ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
536.7 |
Главная редакция Детской энциклопедии |
|
К 828 |
Главный редактор |
|
|
Маркушевич А. И. |
|
|
Члены главной |
|
|
редакции: |
|
|
Артоболевский И. И Кедров Б. М. |
|
|
Банников А. Г. |
Ким М. 77. |
|
Благой Д. Д. |
Кузин 77. П. |
|
Брусничкина Р. Д. |
Кузовников А. М. |
|
Буцкус П. Ф. |
Леонтьев А. Н. |
' h - 3 i 2 £ 0 |
Ворожейкин И. Е. |
Лурия А, Р. |
Воронцов-Вельями- |
Михалков С В |
|
|
нов Б. А. |
НечкинаМ. Б. |
|
Генкель П. А. |
Паначин Ф. Г. |
|
Герасимов С. А. |
Петрянов И. В. |
|
Гончаров А. Д. |
Разумный В. А. |
|
Горшков Г. 77. |
Соловьев А. И. |
Др£ |
Данилов А. И. |
Тимофеев Л. И. |
Джибладзе Г. Н. |
Тихвинский С. Л. |
|
Долинина Н. Д. |
Тяжельников Е. М. |
|
Дубинин Н. 77. |
Хачатуров Т. С. |
|
|
Иванович К. А. |
Цаголов Н. А. |
|
Измайлов А. Э. |
Царев М. И. |
|
Кабалевский Д. Б. |
Чепелев В. И. |
Кричевский И. Р., Петрянов И. В.
К828 Термодинамика для многих. М., «Педагогика», 1975.
160 с. с ил. (Библиотечка Детской энциклопедии «Ученыешкольнику»).
Книга предн азн ачен а для учащ ихся средней ш колы и для всех тех, кого заинтересует термодинамика. Ч итатели дол ж н ы зн ать основы ф изики , химии и элем ентарную математику.
А вторы попы тались объединить доступность и злож ен ия с его стро
гостью. |
|
|
Ц ель |
кн и ги — познаком ить читателей с великим и |
идеями, могущ е |
ственны ми методами и красотой термодинамики. |
536.7 |
|
60700-063 |
||
К -------------- |
49-75 |
|
005(01)-75
©Издательство «Педагогика», 1975
но и так решить. Я вот разде лил... понимаете? Теперь вот надо вычесть... понимаете? Или вот что... Решите мне эту задачу сами к завтраму... По думайте.
Петя ехидно улыбается. Удодов тоже улыбается. Оба они понимают замешательство учителя...
— И без алгебры решить можно, — говорит Удодов, протягивая руку к счетам и вздыхая. — Вот, извольте ви деть...
Он щелкает на счетах, и у него получается 75 и 63, что и нужно было».
Чехов написал «Репетитора» в 1884 г. Много лет спустя А. Эйнштейн (1879— 1955) пе ред второй мировой войной сказал одному физику: «Ника кой ученый не думает фор мулами. Прежде чем физик начнет вычислять, он должен иметь в своем уме ход рассу ждений. Они же, в большин стве случаев, могут быть изло жены в простых словах. Вычи сления и формулы — следу ющий шаг».
Беда Зиберова и Пети в том, что они не могли предвари тельно составить ход рассу ждений, а пытались вычи слять. Подобные попытки без
надежны и обречены на провал.
О намерениях авторов. Же лание авторов — изложить основы термодинамики так, чтобы читатели не попадали в положение Зиберова и Пети. Намерение авторов — руко водствоваться указанием Эйнштейна. Но это хорошее намерение трудно выполнить. Как показать: «Развитие на уки — это драма, драма идей. Она должна захватывать и ин тересовать каждого, кто любит науку» (А. Эйнштейн)?
Желая сделать термодина мику доступной возможно бо лее широкому кругу читате лей, авторы написали книгу так. что для ее понимания надо знать только начала физики, химии и математики.
Вывод многочисленных уравнений, количественное ре шение термодинамических за дач опущены по двум причи нам.
Первая причина: без знания высшей математики и без прочных навыков владения ею осваивать математическое со держание термодинамики — мука и скука. Вторая причина, и главная: гибельно, не поняв, не освоив идей и методов тер
4
модинамики, спешить вычи слять. Выдержки из «Репети тора» — воздействие на чита телей средствами искусства.
Еще одна причина, почему авторы мало писали о матема тической стороне термодина мики: подавляющее большин ство читателей никогда не бу дут заниматься количествен ным, численным решением термодинамических задач. Ка чественное обсуждение тер модинамических вопросов очень полезно для всех, и ему уделено много внимания.
Чтобы ознакомить читателей с идеями термодинамики, мож но ограничиться небольшим числом основных уравнений. У них богатое содержание, но простая математическая структура. Авторы отказались от математической символики и изложили уравнения в сло вах.
Из двух сторон науки, науказнание и наука-сила, первая исторически предшествовала второй. Всякий, кто собирается толком освоить науку, должен изучать ее в такой же последо вательности. Авторы не хотели преподнести читателям вели кие идеи термодинамики в го товом виде и стремились хотя бы кратко изложить зарожде
ние, рост, а порой и .гибель идей. Авторы старались рас сказать о термодинамике так просто, как это было в их силах. Но В. Брюсов уже давно заме тил: «Говорить «просто» и го ворить «понятно» не синони мы. Чтобы написанное было просто, это должен сделать пи сатель; чтобы написанное бы ло понятно, этого должен до стичь читатель». Если читате ли решили учиться, расскажем им, что собой представляет термодинамика.
О предмете термодинамики. Три слова часто встретятся чи тателям в книге: работа, тепло та, температура. Пристрастие к этим словам не случайно: тер модинамика возникла как на ука о превращениях теплоты и работы друг в друга. На воз можности превращений реша ющим образом влияет тем пература. Превращения тепло ты и работы как таковые инте ресовали творцов термодина мики. Их задачей было создать теорию тепловых машин (огненных машин, как говори ли раньше), т. е. машин, где теплота превращается в рабо ту. Их целью было научно объ яснить успехи, достигнутые изобретателями тепловых (па-
ровых) машин. Науку и на звали двумя греческими слова ми: terme — теплота и dynamis.
Второе слово раньше имело два значения: сила и работа. В названии «термодинамика» слово dynamis означает работу.
Со временем вопрос о пре вращении теплоты в работу перестали связывать только с задачей о действии тепловой машины, с теплотехнической задачей. Термодинамика стала, например, интересоваться пре вращением теплоты в работу при химических реакциях. Возникла важная и увлека тельная химическая термоди намика. Термодинамика стала интересоваться превращением теплоты в работу, например при разбавлении водного рас твора сахара чистой водой. Термодинамику растворов уси ленно разрабатывают и сейчас.
Термодинамика, однако, от расширения интересов не пе рестала быть тем, чем она есть: наукой о превращениях тепло ты и работы друг в друга при ограничениях, накладываемых температурой. Законы этих превращений — основные за коны термодинамики.
Кому нужна термодинами ка? Термодинамика изучает
любую материальную систему, лишь бы процессы в ней своди лись к процессам в тепловой машине. У термодинамики по этому неисчерпаемый выбор тем для исследований. «Всеоб щие законы термодинамики приложимы ко всем отраслям физики и химии; к свойствам газов, жидкостей и твердых тел; к химическим реакциям; к электрическим и магнитным явлениям; к излучению; к астрофизике». Без термодина мики не было бы современной теплотехники, современной химической промышленности.
Синтез аммиака из водоро да и азота, синтез алмаза из графита — примеры мощи термодинамики. В совокупно сти знаний, без которых нель зя вывести космический ко рабль на орбиту, термодина мика занимает важное место. К термодинамике обращаются геолог, синоптик, биолог.
Термодинамика, необходима не только физикам, химикам и другим представителям науки и технологии. Всеобщие зако ны термодинамики — это за коны сохранения, развития и равновесия. Эти законы дол жны знать и понимать как можно большее число людей.
7
Pad »
Для объяснения, что такое термодинамика, привлечены слова, которые сами нуждаются в объяснении: работа, теплота, температура. Объяснить непонятное через непонятное в начале изложения науки — необходи мость, но временная. Из тройки слов с какого-то надо начать. При рассказе, что такое работа, быстрее можно ввести читателей в круг идей и методов термодинамики, познакомить с ее словарем.
В. Маяковский в стихотворении «Что такое хорошо и что такое плохо?» не дал определений хорошего и плохо го. Он привел примеры хороших и плохих поступков. Так поступим и в научной книге для начинающих. Рас скажем о многочисленных опытах, в которых имеют дело с работой. Понимание придет.
Примеры работы. Примеры заимствованы у фран цузского математика и военного инженера Ж. Понселе (1788—1867). Он и ввел термин «работа» в 1826 г. «Совершать механическую работу — это значит пре одолевать или уничтожать сопротивления, такие, как молекулярные силы, сила пружин, сила тяжести, инер ция материи и т. д. Истирать, шлифовать тело, разде лять его на части, поднимать грузы, тянуть повозку по дороге, сжимать пружины — это значит совершать работу, это значит преодолевать в течение некоторого времени сопротивления, непрерывно восстанавлива ющиеся».
Еще примеры. Совершать работу — это значит пре одолевать давление газа, жидкости, кристалла. Сжи мать газ, жидкость, кристалл — это значит совершать работу. Преодолевать электродвижущую силу аккуму лятора значит совершать работу. Заряжать аккумуля тор значит совершать работу.
8
Несходные явления — поднятие груза, сжатие газа, передвижение повозки, сжатие пружины, заряжение аккумулятора — все названы одним и тем же словом «работа». За внешними различиями надо увидеть общие, существенные для всех случаев черты.
Понятие работы. Работа связана с преодолением
сопротивления. Не важно, что создает и что преодоле вает сопротивление.
Не важен характер сопротивления, существенны наличие и преодоление сопротивления.
Сопротивление преодолевается при движе нии— груз поднимается, поршень в цилиндре с газом перемещается, повозка передвигается, носители элек трических зарядов перемещаются в определенном направлении и т. д. При движении без преодоления сопротивления нет работы. Не важно, что за движение, существенно само движение.
Работа связана не со всяким, а только с упорядочен ным движением. Весь груз поднимается вверх. Весь поршень перемещается в цилиндре в одном направле нии. Вся повозка передвигается по земле в одном направлении. При заряжении аккумулятора заряжен ные частицы одного знака передвигаются в определен ном направлении. Упорядоченное движение частиц накладывается на их хаотическое движение. (При сжа тии газа упорядоченное движение всего газа в опреде ленном направлении накладывается на хаотическое движение молекул, из которых состоит газ.)
Для работы всегда нужны два участника: один создает, другой преодолевает сопротивление. Рука нажимает на поршень, вдвигает его в цилиндр и сжи мает газ, преодолевая его сопротивление. Участники могут поменяться ролями. Газ расширяется и преодоле вает нажим руки, препятствующий расширению. Что это за участники, не важно. Необходимо, чтобы их было два.
ю
Окончательно. Работа — это передача упорядочен ного движения от одного участника к другому с преодо лением сопротивления.
Все видели эстафету с палочкой. Палочка в руках передающего ее, в момент передачи и в руках принявше го ее — одна и та же палочка. Грубейшая ошибка — мыслить передачу работы наподобие передачи палочки. Самое интересное в передаче упорядоченного движения, т. е. работы, от одного участника к другому — то, что упорядоченное движение ни в одном из участников не содержится и существует только в Момент передачи.
При эстафете с палочкой из рук в руки передается палочка, передается вещество. Когда же рука нажимает на поршень и сжимает газ в цилиндре, сама рука не передается газу, не попадает в газ. От руки к газу пере дается упорядоченное движение без передачи вещества.
Закрытые системы. Из двух участников передачи работы один — предмет термодинамического изучения. Он специально выбирается для этой цели. Общее назва ние этого участника — термодинамическая система. Си стемы могут быть крайне разнообразны: вода, лед, водяной пар, смеси воды и льда, воды и водяного пара, льда и водяного пара; раствор сахара в воде; медная проволока; каучуковая полоска; газовая смесь из азота, водорода и аммиака. Но в любую из термодинамических систем при передаче упорядоченного движения вещест во не должно ни поступать со стороны, ни уходить из системы. Термодинамические системы закрыты для перехода вещества. Их и называют закрытые системы.
Источник работы. Вторым участником — его назва ние источник работы — выберем груз, подвешенный над поверхностью земли. Груз, опускаясь (упорядочен ное движение), может тянуть повозку по дороге, сжи мать пружину, приводить в действие динамомашину и заряжать аккумулятор. Пружина, распрямляясь, газ,
И