Файл: Коган, З. А. Консервация и упаковка машиностроительной продукции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

комыми, грызунами и пресмыкающимися. Плесень <— плесневые грибы, представляют собой низшие микроорга­ низмы, насчитывающие тысячи видов. Большая часть плесневых грибов составляет группу сапрофитов, которые развиваются, питаясь органическими веществами. Плесень обычно появляется и развивается там, где имеется пита­ тельная среда и создаются условия для ее жизнедеятель­ ности. Благоприятными условиями для развития плесне­ вых грибов являются: устойчивая температура, высокая относительная влажность, отсутствие воздухообмена и прямого солнечного облучения. Большинство плесневых грибов развивается при температуре 15—30° С и высокой относительной влажности воздуха и лишь некоторые ви­ ды — при более высоких температурах (до + 5 0 ° С). При снижении относительной влажности воздуха до 65—70% развитие отдельных видов грибов прекращается. Однако

впустынях и в районах песчаных дюн встречаются плесне­ вые грибы — ксерофиты, которые приспособились к жизни

вусловиях низкой относительной влажности окружаю­ щего воздуха.

Для развития плесневых грибов необходимы углерод, азот, а также водород, поглощаемый ими из воды. Боль­ шинство грибов при своем развитии поглощает также кис­ лород. Гнилостные бактерии развиваются в аналогичных условиях.

Насекомые, грызуны (бурундуки, мыши, крысы) и пре­ смыкающиеся (ящерицы, змеи) приносят большой вред машиностроительной продукции непосредственным разру­ шением материалов или в результате влияния на работо­ способность отдельных устройств.

В этом отношении наиболее опасны, например, му­ равьи (термиты или белые муравьи, красные муравьи), жуки (жуки-точильщики, жуки-клещи), тараканы, моль, осы, пауки и т. д.

2.КЛАССИФИКАЦИЯ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ХРАНЕНИЯ

Существует много различных систем классификации климатов, но ни одна из них в полной мере не удовлетво­ ряет требованиям оценки агрессивности атмосферы того или иного климата. Это объясняется не только несовершен­ ством существующих систем, но и сложностью такой оценки.

12

Основными признаками, по которым обычно классифи­ цируют климатические условия, являются: средние тем­ пературы самого холодного и самого теплого месяцев, среднегодовая температура, количество осадков, виды растительности и т. д. В зависимости от выбранной си­ стемы классификации районирование территории земного шара на климатические зоны разнообразно, что вызывает затруднения при определении агрессивности той или иной климатической зоны. Например, в классификации климата по Бергу [50], основанной на ландшафтных признаках, предусмотрены следующие климатические зоны: вечного мороза, тундры, тайги, лиственных лесов умеренной зоны, степей, средиземноморская, муссонного климата умерен­ ных широт, субтропических лесов, внетропических пу­ стынь, субтропических пустынь, саванн, влажного тропи­ ческого леса. Эта система неудобна для практического применения из-за большого числа выделенных зон, а глав­ ное из-за того, что она неполностью учитывает воздействие факторов внешней среды, характеризующих агрессивность атмосферы.

В ряде стран получила распространение классифика­ ция климатических условий, разработанная Кёппеном [39], В основу этой классификации приняты количество атмо­ сферных осадков и среднегодовые температуры воздуха. Она не учитывает влияние следующих основных факторов: относительной влажности воздуха, характера колебаний температуры воздуха и т. д.

Для правильного выбора вида защиты материалов и оборудования от климатических воздействий кроме тем­ пературы и величины (продолжительности) атмосферных осадков нужно учитывать относительную влажность воз­ духа, режим конденсации влаги, величину солнечной ра­

диации

и

насыщенность воздуха вредными примесями.

В связи

с

этим появляется необходимость классификации

климатов по техническим признакам в зависимости от сте­ пени воздействия факторов внешней среды на машино­ строительное оборудование и материалы. Из экономиче­ ских и практических соображений число видов защиты машиностроительного оборудования для различных обла­ стей хранения должно быть по возможности сокращено,

ачисло климатических зон сведено до минимума.

Воснову этой классификации областей земного шара должны быть положены признаки, определяющие их кли­ матическую специфику и особенности. При этом каждая

13


климатическая зона должна характеризоваться наличием, величиной и диапазоном изменений отдельных факторов и их сочетаниями.

На основании рекомендаций Будапештской конферен­ ции, состоявшейся в 1957 г., для технических целей при­ нята классификация климатических условий и их харак­ теристика. На основании этой классификации в зависимо­ сти от влияния климата на изделия и упаковку при хране­

нии и транспортировании земной шар

разграничивается

на следующие основные климатические

зоны, требующие

одинакового вида защиты материалов: умеренного кли­ мата (У), холодного климата (ХЛ), тропического сухого климата (ТС), тропического влажного климата (ТВ).

Каждая климатическая зона характеризуется комплек­ сом факторов и особенностей, определяющих степень и виды их воздействия на материалы и машиностроительную продукцию при хранении и транспортировании.

Основными критериями, определяющими выделение этих климатических зон, являются режимы изменения температуры и относительной влажности воздуха и их со­ четания. Количественными показателями этих факторов являются: среднегодовая температура, средние максималь­ ные и минимальные значения температуры, предельные максимальные и минимальные температуры, максимальная величина суточных перепадов температуры и т. д.

Отдельные географические районы можно выделять в те или иные климатические зоны с помощью общих при­ знаков, определяемых значениями некоторых матеорологических показателей, присущих данной местности.

Умеренный климат охватывает районы, в которых температура воздуха очень редко снижается ниже —30° С и повышается выше +35° С. Относительная влажность воздуха 80% и выше при температуре + 2 0 ° С почти не наблюдается.

Холодный климат охватывает районы, в которых тем­ пература воздуха может на длительное время снижаться ниже —40° С (средняя минимальная температура воздуха ниже —45° С).

В табл. 4 приведены некоторые факторы, характери­ зующие умеренный и холодный климаты.

Тропические климаты из-за особой агрессивности их атмосферы по отношению к машиностроительному обору­ дованию и материалам представлены в данной классифи­ кации более подробной характеристикой.

14


 

 

Т а б л и ц а 4

Факторы,

характеризующие умеренный и холодный климаты

 

 

Климат

 

Факторы

 

 

 

умеренный

холодный

Основные

 

 

Предельная температура

в °С:

 

 

 

—45

—65

максимальная

45

35

Средняя

температура в

°С:

 

 

 

—30

—50

 

 

35

30

Средняя

максимальная

относительная

 

Дополнительные

80

80

Есть

Есть

 

 

 

 

Нет

»

 

 

В приморских

областях

Влажный тропический климат характеризуется соче­ танием температуры воздуха, равной или превышающей +20° С, и относительной влажности, равной или превы­ шающей 80%, наблюдающимся непрерывно за период 2— 12 месяцев в году в течение не менее 12 ч в сутки.

Для влажного тропического климата характерны также выпадения большого количества осадков, наличие высокой солнечной радиации, воздействия биологических факторов, частой конденсации влаги и морского тумана (в примор­ ских районах).

Окраинные области влажного тропического климата иногда выделяют в зону с влажным субтропическим клима­ том. Этот климат охватывает области, в которых непрерывно от 2 до 6 месяцев температура воздуха ежедневно в тече­ ние 12 ч не снижается ниже + 2 0 ° С, а относительная влаж­

ность в о з д у х а — н и ж е

80%.

Сухой тропический

климат охватывает области со

средней максимальной температурой воздуха, превышаю­ щей + 4 0 ° С, и не относящиеся к влажному тропическому климату.

Сухой тропический климат характеризуется высокой температурой воздуха, достигающей + 5 5 ° С, сильной сол­ нечной радиацией и низкой относительной влажностью воздуха (до 10%). Возможны резкие колебания темпера-

15


туры в течение суток 10° С +60° С. В воздухе содер­ жится большое количество солей и пыли. Воздействие биологических факторов в этом климате проявляется сла­ бее, чем во влажном тропическом. Зона сухого тропиче­ ского климата включает районы с двумя видами клима­ тов: климат степей и климат пустынь.

Факторы, характеризующие тропические климаты, приведены в табл. 5.

Факторы, характеризующие

тропические климаты

Т а б л и ц а 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тропический

климат

 

 

Фактор

 

 

 

влажный

 

сухой

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные

 

 

 

 

 

 

 

 

Температура

воздуха

в °С: -

 

45—50

 

55

предельная

максимальная

. •

 

средняя

максимальная . . .

40—45

 

45

средняя

минимальная . . . .

3

 

—10

предельная

минимальная . .

—10

 

—20

среднегодовая

 

 

 

+ 2 7

 

+ 2 7

Изменение температуры за 8 ч в °С:

 

 

25

среднее

 

 

 

 

 

10

 

максимальное

 

 

 

10

 

40

Максимальная

температура

чер­

 

 

 

ной

матовой

поверхности

при

 

 

 

воздействии прямого солнечного

75

 

85

излучения

в °С

 

 

 

 

Солнечная радиация в кал/см2 с

0,0233

 

0,0267

Относительная

влажность

в %:

 

80 (при 20° С)

максимальная

 

 

 

95 (при 35° С)

минимальная

 

 

 

—.

20 (при 40° С)

предельная

минимальная

 

10 (при 40° С)

наибольшая

среднемесячная

90

 

—•

Дополнительные

 

 

 

 

 

 

Ливни,

грозы

 

 

 

 

Есть

 

Нет

Роса

 

 

 

 

 

 

»

Очень редко

Пыль,

песок,

песчаные бури . .

Очень редко

 

Есть

Воздух, содержащий

соли

. . .

В прибрежных

районах

Насекомые, грызуны,

пресмыкаю­

 

 

 

щиеся

 

 

 

 

 

Есть

Нет

 

 

 

 

 

 

 

Есть

 

При решении вопроса организации хранения машино­ строительной продукции необходимо учитывать специфи-

-ческие климатические условия отдельных областей, отно­ сящихся преимущественно к тропическому климату.

16


К ним следует отнести грозовые области, области ураганов, характеризующиеся периодическими вихрями и смерчами, а также резкими колебаниями температуры, вулканиче­ ские области с наличием в воздухе серы и пепла.

Высокогорные области, расположенные на высоте бо­

лее 1000—2000

м

над

уровнем моря, обычно

выделяют

в зону

высотного

климата.

 

При

выборе

средств

консервации и способа

упаковки

для машиностроительной продукции, которую будут транспортировать морскими путями, приходится также учитывать особенности приморских районов (высокая относительная влажность, наличие в воздухе хлоридов, морского тумана, возможность непосредственного попа­ дания на оборудование морской воды и т. д.). В этом отно­ шении условно рекомендуется моря и океаны, располо­ женные севернее 30° с. ш. и южнее 30° ю. ш., относить к умеренному морскому климату, а заключенные между этими широтами — к тропическому морскому климату. В практической работе рекомендуется пользоваться об­ щими классификационными картами деления земного шара на основные климатические зоны по техническим признакам ,[39].

2 3. А. Коган

17

Г л а в а II

ВИДЫ РАЗРУШЕНИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

1.МЕХАНИЗМ РАЗРУШЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ПОД ДЕЙСТВИЕМ КЛИМАТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ

Всоответствии с требованиями стандартов и техниче­ ских условий машиностроительная продукция должна сохранять неизменными все свои параметры и работоспо­ собность в течение установленного срока службы после ее хранения и транспортирования в любых условиях.

Для решения вопроса надежного хранения оборудова­ ния необходимо иметь представление об изменениях, про­ исходящих в материалах и в самом оборудовании под воз­ действием указанных выше факторов, а также о характере этого воздействия. Наиболее опасным видом разрушения является коррозия металлов. Большинство наиболее от­ ветственных деталей машин изготовляют из металлов, поэтому вопросу изучения механизма коррозии всегда уде­ лялось и уделяется большое внимание, процессы разруше­ ния других материалов исследованы в меньшей степени. Последнее обстоятельство в известной степени затрудняет создание машин с одинаковой степенью надежности дета­ лей из различных материалов при эксплуатации и хра­ нении и тормозит разработку универсальных способов консервации изделий, поскольку в настоящее время наряду с металлами для изготовления деталей начинают широко применяться другие материалы.

Металлы. Различные виды разрушения металлов, встре­ чающиеся в практике эксплуатации и хранения изделий, в основном относятся к электрохимическому классу кор­ розии, которая является результатом взаимодействия металла и раствора электролита (водные растворы солей, кислот и щелочей). Известно, что основной объем потерь от коррозии при эксплуатации металлических конструк­ ций на открытом воздухе приходится на атмосферную коррозию ••— коррозию в жидких пленках конденсата [90].

18