Файл: КМА набирает высоту сборник статей, очерков об освоении Курской магнитной аномалии..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ко изменится в связи с разработкой месторождений железной руды и станет поселком городского типа. Умел заглядывать вперед партийный секретарь. Угадывал верно. Не узнать те­ перь Верхне-Чуфичево, Атаманского и Котеновки. Появился водопровод, зашагали по нарядным улицам электрические столбы, а на окраине сел выросли животноводческие комп- • лексы, которые теперь в год столько производят, свинины, сколько раньше производил целый район. А крошечный ху­ торок Александровка, возле которого мы останавливались, теперь стал бывшим. (Исчез хуторок, уступил место руднику а жители его переселились на новые усадьбы в центр колхо­ за «Россия»).

Вот уж е много лет Заикин работает в системе «Союзтяжэкскавации». И за этот срок оставил добрый след в памяти людей. Это «его ребята» построили шоссейную дорогу от Корочи до Горшечного, прорыли новое русло для реки Оскола в районе железнодорожного узла, строили свиноводческий комплекс под Губкином и благоустраивали Старый Оскол. Всего не перечесть.

Передвижная механизированная колонна № 5... Добрая слава об этом высокомеханизированном предприятии давно перешагнула границы железорудного бассейна. Это стало возможным благодаря тем людям, которые зажгли живой огонь соревнования и, следуя завету Ленина, осваивают богат­ ства КМ А «сугубо энергично».

Живой огонь... Этот образ не выдумка. Он возникает в воображении, когда наблюдаешь людей в работе, на строи­ тельстве Лебединского ГОКа.

Хотите знать, как началась стройка в знаменитом Орли­ ном логу? А вот как.

Там, где было намечено развернуть штаб по руководству стройкой, политинформатор коммунист Ф едор Береза уста­ новил огромный щит. Аршинными буквами он написал: «У нас почетное задание девятой пятилетки: за 60 дней сделать чашу для отходов горных пород. Дело нашей чести: за месяц пе­ реработать и перевезти на экран хранилища 250 тысяч кубо­ метров грунта». А на другом плакате цифры-ориентиры. Тот. кто достигнет указанной выработки, станет героем дня.

По предложению коммунистов собрали короткий митинг строителей. Первым взял слово машинист однокубового эк­ скаватора член партии Григорий Васильевич Мерзликин. Он сказал, что месячное задание не из легких и его невозможно выполнить, если работать вполсилы. Выход есть: пятидневное

задание делать за четыре

дня. И каждый из механизаторов

в состоянии этого достичь, если он будет трудиться на бое­

вом режиме. Лично он,

Григорий Мерзликин, решил при 132


сменной норме в 670 делать ежедневно по 800— 900 кубо­ метров. Мерзликина поддержал давний его соперник, экска­ ваторщик Михаил Стельмах. И огонек соревнования заго­ релся.

В первый день Мерзликин вынул 800 кубов, во второй — 1000, а в третий — 1500. Да так и остановился, как говорили его товарищи, на высокой ноте.

Целый месяц в Орлином логу шло настоящее сражение, не затихая ни на минуту. Задание было выполнено с превы­ шением. Такой же ударной оказалась и следующая тридцатидневка. Подсчитали: ПМК-5 «перевернула» и уложила в во­ донепроницаемое днище гигантской чаши полмиллиона кубо­ метров на десять дней раньше установленного срока.

Многие тогда в управлении Лебединского ГОКа дивились такому рекорду. Радовались и рабочие подразделения Зайки­ на, когда им за высокую производительность труда горком партии и исполком горсовета присудили Красное знамя. Но начальник колонны был убежден, что человеческому дерза­ нию предела нет.

И такой случай вскоре представился. Из главка «Союзтяжэкскавации» было дано указание срочно насыпать полотно для второй конвейерной линии роторного комплекса.

Трасса проходила через глубокий Фандюхин овраг, и ме­ ханизированному отряду предстояло уложить и утрамбовать 47 тысяч кубометров тяжелого грунта.

— Возможно ли это сделать? — засомневался один из специалистов.

— Надо взвесить все, — ответил Заикин и предложил провести чрезвычайное оперативное совещание, чтобы выра­ ботать точный курс для механизаторов. Внимательно вы­ слушали мнение ударников коммунистического труда, учли накопленный опыт и вновь пришли к выводу: делать ставку на живой огонь — испытанную силу социалистического со­ ревнования. Неделю объявили ударной. Пищу решили под­ возить к рабочим местам, чтобы не терять зря дорогого времени.

И вновь в колонну правофланговых встали коммунисты и

комсомольцы.

Машинисты

экскаваторов

Григорий Мерзли­

кин, Анатолий

Маклаков,

водители «КрАЗов» Василий Про­

скурин, Владимир Черских, Борис Алейников, бульдозеристы Дмитрий Тихановский и Иван Анисимов взяли обязательство рабочий процесс организовать так, чтобы за смену осваивать две кормы.

Понаблюдайте, к примеру, за тем, как работает на могу­ чем бульдозере Иван Анисимов. Старший прораб говорит о 133 нем, как о мастере, который обладает способностью чувство-


вать стальной нож бульдозера и безошибочно снимать слой грунта заданной толщины. Не раз прораб, вооружен­ ный приборами, проверял обработанные Анисимовым участ­ ки и каждый раз говорил, что у бульдозериста волшебные ру­ ки и идеальный глазомер. А Иван Анисимов в ответ на похва­ лу скромно замечал:

— Небрежно работать нельзя: совесть не позволит.

— Совесть — лучший контролер.

Когда водителю «КрАЗа» Борису Алейникову, сделавше­ му 32 рейса при норме 16, прораб сказал, что он молодец, тот улыбнулся:

— До конца смены еще два часа, и, если я сделаю сегод­ ня 45 рейсов, тогда вашу похвалу приму.

Алейников сдержал слово. Да иначе он и не мог посту­ пить, потому что привык дорожить честью кадрового рабоче­ го. И хоть он порядком в тот день устал, но душа радовалась. Радовалась тому, что все смены в первый день переработа­ ли и уложили в фундамент шестого конвейера 14 тыс. кубо­ метров грунта. На 6 тыс. кубометров больше задания.

На четвертый день, в полдень, Заикин подписал телеграм­ му в трест с кратким сообщением, что основание для кило­ метрового транспортера сооружено за 84 часа вместо задан­ ных 168. Сухие цифры. Но они говорили о том живом огне, с которым гвардейцы пятой ПМК претворяют в жизнь реше­ ния X X IV съезда КПСС.

В тот вечер Заикин не спешил уезжать из полевого го­ родка, разбитого близ роторного комплекса «Стойленский-2». Он взобрался на высокий мостик и молча наблюдал, как один за другим шли автомобили с породой в сторону гигантского отвала. Заикин только что огласил на собрании механизато­ ров телеграмму из Москвы, в которой руководители треста «Союзтяжэкскавация» выразили сердечную благодарность экскаваторщикам Григорию Мерзликину, Анатолию Маклако­ ву, Василию Аверьянову и Анатолию Бесхмельницыну, вы­ полнившим годовые нормы выработки.

До конца года еще далеко, а эта боевая четверка самых искусных мастеров рапортовала о победе.

— Золотые люди у нас работают, — проговорил Заикин, оглядывая степь, расцвеченную яркими фонарями карьера.

А. КЕПОВ

КЛАДОВАЯ КАМНЯ

По-утреннему гулкие коридоры техникума ведут к двери с белой табличкой «Музей минералогии и петрографии». Ти­ хо в огромной комнате, заставленной стеклянными шкафами. На их полках — тысячи и тысячи минералов.

Таинственно мерцает друза горного хрусталя — сросток прозрачных кристаллов, похожих на искусно обточенные ка­ рандаши, ограненные — крупные и совсем крошечные — тоньше спички. Сверкающие «лепестки» железных цветов арагонита, «сорванных» в одной из пещер Узбекистана. Дым­ чатые шестигранники кварца, фиолетовые зерна аметистов, спокойная и мягкая, будто весенняя зелень, окраска изумру­ дов, прихотливые узоры малахита. Разноцветье красок, блеск руд и драгоценных камней, геометрически правильные грани и причудливые сочетания кристаллов... ,

Скоро прозвенит звонок. Начнется и рабочий день заве­ дующей музеем Валентины Васильевны Евдокимовой. Кого поведет она сегодня в кладовую камня — ребят одной из школ города, студентов медицинского техникума? А может, уже назначена экскурсия для рабочих цементного или меха­ нического заводов, треста «Осколстрой», Стойленского руд­ ника?.. И куда отправится с ними Валентина Васильевна — на Урал, Кольский полуостров, в Карелию или к горным хреб­

там Тянь-Шаня?.., Впрочем, нет —■скорей всего речь

пойдет

о родных местах, о полной высокого

драматизма

истории

исследования и освоения уникального

клада железных руд в

центре России.

И Валентина Васильевна возьмет с открытого стеллажа се­ ровато-голубой, в причудливых белых прожилках цилиндр с неровными краями. И пояснит, что это керн — столбик руды, извлечен он из буровой разведочной скважины в 1930-е го­ ды . Тогда геологи обнаружили под Старым Осколом залежи богатых железных руд. В Приосколье в те годы не раз наве­ дывался сам Иван Михайлович Губкин — академик, неутоми-

135 мый энтузиаст Курской магнитной аномалии. Именно тогда,


осенью 1934 года, открылся в Старом Осколе геологоразве­

дочный

техникум. И. М. Губкин

добился

его перевода из

Москвы

сюда,

в центр исследований и разработки

богатств

КМ А. И

в том

же 1934 году

в техникуме

возник

музей.

Впрочем, музей — это слишком громко, просто коллекция минералов. Частная коллекция.

Молодой преподаватель петрографии Николай Михайло­ вич Рождественский носил ее на занятия, демонстрируя сту­ дентам. Учебная база техникума была скудна — приходилось мечтать о таблицах, макетах, муляжах. А тут подлинные ми­ нералы, и среди них довольно редкие.

У маленького музея сразу же нашлось множество друзей, возник кружок камнелюбов. И коллекция Рождественского обрела вторую жизнь, стала плодом коллективного собира­ тельства.

...Долго и тщательно готовились к первому походу, а Ни­ колай Михайлович, едва миновали городскую черту, свернул на Казацкие бугры и привел кружковцев в меловой карьер.

— Мы, друзья, у цели. — И, тая улыбку, поглядывал на озадаченные разочарованные лица, а потом предложил: — Достаньте геологические молотки, посмотрите — только ли мел здесь...

И вот уже несут преподавателю кусочек известняка, не­ уверенно спрашивают: «Это какая-то окаменелость?..»

— Совершенно верно. Остаток раковины морского жи­ вотного. Да-да, друзья, там, где вы сейчас стоите, было дно моря — юрского моря. В безбрежном водном бассейне пла­ вали живые существа. На дно медленно опускался известко­ вый ил. Различные илоядные ползали по дну. Вот этот обло­ мок — кусочек одежды одного из них. За миллионы лет на­ копилась толща ила, которая, окаменев, стала известняком. А потом море отступило, оставив вот эти холмы и впадины...

Но самое интересное и ценное упрятано гораздо глубже. Из­ вестняк и мел, словно надежная скорлупа, скрыли редкий клад — железное рудное тело. И следующий наш поход ту­ да, где пробили эту «скорлупу»...

Не раз отправлялись они к буровым вышкам и на первую шахту КМ А , уже носившую имя И. М. Губкина. Возвращались переполненные впечатлениями, плечи оттягивали рюкзаки с минералами.

Коллекции музея пополнялись. Камнелюбы, даже окончив техникум и простившись со Старым Осколом, не хотели по­ рывать связей, родившихся в кружке, в походах по родному краю. И шли в техникум посылки с образцами — из Казах­ стана, с Кольского полуострова, Кавказа, из Карелии, с Кам­ чатки. Музей перебрался из тесной подсобной комнатки в 136


просторную аудиторию. На его витринах и стеллажах размес­ тились тысячи экспонатов.

...22 июня 1941 года. Под вечер в техникуме появляется представитель военной комиссии. Он лаконичен: завтра к 8.00 очистить помещение для госпиталя.

1943-й. Кирпичное крошево. Горький чад пожара. Искле­ ванная осколками, покрытая копотью коробка того, что до оккупации было техникумом. Коллекция минералов исчезла. И следов ее долго не удавалось обнаружить.

Много времени спустя местный парнишка Андрюша Сне­ гирев сказал, что он заметил, как фашисты выбрасывали в яму вместе с мусором камни из музейной коллекции.

Спасти удалось примерно десятую часть. По сути, все при­ ходилось затевать заново. И Рождественский вместе с учени­ ками терпеливо, изо дня в день занимается поисками, сбора­

ми новых образцов.

каменной

летописи

Так составлялись новые «строки»

К М А ----самой подробной и интересной

коллекции

Староос­

кольского музея. Сегодня в ней рядом с первыми пробами, извлеченными из железных недр, — образцы всех видов руд аномалии. Они поражают и цветовой мозаикой и своими ка­ чественными характеристиками.

Темный порошок руды «синьки» с содержанием железа 66 процентов. Искристо-серая ровная поверхность куска же- лезо-слюдково-магнетитовой руды, содержащей 65 процен­ тов железа. У соседнего куска тот же сероватый цвет, но с приглушенной искрой и добавочным красноватым оттенком — это мартитовая руда (62 процента железа). Рыжие, бурые, вишнево-красные глыбы гематито-мартитовых, гидрогематитома[5титовых, сидерито-мартитовых руд, светло-коричневые зерна руды «краски», содержащей около 64 процентов ж е­

леза.

расцветка

кварцитов, но содержание железа

Ещ е богаче

в них меньше

наполовину.

А рядом — образцы полезных

ископаемых, входящих в состав вскрышных пород. Все они

уже нашли или ж дут своего применения в

народном хозяй­

стве.

железорудного

Своеобразная призма щедрых богатств

края.

К броской красоте минералов привыкаешь. Но разве мож­ но привыкнуть к молчаливому языку камня?

Б. ОСЫКОВ