Файл: Коган, З. А. Консервация и упаковка машиностроительной продукции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
3 . А. КОГАН, Г. Д. РЫБАКО В
КОНСЕРВАЦИЯ И УПАКОВКА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
КОНТРОЛЬНЫЙ
I KOh
М о с к в а «МАШИНОСТРОЕНИЕ» 19 73
К57
УД К 620.197 + 621.798
|
Коган 3. А., Рыбаков Г. Д. Консервация и упа |
|||||||||
|
ковка'машиностроительной |
продукции. М., «Маши |
||||||||
|
ностроение» 1973, 264 с. |
|
|
|
|
|||||
|
В книге обобщен отечественный и зарубежный |
|||||||||
|
опыт |
по консервации машиностроительной продук |
||||||||
|
ции для экспорта |
и длительного хранения. В ней |
||||||||
УУ- /Ш |
приведены наиболее совершенные и экономичные |
|||||||||
способы консервации и упаковки машиностроитель |
||||||||||
ных изделий для тяжелых |
климатических условий, |
|||||||||
|
в частности для тропических районов. Даны |
реко |
||||||||
|
мендации |
по |
очистке |
и |
подготовке |
поверхности |
||||
|
изделий, выбору защитных смазок, материала и кон |
|||||||||
|
струкции |
герметизированных чехлов. |
Приведены |
|||||||
|
методики испытаний упакованных изделий, опреде |
|||||||||
|
ления |
паропроницаемости |
пленочных |
материалов, |
||||||
|
расчета количества влагопоглощающих веществ и |
|||||||||
|
длительности |
хранения. |
|
|
|
|
||||
|
Книга |
рассчитана |
конструкторов, |
технологов |
||||||
|
машиностроительных, |
приборостроительных, |
элек |
|||||||
|
тротехнических заводов, |
научно-исследовательских |
||||||||
|
и проектных |
организаций. |
|
|
|
|||||
|
Табл. 51. Ил. 57. Список лит. 113 назв. |
|
||||||||
Р е д а к т о р |
д-р |
техн. |
наук |
|
С. А. Яманов. |
|
||||
Р е ц е н з е н т |
канд. техн. наук |
Я- Г. Муравин |
|
|||||||
0185—346 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К 038 (01)—73 |
3 4 6 |
~ 7 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
Зелик |
Абрамович |
К О Г А Н , |
|
|
|
|
|
|||
Герман Дмитриевич |
Р Ы Б А К О В |
|
|
|
КОНСЕРВАЦИЯ И УПАКОВКА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
•
Редактор издательства Зонтова Г. Ф.
Технический редактор Л. Т. Зубко Корректор О. Е. Мишина
•Переплет художника Т. Г. Самигулина
Сдано в набор 16/VII 1973 г. Подписано к печати 27/XI 1973 г.
Т- 17893. |
Формат |
84X 1087» |
Бумага № 3 . |
|
• |
|
|
Уч.-изд. л. 15,2. |
|
Усл. печ. л. 13,86, |
|
|||
Тираж 9000 экз. |
Заказ |
433. |
Цена 90 коп. |
|
Издательство |
сМашиностроение», |
|
||
• |
|
|
Басманный пер., 3 |
|
107885, Москва, Б-78, 1-й |
Ленинградская типография № 6 Союзполиграфпрома при Государственом комитете Совета Министров СССР
по делам издательств, полиграфии, и книжной торговли 193144, Ленинград, ул. Моисеенко 10
© Издательство «Машиностроение», 1973 г.
П Р Е Д И С Л О В И Е
Производство промышленного оборудования и после дующее использование его в народном хозяйстве неиз бежно связаны с необходимостью решения таких вопросов, как консервация и упаковка.
В большинстве случаев изделия, изготовляемые на промышленных предприятиях, не сразу поступают в экс плуатацию, а, как правило, транспортируются в различ ные пункты земного шара, и часть из них длительное время хранится в разных условиях до их использования. Целью консервации и упаковки машиностроительного оборудования является обеспечение надежной защиты изделий при хранении от вредного воздействия внешней среды, а также предотвращение повреждений в процессе транспортирования. Упаковка должна обеспечивать удоб ство погрузочно-разгрузочных работ, рациональное ис пользование транспортных средств и складских помещений.
За последние годы требования, предъявляемые к каче ству машиностроительной продукции и к защите ее сред ствами консервации и упаковки, особенно при экспортных поставках, значительно повысились в части гарантирован ной долговременной защиты в тяжелых климатических условиях, а также стойкости к механическим нагрузкам при перевозках современными видами транспорта. В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование техники консервации и упаковки машиностроительного оборудо вания путем разработки и освоения новых консервационных и упаковочных средств и материалов, а также сниже ния трудоемкости технологических процессов консервации и упаковки.
Процесс консервации и упаковки промышленного обо рудования является одной из производственных операций технологического процесса изготовления изделий. Про-
1* |
3 |
гресс в области производства материалов и техники позво ляет с наименьшими затратами совершенствовать техноло гические процессы консервации и упаковки, обеспечивать поточность и автоматизацию этих операций, а также гаран тированную защиту изделий от климатических и механиче ских воздействий.
В настоящее время существует, а также находится в стадии разработки множество различных средств и спо собов консервации. Каждый из них характеризуется осо бенностями и спецификой использования. Это создает определенные трудности в выборе наиболее надежных и экономически выгодных методов хранения.
Широкое применение начинают находить методы герме тизации с осушкой воздуха, в наибольшей степени отвеча ющие требованиям совершенных методов консервации машиностроительного оборудования при длительном хра нении в тяжелых климатических условиях. Усовершенст вованы такие средства консервации, как летучие ингиби торы коррозии, ингибированные масла и смазки, ингибированные присадки, защитные массы и т. д.
В области упаковочной техники ведутся работы по по вышению надежности и улучшению товарного вида упако вок, а также по изысканию более перспективных мате риалов.
Для успешной разработки и внедрения современных методов хранения необходимо иметь обоснованные оценоч ные критерии, характеризующие их сравнительную эффек тивность, а также методики ускоренных испытаний мате риалов, средств и способов консервации. Необходимо также широко внедрять в практику научно обоснованные методы прогнозирования и расчетов ряда показателей, позволяющих производить технико-экономическую оценку способов консервации.
Главы книги IV<—VIII, параграфы 5 гл. IX и 3 гл. X I I написаны инж. 3. А. Коганом. Главы I — I I I , IX (кроме параграфа 5), X — X I I (кроме параграфа 3) •— канд. техн. наук Г. Д. Рыбаковым.
Г л а в а I
ВОЗДЕЙСТВИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ
1. КЛИМАТИЧЕСКИЕ И БИОЛОГИЧЕСКИЕ Ф А К Т О Р Ы
Разрушение материалов происходит в результате воз действия на них окружающей среды.
К основным разрушающим климатическим факторам можно отнести: агрессивные газы, содержащиеся в воз духе, атмосферную влагу, температуру окружающей среды, солнечную радиацию и различные биологические факторы (плесень, гнилостные бактерии, насекомые, гры зуны и пресмыкающиеся).
Состав воздуха. Основным стимулятором разрушения
всех материалов является |
кислород, который содержится |
в атмосфере в достаточном |
количестве (21%). |
Состав чистого сухого воздуха сравнительно постоянен. Кроме кислорода в атмосфере содержатся азот (78%) и инертные газы (около 1%), безопасные для материалов. Ничтожным количеством водорода практически можно пре небречь.
Особенно сильное разрушающее воздействие на ряд материалов оказывает озон, так как он является сильным
окислителем. |
Содержание |
его |
в воздухе |
колеблется от |
2 - 10 _ 6 в осенне-зимний период |
до 6• 10~6 |
в весенне-лет |
||
ний [29]. В |
период гроз |
концентрация озона возрастает |
||
в сотни раз. |
|
|
|
|
Атмосфера воздуха почти всегда загрязнена различ ными примесями, многие из которых являются агрессив ными. Источники загрязнений воздуха могут быть как естественными, так и искусственными. Первые являются результатом выветривания горных пород, солончаков, почвы, растений, испарения водоемов и т. д. Ко вторым относятся отходы промышленных предприятий, топок, двигателей внутреннего сгорания, транспортных средств.
Загрязнение атмосферы производственными отходами происходит весьма интенсивно, По имеющимся данным,
5
промышленные предприятия могут выделять в воздух до 107 аэрозолей различных соединений (газы, пары, ча стички жидкостей) [102]. Кроме того, в воздух выбрасы вается большое количество золы, сажи и производственной пыли. Некоторые газы (S02 , H2 S) и осевшая из атмосферы пыль являются весьма агрессивными, ускоряя коррозию металлов.
Ежегодное выпадение твердых частиц (зола, сажа, пыль) из воздуха в промышленных городах за год состав ляет 235—720 т на 1 км2 , а в отдельных районах достигает 1260—1440 т/км2 . В сельской местности их величина сни жается до 4—50 т/км2 в год [102].
О величине и характере загрязнения атмосферы можно судить по данным, приведенным в табл. 1.
|
|
Т а б л и ц а 1 |
|
Ежегодное выделение основных примесей |
в атмосферу в млн. т |
||
Примесь |
США [98] |
Англия |
Польша |
(от сжигания |
(от сжигания |
||
|
|
топлива) |
угля) |
Углекислый газ |
3000 |
— |
•— |
Угарный газ |
50 |
||
Сернистый газ |
20 |
5,4 |
1,36 |
Пыль |
|
— |
— |
промышленная |
6 |
||
Дым |
30 |
— |
— |
5 |
1.0 |
2,81 |
Наиболее опасной примесью является сернистый газ, который всегда находится в атмосфере грродов и промыш ленных районов. Несмотря на незначительные концентра ции в воздухе, сернистый газ может образовывать сильные электролиты в конденсатах, так как он хорошо раство ряется в воде.
Содержащиеся в морском воздухе хлориды также яв ляются агрессивными примесями, ускоряющими корро зию металлов. Они могут переноситься воздушными пото ками на большие расстояния от берегов водоемов. По дан ным Г. А. Максимовича, по мере удаления от морских берегов на 1000 км концентрация NaCl в воздухе снижается в 10—15 раз [57].
6
Хлориды, так же, как и сернистый газ, могут образо вывать сильные электролиты при растворении в конден сационных пленках влаги.
Влага атмосферы. В воздухе всегда содержится влага в виде паров. Количество водяного пара в воздухе раз лично и может достигать 5% (по объему). Концентрация влаги в атмосфере зависит от ряда факторов и, как пра вило, увеличивается с повышением температуры от полю
сов к экватору |
(табл. |
2). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 2 |
|
Среднегодовой |
состав основных компонентов |
воздуха |
|
||||
в зависимости |
от географической широты |
|
|
|
|||
|
|
|
Состав воздуха |
в объемных % |
|
||
Широта |
|
Азот |
Кисло |
Аргон |
Углекис |
Водяной |
|
|
|
род |
лый газ |
пар |
|||
Экватор |
|
75,99 |
20,44 |
0,92 |
0,02 |
2,63 |
|
50° с. ш. |
|
77,32 |
20,80 |
0,94 |
0,02 |
0,92 |
|
70° с. ш. |
|
77,87 |
20,94 |
0,94 |
0,03 |
0,22 |
|
Содержание |
влаги |
в воздухе |
зависит не только от его |
||||
температуры, а также от характера |
конденсации, |
испаре |
ния (с поверхности водных бассейнов, почвы, растений), механической и тепловой конвекции воздуха и режимов выпадения осадков [9] .
Содержание влаги в воздухе характеризуется следую щими параметрами: абсолютной влажностью, парциаль ным давлением водяного пара и относительной влажностью.
Количество влаги в воздухе характеризуется абсолют ной влажностью. Степень сухости или влажности воздуха измеряют относительной влажностью R в процентах, рав ной отношению действительного содержания влаги в воз» духе к максимально возможному при данной температуре:
|
R = |
±.W0^JL |
ю о , |
|
(1) |
где а — абсолютная |
влажность в г/м3 ; А •— количество |
||||
насыщающего пара |
в г/м3 ; |
е — парциальное |
давление |
||
в |
мм рт. ст.; Е — упругость |
насыщения водяного |
пара |
||
в |
мм рт. ст. |
|
|
|
|
|
Параметры, характеризующие максимально |
возможное |
|||
насыщение воздуха |
парами воды А и Е, являются |
функ- |
7