепей защиты и блокировок системы внутреннего питания. Величина оперативного на-п-ряження составляет 24—36 в. Для выработки его

обычно используется зарядный агрегат,

работающий

в буфере с аккумуляторной батареей. При

нормальном

режиме работы полностью заряженная батарея подклю­ чена параллельно к зарядному агрегату, который, питая нагрузку, одновременно подзаряжает элементы батареи, компенсируя саморазряд. При аварийном режи­ ме и, следовательно, отключении зарядного агрегата, батарея принимает на себя питание всех оперативных цепей.

Питание паяльников и переносных ламп освещения осуществляется напряжением 36 в, 50 гц, получаемым от понижающего трансформатора, на вход которого подает­ ся напряжение 220/380 е, 50 гц.

Ряд технологических потребителей, например двига­ тели переменного тока СІ\ВВ, некоторые устройства ввода, вывода и подготовки информации, двигатели маг­ нитных барабанов, приводы накопителей на магнитной ленте, контрольно-измерительные приборы и др., не тре­ буют стабилизации питающего напряжения и запитыва­ ются непосредственно от промышленной энергосети. К каждому потребителю напряжение разводится со щи­ та питания 220/380 в, 50 гц.

Схема защиты, сигнализации и управления системы внешнего питания предохраняет элементы этой системы от перегрузок и коротких замыканий, выдает сигналы (звуковые и световые) о наличии аварийных ситуаций, позволяет контролировать величины первичных напряже­ ний и осуществлять необходимые регулировки.

Система внутреннего питания, вырабатывающая вто­ ричные напряжения, может быть централизованной,.ин­ дивидуальной и смешанной.

Централизованное устройство питания выполняется в виде отдельной стойки, в которой размещаются все источники напряжений постоянного и переменного тока, фильтры питания, приборы контроля, элементы защиты, сигнализации и управления. От стойки .питания необхо­ димые напряжения разводятся по всем устройствам ма­ шины. Использование централизованного устройства питания позволяет упростить разводку кабелей питания, уменьшить количество выпрямителей, контрольно-пуско-

344


•вон и защитнрй аппаратуры, упростить техническое об­ служивание системы внутреннего питания.

При этом выработка напряжений одинаковых номи­ налов осуществляется для всех устройств ЭЦВМ одним источником напряжений.

В варианте индивидуального электропитания для каждого устройства предусматриваются отдельные ис­ точники питания (блоки питания). Система отдельных блоков питания позволяет осуществлять профилактиче­ ский контроль и проводить контрольно-регулировочные работы отдельно на каждом устройстве ЭЦВМ, умень­ шить количество проводов питания, снизить влияние помех по цепям питания.

При смешанном варианте питания ЭЦВМ, кроме стойки, в которой размещаются основные источники вторичных напряжений, используются и индивидуальные источники питания с защитой и контрольной аппарату­ рой, обеспечивающие «нестандартные» напряжения для некоторых устройств машины.

Рассмотренные системы внутреннего питания, несмо­ тря на отличия их конструктивного выполнения, состоят из выпрямителей; стабилизаторов напряжений постоян­ ного тока; схем защиты, сигнализации и управления.

В качестве источников постоянных напряжений в системе внутреннего питания ЭЦВМ в настоящее .вре­ мя применяются выпрямители, значительно реже— ак­ кумуляторы и гальванические элементы. Преобразование напряжения переменного тока в напряжение постоянного тока обычно осуществляется с помощью селеновых и германиевых выпрямителей. Недостатками селеновых выпрямителей является их очень высокое внутреннее сопротивление, большие габарит и вес. Наибольшее при­ менение получили выпрямители на мощных германие­ вых диодах. Они имеют малое внутреннее сопротивление, а следовательно, высокий к. п. д., малые габариты ивес, весьма надежны в работе.

Для обеспечения постоянства выпрямленных напря­ жений используются стабилизаторы постоянного тока. В системе внутреннего питания ЭЦВМ главным образом применяются компенсационные стабилизаторы напряже­ ний на электронных лампах пли полупроводниковых элементах. Такие стабилизаторы характеризуются безынерционностыо, высоким коэффициентом стабилизации и являются одновременно хорошими фильтрами.

23—180

345


Система внутреннего питания ЭЦВМ должна обеспе­ чивать защиту различных устройств машины при возник­ новении в них коротких замыкиан'ий, при выходе элемен­ тов машины из строя, указывать местонахождение и характер неисправностей цепей питания, а также позво­ лять производить необходимые регулировки вторичных напряжений с контролем их значений. Все эти функции в системе внутреннего питания выполняют схемы защи­ ты, сигнализации, управления и контроля.

9-5. ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КОМПЛЕКСА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Основой технического обслуживания комплекса энер­ гетического обеспечения является система планово-пре­ дупредительного ремонта (ПЛР). Система ППР — это совокупность мероприятий по профилактическому обслу­ живанию и ремонту, проводимых по заранее составлен­ ному плану. Эта система предусматривает следующие работы: межремонтное обслуживание, технические ос­ мотры, частичные и полные проверки, полугодовые и годовые профилактические мероприятия, текущий, сред­ ний и капитальный ремонты и испытания.

Межремонтное обслуживание является ежедневным и включает выполнение правил эксплуатации в соответ­ ствии с требованиями ИЭ и технических руководств, своевременное устранение мелких неисправностей, необ­ ходимую регулировку и контроль за работой элементов

систем питания.

1 раз

в месяц

Технические осмотры проводятся

с целью проверки состояния элементов

систем

питания

и определения объема требуемых работ, подлежащих выполнению при очередном плановом ремонте.

Текущий и средний ремонты по срокам проведения совпадают соответственно с полугодовыми и годовыми профилактическими мероприятиями. Эти работы явля­ ются основными в системе ППР. Полугодовые и годовые профилактические мероприятия проводятся на отключен­ ных системах питания и включают чистку элементов си­ стем питания от пыли и грязи, крепежно-смазочные ра­ боты, контрольно-регулировочные работы, перевод си­ стем питания на летний или зимний режимы эксплуата­ ции, частичные и полные проверки и др.

346