Файл: КМА набирает высоту сборник статей, очерков об освоении Курской магнитной аномалии..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Харьков, Ленинград. И работает она, как и весь наш транс­ порт, круглосуточно, безостановочно, как часы.

Вместе с Авраамовым мы проследили по карте, как путе­ шествуют вагоны с Курской рудой. Выбрали один из тысячи товарных составов, тот, что отправился в Грузию.

И легко представить: мелькнет станция Арбузово, скро­ ются из глаз Соковнинки, Конышевка, станция с опереточ­ ным названием Марица. ' Простучат колеса мимо уютной и милой станции Деревеньки. А там уж пошла Украина: Харь­ ков, Красный Лиман, — и снова Россия: мимо станции Ли­ хая, Ростова и Армавира-Ростовского. На станции Веселое пересечет руда границу с Грузией. Покатится она по Черно­ морскому побережью Кавказа, удивляя обожженных солнцем курортников черным дымком, вьющимся над вагонами. По­ вернет на Тбилиси и остановится в нескольких километрах за ним, в Рустави. Там, в Рустави, Груз, Подлежащий Перевозке, вновь станет обычной железной рудой.

Весь этот путь, длиной в две тысячи сорок восемь кило­ метров, «маршрут» пробежит меньше чем за двадцать четы­ ре часа: руда следует без остановок, на правах хлеба. Впро­ чем, это и есть хлеб — для промышленности.

На холмах Грузии

Поужинал я еще в России, завтракал тоже в этой респуб­ лике. Обед пришелся на Украину. Вечером мы опять ехали по Российской Федерации. А проснулся на следующий день

вГрузии...

Вправое окно вагона било южное резкое солнце, рядом

плескалось сонное море. Временами оно подступало к поез­ ду, потом освобождало место пляжам и снова кидалось к самым рельсам, словно жаль ему было расстаться с желез­ ной дорогой.

Подлинные приметы сегодняшней Грузии — мощные, обо­ рудованные по последнему слову техники заводы, новейшие лаборатории, электронно-вычислительные центры. Эта «экзо­ тика» более всего интересовала меня.

Павел Александрович Церетели, заместитель главного ин­ женера Руставского металлургического, водил меня по заво­ ду, рассказывал о технических новинках в прокатке, в домен­

ных процессах. Пришли мы и на подъездные

пути

завода.

Прошлой зимой они сплошь были забиты вагонами со смерз­

шейся рудой.

не знаю, что

— Если б не горняки Ж елезногорска, право,

бы мы делали! — Церетели припоминает зиму и хмурится,

121 что, впрочем, удается ему с большим трудом.

Он

человек


улыбчивый, легкий. Ему нравится прокатка, и он рассказывает о ней с восторгом. Церетели невысок ростом, у него круглое, симпатичное лицо.

— Зима стояла редкая, мела настоящая пурга, морозы доходили до двадцати пяти градусов. В здешних местах я та­ ких и не помню... Вы обратили внимание на наши шоссе? Все дороги в трещинах. Потрескались зимой. А с рудой была просто беда.

Из Азербайджана руда иногда приходила- к нам мокрой, особенно в дождливое время года. Мы до сих пор не виде­ ли в этом ничего опасного. Поэтому и не было в Азербайд­ жане специального оборудования для сушки руды. Но в про­ шлую зиму... Смерзлась она. Вдоль всех подъездных путей стояли вагоны, не с рудой — с камнем... Не добывать же ее оттуда отбойным молотком.

И тогда мы попросили помощи. Как всегда, помогла Рос­ сия! Вот мы говорим — «пятидесятилетний юбилей Советско­ го Союза», «дружба народов»... В этих словах для каждого кроме всего прочего немало личного. Для нас, руставцев, реальным проявлением дружбы стала помощь горняков Рос­ сийской Федерации. Всю зиму к нам бежали составы с рудой

КМ А. Курская

руда спасла

не только наш завод, его домны,

его прокатные

станы. Она

спасла грузинские, армянские и

азербайджанские стройки, которым мы поставляем арматур­ ное железо. Ни на один день не прерывалась поставка труб.

Я думаю, не существует такой ситуации, которая не мог­ ла бы благополучно разрешиться Союзом республик. Наши связи крепче стальных труб, прочнее металла, который мы варим. Надо только быстро и умело эти связи использовать...

И тут я припомнил разговор в Ж елезногорске с начальни­ ком сектора коммерческой работы Михайловского железо­ рудного комбината Иваном Михайловичем Караваевым. В не­ давнем прошлом он заведующий отделом снабжения комби­ ната.

Жизненный путь, что привел его в снабжение, сложен. До Великой Отечественной — токарь, на фронте, откуда вернул­ ся с наградами и ранениями, — техник в авиации. После войны — мастер цеха, его начальник. Затем учеба в Москов­ ском технологическом институте местной промышленности и работа в Губкине директором комбината бытового обслужи­

вания. А далее — головоломки снабжения

сперва в тресте

«КМ Аруда», затем в

Ж елезногорске, на

комбинате.

— Прошлая зима

была

очень тяжелой, — вспоминал

Иван Михайлович. — Нам дали указание грузить руду в Руста­

ви. Понятное дело: у нас руду сушат, а в Азербайджане и да­

же в Криворожье нет

для

этого оборудования. Чтобы руда 122


не смерзлась в пути, мы ее просушивали до одного процен­ та влажности. Обычно — до шести, ну, до трех процентов...

А тут один процент! Летучий песочек. Но надо, нельзя же завод остановить. Правда, хлопот прибавилось: и с сушкой и с топливом.

Вы ж понимаете: лучше сушить — больше расход топли­ ва, то есть горючего газа. Однажды дошло дело до того, что нам просто перекрыли подачу газа: вы свои, мол, фонды вы­ брали полностью. И по-своему были правы: зима, в Ж елез­ ногорске стоят холода, а ведь наши городские котельные то­ же работают на горючем газе, они отапливают квартиры, школы, больницы, дома культуры...

Со снабженцами разговор короткий: достать мазут — и все. А где его возьмешь, ведь заранее не заказывали? Сти­ хия... Пришла на помощь Москва, а нам, правда, пришлось переделывать форсунки на дробильно-сортировочной фабри­ ке под мазут... Так что не просто далась нам сушка руды до одного процента.

Иван Михайлович тут же прикинул на счетах, во что обо­ шелся прошлогодний мороз на юге Михайловскому железо­ рудному комбинату. И сделал он это не по моей просьбе, скорее по привычке снабженца, вечно прикидывающего при­ ход-расход...

В ту тяжелую зиму не вам одним пришлось туго, Па­ вел Александрович! — сказал я, заканчивая рассказ о Кара­ ваеве и его хлопотах.

Перебои были, конечно, не только на заводе, но мне виднее наше производство. Я представляю, что за обстано­ вочка сложилась, к примеру, в Главснабе республики. От снабжения все зависит, это уж точно. Но, должен сказать, снабженцы ни в чем нас не подвели...

В кабинете начальника Главснаба Грузии висит карта За­ кавказья, у окна защитой от палящего солнца стоит в кадке рослая и мохнатая пальма. Винтовое кресло придвинуто к ог­ ромному столу, на нем перекидной календарь и еще кален­ дарь-ежедневник с отрывными листочками: кому звонить, ко­ му писать, с кем встретиться... Винтовое кресло легко пово­ рачивается со своим весьма грузным владельцем к семи те­ лефонам разного цвета и селектору — все это оборудование установлено на отдельном маленьком столике. Письменный стол завален папками, бумагами.

Голос у хозяина кабинета Михаила Галактионовича Кодуа сорван, и это не простудное заболевание, а профессиональ­ ное.

123 Мне было назначено явиться строго в десять часов утра.

Боясь опоздать, я прибыл без пяти минут ровно. Помощник Кодуа пожал плечами и сказал, что еще рано, слишком рано, еще целых пять минут. Ровно в десять, едва пропищал не­ дремлющий «Маяк» свои шесть тире, меня пригласили в ка­ бинет.

Михаил

Галактионович ни

разу не

дал мне

понять, как

он занят. Ни слова не было

сказано о регламенте разгово­

ра. И все

же точность жизни

этого

учреждения

заставила

меня самого ограничить круг вопросов.

По образованию Михаил Галактионович инженер-механик. Ныне он возглавляет аппарат учреждения, в руках которого находится снабжение всей промышленности такой развитой республики, как Грузия. Главснаб Грузии располагает своим вычислительным центром, для него строится сейчас новое шестиэтажное здание. В главке установлена электронная «Минск-22», будет скоро смонтирована еще одна ЭВМ , обе они станут решать задачи наиболее экономичного, рацио­ нального снабжения.

— Наши математики, — рассказывает Михаил Галактио­ нович, — например, составили алгоритмы программы «А С У — металл», теперь она принята всеми республиками страны. Смысл ее в том, чтобы сделать грузопотоки металла от до­ мен к потребителям как можно более дешевыми, короткими, в общем, оптимально экономичными. Рассчитаны выгодней­ шие варианты поставок металла всем его потребителям, а их тысячи, десятки тысяч по стране. И расположены они в раз­ ных краях республики. При этом следует учесть марки ста­ лей и чугуна, специфические потребности и возможности каждого завода. Короче: в одной задаче уйма известных и неизвестных, а вариантов решения столько, что справиться с ней вручную, дедовскими методами немыслимо, физически невозможно.

Михаил Галактионович, а прошлой зимой помогли чемнибудь счетно-решающие машины? Ведь то был непредвиден­ ный случай, его не могла учесть составленная заранее про­ грамма?

Верно, случай был непредвиденный, а выход все же был найден не без помощи ЭВМ.

Не обязательно мороз срывает те или иные поставки, могла быть и другая причина: землетрясение, скажем, навод­ нение или что-то еще. Для нас важно последствие: нельзя транспортировать руду из Азербайджана. Как быть? Машины рассчитывают другой и наиболее экономичный вариант поста­ вок. Но этого мало, главное ведь не в том, чтобы отыскать

этот вариант с учетом близости

другого рудника,

это было

бы слишком просто. Надо учесть

и массу других

привходя124


щих факторов: транспортный поток — есть ли в этом направ­ лении пустые вагоны, далее — будут ли нормально рабо­ тать предприятия, если у них часть руды заберут на другой завод. Таких вводных десятки и сотни. Их рассчитать точно с помощью ручной техники очень трудно, порой и невозмож­ но. Но найти нового поставщика — половина дела. Надо пе­ ресчитать ему фонды на дополнительную переработку и суш­

ку руды, прибавить фондов горючего газа,

мазута и т. п.

Без наших ЭВМ , без электронной аппаратуры Госснаба при

Совете Министров СССР на решение таких

задач (я имею в

виду оптимальный вариант) ушли бы недели, а что такое не­

деля, когда требуется именно срочная помощь? Ведь если

домна не получит руду, ее придется гасить...

Пять лет назад такой эпизод мог вполне приобрести дра­

матический характер,

за ним

могли последовать события

весьма, быть может, печальные, и не только для металлур­

гии, но и для

смежных

с ней

отраслей промышленности.

А сегодня мы

с этой задачей справились если не шутя, to, во

 

всяком случае, быстро, оперативно, без больших потерь.

 

Пока решено всего несколько общесоюзных задач снаб­

 

жения типа «А С У — металл». Но пройдут одна-две пятилетки,

 

единая «А С У — снаббыт» вберет в свою память

все народ­

 

ное хозяйство страны, и тогда снабжение получит несколько

 

вариантов решения любой головоломной задачи:

оптималь­

 

ный, запасной, страховочный...

 

 

И он, прощаясь, протянул мне свою большую руку.

 

...Научиться «соединять научно-технический

прогресс с

 

преимуществами социализма» — так было сказано на XXIV

 

съезде партии. В применении к снабжению это означает преж­

 

де всего плановость, учет интересов всех республик и точ­

 

ность, которая зависит сейчас от ввода в строй

новых ЭВМ,

 

от новых алгоритмов все более сложных задач...

 

 

Прямо из Главснаба я отправился на тбилисский «Центро-

 

лит», к нему ведет следующий этап путешествия курской ру­

 

ды . Мне сказали, что завод находится в Авчале, пригороде

 

Тбилиси. По дороге я все время силился припомнить, откуда

 

мне знакомо это слово — Авчала. Авчала. Авчала... Да ведь

 

это та самая Авчала, которая упоминается еще в Ленинском

 

плане ГОЭЛРО! Именно здесь в двадцатые годы была по­

 

строена Земо-Авчальская гидроэлектростанция.

 

 

В камере, залитой до половины водой, находились отлив­

 

ки. Сверху к ним подвели огромный электрод. Вспышки мол­

 

нии, глухой разряд — и от готового литья откололись куски

 

прикипевшей к нему земли. Тридцать пять тысяч вольт за­

125

ключены в сверкающей сквозь водяную толщу искре!

Через эту электрическую камеру прошел и тот металл, что


выплавлен из руды КМ А. Я внимательно вглядывался в стек­ лянный экран камеры, за которым плясала и билась большая искра. Энергия ее пришла сюда из Земо-Авчальской ГЭС, по­ строенной по великому плану переустройства Страны Сове­ тов, намеченному и подписанному В. И. Лениным.

В Араратской долине По железнодорожной накладной, выписанной на станции

Авчала, дальнейший путь

курской

руды был обозначен чет­

ко: Ереван, Закавказской

ж. д.,

станкостроительный завод

имени Дзержинского.

 

 

Строго следуя маршрутному курсу руды, я приехал в Ар­ мению. Дорога мимо Севана отличная, гладкая, машина не­ сется словно по воздуху. У самого Еревана, старинного и прекрасного Эребуни, основанного еще в 782 году до нашей эры, у великолепного Еревана, выстроенного из разноцвет­ ного туф а, вдруг огромная тень птицы пересекает шоссе. Ги­ гантская чайка прикрывает его своим многометровым кры­ лом. Под ним гудят мощные самосвалы, скользят элегантные «Волги» и «Жигули». И я тоже пронесся под ним в машине, ощутив себя под материнским крылышком. С этого удиви­ тельного момента путешественник как бы приобщается к Еревану.

Я вспомнил об этом ощущении, когда мы с главным кон­ структором станкозавода имени Дзержинского Арой Асатуровичем МирзоянОм бродили по вечернему Еревану. Аре Асатуровичу тридцать семь лет, но выглядит он моложе. Ереван он знает великолепно. Аре Асатуровичу, по-видимому, радостно было открывать для меня маленькие и тихие улоч­ ки древнего, как мир, города.

Накануне мы вдосталь наговорились о заводских делах. Ходили по большим и светлым цехам завода, и Мирзоян по­ казывал мне, как постепенно ржавое, неотесанное литье шли­ фовалось, обрастало сложными деталями и узлами, наращи­ вало вес, превращаясь понемногу в токарный станок — одно из конечных изделий куска руды КМ А.

-- — Начинал я на заводе учеником лекальщика, потом учился в институте, стал инженером, — рассказывал о себе Мирзоян. — Но первым моим учителем был мастер Михаил Антонович Асланян. Он один из тех, кто создавал завод пос­ ле революции. Сейчас на пенсии, но частенько приходит на завод. А когда не приходит, мы посылаем за ним. Асланян в своем деле академик, он может решить проблему, от ко­ торой все отступились, считая ее безнадежной. Вдруг появ­ ляется Асланян и показывает, как надо обработать деталь,