Файл: Новое в изготовлении и службе подин..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

капитального ремонта. Такая технология восстановле­ ния верхнего рабочего слоя подин, стен и откосов внед­ рена на ряде металлургических заводов страны. Ниже

Рис. 67. Восстановление верхнего рабочего слоя подины мар­ теновской печи завода им. Серова в период холодного ре­ монта:

1 — профиль

футеровки,

выполненной при капитальном ре­

монте печи;

2

— то

же,

после остановки печи на

холодный

ремонт: 3 — то

же,

после

восстановления в период

холодного

 

 

 

 

ремонта печи

приведены хронометражи операций (ч—мин) восста­ новления верхнего рабочего слоя подин 250-т печи ММК и 185-т печи СМК (рис. 67) во время холодного ремонта.

250-т п е ч ь М М К

 

Засыпка порошка на подину печ и ...........................................

О—12

Выравнивание порош ка..............................................................

вибраторами и пневмо­

1—12

Уплотнение порошка штыревыми

2—54

трамбовками .................................................................................

 

Общее в р е м я .................................................................................

 

4—18

185-т п е ч ь м е т а л л у р г и ч е с к о г о

з а в о д а им. С е р о в а

 

Засыпка сухого порошка на подину......................................

О—29

Выравнивание порошка на подине...........................................

0—14

Организационное в р е м я ..............................................................

 

1—00

Уплотнение рабочего слоя подины:

 

 

вибрационными установками................................................

 

0—24

пневмомолотками...................................................................

 

0—19

Заброска массы на заднюю стенку...........................................

0—30

Выравнивание м ассы ...................................................................

 

1—20

Уплотнение массы на задней стене пневмомолотками . . .

0—20

Засыпка массы на переднюю стенку......................................

0—30

Выравнивание м ассы ...................................................................

 

0—20

Уплотнение массы на передней стене пневмомолотками . .

0—60

Общее в р е м я .................................................................................

 

4—00

12*

 

179


В тех случаях, когда необходима изоляция нагретой

подины, ее перед остановкой печи на холодный

ремонт

необходимо очистить от шлакометаллических

остатков

и засыпать на нее магнезитовый порошок.

Дальнейшее

уплотнение осуществляется аналогично

описанному

выше.

 

 

Таким образом, изготовление футеровки подин опи­ санным способом имеет следующие достоинства:

1) в 2—3 раза увеличивается стойкость подин по сравнению со стойкостью подины, выполненной любым другим способом;

2)полностью ликвидированы затраты рабочего вре­ мени печи на изготовление подины;

3)резко улучшаются условия труда обслуживающего персонала;

4)стойкость подии, равная 180—250 плавок, позво­ ляет полностью отказаться от текущих ремонтов подин;

врезультате рабочее время печей увеличивается па 1,0—1,5% календарного времени.

Г Л А В А IV

РЕМОНТ ПОДИН МАРТЕНОВСКИХ ПЕЧЕЙ

В настоящее время ремонт подины печи состоит из следующих операций:

1) очистка подины от шлакометаллических остатков (этот период практически отсутствует, если восстановле­ ние подины проводят в период заправки печи);

2) подсыпка магнезитового порошка на подину марте­ новской печи.

Планирование и подготовка ремонтов подин

До недавнего времени затраты рабочего времени на ремонты подин приводили к значительному снижению производительности мартеновских печей. При длитель­ ности ремонта подины от 2 до 15 ч при планировании ре­ монтов подин приходилось учитывать ремонты других участков печи и оборудования. Длительность ремонта оборудования печи в целом ряде случаев была соизме­ рима с длительностью ремонтов подин по старой техно­

180


логии. Сочетание ремонтов подин с ремонтами обо­ рудования позволяло наиболее рационально использо­ вать рабочее время печей. Целесообразность такого со­ четания определялась также и неравномерностью износа подин с образованием отдельных глубоких ям, в связи с чем через каждые 8—10 плавок после ремонта подины возникла необходимость восстановления верхнего рабо­ чего слоя.

Примерно до 1950 г. на большинстве предприятий страны ремонт подин производился в строгом соответст­ вии с заранее составленным графиком.

Разработка технологии изготовления магнезиально­ железистых подин позволила настолько резко сократить длительность ремонтов, что вопрос о специальном пла­ нировании времени восстановления подины потерял то значение, которое он имел ранее.

В настоящее время на большинстве заводов отказа­ лись от составления специальных графиков остановки печи на ремонт подии. И это связано не только с резким сокращением длительности ремонта подины, когда соче­ тание его с ремонтом оборудования стало бессмыслен­ ным, но и с равномерностью износа подины, в связи с чем необходимость его восстановления возникает лишь после общего значительного износа подины, что происхо­ дит не через 8—10, а через 30—50 плавок. Отказ от пла­ нирования восстановления футеровки подины на той или иной печи был связан еще и с тем, что такой план пре­ допределял восстановление подины вне зависимости от ее состояния, что совершенно неверно.

Вместе с тем планирование общих затрат времени на восстановление подины, так же как и на проведение ремонтов всей печи, в настоящее время определяется в разрезе месяца специальными нормами, утверждаемы­ ми администрацией предприятия.

В настоящее время в каждом конкретном случае необ­ ходимость и сроки проведения частичного или полного восстановления футеровки подины определяет старший мастер печей. Таким образом, предполагаемое восста­ новление футеровки подины становится известно цехово­ му персоналу за сутки до его производства. Это улучша­ ет подготовку и само проведение восстановления футе­ ровки подины. Подготовка к ремонту подины должна быть осуществлена заранее (за 1—2 ч до выпуска метал­ ла из печи).

181

Такой порядок планирования и подготовки к ремонту подин был одобрен Всесоюзной межзаводской школой

в1963 г. [283].

'Подготовка к очистке и очистка подины

от шлакометаллических остатков

Операция очистки подины во многом определяет ее стойкость.

С 30—40-х годов вместо ручной очистки подины греб­ ками остатки металла и шлака с подины стали удалять сжатым воздухом. Эффективность этого метода по срав­ нению со старым очень велика, не говоря уже о резком улучшении условий труда обслуживающего персонала. Переход на очистку сжатым воздухом позволил сокра­ тить в среднем длительность одного ремонта пода с 10,4

до 6,95 ч.

Использование кислорода для ведения процессов плавки позволило по новому решить вопрос и с очисткой подин. При очистке сжатым воздухом в основном ис­ пользовали его кинетическую энергию для удаления шлака и металла. Сжигания остатков металла, автомати­ ческого поддержания жидкоподвижности шлака теплом, выделяющимся при сгорании железа, не происходило, так как содержание кислорода в воздухе незначи­ тельно. Применение кислорода для очистки подин позво­ лило значительную часть оставшегося металла сжигать в печи. Сгорание железа в кислороде происходит со зна­ чительным выделением тепла, что приводит в большин­ стве случаев к повышению температуры в рабочем про­ странстве печи, в то время как раньше при очистке по­ дин температура значительно снижалась. При использо­ вании струи кислорода под давлением 6—12 ати резко

увеличилась кинетическая энергия потока,

увлекающе­

го с собой остатки металла и шлака. Это

сократило

и улучшило качество очистки. Сейчас там,

где имеются

кислородные станции, для очистки подин

применяют

кислород.

 

В настоящее время нет какого-либо опыта примене­ ния других способов очистки подин. Попытка использо­ вать для очистки подин паровые эжекторы не дала по­ ложительных результатов [284].

Применение сжатого воздуха или кислорода для очи­ стки подин потребовало определенной организации как

182


средств введения воздуха или кислорода в печь, так и устройств, с которых можно осуществлять очистку по­ дин. Подача воздуха или кислорода в рабочее простран­

ство печи для очистки подины производится по схеме

воздухо-кислородопровод — узел

воздухо-кислородоза-

бора — шланг — стальная

труба, вводимая в печь. Линии

воздухо-кислородопровода

должны

быть выполнены

с таким расчетом, чтобы давление воздуха, создаваемое воздуходувными машинами, сохранилось бы в системе вплоть до места забора воздуха для очистки подины, то же самое относится и к кислородопроводу. С этой целью линии воздухопровода должны иметь соответствующий диаметр (хорошие результаты дает использование труб диаметром 150 мм) и не иметь резких поворотов или сужений, приводящих к потере давления. Обязатель­ ным условием правильной конструкции воздухопровода является его закольцованность с основными магистра­ лями. Недопустимое падение давления воздуха до 2— 3 ати наблюдается там, где воздухоили кислородопроводы являются тупиковыми.

Как правило, недостаточное давление воздуха у печи объясняется несовершенством конструкции воздухопро­ водов. Так, например, на Верх-Исетском металлургиче­ ском заводе вследствие низкого (2—4 ати) давления воз­ духа в системах для очистки подин была произведена реконструкция воздухопровода (трубы диам. 70 мм за­ менили трубами диам. 150 мм, ликвидировали резкие су­ жения). В результате этого без изменения мощности воздуходувных средств давление в воздухопроводе у пе­ чи было поднято до 5—7 ати, что обеспечило вдвое со­ кращение длительности очистки подины и улучшило ка­ чество очистки.

Однако на ряде крупных заводов при большом по­ треблении воздуха другими цехами приходится прибе­ гать к некоторым организационным мерам для повыше­ ния давления в воздухопроводах для очистки подин. С этой целью старший мастер печей непосредственно перед началом очистки подины предупреждает диспетчера па­ росилового цеха. Паросиловой цех отключает всех потре­ бителей воздуха, кроме мартеновского цеха. В резуль­ тате создается необходимое для очистки подины давле­ ние воздуха. Однако такие действия должны быть узаконены специальным распоряжением дирекции за­ вода.

183


Воздухо-кислородопроводы заканчиваются у каждой

мартеновской печи узлом воздухо-

или кислородозабора.

 

 

На рис. 68 показан узел

 

 

воздухозабора,

применяе­

 

 

мый на

некоторых заводах.

 

 

Конструкция узла

воздухо­

 

 

забора должна обеспечивать

 

 

удобство присоединения не­

 

 

обходимого

числа

шлангов,

 

 

контроль давления

воздуха

 

 

или

кислорода

в

системе,

 

 

возможность

спуска

из си­

 

 

стемы воды или масла, воз­

 

 

можность мгновенного пере­

 

 

крытия линии при необходи­

 

 

мости.

Длительное

время

 

 

очистку подин проводили од­

 

 

ной струей сжатого воздуха

 

 

(через одну трубу); в этом

 

 

случае воздухом удаляли ос­

 

 

татки

металла

и шлака из

 

 

наиболее глубоких мест, а в

 

 

остальной части подины ис­

 

 

пользовали гребки.

Однако

Рис. 68. Узел воздухозабора:

очистка

подины

нескольки­

/ — главный

воздуховод; 2

ми струями (трубами) воз­

главный дроссель; 3 — дроссели

шлангов;

4 — кран-отстойник

духа значительно эффектив­

Число

используемых

нее (табл. 50).

 

 

 

струй воздуха

ограничивается

давлением и расходом в общей системе.

В настоящее время число одновременно присоединя­ емых шлангов обычно определяется числом завалочных

Т а б л и ц а 50

Эффективность очистки подин разным числом струй

Очистка одной

Очистка двумя—тремя

струей

 

 

струями

Показатели

 

 

 

печь А

печь Б

печь А

печь Б

Давление воздуха, ати .

4—5

5—6

4—5

5—6

Диаметр труб,

мм . . .

25

32

25

32

Длительность

очистки,

90—120

90—180

30—50

20—30

М И Н ............................................

184